Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни сформированности учебных исследовательских умений

Уровень Критерии
высший уровень способность самостоятельно решать проблему, проявление интереса к изучаемому, значительная часть исследования проводится самостоятельно
высокий уровень высокая мотивация к исследовательской деятельности, умение решать проблему, некоторые этапы исследования проводит под руководством учителя
средний уровень решает проблему с помощью учителя, владение организацией исследовательской работой, имеется мотивация к исследовательской деятельности, выполняет исследования по образцу, владеет простыми исследовательскими умениями
низкий уровень низкий уровень интереса к исследовательской деятельности, отсутствие знаний и умений для проведения учебного исследования

 

Организуя учебную исследовательскую работу, педагог должен учитывать следующие правила:

1) учебное исследование должно соответствовать возрасту учащегося;

2) предложенная тема исследования должна быть интересна ученику;

3) ученик должен быть подготовлен к участию в исследовательской работе;

4) необходимо создать среду для реализации учебного исследования;

5) педагог должен обеспечить кураторство учебного исследования;

6) необходима оценка и презентация результатов исследовательской деятельности.

Задание 1. Заполните таблицу «Характеристика учебно-исследовательской деятельности»

 

Признаки Характеристика
Особенности деятельности   1.Цель ставится …. 2. Исследование базируется на ….. 3. Для понятийно- терминологического аппарата обязательна …… 4. Результаты исследования ….. 5. Для научных мнений характерен …… 6. Научные достижения внедряются в …..
Принципы деятельности Принципы научной деятельности:  
Субъект  
Объект  
Результат исследования  

 

Задание 2.Распределите предложенные виды учебного эксперимента по группам: «Испарение воды листьями», «Изучение этологических особенностей крыс в период размножения», «Изучение видов семян растений», «Изучение условий прорастания семян», «Влияние минеральной подкормки на плодоношение томатов», «Выявление влияния желудочного сока на белки».

Кратковременный эксперимент Длительный эксперимент
   

Задание 3.Заполните пустые графы

Стадии Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Выбор темы    
2. Формирование творческих групп    
3. Подготовка материалов к исследовательской работе    
4. Разработка    
5. Оформление результатов    
6. Презентация    

Задание 4.В качестве руководителя исследовательской деятельностью учащихся предложите список литературы над учебно-исследовательской работой по теме «Исследование микрофлоры воздуха жилых помещений».

 

Задание 5.Предложите тему учебного исследования, посвященного исследованию растительности (животных) вашей местности. Напишите, что является объектом, предметом исследования и какова цель работы.

Задание 6. Составьте примерный перспективный план выполнения исследовательской работы (тема по выбору студента), используя образец (приложение 6).

Задание 7.Найдите информацию для работы над исследовательской темой «Использование метода биоиндикации для определения экологического состояния парковой зоны города Набережные Челны» и оформите её.

Задание 8.Проведите и опишите экспериментальную часть исследования к работе «Исследование микрофлоры воздуха жилых помещений», включающую подготовку материала и оборудования.

Задание 9.Оформите по стандарту титульный лист учебно-исследовательской работы на тему:«Изучение видового состава деревьев в парках г.Набережные Челны» , а также «Оглавление», включающее главы и параграфы.


Рекомендуемая литература

 

1.Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

2.Биология: 5–9 классы : программа./ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с.

3.Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов./ Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская - М.: Просвещение, 1976. - 384 с.

4.Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы/ Г.Б.Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.

5.Каменский A.A. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / A.A. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2008. - 303 с.

6.Киямова А.Г. Методика обучения географии. Учебное пособие. /А.Г.Киямова. .- Набережные Челны: НИСПТР, 2013.

7.Лернер Г.И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений // Биология в школе. 2003. - №1. - С. 32-36.

8.Логинова О.Б. Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС/ О.Б.Логинова.- М.: Просвещение, 2012.-24 с.

9.Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 02020165 «Биология») / сост. Васильева М.З. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. -16 с.

10.Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов и колледжей / А.В.Миронов. - Набережные Челны: НИСПТР, 2011.- 107 с.

11.Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для педагогических вузов / И.Н.Пономарева,- О.Г.Роговая, В.П.Соломин, Под ред. И.Н.Пономаревой. М.: Издательский центр " Academia ", 2012. – 368 с.

12.Примерные программы по учебным предметам. Биология . 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 81 с. – (Стандарты второго поколения).

13.Сивоглазов В.И. Педагогические условия использования иллюстраций учебника для развития мышления учащихся 5-8 классов: Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- М., 2000. - 24 с.

14.Суматохин C.B. Научно-методические основы школьного учебника биологии: автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора пед.наук.- М., 2005.-48 с.

15.Теремов А.В. Теория и методика обучения биологии. Учебные и педагогические практики /Теремов А.В., Перелович Н.В., Петросова Р.А., Косорукова Л.А.- М.: Изд-во «Academia», 2012.- 164 с.

16.Трайтак Д.И. Биология: Животные. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин.-М.: Мнемозина, 2004. - 272 с.

17.Федеральный государственный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

18.Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 46 с.

19.Фишман И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. – Самара, 2007.- 194 c.

20.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

21.Фундаментальное ядро содержания общего образования/Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

22.Ямбург Е.А Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога./Е.А. Ямбург.-М.: Просвещение, 2014.- 174 с.

23.http://festival.1september.ru/articles/584859/

 

 

Приложение 1

Детализация и конкретизации профессиональной компетенции ПК-1: готов реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

 

Опыт практической деятельности Умения Знания
Планирует предметные и метапредметные образовательные результаты в соответствии с конечными образовательными результатами программы преподаваемого предмета и актуальными образовательными результатами обучающихся
Разработка программ по предметам на основе ФГОС (НОО, ООО, среднего (полного) общего образования) разрабатывать рабочую программу   образовательные стандарты (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС среднего (полного) общего образования, требования к структуре программ, заявленные в ФГОС ООО, раздел 3, пункт.18.2.2. )
примерные образовательные программы по предмету
Профессиональный стандарт педагога
разрабатывать календарно-тематический план структура календарно-тематического плана
разрабатывать технологическую карту урока структура технологической карты
Планирование предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся планировать предметные образовательные результаты   содержание преподаваемого предмета (основные понятия)
ожидаемые предметные образовательные результаты курса (ФГОС ООО, раздел 2, п.11.5)
планировать метапредметные образовательные результаты ожидаемые метапредметные образовательные результаты курса (ФГОС ООО, раздел 2, п. 8-10)
Создание поурочных планов для формирования предметных/ метапредметных результатов на основе ФГОС ООО   на основании образовательной программы разрабатывать (проектировать) сценарии учебных занятий способы проектирования учебных занятий на основе образовательной программы по предмету
основные требования и идеи ФГОС к уроку
типы уроков: -комбинированный; -вводный; -урок-лекция; -урок-практическая работа; -урок повторения; - урок проверки, контроля и коррекции
основные элементы плана урока
Отбирает образовательные технологии, планирует способы (техники, методы, приемы) получения образовательных результатов и планирует деятельность обучающихся, обеспечивающую достижение заданных образовательных результатов
Самостоятельный выбор образовательных технологий под цели и задачи преподаваемого предмета проектировать образовательный процесс с использованием технологий, направленных на получение требуемого образовательного результата образовательные технологии: - ИКТ; -дифференцированного обучения; - развивающего обучения; - игровые; - парного обучения; - проектов
Использование технологий обучения в образовательном процессе подбирать образовательные технологии с учетом возрастных и функциональных возможностей обучающихся   способы получения образовательных результатов: -словесные; - практические; - наглядные методы
методические приемы получения образовательных результатов: -логические; организационные; -технические
возрастные и функциональные возможности обучающихся
Выбор деятельности обучающихся, обеспечивающуей достижение заданных результатов выбирать формы деятельности обучаюшихся для получения образовательных результатов   урочную форму организации деятельности школьников
внеучебную, внеклассную форму организации деятельности школьников
Отбирает, адаптирует и конструирует ресурсы образовательного процесса, обеспечивающие заданную деятельность обучающихся
Оценка необходимых ресурсов для выполнения учебного процесса проводить экспертную оценку необходимого и достаточного ресурса для организации учебного процесса требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
особенности средств обучения: -знаковые(таблицы, схемы, фотографии, модели, муляжи, мультимедийные средства обучения); -реальные, или натуральные, объекты (микропрепараты, организмы живые или фиксированные, надорганизменные биосистемы); -вербальные (книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, тесты, рабочие тетради)
способы и методы экспертной оценки ресурса для образовательного процесса
Самостоятельный отбор ресурсов, соответствующих целям и задачам образовательного процесса   подбирать учебники и учебные пособия по предмету для проведения учебных занятий с конкретной группой обучаемых и в соответствии с планируемыми образовательными результатами   способы/алгоритм планирования ресурсов для организации учебного процесса
специфика ресурсоемкости предмета
Федеральный перечень учебников по предмету
особенности концентрического и линейного подхода к структуре учебников
Отбирает, адаптирует и конструирует оценочные средства для формирующего и суммирующего оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов
Отбор оценочных средств для формирующего, суммирующего оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов анализировать нормативные документы по контрольно-оценочной деятельности принципы и способы отбора, разработки предъявления образовательных результатов
нормативные документы по осуществлению контрольно-оценочной деятельности: -ФГОС ООО, раздел 3, п.18.1.3. «Система оценки достижения планируемых результатов», - локальные положения о системе оценивания
обоснованно отбирать контрольно- измерительные материалы для осуществления педагогического контроля с учетом индивидуальной траектории развития обучающегося и оценки уровня усвоения результатов обучения критериальные способы оценки образовательных результатов
процедуры оценивания и обсуждения образовательных результатов  
Разработка фонда оценочных средств, необходимых для оценивания сформированности требуемых образовательных результатов обучающихся разрабатывать контрольно- измерительные материалы для формирующего и суммирующего оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов понятия: -субъективные и объективные методы оценивания; -«формирующее оценивание»; - «суммирующее оценивание»
инструменты формирующего и суммирующего оценивания
работать с конструктором тестовых заданий тест-конструкторы
Организует деятельность обучающихся в рамках учебного занятия в соответствии с избранными содержанием и способами получения образовательных результатов, а также групповыми и индивидуальными особенностями обучающихся
Организация учебной деятельности обучающихся в рамках урока определять виды учебной деятельности обучающихся, необходимые для получения данных результатов схему организации образовательного процесса: -расписание, - учебный план, - график мероприятий
осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах содержание конкретной темы урока в общем контексте предметности
способы планирования урока с учетом возраста обучающихся
Организация учебной деятельности конкретного обучающегося с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разрабатывать индивидуальные учебные планы по предмету с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося способы получения обратной связи об образовательных эффектах учебного процесса (учителя, родители)
возрастные и функциональные возможности обучающихся  
Организует самостоятельную (внеаудиторную) деятельность обучающихся в соответствии с избранными содержанием и способами получения образовательных результатов, а также групповыми и индивидуальными особенностями обучающихся
Организация самостоятельной работы обучающихся планировать и провести экскурсию (посещение музея, парка, заповедника)     виды самостоятельной деятельности учащихся: -экскурсия, - работа с литературными источниками, - сбор фактических материалов, - просмотр видеофильмов с дальнейшим анализом; -опытно-поисковая работа
способы планирования самостоятельной работы учащихся на основе образовательной программы по предмету
методика проведения самостоятельной деятельности учащихся
Представление результатов самостоятельной деятельности обучающимися представлять результаты самостоятельной деятельности обучающихся   формы представления результатов самостоятельной работы обучающихся: -выступление на конференциях; -конкурс; -олимпиада; -реферат; -доклад с презентацией; -статья
Выявляет индивидуальные пробелы и затруднения обучающегося и реализует обратные связи по поводу достижения запланированных предметных и метапредметных образовательных результатов в режиме формирующего оценивания
Выявление уровня усвоения содержания образования   выявлять уровень усвоения материала     понятия: «необходимый уровень (базовый)», «повышенный уровень (программный)», «максимальный (необязательный)»
выявлять затруднения, характерные для каждого конкретного класса, учащегося способы диагностики затруднений
Дифференциро-ванный подход к ученикам при текущей проверке результатов обучения планировать работу с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного материала методы объективного контроля и оценивания: -диктант, - кейс-задания, -эссе, сочинение; -тестовые задания
типы и виды тестовых заданий: закрытые задания (альтернативные, с множественным выбором, на восстановление последовательности, на исключение лишнего, на определение соответствия) и открытые задания (с кратким ответом, с заданной структурой ответа/заданными ограничениями, со свободным изложением)
Проводит оценивание предметных образовательных результатов в режиме суммирующей оценки
Проведение при необходимости, корректирующих действий отбирать корректировочные задания с учетом индивидуальных достижений обучающихся виды корректирующих действий: -индивидуальная работа; -консультации
Проведение контроля образовательных результатов обучающихся и их оценки.   устанавливать целесообразность применения того или иного вида контроля модульная система оценивания результатов
рейтинговая система оценивания результатов
объективно оценивать предметные образовательные результаты накопительная система оценивания «учебное портфолио»

Приложение 2

План профессиограммы учителя биологии

 

1. Необходимые знания, умения, навыки:

Знания

Учитель биологии должен знать:

Умения

Учитель биологии должен уметь:

Навыки

Учитель биологии должен приобрести навыки:

 

2. Желательные способности и интересы.

Учитель биологии должен иметь:

- Склонности

- Способности

- Интересы

- Стремления

 

3. Нежелательные качества.

Нежелательными качествами для работы учителя биологии являются:

 

4. Условия профессиональной пригодности:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...