Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ Утверждено на заседании кафедры протокол № 8 от « 31 » августа 2009 г. ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ Учебно-методическое пособие для студентов Гомель 2009 ТЕМА 1: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ. Общее время занятия: 3 часа
АКТУАЛЬНОСТЬ: Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения. Особенно ярко была выявлена роль воды в распространении острых кишечных заболеваний инфекционной природы. Несомненно большая роль в снижении заболеваемости населения кишечными инфекциями принадлежит централизованному водоснабжению. Изучение макро- и микрохимического состава воды позволило выявить реальную возможность неблагоприятного воздействия его на здоровье населения, что имело своим конечным результатом гигиеническое нормирование химического состава питьевой воды. Нормативным стандартом САНПиН 10-124 РБ 99 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования и контроль за качеством" руководствуются в обязательном порядке при проектировании и осуществлении санитарных и санитарно-технических мероприятий в области водоснабжения. В САНПиН осуществлен комплексный подход к оценке качества питьевой воды, в связи с чем, нормативы изложены применительно к конечной цели - обеспечению безопасности воды в эпидемическом отношении (бактериологические показатели), безвредности ее по химическому составу и достижении благоприятных органолептических свойств воды. Такая группировка по фунциональному назначению гигиенических нормативов в наибольшей степени раскрывает смысл и назначение каждой группы нормативов. ЦЕЛЬ: Уметь давать гигиеническую оценку качеству воды по резуль-татам санитарно-бактериологического и санитарно-химического анализов. ЗАДАЧИ: Научить студентов методике использования САНПиН "Питьевая вода", уметь обосновывать нормы, обеспечивающие эпидемическую безопасность воды, безвредность по химическому составу и благоприятные органолептические свойства.
Исходные знания и умения Знать: 1. Физиолого-гигиеническое значение воды, нормы водопотребления, питьевой режим в различных условиях жизни и деятельности человека. 2. Гигиенические требования к качеству питьевой воды и показатели качества: органолептические, химического состава, эпидемиологической безопасности. 3. Гигиеническую характеристику различных источников водоснабжения. 4. Системы водоснабжения, основные элементы централизованной сис- темы, способы очистки, обеззараживания и специальные методы улучшения. 5. Основные документы, регламентирующие качество воды. Уметь: 1. Отбирать пробы воды из местного источника и водопровода для лабораторного исследования, составлять сопроводительную документацию. 2. Проводить мероприятия по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (кариеса, флюороза зубов и др.), связанных с использованием недоброкачественной воды. Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить из: а) неорганической химии тему : "Химический состав воды", б) нормальной физиологии : “Физиологическое значение воды", в) микробиологии: “Микробиологические методы исследования воды".
Контрольные вопросы из смежных дисциплин: 1.В чем заключается физиологическое значение воды? 2. Какова роль воды в распространении инфекционных заболеваний? 3. Вода как фактор неинфекционных заболеваний. Приведите примеры. 4. Какие требования предъявляются к химическому составу воды? 5. Какие вы знаете микробиологические методы исследования воды? 6. Методика отбора и транспортировки проб воды для лабораторного исследования? 7. Перечислите микробиологические показатели загрязнения воды.
Объем самостоятельной работы студентов Составить развернутое обоснованное заключение о качестве воды и о возможности использования ее для питьевых целей. Использовать данные ситуационной задачи, полученной у преподавателей.
Основные учебные вопросы 1. Вода в природе, ее физиологическое, эпидемическое, гигиеническое значение для человека. 2. Количественные нормы водоснабжения, факторы, определяющие их. 3. Факторы, определяющие качество воды: физические и органолептические свойства воды, химический состав воды. 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении. САНПиН N 10-124 РБ 99 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест." 5. Источники воды и их гигиеническая характеристика. 6. Системы водоснабжения. Устройства централизованной системы водоснабжения. Санитарная охрана источников и систем водоснабжения. 7. Санитарно-гигиенические требования к устройству шахтных и трубчатых колодцев, каптажей, родников. 8. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при мест- ном водоснабжении. 9. Биогеохимические эндемии, связанные с изменением химического состава воды. Хронические интоксикации, вызванные повышенным содержанием в воде остаточных количеств химических веществ.
Схема оценки качества воды 1. В связи с тем, что качество воды определяется не только свойствами ее в данный момент, но и возможностью их сохранения в течение всего времени эксплуатации водоисточника, то есть его надежностью, следует выяснить санитарно-техническое состояние водоисточника, условие санитарно-топографического расположения на местности и санитарно-эпидемическую обстановку. 2. Сравнить данные о химическом составе воды и микробной обсемененности с соответствующими нормативами СанПиН. 3. Провести анализ : а) содержания общего числа микроорганизмов (микробное число) и микроорганизмов, сопутствующих некоторым видам патогенных микробов (кишечная палочка). Суждение об отсутствии или наличии патогенных микробов выносится на основании косвенных данных, что объясняется сложностью и длительностью проведения исследования, а также недостаточной достоверностью результатов в случае, если они окажутся отрицательными. б) веществ, являющихся показателями возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами ( соединения, содержащие азот, органические вещества, обуславливающие так называемую окисляемость, хлориды, фосфаты, растворенный кислород и биохимическая потребность воды в кислороде ( БПК ), сероводород, показатель концентрации водородных ионов ( рН ); в) токсических для человека веществ. К числу природных веществ, согласно СанПиН отнесены бериллий, молибден, мышьяк, нитраты, свинец, селен, стронций и фтор. Сюда же можно отнести и природные радиоактивные вещества, обуславливающие фоновую активность воды. Все эти вещества могут быть и технического происхождения; г) веществ, имеющих положительное биологическое значение, наличие которых в воде желательно в определенных концентрациях ( фтора, отчасти железа, марганца, меди, цинка и кремния).
Задача. На территории городского поселка размещена больница на 150 коек. Водоснабжение поселка обеспечивается грунтовыми водами с помощью мелкотрубчатых колодцев. На территории больницы имеется местный водопровод. Анализ воды, проводимый в разные сезоны года, показывает, что состав воды непостоянный, при этом в теплый период года отмечаются следующие показатели: запах и привкус - 2 балла, мутность - 1,8 мг/л, цветность - 30, сухой остаток - 850 мг/л, общая жесткость - 5,5 мг-экв/л, азот аммиака - 0,2 мг/л, азот нитритов - 0,004 мг/л, азот нитратов-20 мг/л, хлориды - 320 мг/л, окисляемость - 6 мг О2/л, фтор - 0,75 мг/л, железо - 1 мг/л, микробное число - 400.
Лабораторная работа Задание 1.Изучить методики санитарно-гигиенического обследования водоисточника. Задание2.Изучить правила отбора проб воды для лабораторных исследований. Ход работы: Определение запаха воды Запах воды определяется при обычной температуре и при нагревании до 600С. Колбу емкостью 150-200 мл наполняют на 2/3 исследуемой водой. Закрыв часовым стеклом, ее интенсивно встряхивают и затем, быстро открыв, определяют запах. Качественно запах характеризуют как “хлорный”, “землистый”, “болотный”, “нефтяной”, “ароматический”, “неопределенный” и т.д. Количественно запах оценивается по пятибальной системе (табл. 1). При определении запаха воды руки и платье наблюдателя не должны иметь посторонних запахов (духов и проч.), воздух помещения должен быть чистым.
Таблица 6. Определение жесткости воды Оборудование: аммиачно-буферный раствор, индикатор эрихром черный, 0,1 н раствор трилона-Б, колбы, пипетки. Ход работы: Определение общей жесткости воды комплексометрическим (трилонометрическим) методом. Метод основан на способности трилона Б (двунатриевой соли этилендиаминотетрауксусной кислоты) связывать ионы Са и Мg в прочные комплексы. В тот момент, когда ионы Ca и Mg, находящиеся в воде, связаны в комплекс, добавленный заранее индикатор эрихром черный изменит свою первоначальную окраску с красной на синюю с зеленоватым оттенком. В коническую колбу емкостью 250-300 мл наливают 100 мл анализируемой воды, добавляют 5 мл аммиачно-буферного раствора и 6 капель индикатора (эрихрома черного), после чего титруют 0,1 н. раствором трилона Б, интенсивно перемешивая до изменения окраски воды в голубовато-зеленую. Каждый миллиметр 0,1 н. раствора трилона Б соответствует 0,1 мг.экв жесткости. Жесткость анализируемой воды (Н) вычисляют по формуле:
Н=a .K . N .1000, V где V - объем пробы воды; а - расход на титрование 0,1 н. раствора трилона Б, мл; К - коэффициент поправки 0,1 н. раствора трилона Б; 1000 - коэффициент для пересчета на 1 л воды; N - титр трилона Б. Пример. Для титрования 100 мл воды потребовалось 2,4 мл 0,1 н. раствора трилона Б, коэффициент поправки трилона Б равен 0,9806, тогда жесткость воды будет равна Н = 2,4 .0,9806 .0,1. 10 = 2,152 мг . экв/л, или 6,20. Содержание железа общего в воде
Задания для самоподготовки и УИРС 1. Провести анализ различного рода аварийных ситуаций, случившихся за последние 3-5 лет эксплуатации водопровода, их причины и способы ликвидации. 2. Изучить план лабораторно-производственного контроля за качеством воды и результаты анализов за последние 1-2 года. Установить степень стабильности качества воды и направление изменения ее химического состава. Для получения нужной информации необходимо ознакомиться с документами городского отдела коммунального хозяйства исполкома и ЦГЭ города или района.
Основная литература 1. Румянцев Г.И. Общая гигиена. - М., 2002. - с. 111-150. 2. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А., Общая гигиена. - М., 1985.-с.106-151. 3. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х., Гигиена.- Киев, 1984.-с.73-86. 4. Марзеев А.Н., Жаботинский В.М., Коммунальная гигиена. - М., 1979.-с.194-234. 5. Покровский В.А. Гигиена . - М., 1979.-с.114-124. 6. Пивоваров Ю.П. и др. "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене", М., 1983.-с.53-59. 7. Гурова А.И., Горлова О.Е. "Практикум по общей гигиене". - М., 1991.-с.54-60. 8. Лекции кафедры.
Дополнительная литература 1. Общая и военная гигиена. Учебник /под ред. Б.И.Жолуса.-С.-Пе- тербург, 1997 - 472с.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ Утверждено на заседании кафедры протокол № 8 от « 31 » августа 2009 г. ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ Учебно-методическое пособие для студентов Гомель 2009 |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |