Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические и лабораторные работы

Класс Тема практического занятия
   

Задание 2. Разработать фрагмент урока с проведением одной программной практической работы (по выбору).

 

Тема 4. Формы организации учебной деятельности на уроках биологии.

 

Цель: ознакомление с формами организации учебной деятельности на уроках биологии.

Опорные знания: фронтальная, индивидуальная и коллективная формы организации учебной деятельности, виды коллективной работы, деловые и ролевые игры, дискуссии.

Фронтальная форма, при которой учитель работает со всем классом, управляет деятельностью всех учащихся, которые выполняют единое для всех задание.

Индивидуальная форма, при которой каждый ученик работает самостоятельно по заданию учителя, не имея контакта с другими учениками.

Коллективная форма сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся и предполагает работу в группах. Основные признаки коллективной работы:

1. Цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы.

2. Организация деятельности предполагает разделение труда.

3. В процессе работы между членами коллектива устанавливаются отношения ответственности и зависимости.

4. Контроль над деятельностью частично осуществляется самими учащимися.

 

Задание 1. По одной из тем разработать примеры фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности школьников.

Задание 2. Разработать сценарий ролевой или деловой игры для одного из уроков биологии.

Задание 3. По определенной теме подобрать вопросы, допускающие разные точки зрения и организацию дискуссии.

 

 

Тема 5. Подготовка учителя к уроку.

Цель: составление рабочей программы, тематического и поурочного планов.

Опорные знания:планирование учебной работы, требования к составлению рабочей программы, особенности тематического планирования, требования к поурочному планированию, формулировка целей урока, структурирование урока по смысловым блокам.

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету; индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта; средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

На основе требований федерального государственного образовательного стандарта (раздел 3, пункт.18.2.2.), рабочая программа должна иметь обязательные компоненты:

- титульный лист;

- пояснительная записка (общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане, описание цели и ценностных ориентиров содержания учебного предмета);

- содержание учебного предмета, курса с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся;

- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Календарно-тематический план –это выделение системы уроков по теме, взаимосвязанной целью, содержанием обучения, организацией познавательной деятельности школьников. Он раскрывает последовательность изучения разделов и тем программ, устанавливает распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины. В календарно-тематическом плане могут быть отражены:

- темы раздела рассматриваемой программы;

- количество часов, отводимое на данную тему;

- основное содержание темы;

- характеристика основных видов деятельности учащихся;

- запланированные образовательные результаты по конкретным темам (приложение 3).

На основе тематического плана составляется план урока, который представляет собой конкретную программу организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Требования к подготовке урока отражены в табл. 24.

Таблица 24

Требования к подготовке урока

 

Элементы урока Основные требования
Цели Цель урока – это заранее запланированный конечный результат в образовании, развитии и воспитании учащихся. 1) она должна быть сформулирована очень конкретно; 2) должна предусматривать обучение, воспитание и развитие учащихся; 3) её достижение на уроке должно быть реальным
Содержание 1) соответствовать поставленным целям; 2) соответствовать требованиям стандарта; 3) содержать знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности; 4) должно быть научным, доступным; 5) структурирование содержания должно быть подчинено определенной логике; 6) должно быть связано с жизнью
Методы и приемы обучения должны отбираться с учетом: 1) темы, целей, содержания урока; 2) места изучаемой темы в курсе; 3) уровня подготовленности учащихся; 4) возрастных особенностей учащихся; 5) возможностей самого учителя; 6) учебно-материальной базы
Средства обучения должны отбираться с учетом: 1) целей и содержания урока; 2) методов и приемов обучения; 3) наличия в кабинете географии; 4) возможностей учащихся; 5) способностей учителя
Структура урока 1) структура должна соответствовать типу урока и его целям; 2) состоять из взаимосвязанных и последовательных этапов; 3) должно быть правильное распределение времени по этапам урока

 

Подготовка урока начинается с определения целей урока (табл. 25).

Таблица 25

Формулировка целей урока

Цели Примеры
1)обучающие   2)воспитательные   3)развивающие - обеспечить усвоение знаний о… - способствовать формированию знаний о… - научить… - доказать… -формировать понятие… - способствовать формированию или продолжить формирование умений … - обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний - закрепить знания, умения… - обобщить, систематизировать знания о… - устранить пробелы в знаниях… - отработать навыки… - совершенствовать умение… - расширить, углубить…и т.д.   - содействовать экологическому воспитанию школьников; - обеспечить нравственное воспитание учащихся; - содействовать эстетическому, экономическому, трудовому воспитанию; - обеспечить воспитание патриотизма, гуманности, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплиниро-ванности, воспитание интернационализма. - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; наблюдать;   -развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы; - развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности; – развивать умение выдвигать гипотезы, решать проблемы; - развивать умение планировать и оценить результаты выполненных действий; - развивать эмоции учащихся; - развивать умение действовать самостоятельно; - развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач; - развивать умение применять знания на практике; - развивать умение составлять план изучаемого материала, графически оформлять результаты деятельности; - развивать память, речь

Образец оформления титульного листа.

№ урока, дата, класс.

Тема урока:

Цели урока:

Тип урока:

Методы обучения:

Средства обучения:

Задание. Составить тематический план по одному из разделов школьной биологии, используя примерную форму записи тематического плана (прил.3).

Тема 6. Разработка урока в соответствии с ФГОС.

Структура деятельностного урока(по Миронову А.В., 2011).

· Подведение учеников к цели урока.

· Освоение нового материала.

· Применение освоенного в практической деятельности.

· Оценивание планируемых достижений.

· Алгоритм действий по подготовке проекта урока.

· Выбрать тему урока в школьном учебнике.

· Определить место рассматриваемой темы в общей структуре курса.

· Определить цель и планируемые достижения.

Цель урока (за основу берется одно, два положения из раздела «выпускник научится» «Планируемых результатов», скорреллированные с темой урока).

Планируемые достижения:

1) предметные (перечень конкретных знаний, умений, отношений, которые предполагается сформировать у школьников на данном уроке);

2) метапредметные (УУД, реализуемые на уроке).

Определить материальные средства, которые будут использоваться на уроке.

Определить содержание урока и его структуру. Содержание урока выводится из цели урока, планируемых достижений. Содержание включает предметные знания, умения, УУД, элементы учебного исследования.

Необходимыми элементами каждого деятельностного урока следует считать: доведение целей урока до школьников, планирование и работу по плану, практическую работу с усвоенным материалом, элементы оценки (самооценки).

 

Структура урока в соответствии с ФГОС (по Логиновой О.Б., 2012).

1. Проблематизация, актуализация, мотивация.

Цель: «включение» в учебную деятельность.

Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи.

Условия:

- фронтальная работа учителя с классом;

- обсуждение ведет учитель;

- учебные ситуации: игры, проблемные вопросы, инсценировки и ИКТ.

2. Первичное ознакомление.

Цель: «включение» в целенаправленное действие.

Итог: осознание смыслов, самостоятельное «открытие» нового знания.

Условия:

- работа в парах, малых группах;

- учитель – консультант, участник, организатор;

- учебные ситуации: дидактическая игра, исследование;

- ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, поиск информации, установление соответствие и т.п.).

3. Обработка и закрепление.

Цель: «включение» в тренировочную деятельность.

Итог: освоение нового знания, способа действий на уровне исполнительской компетенции.

Условия:

- самостоятельная работа – индивидуальная, в парах, группах и взаимооценка, с обязательным обсуждением;

- учитель – консультант, участник, модификатор;

- учебные ситуации: «Проверь себя», «Составляем инструкцию», «Делаем памятку» и т.д.

- ИКТ: работа с тренажерами, ИКТ-ресурсами и инструментами.

4. Обобщение, систематизация, применение.

Цель: «включение» в продуктивную деятельность.

Итог: освоение нового знания, способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации, максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний.

Условия:

- проектная деятельность с последующей презентацией;

- учитель – консультант, участник, организатор;

- учебные ситуации: «Составляем обобщающую таблицу», «Виртуальный музей/путешествие», «Летопись …», «Составляем электронное пособие», «Подарки», ИКТ: работа с инструментами ИКТ с целью создания новых объектов.

5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия.

Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения.

Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

 

Задание 1. Используя таблицы 17-18 и образец оформления титульного листа, разработать поурочный план по ФГОС по одной из тем школьной биологии.

Задание 2. Провести урок по составленному Вами конспекту в группе в ходе деловой игры.

 

Тема 7. Анализ и самоанализ урока биологии.

Цель: формирование умения анализировать урок биологии.

Опорные знания: оценка качества и результативности урока, анализ и самоанализ урока.

 

Анализ урока – разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон.

Ниже приводится несколько схем анализа урока (табл.26, 27).

Таблица 26

Схема анализа урока

1. Формулировка цели
0 баллов 1 балл 2 балла
Отсутствует Цель формулирует учитель Совместно с учащимися
2. Цели урока
0 баллов 1 балл
Нельзя измерить, диагностировать Диагностичны, измеряемы
3. Создание мотивационного поля
0 баллов 1 балл 2 балла
Отсутствует На этапе целеполагания На отдельных этапах урока
4. Содержание урока
0 баллов 1 балл 2 балла
Нет связи с жизнью, практической деятельностью Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания
5. Формы организации деятельности учащихся на уроке
0 баллов 1 балл 2 балла
Неактивные Активные Интерактивные
6. Использование методов, приемов
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные   Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентност-но-ориентирован-ный Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер компетентност-но-ориентирован-ный
7. Интерактивные средства
0 баллов 1 балл
Не использованы   Использованы, направлены на гарантированное достижение учебных целей
8. Рефлексия
0 баллов 1 балл 2 -3 балла 4 балла
Отсутствует Эмоциональ-ная рефлексия Оценка деятельности Оценка результа-та Рефлексия учителя
9. Результативность урока
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Результат не достигнут Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); Большая часть класса достигла результата Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие); Результат достигнут каждым учащимся
Максимально возможный балл-20. Минимально возможный-13, при условии не нулевых оценок 6 и 9 параметров.
                                 

Таблица 27

Вариант оценки качества урока (по Миронову А.В., 2011).

Параметры оценки Критерии оценки Баллы
Обозначение целей для ученика   Момент целеполагания отсутствовал
Целепологание осуществлено только учителем
В определении учебной цели приняли участие школьники
Работа по плану Работа по плану не осуществлялась
Работа велась по плану, предложенному учителем
Работа велась по плану, в планирование работы и контроль над выполнением плана включались дети
Применение полученных знаний на практике (формирование умений) Упражнений по применению знаний на практике не было
Упражнения по применению знаний были, но не полностью соответствовали запланированным умениям
Упражнения по применению знаний полностью соответствовали запланированным умениям
Оценка достигнутых результатов Оценка результатов осуществлялась только учителем
Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и самими школьниками (самооценка)
Структура урока Этапы урока не прослеживались
Этапы урока прослеживались, но не способствовали реализации деятельностного метода
Этапы урока способствовали реализации деятельностного метода
Развитие информационных умений Задания на самостоятельный поиск информации отсутствовали
Давались задания на самостоятельный поиск информации
Работа в группах Групповая работа отсутствовала
Работа в группах имела место
Использование приема «моделирование» Школьники не включались в процесс моделирования
Использование приема «классификация» Заданий на классификацию не было
Школьники выполняли задания на классификацию
Осуществление межпредметных связей Межпредметные связи не реализовывались
Межпредметные связи осуществлялись

 

Максимально возможный балл-15.

Минимально возможный -8, при условии не нулевых оценок первых пяти параметров.

За что суммарный балл может быть снижен:

Параметры Критерии балл
Предметная грамотность Допускались неточности, ошибки по фактическому материалу До -5
Методическая грамотность Допускались ошибки в организации моделирования, постановки, опытов, использования иллюстративного материала и т.п. До -3
Отражение специфики образовательной системы Специфика образовательной системы в явной форме (кроме использования соответствующих учебников, рабочих тетрадей) не прослеживалось -2
Распределение времени Учитель не уложился во времени (не успел пройти запланированный материал, или закончил урок задолго до звонка) -1
Управление классом Поведение школьника (дисциплина) мешала освоению запланированного материала -1

Задание. Используя вышеприведенные схемы, анализировать урок: а) проведенный в ходе деловой игры студентом; б) школьным учителем в период пассивной практики.

 

Тема 8. Внеурочные формы организации обучения биологии.

 

Цель:ознакомление с внеурочными формами организации обучения биологии и методикой их проведения.

Опорные знания: внеурочные формы обучения предмету; экскурсия как форма организации обучения, цели и содержание учебных экскурсий, этапы проведения экскурсий.

Внеурочная работа –это выполнение учащимися во внеурочное время обязательных, связанных с изучением курса практических работ.

Внеурочные формы организации обучения биологии: учебные экскурсии, наблюдения, практические работы на пришкольном учебно-опытном участке, домашняя работа.

Основная цель организации экскурсий – закрепление и конкретизация уже изученного учебного материала и накопление данных о природных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического материала. Кроме этого, экскурсии имеют важный потенциал для формирования экологической культуры обучающихся.

Этапы проведения экскурсии:

1. Подготовительный этап, который включает разработку целей и содержания экскурсии; выбор района для экскурсии и разработку маршрута экскурсии; теоретическую, практическую и организационную подготовку учащихся.

2. Проведение экскурсии включает: вводную беседу; выполнение заданий учащимися; заключительная беседа.

3. Заключительный этап предполагает оформление полученных материалов.

В примерной программе конкретно по классам приводится перечень экскурсий по биологии.

Задание 1. Используя программу и учебники биологии, заполнить табл.28.

 

Таблица 28

Учебные экскурсии

Класс, время года Тема Цель экскурсии Содер- жание экскур-сии Перечень практи-ческих работ Использова-ние экскурсион-ного материала
           

 

Задание 2. Составить методические разработки экскурсий с учащимися 6 и 7 классов в конкретной природной обстановке. В каждой разработке предусмотреть задания, которые способствуют экологическому образованию учащихся.

 

Тестовые задания для самопроверки:

1. Признаки современного урока:

1) сотрудничество между учителем и учащимися;

2) учитель сохраняет все свои функции;

3) использование для развития и воспитания главным образом содержания образования;

4) общение между учащимися в процессе учебной работы;

5) урок представляет собой весьма замкнутую систему.

2. Уроки по дидактической цели подразделяются на уроки:

1) изучения нового материала;

2) лекции;

3) семинары;

4) формирования умений;

5) экскурсии.

3. Урок, основная дидактическая цель которого – подготовка учащихся к изучению курса или темы:

1) комбинированный;

2) вводный;

3) изучения нового материала;

4) обобщения и систематизации.

4. Урок, который включает все структурные элементы:

1) комбинированный;

2) обобщения знаний;

3) изучения нового материала.

5. Когда изучается большой по объему и сложный материал, проводится урок:

1) комбинированный;

2) обобщения знаний;

3) изучения нового материала;

4) вводный.

6. Разработка структуры урока начинается с:

1) формулировки целей урока;

2) выделения смысловых блоков;

3) отбора методов и средств обучения;

4) отбора содержания.

7.Установите соответствие:

1. Современный урок а) преобладание авторитарного стиля в общении учителя с учениками;
2. Традиционный урок б) направлен на формирование личности учащихся;
  в) учитель выступает в основном в роли консультанта;
  г) сотрудничество между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации деятельности школьников;
  д) цели и задачи формулируются учителем.

8.Установите соответствие:

Формы организации учебной деятельности Виды работы
1. фронтальная 2. индивидуальная а) дискуссии; б) просмотр видеофильма в классе; в) выполнение задания для самостоятельной работы.

9. К внеурочным формам организации обучения биологии относятся:

1) биологический кружок;

2) наблюдения;

3) практические работы на местности;

4) учебные экскурсии;

5) походы.


Глава 8. Методика изучения отдельных курсов школьной биологии

 

Тема 1. Методика изучения раздела «Живые организмы», темы «Бактерии, вирусы, грибы, лишайники», «Растения».

Цель: ознакомление с особенностями методики изучения живых организмов.

Опорные знания:цели и содержание школьного курса «Живые организмы».

 

Вопросы и задания:

1. Назвать основные цели изучения курса.

2. Охарактеризовать структуру и содержание курса (основные разделы; подходы к построению содержания курса и их роль в формировании биологического мышления; компоненты содержания; отражение сквозных направлений в содержании курса; межпредметные связи курса).

3. Выявить основные формы, методы и средства обучения курса.

4. Составить примерный тематический план по одному из разделов на ваш выбор.

5. Разработать методику выполнения одной программной практической работы (по выбору).

6. Привести примеры специфических биологических умений, формируемых в курсе «Растения».

7. Составить перечень таблиц, используемых в данном курсе.

8. Разработать приемы работ с текстом и внетекстовыми компонентами учебника по одному параграфу (по выбору студента).

9. Разработать план-конспект одного урока (по выбору студента).

10. Охарактеризовать учебно-методический комплекс по курсу:

а) учебники (изд. с 2010 г. со всеми выходными данными),

б) методические пособия по курсу,

в) атласы, рабочие тетради.

 

Тема 2. Методика изучения раздела «Живые организмы», тема «Животные».

 

Цель: ознакомление с особенностями методики изучения курса «Животные».

Опорные знания:цели и содержание школьного курса «Биология. Животные», формы, методы, средства обучения биологии

Вопросы и задания:

1. Назвать цели и охарактеризовать структуру и содержание курса.

2. Составить примерный тематический план по одному из разделов на ваш выбор.

3. Раскрыть особенности методики изучения животных на примере темы на ваш выбор.

4. Разработать методику выполнения одной программной практической работы (по выбору).

5. Разработать урок-путешествие.

6. Разработать тестовые задания различной формы для проверки знаний учащихся по одной из тем на ваш выбор.

7. Разработать план-конспект урока с применением электронного учебника.

8. Охарактеризовать учебно-методический комплекс по курсу:

а) учебники;

б) методические пособия по курсу;

в) атласы, рабочие тетради.


Тема 3. Методика изучения раздела «Человек и его здоровье».

Цель: ознакомление с особенностями курса «Человек и его здоровье».

Опорные знания:цели и содержание школьного курса «Человек и его здоровье», формы, методы, средства обучения.

 

Основное содержание курса включает данные по анатомии, физиологии, частично цитологии и гистологии, психофизиологии, гигиены.

Содержание предмета составляет система понятий, объем которых различен. Цитогистологические понятия нацелены на более детальное раскрытие структуры животной клетки, выделяются существенные признаки тканей.

Существенную долю составляют анатомические понятия о строении органов и систем органов. Знания об органах создаются на основе знакомства с формой, размерами, строением органа и его связями с другими органами.

Физиологические понятия наряду с анатомическими составляют главное содержание раздела. Они требуют, в отличие от анатомических, опосредованных способов изучения, так как физиологические процессы часто скрыты от прямого наблюдения.

Гигиенические понятия органично связаны с анатомо-физиологическими понятиями. Особое значение гигиены - профилактика заболеваний, разработка условий, обеспечивающих благополучие организма.

В кратком виде рассматриваются симптомы и профилактика некоторых болезней. Достаточно много времени уделено практическим вопросам по оказанию первой (доврачебной) помощи.

Важную роль в раскрытии специальных биологических понятий играют сведения из истории биологической науки. Во-первых, они делают более интересным содержание изучаемого материала; во-вторых, они являются основой для проблемного изучения материала; в третьих, - сведения из истории биологической науки (исследования И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.И.Лунина и др.) играют существенную роль в формировании патриотизма.

 

Вопросы и задания:

1. Назвать цели изучения курса «Человек и его здоровье» и объяснить особенности структуры его содержания. Выявите основные подходы к построению содержания курса.

2. Составить примерный тематический план по одной из тем.

3. Назвать основные методические приемы анатомии человека.

4. Разработать методику выполнения одной программной практической работы (по выбору).

5. Разработать фрагменты уроков с организацией работы учащихся с текстом и внетекстовыми компонентами учебника на разных уровнях их познавательной деятельности.

6. Разработать план-конспект урока по одной из тем с применением проектной технологии обучения.

7. Охарактеризовать учебно-методический комплекс по курсу:

а) учебники;

б) методические пособия по курсу;

в) атласы, рабочие тетради.

 

Тема 4. Методика изучения раздела «Общие биологические закономерности».

Цель: ознакомление с особенностями методики изучения общей биологии.

Опорные знания:цели, содержание, формы, методы, средства обучения общей биологии.

 

Курс общей биологии дает знание основных законов жизни на всех уровнях её организации, знакомит с замечательными открытиями в области биологии. Необходимой опорой при изучении общей биологии являются знания учащимися ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека. Образование и развитие многих понятий курса общей биологии начинается при изучении биологии растений, животных и продолжается на первых же уроках в девятом классе, - например, о клетке, виде, системе растений и животных.

Большинство понятий в общей биологии носит сквозной характер: например, видообразование, приспособленность, изменчивость, естественный отбор. Данные понятия развиваются из темы в тему.

Согласно примерной программе, по общей биологии предусмотрено проведение практических работ по 2 темам. При методически правильном их проведении они позволят проделать ряд логических операций: сравнение, классификацию, анализ, обобщение. Некоторые работы имеют характер математических операций: статистическая обработка материалов, вычерчивание вариационной кривой, решение задач по генетике.

Проведение опытов по темам курса общей биологии требует иногда длительных сроков. Поэтому учащиеся учатся использовать наблюдаемые факты при прохождении нескольких тем. Например, наблюдаемые результаты опыта по размножению растений могут быть применены при прохождении тем по вегетативному размножению, модификационной изменчивости, влиянию различных экологических факторов на организм. Для учащихся старшего звена необходимо ознакомление с научными методами проведения и фиксации работы. При проведении опытов обязательно наличие контроля; все факторы должны быть строго одинаковыми, кроме одного, влияние которого выясняется. Опыт тщательно фиксируется в виде измерений, фотосъемок и видеосъемок на различных этапах проведения опытов. Результаты записываются, обрабатываются, представляются в виде таблиц, графиков, текстовой информации и т.д.

Вопросы и задания:

1. Назвать цели изучения раздела «Уровни организации живой природы».

2. Определить основные знания и умения, которые формируются при изучении темы «Закономерности наследования признаков».

3. Показать основные методические приемы изучения организменного уровня строения живого.

4. Составить задания для работы с микроскопом при изучении темы «Общие сведения о клетке».

5. Разработать план-конспект урока по изучению состава и структуры сообщества.

6. Разработать методику выполнения одной программной практической работы (по выбору).

7. Разработать план-конспект урока по одной из тем раздела с применением ЭОР.

8. Разработать тестовые задания различной формы для проверки знаний учащихся по теме «Организменный уровень».

 

Тема 5. Методика изучения общей биологии в 10-11 классах.

Цель: ознакомление с особенностями методики изучения общей биологии в 10-11 классе.

Опорные знания:цели, содержание, формы, методы, средства обучения биологии.

 

На уроках общей биологии наблюдается:

1) большая продолжительность применения одного и того же метода, целый урок может быть отведен практической работе или лекции;

2) меняется соотношение методов: если в 5-8 классах чаще применяются наглядные методы, чем словесные, то в 9-11 классах чаще применяются словесные. Они сопровождаются выведением схем, формул, решением задач;

3) методы преподавания общей биологии усложняются, привлекаются к работе ЭОР (виртуальные лаборатории);

4) усиливается самостоятельность учащихся. Часть материалов задается на самостоятельную проработку дома;

5) некоторые уроки приближаются по типу к вузовским лекционным и семинарским занятиям. В ходе урока заслушиваются заранее подготовленные доклады и сообщения, при этом применяется сопровождение текста презентациями. Учащиеся учатся дискутировать (дебаты), выходя за пределы темы или раздела.

При подготовке к урокам общей биологии необходимо учитывать следующие требования:

1) строгий отбор дополнительного материала из обилия имеющейся научной информации;

2) педагогическая переработка научной информации: выделение главного, логика изложения, выбор наиболее целесообразных методов;

3) умелая постановка вопросов;

4) приучение анализировать ответы других учащихся.

Рекомендуются для проверки знаний следующие формы:

- узнавание предложенных объектов;

- выявление закономерностей на предложенных объектах;

- работа с микроскопом (приготовление препарата растительной или животной клетки; поставить и узнать готовый препарат);

- монтирование схем из деталей (например, скрещивание);

- выполнение схем на доске (цепь ДНК);

- решение генетических задач.

 

Вопросы и задания:

1. Назвать цели изучения общей биологии.

2. Охарактеризовать структурные компоненты учебников.

3. Анализировать вопросы и задания блока добывания знаний и умений и блока самоконтроля и взаимного контроля в разделе « Возникновение и развитие жизни на Земле».

4. Составить схему структуры раздела « Молекулярный уровень».

5. Разработать методику выполнения одной программной практической работы (по выбору).

6. Разработать план-конспект урока по одной из тем главы «Основы учения об эволюции» с применением ЛОК.

7. Разработать план-конспект урока по одной из тем с применением технологии дебатов.

8. Разработать план-конспект урока-семинара по теме «Глобальные проблемы человечества».

9. Охарактеризовать учебно-методический комплекс по курсу:

а) учебники;

б) методические пособия по курсу;

в) атласы, рабочие тетради.

 

Тема 6. Профильное преподавание биологии.

Цель: ознакомление с особенностями профильного обучения в школе.

Опорные знания: цели профильного обучения, стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень), профильные программы, организация профильного обучения в школе.

 

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя их личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

На разных уровнях биология изучается в школах эколого-географического, педагогического, медицинского, экономического, социально-гуманитарного, физико-математического, химико-биологического профилей.

Задание. Проанализировать одну профильную программу по биологии (автор, название курса, структура программы, анализ объяснительной записки, содержание, объем материала, наличие практических работ, основные идеи программы).


Глава 9. Внеклассная работа по биологии

 

Цель:ознакомление с основными направлениями и организационными формами внеклассной работы по биологии.

Опорные знания:цели и содержание в

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...