Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология проблемного обучения.

Характеризуется тем, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.

Основные понятия проблемного обучения:

1) Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения ученика, явно или смутно осознаваемое. Пути преодоления проблемной ситуации требует поиска новых знаний, новых способов деятельности. Основное свойство проблемной ситуации - вызывать заинтересованность в принятии и решении проблемы.

2) Учебная проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную проблему, когда ученик осознает этот элемент, вызвавший затруднение, и принимает его к решению.

Приемы создания проблемных ситуаций выбираются учителем исходя из содержания изучаемого материала.

Формы выражения проблемы: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание. Для них характерно противоречие между имеющимися знаниями и известными способами действий - с одной стороны, и требованиями задания - с другой. Поэтому их решение связано с поиском новых способов деятельности.

Критерии формулировки учебных проблем следующие:

1) проблема должна раскрывать основное понятие урока и направлять на усвоение их содержания;

2) должна быть интересной;

3) соответствовать уровню развития учащихся;

4) учащиеся должны суметь путем анализа, синтеза, сравнения прийти к обобщению.

Например, не являются проблемными следующие вопросы: почему белок является основой жизни? В чем состоит защитное значение свертывания крови? Оба вопроса не соответствуют третьему критерию. Учащиеся слишком мало знают о химии белков, чтобы самостоятельно делать какие-либо предположения. Второй вопрос о свертывании как защитной функции слишком прост, большинство учащихся сразу дают верный ответ при его постановке.

Этапы решения проблемы:

· Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

· Формулировка гипотезы.

· Доказательство гипотезы.

Общий вывод. Подведение итогов решения проблемы.

Степень самостоятельности при решении проблемных вопросов и заданий может быть разной: незначительной, когда учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно намечают план поиска решения проблемы и решают; значительной, если учащиеся сами создают проблемную ситуацию, формулируют проблему, планируют её решение и решают.

На уроках биологии можно использовать этот вид обучения не всегда. Например, такие темы, как строение организмов, структура клетки, свойства нуклеиновых кислот требуют конкретных знаний по рассматриваемым объектам. К тому же организация проблемного обучения сопряжена с большими затратами времени. Чрезмерное увлечение решением проблем вызывает перерасход учебного времени, что ограничивает его массовое использование.

 

Модульная технология.

Основная идея – ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

Основополагающее понятие в этой технологии – модуль.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модульная программа представляет собой многослойную структуру, состоящую из модулей разного порядка.

Учебный элементэто последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.

В модулях используются разнообразные носители учебной информации. В зависимости от носителя выделяются разные типы учебных элементов (табл. 11).

 

Таблица 11

Типизация УЭ на основе носителя учебной информации

Учебный элемент (УЭ) Носитель учебной информации Указания ученику к применению
Текстовой Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т.д.
Табличный Таблицы, графики, блок-диаграммы Определи, сравни, опиши динамику изменения и т.д.
Иллюстратив-ный Фото, рисунки, репродукции Определи, что изображено, составь рассказ, опиши и т.д.
Словесный Учитель, докладчик, лектор Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т.д.
Компьютерный Базы данных, мультимедийные средства обучения Прочитай файл, познакомься с определителем, выполни тест, выполни практическую работу и т.д.
Аудиовизуаль-ный Видео, кино, слайды, записи, диски Ответь на вопросы, составь свой комментарий и т.д.
Натурный Биологические объекты и явления на местности Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т.д.
Смешанный Несколько носителей информации Разнообразные

 

На каждый модульный урок разрабатывается инструкция с указанием учебных элементов, учебного материала с указанием заданий и руководства по усвоению (табл. 12).

Таблица 12

Модуль М 1 – тема

Учеб-ный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материала
УЭ 0   Интегрирующая цель. По завершении работы над учебными элементами учащийся должен: Знать: Уметь: Используй для усвоения модуля: Учебник (авторы, название, класс, год издания); атлас (класс) и т.д.
Э 1,2…n   Цель: Примеры заданий: 1. Прочитайте текст на стр. 2. Ответьте на вопросы: 3. Проанализируйте рис. … на стр. … 4. Зарисуйте схему … 5. Выпишите определения … 6. На основе анализа текста выясните 7. Выполните задание № на стр. … 9.Анализируйте диаграммы и ответьте на следующие вопросы, и т.д. Контроль: Устно Работа с рис. на стр. Работа с тетрадью Работа с тетрадью Работа с текстом, запись выводов в тетрадь Устно Работа с диаграммой и т.д.
УЭ n Выходной контроль (контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль). 1. Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей. 2. Ответьте на вопросы теста … (или задаются контрольные вопросы) 3.Суммируйте баллы и выставляйте оценки   В тетради

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...