Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация универсальных учебных действий
Примерные задания по биологии для формирования коммуникативных УУД
Задание 1. Изучить примерную рабочую программу по биологии (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С., 2012). Заполнить табл.9 по представленному примеру. Таблица 9 Планируемые метапредметные образовательные результаты
Задание 2. Соотнесите виды УУД и результаты развития УУД.
Задание 3.Прочитайте фрагменты урока по биологии. В соответствии с действиями на уроке определите, какие виды УУД формируются у учащихся на данном этапе урока.
Тема урока «Многообразие насекомых»
Задание 4. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое действие.
Какие понятия соответствуют этим признакам? 1. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, - между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том: “Какое значение, смысл имеет для меня учение?” И уметь находить на него ответ. 2. Проявляется исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. 3. Делится на три вида: личностное, профессиональное, жизненное. Задание 5. Что является главной отличительной особенностью ФГОС в области формирования познавательных учебных действий? Оформите свои мысли в виде эссе. Задание 6.Заполнить колонку «Формируемые УУД».
Тема: «Строение листа и его значение в жизни растения»
Задание 7.Распределите задания на уроке биологии в соответствии с УУД.
Задания на уроке биологии. 1. Изучив природу родного края, подумайте и ответьте, что особенно вам нравится в той местности, в которой вы живете, какие растения вы считаете особенно красивыми и почему? Считаете ли вы своей задачей бережно относиться к природе родного края? 2. Прочитайте текст в учебнике. Из упомянутых в статье растений выберите группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. Составьте их классификацию. 3. Обсудите в малых группах пути решения экологических проблем района, в котором вы живете. Подготовьте выступление на заданную тему. 4. Дайте оценку выполненного задания.
Тема 6. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Цель: усвоение приемов формирования эмоционально-ценностного отношения к миру. Опорные знания: опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности как компонент содержания образования, приемы формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности включает взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности. Мировоззрение–целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Ценностные ориентации–детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности. Идеал–образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Убеждения – высшая форма направленности личности, в психологическую структуру которой входят мировоззрение и стремление к его осуществлению в деятельности других. Убеждение в этом значении – высший уровень личности, подчиняющий себе процессуально ее познавательные, эмоциональные и волевые свойства, содержательно являясь ее идейностью.
Задание 1. Подготовить хрестоматийный материал к определенному уроку, который вызывает эмоциональное отношение. Задание 2. Разработать задания, требующие обсуждения какой-либо нравственной проблемы, ценностной ориентации или принятия решений.
Вопросы для самоконтроля: 1. Почему понятие считают главной дидактической единицей в содержании предмета «Биология»? 2. Какое значение в формировании биологических знаний имеют фундаментальные понятия? 3. Почему нельзя давать учащимся биологические понятия в готовом виде? 4. Можно ли считать выражения «формирование понятий» и «развитие понятий» тождественными? 5. Каковы основные положения теории развития биологических понятий? 6. Какое место занимают экологические понятия в содержании школьного курса биологии? 7. Назовите и кратко охарактеризуйте различные способы образования биологических понятий. 8. Какое значение имеют сравнение и анализ в образовании биологических понятий? 9. Какие биологические понятия называют специальными, локальными, общебиологическими? 10. Почему деятельность относят к компонентам содержания предмета «Биология» в общеобразовательной школе? 11. В чем разница между умением и навыком? 12. Как происходит формирование умений и навыков в процессе обучения биологии? 13. Какое значение имеют интеллектуальные умения в обучении биологии? 14. На каких условиях происходит успешное формирование умений и навыков в области биологии? 15. Что является основным показателем результативности умственного развития учащихся? 16. Что понимают под общими умениями? 17. Какая группа общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия? 18. Какие два способа формирования познавательных умений можно выделить в образовательном процессе? 19. Какие учебные действия относятся к логическим? 20. Какие положения входят в регулятивные учебные действия, согласно ФГОС? 21. Какие критерии сформированности регулятивных учебных действий должны использоваться учителем согласно ФГОС? 22. Что подразумевает профессиональная составляющая личностных действий? Тестовые задания для самопроверки 1. Дополните: Чувственно-наглядные образы предметов и явлений называются … 2. Дополните: Форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений - … . 3. Установите правильную последовательность индуктивного пути усвоения понятия: а) Работа с определением понятия, в котором нужно выделить путем анализа родовое слово, существенные признаки, последовательность их изложения. б) Обобщение главных особенностей, формулирование определения понятия. в) Наблюдение объектов и явлений и определение их особенностей. г) Сопоставление особенностей и выделение среди них главных существенных особенностей, которые будут рассматриваться как существенные признаки понятия. д) Применение нового понятия на практике, его связь с уже усвоенными. 4.Установите правильную последовательность дедуктивного пути усвоения понятия: а) Выделение и усвоение признаков и связей понятия. б) Закрепление признаков и связей. Установление связей с другими понятиями. в) Определение понятия. г) Применение понятия в новой учебной ситуации. 5. Установите правильную последовательность этапов формирования умений: а) Показ учителем образца выполнения действий. б) Показ значения умения и постановка цели овладения им. в) Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий. г) Самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи д) Тренировочные упражнения для овладения умением. 6. Установите соответствие:
7. Выберите верную формулировку. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ... а) организацию учебной деятельности, б) смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в) ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения), г) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение проблемы и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных целей. 8.«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: а) образовательного пространства Российской Федерации»; б) основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования». 9.Завершите предложение, используя один из предложенных вариантов. Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить …. а) программу развития; б) индивидуальную образовательную траекторию; в) жизненные планы; г) взаимоотношения. 10.Из списка предложенных универсальных учебных действий выберите лишь те, которые относятся к регулятивным. Групповая и парная работа Дискуссия Деловая игра Ситуация успеха 5.Планирование 6. Целеполагание 7. Составление плана и последовательности действий 8. Прогнозирование Глава 4. Технологии обучения биологии
Тема 1. Методы обучения. Цель: обучение правильному отбору методов в процессе обучения биологии. Опорные знания: понятие «метод обучения»; классификация методов обучения биологии; методы обучения, различающиеся по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод); методы и методические приемы; уровни усвоения знаний и умений учащихся и их соотношение с методами обучения. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Методический прием – это составная часть метода. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников: 1. Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение – передача учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использование средств наглядности. Деятельность учителя: учитель сообщает фактические сведения, объясняет причинно-следственные связи, раскрывает общие понятия и закономерности, демонстрируя при этом средства наглядности или использует современные технические средства обучения для передачи знаний. Деятельность учащихся: учащиеся воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Выполняют самостоятельные работы, которые ограничиваются извлечением и запоминанием сведений, непосредственно выраженных в том или ином источнике знаний : например, в таблицах, в атласе и т.д. 2. Репродуктивный метод. Основное назначение – научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу. Деятельность учителя: организует деятельность учащихся, предлагая им типовые, повторяющиеся из темы в тему задания для самостоятельной работы, способ выполнения которых учащимся знаком. Деятельность учащихся: применяют знания и умения по образцу, руководствуясь типовыми планами, инструкциями о порядке действий, этапами работы. 3. Метод проблемного изложения. Основное назначение – показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Деятельность учителя: учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимся и решает ее сам, раскрывая ход рассуждения ученого (коллектива ученых). Деятельность учащихся: следят за логикой доказательства, усваивая этапы решения проблемы. 4. Частично-поисковый метод. Основное назначение – постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся творческое задание, способ выполнения которого учащимся заранее неизвестен. Расчленяет задание на взаимосвязанные вопросы, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Руководит деятельностью учащихся. Деятельность учащихся: воспринимают и осмысливают задание в целом и самостоятельно решают часть предлагаемых им познавательных задач. Осуществляют поисковую деятельность под руководством учителя. 5. Исследовательский метод. Основное назначение – приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности. Деятельность учителя: составляет и предъявляет учащимся проблемное задание. Деятельность учащихся: воспринимают, осмысливают и решают проблему в целом.
Задание 1. Разработать схему, на которой показаны элементы содержания биологического образования и для каждого обозначены методы обучения, способствующие его усвоению. Задание 2. Проанализировать вопросы и задания в одном из школьных учебников биологии (по какой-либо теме или разделу курса). К каким уровням усвоения знаний они относятся? Какую дидактическую цель преследуют? Задание 3. По образцу заполнить табл.10. Таблица 10 Методы обучения биологии
Задание 4.Сравнить два типа вопросов к ученикам по одной и той же теме. Соотнести их с методами обучения. 1. а) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. б) Сравните курицу и рыбу. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена у скелету? С чем это на ваш взгляд связано? 2. а) Как устроено ухо пресмыкающихся? б) Какие требования к органам слуха диктует воздушная среда?
Тема 2. Педагогические технологии обучения биологии. Цель: ознакомление с педагогическими технологиями и обучение применению их в учебном процессе. Опорные знания: понятие «технология обучения», группы и виды педагогических технологий. Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий – такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т.е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Особые черты технологии обучения: - разработка диагностично поставленных целей обучения; - направленность на гарантированное достижение учебных целей; - оперативная обратная связь посредством диагностирующих проверочных работ; - обязательная оценка текущих и итоговых результатов обучения; - воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения любым учителем. Педагогические технологии, применяемые в методике обучения биологии: 1. Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик биологических объектов. 2. Технология применения опорных логических конспектов (сигналов). 3. Технология деятельностного подхода (метода) ТДМ. 4. Технология дифференцированного обучения. 5. Модульная технология. 6. Технология проблемного обучения. 7. Технология проектной деятельности школьников. 8. Мультимедийные технологии обучения. 9. Образовательные путешествия. 10. Классические попперовские «Дебаты».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |