Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ,

ЭКОЛОГИИ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

Утверждено на заседании

кафедры протокол № 8

от « 31 » августа 2009 г.

ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ

Учебно-методическое пособие для студентов

Гомель 2009

ТЕМА 1: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ.

Общее время занятия: 3 часа

 

АКТУАЛЬНОСТЬ: Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения. Особенно ярко была выявлена роль воды в распространении острых кишечных заболеваний инфекционной природы.

Несомненно большая роль в снижении заболеваемости населения кишечными инфекциями принадлежит централизованному водоснабжению. Изучение макро- и микрохимического состава воды позволило выявить реальную возможность неблагоприятного воздействия его на здоровье населения, что имело своим конечным результатом гигиеническое нормирование химического состава питьевой воды. Нормативным стандартом САНПиН 10-124 РБ 99 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования и контроль за качеством" руководствуются в обязательном порядке при проектировании и осуществлении санитарных и санитарно-технических мероприятий в области водоснабжения. В САНПиН осуществлен комплексный подход к оценке качества питьевой воды, в связи с чем, нормативы изложены применительно к конечной цели - обеспечению безопасности воды в эпидемическом отношении (бактериологические показатели), безвредности ее по химическому составу и достижении благоприятных органолептических свойств воды. Такая группировка по фунциональному назначению гигиенических нормативов в наибольшей степени раскрывает смысл и назначение каждой группы нормативов.

ЦЕЛЬ: Уметь давать гигиеническую оценку качеству воды по резуль-татам санитарно-бактериологического и санитарно-химического анализов.

ЗАДАЧИ: Научить студентов методике использования САНПиН "Питьевая вода", уметь обосновывать нормы, обеспечивающие эпидемическую безопасность воды, безвредность по химическому составу и благоприятные органолептические свойства.

 

Исходные знания и умения

Знать:

1. Физиолого-гигиеническое значение воды, нормы водопотребления,

питьевой режим в различных условиях жизни и деятельности человека.

2. Гигиенические требования к качеству питьевой воды и показатели

качества: органолептические, химического состава, эпидемиологической безопасности.

3. Гигиеническую характеристику различных источников водоснабжения.

4. Системы водоснабжения, основные элементы централизованной сис-

темы, способы очистки, обеззараживания и специальные методы улучшения.

5. Основные документы, регламентирующие качество воды.

Уметь:

1. Отбирать пробы воды из местного источника и водопровода для

лабораторного исследования, составлять сопроводительную документацию.

2. Проводить мероприятия по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (кариеса, флюороза зубов и др.), связанных с использованием недоброкачественной воды.

Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить из:

а) неорганической химии тему : "Химический состав воды",

б) нормальной физиологии : “Физиологическое значение воды",

в) микробиологии: “Микробиологические методы исследования воды".

 

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1.В чем заключается физиологическое значение воды?

2. Какова роль воды в распространении инфекционных заболеваний?

3. Вода как фактор неинфекционных заболеваний. Приведите примеры.

4. Какие требования предъявляются к химическому составу воды?

5. Какие вы знаете микробиологические методы исследования воды?

6. Методика отбора и транспортировки проб воды для лабораторного

исследования?

7. Перечислите микробиологические показатели загрязнения воды.

 

Объем самостоятельной работы студентов

Составить развернутое обоснованное заключение о качестве воды

и о возможности использования ее для питьевых целей. Использовать данные ситуационной задачи, полученной у преподавателей.

 

Основные учебные вопросы

1. Вода в природе, ее физиологическое, эпидемическое, гигиеническое значение для человека.

2. Количественные нормы водоснабжения, факторы, определяющие их.

3. Факторы, определяющие качество воды: физические и органолептические свойства воды, химический состав воды.

4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении. САНПиН N 10-124 РБ 99 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест."

5. Источники воды и их гигиеническая характеристика.

6. Системы водоснабжения. Устройства централизованной системы

водоснабжения. Санитарная охрана источников и систем водоснабжения.

7. Санитарно-гигиенические требования к устройству шахтных

и трубчатых колодцев, каптажей, родников.

8. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при мест-

ном водоснабжении.

9. Биогеохимические эндемии, связанные с изменением химического состава воды. Хронические интоксикации, вызванные повышенным содержанием в воде остаточных количеств химических веществ.

 

Схема оценки качества воды

1. В связи с тем, что качество воды определяется не только свойствами ее в данный момент, но и возможностью их сохранения в течение всего времени эксплуатации водоисточника, то есть его надежностью,

следует выяснить санитарно-техническое состояние водоисточника, условие санитарно-топографического расположения на местности и санитарно-эпидемическую обстановку.

2. Сравнить данные о химическом составе воды и микробной обсемененности с соответствующими нормативами СанПиН.

3. Провести анализ : а) содержания общего числа микроорганизмов

(микробное число) и микроорганизмов, сопутствующих некоторым видам патогенных микробов (кишечная палочка).

Суждение об отсутствии или наличии патогенных микробов выносится на основании косвенных данных, что объясняется сложностью и длительностью проведения исследования, а также недостаточной достоверностью результатов в случае, если они окажутся отрицательными.

б) веществ, являющихся показателями возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами ( соединения, содержащие азот, органические вещества, обуславливающие так называемую окисляемость, хлориды, фосфаты, растворенный кислород и биохимическая потребность воды в кислороде ( БПК ), сероводород, показатель концентрации водородных ионов

( рН );

в) токсических для человека веществ. К числу природных веществ,

согласно СанПиН отнесены бериллий, молибден, мышьяк, нитраты, свинец, селен, стронций и фтор. Сюда же можно отнести и природные радиоактивные вещества, обуславливающие фоновую активность воды. Все эти вещества могут быть и технического происхождения;

г) веществ, имеющих положительное биологическое значение, наличие которых в воде желательно в определенных концентрациях ( фтора, отчасти железа, марганца, меди, цинка и кремния).

 

Задача.

На территории городского поселка размещена больница на 150 коек.

Водоснабжение поселка обеспечивается грунтовыми водами с помощью мелкотрубчатых колодцев. На территории больницы имеется местный водопровод. Анализ воды, проводимый в разные сезоны года, показывает, что состав воды непостоянный, при этом в теплый период года отмечаются следующие показатели:

запах и привкус - 2 балла, мутность - 1,8 мг/л, цветность -

30, сухой остаток - 850 мг/л, общая жесткость - 5,5 мг-экв/л,

азот аммиака - 0,2 мг/л, азот нитритов - 0,004 мг/л, азот

нитратов-20 мг/л, хлориды - 320 мг/л, окисляемость - 6 мг

О2/л, фтор - 0,75 мг/л, железо - 1 мг/л, микробное число -

400.

 

Лабораторная работа

Задание 1.Изучить методики санитарно-гигиенического обследования водоисточника.

Задание2.Изучить правила отбора проб воды для лабораторных исследований.

Ход работы:

Определение запаха воды

Запах воды определяется при обычной температуре и при нагревании до 600С.

Колбу емкостью 150-200 мл наполняют на 2/3 исследуемой водой. Закрыв часовым стеклом, ее интенсивно встряхивают и затем, быстро открыв, определяют запах. Качественно запах характеризуют как “хлорный”, “землистый”, “болотный”, “нефтяной”, “ароматический”, “неопределенный” и т.д. Количественно запах оценивается по пятибальной системе (табл. 1). При определении запаха воды руки и платье наблюдателя не должны иметь посторонних запахов (духов и проч.), воздух помещения должен быть чистым.

 

Таблица 6.

Определение жесткости воды

Оборудование: аммиачно-буферный раствор, индикатор эрихром черный, 0,1 н раствор трилона-Б, колбы, пипетки.

Ход работы:

Определение общей жесткости воды комплексометрическим (трилонометрическим) методом. Метод основан на способности трилона Б (двунатриевой соли этилендиаминотетрауксусной кислоты) связывать ионы Са и Мg в прочные комплексы. В тот момент, когда ионы Ca и Mg, находящиеся в воде, связаны в комплекс, добавленный заранее индикатор эрихром черный изменит свою первоначальную окраску с красной на синюю с зеленоватым оттенком.

В коническую колбу емкостью 250-300 мл наливают 100 мл анализируемой воды, добавляют 5 мл аммиачно-буферного раствора и 6 капель индикатора (эрихрома черного), после чего титруют 0,1 н. раствором трилона Б, интенсивно перемешивая до изменения окраски воды в голубовато-зеленую. Каждый миллиметр 0,1 н. раствора трилона Б соответствует 0,1 мг.экв жесткости. Жесткость анализируемой воды (Н) вычисляют по формуле:

 

Н=a .K . N .1000,

V

где V - объем пробы воды; а - расход на титрование 0,1 н. раствора трилона Б, мл; К - коэффициент поправки 0,1 н. раствора трилона Б; 1000 - коэффициент для пересчета на 1 л воды; N - титр трилона Б.

Пример. Для титрования 100 мл воды потребовалось 2,4 мл 0,1 н. раствора трилона Б, коэффициент поправки трилона Б равен 0,9806, тогда жесткость воды будет равна

Н = 2,4 .0,9806 .0,1. 10 = 2,152 мг . экв/л, или 6,20.

Содержание железа общего в воде

Окрашивание воды при рассматривании сбоку Окрашивание воды при рассматривании сверху Содержание железа, мг/л
Нет Едва заметное желтовато-розовое Очень слабо-желтовато-розоватое Слабое желтовато-розоватое Светло-желтовато-розоватое Сильное желтовато-розовое Светлое желтовато-красное Нет Чрезвычайно слабое желтовато-розовое Слабое желтовато-розоватое Светло-желтовато-розоватое Желтовато-розоватое Желтовато-красное   Ярко-красное Меньше 0,05 0,10   0,25   0,5   1,00   2,00   Более 2,00

Задания для самоподготовки и УИРС

1. Провести анализ различного рода аварийных ситуаций, случившихся за последние 3-5 лет эксплуатации водопровода, их причины и способы ликвидации.

2. Изучить план лабораторно-производственного контроля за качеством воды и результаты анализов за последние 1-2 года. Установить степень стабильности качества воды и направление изменения ее химического состава.

Для получения нужной информации необходимо ознакомиться с документами городского отдела коммунального хозяйства исполкома и ЦГЭ города или района.

 

Основная литература

1. Румянцев Г.И. Общая гигиена. - М., 2002. - с. 111-150.

2. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А., Общая гигиена. - М., 1985.-с.106-151.

3. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х., Гигиена.- Киев, 1984.-с.73-86.

4. Марзеев А.Н., Жаботинский В.М., Коммунальная гигиена. - М., 1979.-с.194-234.

5. Покровский В.А. Гигиена . - М., 1979.-с.114-124.

6. Пивоваров Ю.П. и др. "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене", М., 1983.-с.53-59.

7. Гурова А.И., Горлова О.Е. "Практикум по общей гигиене". - М., 1991.-с.54-60.

8. Лекции кафедры.

 

Дополнительная литература

1. Общая и военная гигиена. Учебник /под ред. Б.И.Жолуса.-С.-Пе-

тербург, 1997 - 472с.

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ,

ЭКОЛОГИИ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

Утверждено на заседании

кафедры протокол № 8

от « 31 » августа 2009 г.

ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ

Учебно-методическое пособие для студентов

Гомель 2009

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...