Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы проверочных работ по биологии

 

Приемы словесной группы методов Практические приемы
- написание реферата; -сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений; - участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; - оценивание сообщения другого ученика; - доклад по литературным источникам; -составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос; - решение биологических задач; - ответ по тестовым заданиям; - заполнение рабочей тетради; - коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске; - участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ); - создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре; - доклад на заданную тему с презентацией - узнавание препарата под микроскопом или лупой; - монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.); - выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения; - самостоятельное выполнение лабораторной работы  

Задача учителя - на основе обнаруженных недочетов в достижениях учащихся принимать меры к их ликвидации, одновременно совершенствуя свое педагогическое мастерство, поскольку большая доля успеха в обучении зависит от деятельности учителя.

 

Тема 2. Оценивание в обучении биологии.

 

Цель:разработка вопросов и заданий для контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Опорные знания: типология проверочных вопросов и заданий в соответствии с уровнем усвоения учебного материала; объективность отметки; тестовый контроль результатов обучения.

 

Пакет контрольно-измерительных материалов (КИМ) по биологии должен включать:

- показатели ожидаемой «предметной» готовности учащихся 5 класса к изучению основных тем и разделов курса «Биология»;

- образцы проверочных заданий для проведения входной диагностики;

- образцы учебных заданий для диагностики текущего освоения крупных тем/разделов курса «Биологии» (учебные задачи и учебные ситуации);

- образцы проверочных работ для итогового контроля;

- методические рекомендации по их проведению, оцениванию и использованию результатов;

- рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки предметных результатов учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания.

Отметка– это количественное выражение результата обучения.

Оценка – процесс диагностики и выставления отметки.

Оцениваниеделится на два вида : формирующее и суммирующее.

Формирующее оценивание:

1. Встраивается в личностно-ориентированное обучение.

2. Носит системный характер.

3. Оценивается как результат, так и процесс.

4. Отслеживает прогресс каждого обучающегося.

5. Ориентирован на формирование умений.

Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки можно представить в виде следующих последовательных действий:

а) определение планируемых результатов обучения;

б) организация деятельности учащегося по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;

в) сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи (лист обратной связи).

Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:

· ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;

· получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;

· получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;

· овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.

Примеры листов обратной связи представлены в приложении 4.

Использование листов обратной связи в режиме формирующего оценивания еще не получило широкого распространения в мировой педагогической практике, однако в ряде западных стран уже применяются такие листы для оценки:

· письменных работ учащихся,

· деятельности обучаемого в ходе семинара,

· выполнения учащимся практической работы,

· эффективности работы обучаемого в группе. В случае формализованной обратной связи (именно формализованный вариант на практике и является основным) наряду с заполнением табличных форм широко применяются специальные символы.

Ниже представляется вариант формализации символов обратной связи (Фишман, Голуб, 2012) (табл.19).

Все условные обозначения вводятся постепенно, по мере того как учащиеся осваивают операции, к которым учитель дает комментарии.

Таблица 19

Символы для обратной связи

 

Условное обозначение Значение символа
А) призывают совершить мыслительную операцию для продвижения по уровням образовательных результатов
Þ Сделайте вывод
Арг Приведите (приведите дополнительные) аргументы для обоснования вывода
Л Покажите логическую связь
/ Детализируйте
} Обобщите
Дайте свою оценку
Проведите аналогию
О Сравните
D Укажите / восстановите причинно-следственные связи
Сделайте прогноз
Рассмотрите другие (все) варианты

 

Б) призывают устранить ошибку
Вернитесь к формулировке задания и убедитесь, что вы выполняли именно его
Устраните противоречие в ваших суждениях
Арг Исправьте ошибку в аргументах
Исправьте логическую ошибку
Ф Исправьте фактическую ошибку
+/- Исправьте вычислительную (-ые) ошибку (-и)
? Сформулируйте четко
Устраните многозначность
Убедитесь в уместности употребления понятия в данном контексте
Проверьте на модели

 

В) призывают улучшить работу в деталях
Ex Приведите примеры
И Подтвердите данными из исторического или художественного источника
Ком. Прокомментируйте это суждение
Т Используйте специальную терминологию
Развейте эту мысль
[ ] Вернитесь к теме или поясните связь с темой
Проверьте последовательность и переструктурируйте
! Представьте свою мысль графически
Ex¯ Сократите объем описания примера
Г) для указания на ошибки в речевом оформлении (для самостоятельного поиска и исправления учеником)
Рт Тавтология
СТ Стилистическая ошибка
Г Грамматическая ошибка
I Орфографическая ошибка
V Пунктуационная ошибка
≈ск Однообразие в использовании синтаксических конструкций
≈мк Однообразие в использовании морфологических категорий
Слишком длинное предложение
¢ Излишняя многословность
Z Не выделен абзац
X Неоправданно выделен абзац
ЛП Необоснованный повтор мысли
Д) для оценки \ самооценки общего состояния работы
J! Заявленный уровень достигнут, можно достичь большего
J Заявленный уровень достигнут
K Работа близка к заявленному уровню
L Работа далека от заявленного уровня

В процессе применения технологии формирующей оценки учащийся начинает контролировать себя, сам выбирать способы деятельности и сам оценивать результаты. Тем самым учащийся получает опыт постановки целей, планирования результатов и контроля уровня их достижения, формируя собственные ключевые компетентности.

Внешнее(суммирующее, стандартизированное) оценивание производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения, не включенным в процесс подготовки к проводимому тестированию, то есть внешним по отношению к образовательному процессу. Этот способ оценивания предполагает сравнение одного ученика с другим путем сравнения каждой работы с эталоном. При внешнем оценивании соблюдаются следующие правила:

1) все учащиеся должны находиться в равных условиях, для этого разработчик теста дает специальные указания по его проведению и способам интерпретации результата;

2) содержание теста должно унифицироваться. Стандартизированный тест обеспечивает возможность сравнения полученных с его помощью данных от различных тестируемых.

Внешнее или суммирующее оценивание подводит итоги обучения, черту под определенным этапом обучения. Суммирующая оценка ориентирована на всю совокупность учащихся (класс, параллель, все школьники страны данного возраста). Она призвана единообразно зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования. Внешнее оценивание производится с помощью нормативно-ориентированных тестов (баллы, полученные учащимся, интерпретируются относительно нормы – соответствующим образом обоснованных, статистически полученных значений выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых), в централизованном порядке.

Экзаменационные работы по биологии после 9 класса (ИГА) за 2015 год содержат 32 задания, после 11 класса (ЕГЭ) 40 заданий, где проверяются знания всех разделов обязательного минимума содержания школьного биологического образования по ФГОС (табл. 20).

Таблица 20

Проверяемые разделы биологии

 

9 класс 11 класс
Биология как наука   Биология как наука. Методы научного познания
Признаки живых организмов   Клетка как биологическая система
Система, многообразие и эволюция живой природы Организм как биологическая система
Человек и его здоровье   Система и многообразие органического мира
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Организм человека и его здоровье
  Эволюция живой природы
  Экосистемы и присущие им закономерности

 

Задания разделены на две части. Задания первой части полагают выбор одного ответа, ответа в виде последовательности цифр, из них 3 – с множественным выбором, 4 – на установление соответствия и 1 – на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений. Часть 2 содержит задания с развернутым ответом.

В работе представлены задания трех уровней сложности. На задания базового уровня после 9 класса приходится 69% от общего количества заданий экзаменационного теста; повышенного – 22%; высокого – 9%. После 11 класса количество заданий повышенного и высокого уровня сложности увеличено до 55% (табл.21).

Таблица 21

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...