Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Барон Унгерн: «Император Шамбалы»

 

Барон Роман Унгерн – самая таинственная и мистическая фигура в истории России и Китая. Одни называют его лидером Белого движения на Дальнем Востоке. Другие – освободителем Монголии и знатоком древней истории Китая. Третьи – Романтиком гражданской войны, мистиком и последним воином Шамбалы.

В нашу историю Унгерн вошел как кровавый барон и белогвардеец, повинный в гибели тысяч людей. А еще как человек, благодаря которому крупнейшая провинция Китайcкой империи превратилась в независимую Монголию.

В Советской России большевики барона Унгерна считали шпионом австрийской разведки. Сохранилась тайная переписка Унгерна с советником австро-венгерского посольства в России. Однако в 2011 году историки обнаружили архивные материалы, которые свидетельствовали, что Унгерн вполне мог быть и двойным агентом, работая не только на австрийское, но и на японское правительство.

Кем же на самом деле был барон Унгерн? И существуют ли на самом деле бесценные сокровища буддийских лам, которые Унгерн, по словам его приближенных, спрятал в монгольской степи?

15 сентября 1921 года в летнем парке-театре Сосновка города Новониколаевска, ныне Новосибирск, состоялся показательный судебный процесс над одним из лидеров белогвардейского движения. Вход на это зрелище осуществлялся по бесплатным билетам, чтобы все желающие могли увидеть торжество справедливости и победу большевиков над врагом, которого они считали кровожадным убийцей. Помещение театра набито под завязку. Оно не в состоянии вместить всех любопытных. Людям интересно посмотреть, каков из себя человек, чье имя вызывает одновременно ужас и восхищение.

Члены трибунала заняли свои места, и вот в зал завели подсудимого. Он высокого роста, худощавого телосложения, в монгольском потрепанном халате с Георгиевским крестом на груди. Трудно представить, что этого на первый взгляд тихого и невзрачного человека с потухшими глазами большевики обвиняют в массовых убийствах, шпионаже и попытках реставрировать монархию в России. На вопросы обвинителя подсудимый отвечает спокойно и искренне, лишь изредка повторяя одни и те же слова о том, что им двигала судьба и таково его предназначение. На лице белого генерала нет никаких эмоций, только усталость… Такими были последние часы жизни барона Романа Федоровича Унгерн фон Штернберга.

 

Путь воина

 

1917 год. Россия, обескровленная Первой мировой войной и революцией, разваливается на глазах. К власти приходит Временное правительство. По его распоряжению в Забайкалье отправляется казачий атаман Григорий Семенов. На Дальнем Востоке он должен сформировать добровольческие военные части, в которые будут входить монголы и буряты. Вместе с Семеновым едет и его старый приятель – войсковой старшина барон Унгерн фон Штернберг. Когда до места назначения остается несколько дней пути, Семенов получает срочную телеграмму: Временное правительство свергнуто, власть захватили большевики. Понимая, что со стороны новой власти ничего хорошего ждать не приходится, атаман Семенов и барон Унгерн в спешном порядке собирают верные войска и укрепляют позиции.

Атаман Семенов весной 1918 года становится атаманом Забайкальского казачьего войска и практически хозяином всего Забайкалья. Унгерн назначается командиром дивизии, которая до революции располагалась на станции Даурия.

Унгерн – ярый монархист. Большевизм считает самым большим злом Российской империи. К этому времени войска уже разложены. В частях – массовое неподчинение приказам. Солдатские комитеты практикуют расстрелы офицеров. Перед Унгерном стоит почти невыполнимая задача – вернуть в войска единоначалие, дисциплину и подчинить их себе. Барон Унгерн берется за дело. Он демонстрирует незаурядные способности командира, наделенного тонким чутьем, бесстрашием и каким-то невероятным, почти мистическим везением.

Молниеносными бросками с горсткой преданных солдат Унгерн, блефуя и смертельно рискуя, разоружает воинские части Забайкалья одну за другой. Не имея тяжелого вооружения, барон Унгерн приказывает сделать из бревен макеты пушек и, направив их в сторону самого укрепленного гарнизона Даурии, в одиночку идет навстречу противнику. Худой и бледный, в развевающейся офицерской бурке, Унгерн, уперевшись грудью в штыки опешивших солдат, громко диктует ультиматум. Свобода или смерть. Неприступный гарнизон сдается без боя. Так Унгерн без единого выстрела взял Даурию.

Уже через несколько месяцев из остатков разложившихся частей царской армии Унгерн формирует мощную, хорошо вооруженную многонациональную дивизию, которая получает название «Азиатская».

Эта армия создана бароном для борьбы с большевиками и возвращения императора на российский престол. Формировалась она по казачьему принципу. Казак брался на службу со своим конем, оружием и обмундированием.

В войске Унгерна – русские, монголы, буряты, татары. Белый генерал принимает всех, кто разделяет его фанатичную борьбу за справедливое переустройство мира. Однако это войско уже не подчиняется Семенову. Не подчиняется и Петрограду. Оно не подчиняется никому, кроме самого барона. В это время атаман Семенов терпит от Красной армии одно поражение за другим и все дальше уходит на Дальний Восток. А Унгерн со своей дивизией уходит в Монголию.

В это трудно поверить, но Белое движение теперь барона мало интересует. Создав могучую армию, русский барон решает наконец, что пришло время осуществить грандиозный план, которого история человечества еще не знала. Дело в том, что барон Унгерн – мистик.

 

Барон Роман Унгерн

 

Унгерн считал, что с Монголии начнется переустройство мира, что Монголия – это единственная в мире страна, не испорченная разлагающим влиянием Запада. Он мечтал создать стотысячную монгольскую армию и даже, по рассказам некоторых мемуаристов, дойти с ней до берегов Португалии. Ведь когда-то монголы стремились дойти до Последнего моря – как они называли Атлантический океан.

Из сохранившихся писем барона своим потенциальным союзникам становится ясно: первым делом он планирует освободить Монголию от китайской оккупации и вернуть на трон монгольского монарха. Заручившись поддержкой армии, Унгерн планирует выступить в Поднебесную, разбить правящий режим и восстановить правление династии Цинь.

Именно Монголия и Китай должны были стать основой великой Срединной империи. Унгерн мечтает, что войско его империи под личным командованием, подобно полчищам Чингисхана, двинется на Запад с одной лишь целью – истребить мировое зло, порожденное революциями, и вернуть власть законным владельцам – монархам. Этой идее суждено будет стать одной из самых кровавых утопий XX века. Она будет стоить жизни тысячам людей, которые окажутся брошены в мясорубку унгерновской священной войны.

Баянзурх – небольшой горный хребет, который примыкает к Улан-Батору со стороны реки Тола. Это место находилось на пути движения отрядов белогвардейцев и их союзников-монголов, которые находились под командованием барона Унгерна. Именно здесь проходил один из отрядов унгерновцев при первой попытке взять Ургу, столицу Монголии, 16–18 октября 1920 года.

Сейчас этот город называется Улан-Батор – столица современного независимого государства Монголия. А в начале XX века Урга была столицей всего лишь автономной области, принадлежавшей Китаю. Здесь почти сто лет назад развернулись масштабные сражения между дивизией Унгерна и китайскими войсками, которые, по мнению историков, изменили геополитическую ситуацию в Восточной Азии.

Китайские войска под командованием генерала Сюй Шучжэна в 1919 году вторглись в Монголию, при этом нарушив тройственное соглашение между Россией, Монголией и Китаем об автономии Монголии, согласно которому китайские войска не могли сюда входить. Но они вошли, и по заданию китайского правительства – партии Аньхо – Сюй Шучжэн стал проводить активную колонизационную политику, то есть политику превращения Монголии в полноценную китайскую провинцию.

Повлиять на ситуацию Россия не могла: царский режим был свергнут, а новое правительство большевиков было больше занято борьбой с внутренними врагами. Белые генералы стремились соблюдать условия тройственного соглашения и не вводить свои войска на территорию Монголии, к тому же им нужно было противостоять красным у себя дома, в России. В этих условиях барон Унгерн вошел в Монголию со своим войском, не подчиняясь ничьим приказам. Это был его собственный план, и когда Унгерн приступил к боевым действиям против китайцев, он уже не оглядывался ни на кого: ни на Семенова, ни на представителей белых в Китае.

Позже историки будут сравнивать барона Унгерна одни – с Гитлером. Другие – с Александром Македонским. Третьи – со Сталиным и даже – Наполеоном. С императором Франции у белого генерала действительно было нечто общее – комплексы. По сведениям биографов, тот и другой происходили из небогатых дворянских семей, оба не имели поддержки при дворе, оба старались своей отвагой заслужить себе уважение и имя. Унгерн был героем Первой мировой войны, но лишь одним из многих, а ему хотелось быть великим, чтобы его имя помнили через века.

Историк Андрей Родионов рассказывал мне: «Унгерн весь был увешан орденами, будучи, по сути дела, младшим офицером. Революция пришла, и ордена на улицах срывали революционные матросы. Поэтому у него развился «комплекс Наполеона», он захотел всем доказать, что он действительно велик, и в общем-то с точки зрения выполнения своей задачи, своей идеи и мечты он это доказал» .

Вся его деятельность была подчинена одной цели – созданию сверхимперии, которая со временем будет диктовать свои условия миру. И во главе этого великого государства встанет он – барон Унгерн. Нет, он не будет восседать на троне. Историки убеждены, что Унгерн примерял на себя не царскую корону, а скорее мантию «духовного наставника».

После первых двух неудачных штурмов Урги, потеряв значительное число людей, он отвел свои войска подальше от города, чтобы собраться с силами, пополнить запасы продовольствия и вооружения. Невероятно, но превосходящая его по численности китайская армия не решилась преследовать отступившего врага и окончательно разбить его. Слава о мистическом бароне, которого поддерживал сам дьявол, уже тогда распространилась по Урге.

Современники утверждают: Унгерн имел гипнотическое воздействие и на армию, и на крестьян везде, где он проходил. Подчинялись ему по двум причинам: во-первых, потому что он был очень жестоким и волевым человеком, а во-вторых, потому что его считали «богом».

Во время жизни в Монголии барон внимательно изучает религию и предания. В них, как, впрочем, и в некоторых европейских сказаниях, говорится о мессии, который явится на свет, чтобы победить всемирное зло. В монгольских и тибетских сказаниях этот мессия назван воином Шамбалы, страны вечного счастья. Он будет сражаться с силами тьмы и восстановит на земле царство добра и справедливости. Именно в этот период, по мнению некоторых историков, появилось загадочное пророчество, которое определило дальнейшую судьбу барона Романа Унгерна.

 

Царь Шамбалы

 

29 декабря 1885 года. Австрийский город Грац. В семье отставного военного Теодора-Рудольфа родился сын, которого назвали Роберт. Семья много путешествует: после Австрии была Эстония, потом Унгерны обосновались в России. Так Роберт стал Романом. Вскоре родители мальчика развелись, и его воспитывал отчим. До 14 лет маленький барон получал образование дома, читал книги по истории и философии, вероятно, тогда же увлекся мистицизмом.

Позже он рассказывал, что среди его предков были не только благородные рыцари, но и пираты и путешественники. Одни участвовали в Крестовых походах, другие были буддистами, а то и вовсе увлекались шаманскими ритуалами. Видимо, страсть ко всему потустороннему и мистическому была в нем заложена с детства.

Маленький Роман становился замкнутым. Все время он проводил за книгами, изучая древние легенды и мечтая, как он станет великим воином и, если нужно, погибнет на поле брани. Более того, зная историю своего рода, Унгерн верит, что его путь предопределен. Позже недалеко от Таллина он отыщет развалины старого фамильного замка, построенного в конце XIX века его предком Эвальдом Унгерн фон Штернбергом. Унгерны, которые принадлежали к самым знатным аристократическим семьям Лифляндии (Прибалтики), владели этими землями с 1532 года. Старые грамоты называют основателем рода рыцаря Тевтонского ордена Ганса Унгерна, вассала рижского архиепископа, жившего в XIII веке. В летописях сохранились упоминания о Генрихе Унгерне по прозвищу Топор, не знавшем себе равных на рыцарских турнирах, пока некий испанский гранд не разрубил его шлем вместе с головой. В 1653 году шведская королева Христина даровала Унгернам титул баронов фон Штернберг и утвердила герб – лилии и звезды – с девизом: «Звезда их не знает заката».

Унгерн ни на минуту не забывал о военной истории своего великого рода. Многие исследователи считают, что, ступив на монгольскую землю, он с новой силой поверил в свое предназначение. Здесь, в Монголии, барон-европеец искренне считал себя своим. Он одевался как монгол, соблюдал местные традиции и обычаи. Но почему? Было ли это просто данью уважения к истории народа или за этим стояло нечто большее?

«Я происхожу из древнего рода, в нем смешалась германская и венгерская кровь от гуннов Аттилы. Мои воинственные предки сражались во всех крупных европейских битвах, принимали участие в Крестовых походах. Один из Унгернов пал у стен Иерусалима под знаменем Ричарда Львиное Сердце», – так сам Унгерн говорил о себе писателю Фердинанду Оссендовскому, который позже напишет о бароне книгу.

В роду Унгернов действительно были венгры, а именно они считаются потомками древних гуннов, воинов, пришедших в Европу под командованием Аттилы много веков назад. Более того, последние открытия исследователей подтвердили, что отправной точкой войска Аттилы была Азия – приблизительно район Алтайской равнины, совсем рядом с Монголией.

Рассказывает Бояр Банзрагч, режиссер: «Сегодня можно увидеть, что всего в 15 километрах от Улан-Батора живут те же самые люди, которые жили во время гуннов, их потомки. До сих пор сохраняются традиции, одежда. Существуют исторические рисунки, китайские, венгерские. В языке присутствует 2500 венгерских слов».

Если древние гунны действительно населяли современную Монголию, то для барона эта страна могла считаться родиной предков. Биографы уверены – Унгерн считал себя потомком этого древнего народа и, подобно Аттиле, хотел стать великим полководцем. Буддийские ламы передают ему священные знания, и очень скоро он сам принимает буддийскую веру. Хотя многие исследователи считают, что абсолютным буддистом его вряд ли можно назвать. Желтую религию Унгерн понимал по-иному, чем большинство монголов.

Это даже не буддизм, а некое суфийско-пуштунское понятие этой философии. У пуштунов (это пакистанские, афганские, туркменские племена) главный бог – бог войны Джаггернаут. И когда катится колесница Джаггернаута, то для того, чтобы она катилась быстрее, под нее бросаются фанатики, потому что колесница должна ехать по крови. И тогда бог войны дает победу. У барона это убеждение было выше, чем буддийское всепрощение.

Желтая религия, по мнению Унгерна, должна объединить все азиатские народы в борьбе с прогнившими цивилизациями, под которыми барон понимал европейские страны. Он ощущал себя великим полководцем, тем самым царем Шамбалы, который поведет свое войско в бой против сил зла. По преданию, 33 царя Шамбалы следят за развитием событий на Земле. Если количество зла на Земле превышает, на их взгляд, допустимую норму, появляется один из царей, который выходит из своего шамбалийского подземелья и организует очистительный поход ради уничтожения существующего зла.

 

Шамбала

 

Сохранились документальные подтверждения того, что Унгерн отправлял в Тибет своих посланников и вел тайную переписку с далай-ламой. Некоторые историки убеждены, что Унгерн стремился найти Шамбалу, хотел узнать тайну вечной жизни и обрести магическую силу. Сохранились воспоминания офицеров Азиатского гарнизона, из которых стало известно, что Унгерн часто один уезжал в лес. Ходили легенды, что там он общается с филином, некоторые утверждали, что на плече у генерала часто видели черного ворона, что он колдун и ему покровительствуют темные силы. Но самой главной загадкой остается тот факт, что никто в Монголии даже не посмел усомниться в том, что Унгерн избран высшими силами. Монголы были абсолютно убеждены в том, что существуют и Шамбала, и бог войны, что цари Шамбалы есть и будут, и легко поверили в то, что белогвардейский барон имеет божественное происхождение. Даже сегодня ламы почитают Унгерна и говорят, что он есть не что иное, как перерождение одного из святых.

Амгалан Гэвш, преподаватель ламаизма, комментирует: «В какой-то старой книге было написано, что воплощение Богдо-гэгэна V когда-то придет на эту землю и спасет нашу религию от разрушения и от оскорблений. Я слышал рассказы пожилых людей, старых сановников, что это предсказание исполнилось и барон Унгерн являлся перевоплощением Богдо-гэгэна V».

Богдо-гэгэн, он же богдыхан, или святой, – это живой Будда, воплощение бога на Земле, а в те времена – духовный и светский правитель страны в одном лице. Правивший в начале XX века Богдо-гэгэн VIII после вторжения в Монголию китайских войск был посажен под арест и практически не покидал пределов своей резиденции. Устранить его совсем китайцы не решились, но он был лишен всякой власти. Унгерн понимал, что от него, как от могучего воина Шамбалы, монголы ждут освобождения своей религии в лице живого Будды.

Если человек считает себя богом, ему верят. Многие великие полководцы, великие лидеры были абсолютно уверены, что они именно те, за кого себя выдают. Македонский считал себя богом – и все считали его богом. Гитлер считал себя полубогом – и многие его считали полубогом. Неизвестно, считал ли Унгерн себя полубогом, но современники рассказывали, что он искренне верил в свои сверхспособности. Барон полагал, что может читать души людей и с первого взгляда понимать о человеке все. Бывали случаи, когда он выстраивал пленных в шеренгу, проходил перед ними, внимательно вглядываясь в глаза каждому, а потом отдавал приказ одних казнить, других помиловать. Сегодня его назвали бы экстрасенсом, а тогда говорили, что он мистик. Был ли он и вправду наделен каким-то особым даром, или это миф? Проверить сложно. Но в Монголии до сих пор ходят легенды о таинственном бароне Унгерне, считалось, например, что он бессмертен: возвращается после боя, а из одежды вылетали пули. Чтобы заслужить такое внимание, нужно было вести себя особым образом.

Пули барона, конечно, брали. На фронтах Первой мировой он был ранен несколько раз. Однако по воспоминаниям офицеров дивизии, после того как барон пришел в Монголию, его словно заколдовали. Существует версия, что Унгерн водил тесную дружбу с ламами и те подарили ему древние обереги и амулеты. Их он носил на шее и никогда не снимал. В бою барон всегда принимал самое активное участие, но лишь однажды получил легкое ранение. И этому фантастическому везению, способности оставаться невредимым под пулеметным огнем есть реальные подтверждения свидетелей. Говорят, что в одном из боев более 60 пуль пробили сбрую лошади и одежду Унгерна, но ни одна не ранила его серьезно. Барон всегда шел на пулеметы, и шел в первых рядах. И в этом он, как ни странно, созвучен Наполеону.

Историки утверждают, что Бонапарт тоже был фаталистом. Во время битвы он не сходил с места. Вокруг от пуль и снарядов гибли его адъютанты, а сам Наполеон не раз был ранен, но не покидал своей позиции. Он говорил: «На пуле, которая меня убьет, будет написано мое имя». Унгерн тоже верил в свою неуязвимость, потому смело рисковал жизнью. Есть версия, будто смерть ему предсказали бурятские шаманы, и он верил, что погибнет только в 1921 году. В конце концов так и вышло. Но что это – мистика, совпадение или судьба?

Унгерн постоянно говорил, что им движет судьба, верил в предопределение. Но если существует предопределение, то будущее можно предсказать. Каким образом? По тем временам и в тех условиях Унгерн мог полагаться на предсказания шаманов или лам.

Перед боем или походом барон всегда обращался к ламам, которые предсказывали ему наиболее удачное время операции и ее исход. Без буддийских советников он не принимал стратегических решений, хотя их прогнозы сбывались далеко не всегда. Такие совещания проводились без участия заместителей и помощников барона, он общался с шаманами и ламами вдали от посторонних глаз. Но и без этого его азиатские солдаты верили в избранность своего полководца и не сомневались в его решениях. Историки отмечают, что офицеры дивизии тоже были заражены мистицизмом командира и часто прибегали к услугам шаманов и различных гадалок, проводили спиритические сеансы. Кто-то просто стремился подражать барону, кто-то действительно в это верил, как и сам Унгерн.

Барон был не только мистиком и фаталистом, но еще блестящим стратегом и тактиком. Только он мог прийти в Монголию с войском, не превышающим 2000 сабель, и бросить его в бой против китайского контингента численностью в несколько раз больше. Унгерн никогда не сомневался в своей победе – ведь исход главной битвы в его жизни предсказали древние ламы и звезды.

 

Бог войны

 

Унгерн со своим войском был оторван от России, и, по мнению историков, это было ему только на руку. Когда колчаковское восстание утонуло в крови и большевики бросили все силы на поимку белого атамана Семенова, всем было не до Унгерна. Этого времени барону вполне хватило, чтобы добиться серьезных побед.

Унгерн готовился к своей главной битве за Ургу. Два штурма провалились. Барон отступил и стал продумывать план нового нападения. На сей раз он пополнил свою дивизию людьми. К нему примкнули местные князья с их отрядами. Снабжение оружием и продовольствием улучшилось. За несколько месяцев Азиатская дивизия из оборванной и полуголодной превратилась в хорошо вооруженную и экипированную. Но даже теперь у барона было войско в несколько раз меньше, чем китайская армия в Урге. Его это не смущало – ведь ламы предсказали ему победу в этой битве на третий день, поэтому он искренне верил в успех.

Семь тысяч бойцов противостояли полутора тысячам, говоря современным языком, профессиональных наемников, которые прошли три войны – Первую мировую, революцию, Гражданскую. Фактически это были профессиональные убийцы, если называть вещи своими именами.

Историки до сих пор спорят о боеспособности китайской армии. Разнятся данные о численности и вооружении китайского контингента. Но одно бесспорно – у китайцев было больше оружия и солдат. Зная это, барон развязал психологическую войну. Часть своих сил он расположил в нескольких километрах от Урги, на склонах гор, в том числе и священной для монголов горе Богдо-Ула. Согласно легендам, на горе жили боги, и простым смертным нельзя было там показываться. Туда имели право приходить только буддийские священнослужители, там нельзя было ни охотиться, ни заниматься хозяйством, ни ловить рыбу. Всякий, кто посягал на святость этого места, по мнению жителей тогдашней Монголии, должен был быть немедленно уничтожен богами.

Однако боги не тронули Унгерна. К тому же генерал пошел на военную хитрость, известную еще со времен Чингисхана. Китайцы толком не знали, какими силами теперь обладает барон, и он начал создавать видимость огромного войска. Унгерн велел зажечь костры, оставил возле них по нескольку человек и приказал им бегать перед кострами всю ночь.

С наступлением темноты по склонам гор вспыхнуло великое множество костров. Китайцы, наблюдая это зрелище из города, были уверены – в этот раз барон пришел штурмовать Ургу с огромным войском. Среди китайцев началась паника. Она усилилась после того, как барон лично на своей белой кобыле появился в Урге. Такое мог сделать или сумасшедший, или человек, которого защищают боги, или сам бог.

В одиночку, в парадной генеральской форме, Унгерн начал обходить посты китайской армии в Урге. Избил пару заснувших часовых, сказав: «Ваше счастье, что вы не в моей армии служите, я бы вас расстрелял». Подошел к Генеральному штабу, вручил руководству китайцев ультиматум от имени богов, где говорилось, что им дается неделя, чтобы покинуть Ургу, сел на коня, который там был привязан, и уехал. И ни один китаец не посмел не то что стрелять, но даже задержать барона – ему отдавали честь.

Чтобы окончательно убедить китайцев в своей божественной силе, Унгерн совершил невероятное. Он выкрал духовного лидера Монголии Богдо-гэгэна VIII прямо из-под ареста китайцев. Слухи об этой операции дошли и до наших дней. Одни уверяют, что тут не обошлось без колдовства и мистики, другие говорят, будто бы солдаты барона просто ворвались во дворец и перебили охрану, третьи – что они проникли туда тайком. Есть разные версии и касательно участия барона в этой операции. Многие монголы до сих пор уверены, что Унгерн лично посадил первосвященника на коня и через перевал священной горы Богдо-Ула доставил его в тайный монастырь, о существовании которого простой смертный не мог знать.

До барона Унгерна никакой всадник не мог и не смел пересекать этот перевал на коне – настолько крутым он был. Говорят, что, поднимаясь на перевал, барон сидел практически на конской шее, перед седлом, потому что иначе он мог соскользнуть и упасть назад. А когда он спускался на другую сторону, чтобы вызволить Богдо-гэгэна, то сел позади седла.

Похищение Богдо-гэгэна окончательно подорвало веру китайцев в победу. Два дня велись бои за Ургу. Потом, следуя предсказаниям лам, Унгерн дал своим войскам день отдыха. Китайские военачальники были в смятении – почему атаки вдруг прекратились, неужели Унгерн призывает божественные силы для нанесения решающего удара? Но на следующий день войско Унгерна ворвалось в город. Барон сделал абсолютно немыслимую вещь: вынудил хорошо обученный гарнизон покинуть укрепрайон и уйти в чистое поле, не имея для этого никаких сил, чтобы выбить его оттуда военным путем. Взятие Урги можно в самом деле назвать мистическим. Этот бой противник барона проиграл еще до его начала.

Недавно стало известно, что в начале XX века военной биографией Унгерна всерьез заинтересовалось ЦРУ: методы, которые использовал барон, вполне могли пригодиться американской разведке. В этом плане ЦРУ интересуется, например, эпосом индусов, всерьез пытаясь найти разгадку того, как летали виманы – знаменитые летающие крепости. С этих же позиций интересен и Унгерн, которого можно считать основоположником психологической войны.

Спустя несколько недель после триумфальной победы Унгерна прошла коронация правителя Монголии. Для Унгерна было крайне важно торжественно вернуть Богдо-гэгэна на престол. Это еще больше укрепило любовь и уважение простых монголов к чужеземному барону. Богдыхан, в свою очередь, наградил Унгерна и некоторых его офицеров княжескими титулами. К тому же отныне барона официально объявили не просто национальным героем, а богом войны, и его божественное происхождение больше никогда не подвергалось сомнению.

 

Кровавый барон

 

С тех пор как Унгерн покорил Забайкалье, вошел в Монголию и получил власть, он в ответ на красный террор развязал свой, еще более жестокий и кровавый. До сих пор в советских учебниках, фильмах и книгах барон фигурирует как кровожадный, не знающий никакой меры психопат с замашками диктатора. Это было недалеко от истины, считают историки, если судить по тем фактическим материалам, которые опубликованы в том числе и в России. Наверное, такому человеку, как барон Унгерн, генералу, командиру дивизии, которая воевала против установившейся коммунистической системы, нельзя было иначе…

В своей слепой жестокости Унгерн уже не различал, кто перед ним – большевик, предатель или офицер его дивизии. Приступы ярости, которые накатывали внезапно и так же исчезали, стоили жизни многим преданным ему людям.

Он считал, что это необходимо, что мир настолько погряз в бесчестье, в безверии, в каком-то ужасе, что это может быть исправлено только жестокостью. И недаром же он отдал приказ о сожжении заживо провинившегося офицера. Причем согнал на эту экзекуцию всю дивизию. Этого человека сожгли заживо при всех, но самого барона на месте казни не было. В Унгерне не было садизма, он никогда не испытывал наслаждения от казней, которые совершались по его приказам, от экзекуций. Он даже никогда при них не присутствовал, потому что для него это было невозможно. У него была достаточно тонкая нервная организация, чтобы все это выносить.

 

Барон Роман Унгерн

 

Однако душевная тонкость не мешала Унгерну отдавать приказы, согласно которым людей не просто расстреливали или вешали, но и подвергали нечеловеческим пыткам – срывали ногти, живьем сдирали кожу, бросали на растерзание диким зверям. В показаниях солдат, служивших рядом с Унгерном, сохранились упоминания о том, что на чердаке дома он держал на привязи волков, которых баронские палачи кормили живыми людьми.

Историки до сих пор спорят о том, что стало причиной такой слепой жестокости Унгерна. Ранение, полученное на войне еще в юности? Известно, что после этого ранения Унгерн страдал сильными головными болями. А может быть, барону действительно нравилось причинять людям нечеловеческие страдания?! Когда его войско вошло в Ургу, столицу Монголии, барон отдал приказ безжалостно истреблять всех евреев и революционеров. Последних он считал воплощением зла, а первых – виновными в свержении монархии и гибели царской семьи. По мнению Унгерна, евреи распространяют тлетворные идеи во всем мире и не заслуживают права жить…

В этих взглядах барон был очень близок к самому кровавому диктатору XX столетия, родившемуся всего на четыре года позже, чем Унгерн. И, надо сказать, мог бы неплохо вписаться в СС, если бы дожил до тех времен. Не зря же цвет эсэсовской формы был черным. Да и сам Гитлер, как известно, был помешан на мистике и эзотерике.

Историки сходятся в одном: Унгерн чувствовал себя мессией, посланным на землю, чтобы победить хаос и вернуть человечество к нравственности и порядку. Цели барон ставил в мировом масштабе, поэтому средства годились любые, даже массовые убийства.

Ненависть к большевикам и евреям у него была патологическая. Он ненавидел и уничтожал и тех и этих, за короткий срок истребил 50 человек, хотя это стоило ему достаточных усилий – они скрывались под защитой местных авторитетных купцов. Скорее всего, он возлагал на евреев ответственность за свержение его любимой монархии, небезосновательно считал их виновными в убийстве царя – и мстил за него.

На суде Унгерн открещивался от своих кровавых деяний, говоря «не помню», «все может быть». Так и возникла версия о сумасшествии барона. Однако некоторые исследователи уверяют: он не был умалишенным, однако точно был не таким, как все, – потому что маниакально следовал выбранной цели.

Просто у человека были взгляды, которые не укладывались в стандарты того времени. Ну как может представитель высших слоев общества, немецкий аристократ, перенимать образ жизни монголов? Как он может принимать буддизм в Монголии, как он может следовать монгольским обычаям и при этом так не любить то, что называется прогрессом в Европе – то есть революции и построение буржуазных или социалистических обществ? Для тех, кто живет в этих стандартах, это непостижимо.

По словам современников, Унгерн легко впадал в ярость и при случае избивал всякого, кто находился рядом. Барон не терпел советчиков, особо наглые могли даже лишиться жизни. Для него не имело значения, кого ударить – простого рядового или офицера. Избивал за нарушение дисциплины, за разврат, за грабежи, за пьянство. Бил кнутом, плетью, привязывал к дереву на съедение комарам, в жаркие дни сажал на крыши домов. Даже своего первого заместителя генерала Резухина барон однажды избил на глазах у подчиненных. При этом, раздавая тумаки, Унгерн с уважением относился к тем офицерам, которые после полученного от него удара хватались за кобуру пистолета. Таких он ценил за смелость и больше не трогал.

В захваченной войском барона Урге в первые дни повсюду чинились грабежи и насилие. Историки до сих пор спорят – то ли Унгерн таким образом дал солдатам отдых и возможность насладиться победой, то ли просто не смог их удержать. Впрочем, порядок он навел быстро. Но без крови обходиться уже не мог. Начались репрессии, аресты, пытки. Казнили всех, кто казался подозрительным, – а таковыми были все: русские, евреи, китайцы и даже сами монголы.

Кузьмин: «Я не буду уточнять, что за документ – он достаточно хорошо известен тем, кто изучает эту историю. Он гласит, что Унгерн истребил русское население города Урги. Но это совершенно неверно. Здесь было истреблено, по моим подсчетам, примерно 10 %».

При бароне в Урге орудовал комендант Сипайло по прозвищу Макарка-душегуб. Этот изувер отличался особой жестокостью и кровожадностью, лично пытал и казнил и своих, и чужих. Сипайло говорил, что большевики убили всю его семью, поэтому сейчас он мстит. При этом собственноручно душил не только пленных красноармейцев, предателей и евреев, но даже своих любовниц. Унгерн не мог этого не знать. Так же, как и остальным, Сипайло иногда перепадало от барона, который считал коменданта беспринципным и опасным. «Если понадобится, он и меня может убить», – говорил барон. Но такой человек Унгерну был нужен. Ведь на животном ужасе и страхе за жизнь держалось самое главное – повиновение людей.

Не все историки убеждены, что Унгерн воевал только во имя своей высокой цели. Некоторые исследователи считают, что действиями опального генерала могли умело руководить.

Совсем недавно в руки к историкам попали ранее неизвестные протоколы допросов барона Унгерна. Одним из пунктов обвинения был шпионаж в пользу Японии. Этого Унгерн так и не признал, однако некоторые факты говорят о том, что он действительно имел тесные отношения с правительствами двух государств – Японии и Австрии. Это подтверждает переписка с советником австро-венгерского посольства и большое число японских офицеров в рядах Азиатской дивизии. Именно поэтому некоторые историки выдвинули версию о том, что Унгерн вполне мог быть двойным агентом, параллельно работать и на ту, и на другую разведку. Австрия была родной для него страной, а Япония желанным союзником в борьбе с китайскими и российскими революционерами. Более того, японское правительство охотно поддерживало друга и бывшего командира Унгерна – атамана Семенова. Есть свидетельства того, что Унгерн вел переписку с японцами, надеясь на их поддержку в своем походе против большевистской России. Хотя о достоверности этих версий историки спорят до сих пор. Подтверждений того, что японцы снабжали Унгерна оружием, не нашлось. Более того, когда Унгерн шел на Россию, он был совершенно дезориентирован в ситуации – надеялся, что японцы уже двинулись на Забайкалье, а где-то там наступают белые.

В засекреченных архивах до сих пор хранятся данные от японских агентов из унгерновской дивизии. По возвращении они были допрошены японской контрразведкой. Из протоколов допросов видно, что эти люди были явно непригодны как разведчики. Их данные были крайне искажены, они очень приблизительно говорили, где продвигалось войско, и приводили сведения, которые в общем-то особого значения не имеют.

Японское оружие, японские наемники в рядах дивизии, тайная переписка – всего этого хватило большевикам, чтобы на суде признать барона Унгерна агентом иностранной разведки. Но было еще что-то, что интересовало большевиков гораздо больше, чем разв<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...