Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Телевизионный дискурс. Подходы к исследованиюThe clerk asked me, "Cash, check or charge?" after ringing up my purchase. As I fumbled through my wallet, she noticed a remote control for a television set in my purse. "Do you always carry your TV remote?" she asked. "No," I replied. "But my husband refused to come shopping with me, so I figured this was the most evil thing I could do to him!"
A newspaper reporter was writing a feature story about prison life and was interviewing one of the prisoners. "Do you watch much television here?" "That's too bad," the reporter said, "But I do think it is nice that the warden lets you watch it in the daytime." "What do you mean, nice?" the inmate said. "That's part of the punishment."
Father Phil: Hope I’m not barging in. Carmela: No, no. Just watching TV. Феномен телевидения, как, пожалуй, все в жизни можно рассматривать как в положительном, так и отрицательном свете в зависимости от ситуации, условий и набора различных факторов, влияющих на восприятие, трактовку и интерпретацию человеком явлений и предметов. Выше приведенные анекдоты служат прямым тому доказательством и демонстрируют множественность отношений. Бесспорен, все же, тот факт, что телевидение до сих пор остается одним из самым распространенных и предпочитаемых развлечений в мире. Кроме того, в современном высоко медиатизированном[54] обществе огромная роль в определении того, что важно, значимо, заслуживает внимания и т. д., несомненно, принадлежит телевидению. Теория телевидения – довольно молодая, активно развивающаяся и чрезвычайно неоднородная область научных исследований. В результате развития телевидения в конце 40-ых и 50-ых гг. 20 в. было создано не знающее равных (или не знавшее до появления интернета) средство массовой информации. Тогда же стало зарождаться исследование массовой коммуникации в США (Колумбийский университет/Columbia University), делавшее особый акцент на медийном эффекте («media effects»). Так, по признанию ученых, первым серьезным движением в изучении телевидения стала «Франкфуртская школа»[55]. Некоторые из ее представителей, оказавшись в США во время Второй мировой войны, потрясенные степенью коммерциализации американских масс-медиа, критиковали откровенно идеологическую направленность телевидения, служащего, по их мнению, пропаганде интересов западного капитализма [170, с. 3]. Изучение телевидения (теория телевидения), таким образом, было отчасти реакцией на обеспокоенность мыслителей влиянием масс-медиа на общество, политику, культуру. Что касается западного телевидения, то оно получило «новую жизнь», начиная с 1970-ых гг., с внедрением и распространением таких форматов, как кабельное, спутниковое телевидение, а также интернета. С того же времени изменились методы его анализа [248, с. 1]. Фокус внимания сместился с проблем идеологизации и культуры на социологические и психологические аспекты телевидения под влиянием, в свою очередь, развивающейся культурологии («cultural studies»). В своей статье «Television and the Present Climate of Criticism» Х. Ньюкомб размышляет о четырех факторах, повлиявших на формирование современной теории телевидения/кино: 1) исследование литературных текстов («literary studies») (США, 1960-ые гг.); 2) культурологичекие исследования в Европе («cultural studies»); 3) Франкфуртская школа критической теории, слившаяся с американской социологией и теорией коммуникации; 4) теория кино («film studies») [259, с. 4 – 7]. Г. Грибер во введении к сборнику статей «Tele-Visions: An Introduction to Studying Television» также выделяет четыре сложившиеся к сегодняшнему дню направления в изучении телевидения («television studies»): 1) текстуальный анализ («textual analysis»); 2) исследование восприятия зрительской аудитории («audience and reception studies»); 3) институциональный анализ («institutional analysis»); 4) исторический анализ («historical analysis») [170]. Таким образом, можно заключить, что сегодня исследователь телевидения оказывается перед выбором метода/ов анализа, который он осуществляет, исходя из поставленных задач. В нашей работе нас будет интересовать текстуальный анализ, исторически сложившийся на платформе структурализма и постструктурализма и также объединяющий множество подходов и методов: семиотика, теория нарратива, теория жанров, психоанализ, контент-анализ, лингвистический анализ, анализ дискурса и пр. Следуя постструктуралистской тенденции рассматривать текст как открытую систему, современный анализ текста исходит из того положения, что у текста нет фиксированного значения, оно всегда ситуативно и специфично [171, с. 34 – 35]. Телевидение, как и другие масс-медиа, не может существовать в вакууме, поэтому при анализе того или иного телевизионного проекта необходим учет социальных, политических, институциональных и других условий, в которых производится и «смотрится» этот проект или телешоу. Стоит заметить, что изучение телевидения получило активное развитие в эру эфирного телевидения. Сегодня телекомпаниям приходится конкурировать, бороться за аудиторию из-за распространения новых технологий передачи визуальной информации (к примеру, цифровое, спутниковое ТВ) и, особенно, широкополосного интернета, предоставляющего новые режимы взаимодействия, новые формы доступа к информации, новые медиапродукты. В этом плане мы видим потенциал дискурсивного анализа, рассматривающего «знание» как результат интерпретации окружающей действительности и принимающего во внимание условия и итог осуществления этого интерпретационного процесса как со стороны «автора», так и реципиента. Материалом для анализа в данной работе послужил получивший в последнее десятилетие чрезвычайную популярность во многих странах мира такой жанр телешоу, как медицинская драма. Проблема определения понятия «жанр» широко освещалась как в лингвистике, так и теории телевидения. Некоторые специалисты в области ТВ, однако, приходят к выводу, что теория жанров, применяемая к литературным произведениям и художественным фильмам, оказывается неэффективной для телевидения [149, с. 105]. Традиционные для филологии и имеющие многовековую историю использования по отношению к литературным произведениям термины «драма», «комедия», «трагедия» и др. с относительно недавним появлением и стремительным развитием кино и телевидения стали применяться к этим социокультурным феноменам для разграничения повествовательных форм внутри них. Так, телевизионная драма является жанром/суб-категорией «телероманов» («small-screen fictions») и, в свою очередь, подразделяема на различные формы: мыльные оперы, мини-сериалы (многосерийные телефильмы), классические сериалы, телефильмы. Изначально критическое рассмотрение телевизионных драм было ориентировано на установление качества «пьесы»: первые ТВ драмы в США и Великобритании были телеверсиями театральных постановок. Из-за снижения качества продукта многие критики сегодня высказывают сомнения о целесообразности изучения теледрам вообще. Другие исследователи говорят о необходимости рассмотрения качественных (в первую очередь) образцов жанра и определения их культурной и текстуальной ценности [258, с. 79]. Заметим также, что к сегодняшнему дню сложились три основных направления в изучении теледрам («soap operas»): изучение нарратива (критическая теория), контент-анализ (общественные науки), восприятие зрительской аудитории – «фан-культура» (культурологические исследования) [122, с. 145]. Очевидно, что обозначенные аспекты входят в понятие дискурса, поэтому в нашем анализе они все будут учтены. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |