Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология проблемного обучения.Характеризуется тем, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем. Основные понятия проблемного обучения: 1) Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения ученика, явно или смутно осознаваемое. Пути преодоления проблемной ситуации требует поиска новых знаний, новых способов деятельности. Основное свойство проблемной ситуации - вызывать заинтересованность в принятии и решении проблемы. 2) Учебная проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную проблему, когда ученик осознает этот элемент, вызвавший затруднение, и принимает его к решению. Приемы создания проблемных ситуаций выбираются учителем исходя из содержания изучаемого материала. Формы выражения проблемы: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание. Для них характерно противоречие между имеющимися знаниями и известными способами действий - с одной стороны, и требованиями задания - с другой. Поэтому их решение связано с поиском новых способов деятельности. Критерии формулировки учебных проблем следующие: 1) проблема должна раскрывать основное понятие урока и направлять на усвоение их содержания; 2) должна быть интересной; 3) соответствовать уровню развития учащихся; 4) учащиеся должны суметь путем анализа, синтеза, сравнения прийти к обобщению. Например, не являются проблемными следующие вопросы: почему белок является основой жизни? В чем состоит защитное значение свертывания крови? Оба вопроса не соответствуют третьему критерию. Учащиеся слишком мало знают о химии белков, чтобы самостоятельно делать какие-либо предположения. Второй вопрос о свертывании как защитной функции слишком прост, большинство учащихся сразу дают верный ответ при его постановке. Этапы решения проблемы: · Осознание проблемы, вскрытие противоречия. · Формулировка гипотезы. · Доказательство гипотезы. Общий вывод. Подведение итогов решения проблемы. Степень самостоятельности при решении проблемных вопросов и заданий может быть разной: незначительной, когда учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно намечают план поиска решения проблемы и решают; значительной, если учащиеся сами создают проблемную ситуацию, формулируют проблему, планируют её решение и решают. На уроках биологии можно использовать этот вид обучения не всегда. Например, такие темы, как строение организмов, структура клетки, свойства нуклеиновых кислот требуют конкретных знаний по рассматриваемым объектам. К тому же организация проблемного обучения сопряжена с большими затратами времени. Чрезмерное увлечение решением проблем вызывает перерасход учебного времени, что ограничивает его массовое использование.
Модульная технология. Основная идея – ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Основополагающее понятие в этой технологии – модуль. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модульная программа представляет собой многослойную структуру, состоящую из модулей разного порядка. Учебный элемент–это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно. В модулях используются разнообразные носители учебной информации. В зависимости от носителя выделяются разные типы учебных элементов (табл. 11).
Таблица 11 Типизация УЭ на основе носителя учебной информации
На каждый модульный урок разрабатывается инструкция с указанием учебных элементов, учебного материала с указанием заданий и руководства по усвоению (табл. 12). Таблица 12 Модуль М 1 – тема
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |