Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарративная перспектива в телесериале «Анатомия Грей»: использование приема «голос за кадром»

«Голос за кадром» – далеко не новая техника, которая применяется в кинематографе с 30-ых гг. прошлого столетия. Согласно С. Козлофф, элементы названия поясняют суть приема. «Голос» указывает на средство: мы слышим, как кто-то говорит. «За кадром» определяет отношение между источником звука и изображением на экране: зритель не видит того, кто повествует, непосредственно в момент речи [206, с. 3 – 4]. Таким образом, повествование «голоса за кадром» является важной дискурсивной составляющей, так как относится не ко времени и пространству наррации, а ко времени и пространству дискурса.

Сравнивая фильм и литературный текст, А. Р. Усманова говорит о том, что первый бихевиористичен [85], так как при кинопросмотре зритель получает возможность наблюдать за поступками действующих лиц и в то же время вынужден только догадываться о побудительных мотивах, ходе мыслей героев. В изучаемом нами сериале замечания невидимого нарратора помогают пролить свет на события, дают ключи к их истолкованию. Так, мы можем утверждать, что «голос за кадром» является не только значимым структурным элементом сериального дискурса, но играет существенную роль на уровне когнитивного и содержательного планов, так как передает важную информацию и помогает создать особые отношения со зрителем. Кроме того, использование приема повествования «голоса за кадром» как в начале, так и финале придает завершенность каждой серии, делает ее законченным, самостоятельным элементом внутри глобального сериального нарратива. Наши наблюдения позволяют заключить, что именно появление «голоса за кадром» становится наиболее значимым в когнитивном плане моментом в каждой серии «АГ». Закрывающий «голос за кадром» предлагает мораль истории, рассказанной в эпизоде, которая одновременно является решением обозначенной открывающим «голосом за кадром» проблемы. Можно утверждать, что представление морали/выражение основной мысли в финальном повествовании в эпизодах «АГ» является грамотным шагом создателей этого медицинского шоу. Как отмечают исследователи, само право повествования предполагает некоторую власть, авторитет рассказчика: нарратор, обладатель информации о происходящих событиях, находится в положении «знающего», в то время как зрителю отведена роль «по/узнающего» [306, с. 3]. Так, акт повествования – акт установления авторитета, поэтому рассказчику, как правило, доверяют. Частое применение паремий, всем известных «истин», в повествовании «голоса за кадром» в обсуждаемом телесериале служит усилению этого эффекта.

Еще одна особенность «голоса за кадром» в сериале «АГ», вносящая вклад в создание образа заслуживающего доверия нарратора, – «коллективная фокализация» повествования. Иногда оно ведется только от 1-го лица единственного числа («я-наррация»): к примеру, в серии «Holidaze» (6-10), в которой события происходят в период любимых американцами зимних праздников, М. Грей в открывающем серию повествовании рассказывает о лучшем для нее подарке на Рождество, который предопределил ее дальнейшую судьбу:

OVO: The best gift I ever got was for Christmas when I was ten – my very first suture kit. I used it until my fingers bled and then I tried to stitch up my fingers. It put me on the path to becoming a surgeon. My point is, sometimes the best gifts come in really surprising packages.

Обратим внимание на тот факт, что этот фрагмент отмечен использованием в функции семантического выделения окказионально модифицированной пословицы Sometimes the best gifts come in really surprising packages (Ср. The best gifts come in small packages), в которой подчеркивается, что зачастую жизнь неожиданно преподносит главные «подарки». Так задается основная тема эпизода, в котором некоторые из его героев-докторов и героев-пациентов получают подобные судьбоносные подарки накануне праздников.

Возвращаясь к вопросу повествовательной перспективы в анализируемом медицинском шоу, скажем, что более привычным является, все же, повествование от 1-го лица множественного числа («мы-наррация») или сочетание двух перспектив и их поочередная смена, как, к примеру, в начале серии «Into You Like a Train» (2-6):

OVO: In general, people can be categorized in one of two ways. Those who love surprises and those who don't. I don't. I've never met a surgeon that enjoys a surprise, because as surgeons, we like to be in the know. We have to be in the know, because when we aren't, people die and lawsuits happen. Am I rambling? I think I'm rambling. Okay, so my point, actually, and I do have one, has nothing to do with surprises or death or lawsuits, or even surgeons. My point is this: whoever said "What you don't know can’t hurt you", was a complete and total moron. Because for most people I know, not knowing is the worst feeling in the world. (sees two people with a pole cutting through them) Okay, fine. Maybe it's the second worst.

В приведенном отрывке повествования использование пословицы в функции семантического выделения вновь позволяет указать на основную проблему эпизода. Вместе с тем сфокусировать на ней внимание помогает, как и во многих других случаях подобного функционирования пословиц в дискурсе, применение вводной формулы («My point is this»). Главная героиня сериала Мередит Грей выказывает резко негативное отношение к мысли, заключенной в пословице What you don't know can't hurt you (То, о чем ты не знаешь, не причинит тебе вреда), так как сама находится в ситуации неведения, ожидая решения любимого мужчины. Как выяснилось в финале первого сезона, недавно прибывший в Сиэтл Грейс талантливый нейрохирург Дерек Шеперд, с которым у интерна Мередит Грей завязались любовные отношения, женат. После измены жены, неонатального хирурга Эддисон Шеперд, с его лучшим другом, пластическим хирургом Марком Слоаном, Дерек оставил успешную практику в Нью-Йорке и переехал в Сиэтл, где и познакомился с Мередит накануне первого дня своей работы и ее интернатуры в больнице Сиэтл Грейс. Эддисон, однако, в надежде получить прощение мужа и спасти брак, прибывает вслед за ним. Так, Дерек оказывается перед сложным для него выбором между чувством долга (с женой он прожил десять лет) и новым романтическим чувством к Мередит. Вот почему в обсуждаемой серии доктор Грей находится в мучительном состоянии ожидания решения любимого.
4.1.2. Когнитивно-дискурсивные аспекты функционирования пословиц и поговорок в дискурсе телесериала на локальном структурном уровне

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...