Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности дискурса англоязычной популярной песни

Значительную часть пространства западной (в том числе англоязычной) массовой культуры сегодня занимает популярная музыка. Некоторые исследователи пишут даже о вездесущности поп-музыки в индустриализованном капиталистическом обществе [291, с. 38]. В своей работе мы исходим из синонимичного толкования популярной культуры (и поп-музыки как ее компонента) и массовой культуры из-за их коммерческой природы, нацеленности на массового потребителя, что особенно заметно в западной (прежде всего, американской культуре, феномены которой, по большей части, мы подвергаем рассмотрению в ходе нашего анализа). Под поп-музыкой мы понимаем разные направления, стили и жанры развлекательной эстрадной музыки, сложившиеся к 60-ым гг. 20 в. и продолжающие появляться по сей день. Ныне неотъемлемый компонент «индустрии развлечений», поп-музыка отделяется музыковедами от музыки серьезной/классической («art music») и музыки народной («folk music») [291, с. 40; 134, с. 87 – 88].

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на столь широкое распространение, прочное положение и важную роль поп-музыки в жизни современного общества, ее серьезное научное изучение не было изначально активным, и до середины 70-ых – начала 80-ых гг. область просто игнорировалась исследователями. Открывая свою статью «Analysing Popular Music: Theory, Method and Practice», один из самых известных музыковедов Ф. Тагг пишет о часто скептическом и, даже, подозрительном отношении специалистов к серьезности исследований поп-музыки, отражающем, по его мнению, общую тенденцию «усматривать нечто странное в серьезном подходе к развлечению («fun») и попытках найти развлечение в серьезных вещах» [291, с. 37].

Изначально исследование поп-музыки зародилось как небольшое направление в рамках социологии в Европе и США (конец 1950-ых гг.). В 60-ые гг. ее изучением занимались представители Франкфуртской школы критической теории и области культурологии («сultural studies»), поднявшие важный вопрос влияния поп-музыки на формирование социальной идентичности групп молодежи (теория молодежных субкультур). Уже через десятилетие (1971 г.), однако, изучение популярной музыки было включено в учебные планы университета Беркли (США) и Гётеборгского университета (Швеция), а семнадцать лет спустя, в 1988 г., в Ливерпульском университете был открыт Институт популярной музыки. Еще одна важная дата, которую представляется необходимым упомянуть в нашем обзоре, – 1981 г., год основания Международной ассоциации по изучению популярной музыки (International Association for the Study of Popular Music)и выхода первого номера научного журнала «Популярная музыка». Итак, оформившаяся в 1980-ые гг. в самостоятельное научное направление, сегодня область исследования поп-музыки («popular music studies») имеет междисциплинарный характер и в равной степени опирается на данные таких сфер научного знания, как социология, культурология, музыковедение, исследование массовой коммуникации, семиотика и лингвистика. Исследование музыкального дискурса, тем самым, не будет полным без учета социальных, психологических, визуальных, технических, ритуальных, исторических, экономических, лингвистических и др. аспектов, релевантных для определенного жанра/стиля поп-музыки. В какой-то степени, реализация когнитивно-дискурсивного подхода, также носящего интердисциплинарный характер (хотя в рамках науки о языке), может быть продуктивной. Таким образом, попытаемся выделить релевантные для предпринимаемого исследования характеристики англоязычного дискурса поп-музыки. Поскольку основным продуктом популярного/эстрадного музицирования является песня, то в своей работе мы будем употреблять термины «дискурс поп-музыки» и «дискурс популярной песни» как взаимозаменяемые. Итак, как сегменту массовой культуры поп-музыке присущи следующие черты:

· массовость: адресована массовой аудитории, часто неоднородной в социокультурном плане. Особенность заключается в том, что поклонниками того или иного направления могут быть представители разных возрастных, национальных и других групп, в чем состоит уникальная объединяющая сила музыки;

· коммерческий характер: развита в индустриальном обществе, где эстрадная музыка становится товаром всеобщего потребления («commodity») [291, с. 40];

· общедоступность: запись, специфический медиум поп-музыки, позволяет хранить и распространять звучащий продукт песенного дискурса (иногда сопровождаемый видеорядом (видеоклипы, записи концертов и выступлений)) на различных носителях (аудиопленка, CD, DVD и др.) или делать его общедоступным через средства массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет);

· гедонистичность: основной функцией поп-музыки является функция развлекательная, а популярность связана с возможностью получения удовольствия;

· аксиологичность: являясь очень «подвижной» музыкальной формой, популярная песня незамедлительно откликается на новые социальные веяния, изменения, происходящие в обществе, и, таким образом, отражает современные ценности, эстетические запросы и потребности аудитории;

· эмоциональность: как представляется, одной их главных целей песенного дискурса является воздействие на эмоциональную сферу личности;

· основные участники песенного дискурса: исполнитель, нередко выступающий в роли автора музыки/текста, и слушатели;

· в тематическом плане можно выделить две обширные зоны: любовная тематика (лирическая песня) и социальная тематика. Некоторые исследователи рассматривают популярные песни как форму пропаганды [158, с. 215].

Еще одной специфической чертой дискурса поп-музыки, о которой стоит сказать отдельно и более подробно, является комплексная природа (синтетизм) песни. Будучи словесно-музыкальным жанром, песня сочетает в себе мелодический и вербальный компоненты, которые, не являясь равнозначными (мелодический компонент превалирует над вербальным), все же, находятся между собой в тесной связи (особенно структурной), дополняют и углубляют друг друга. Мелодия обладает воздейственным потенциалом, направленным на эмоционально-чувственную сферу личности. Текст песни наполняет сообщение содержанием и тем самым делает его конкретным.

В сборнике своих эссе под названием «Taking Popular Music Seriously», отражающем незавидную судьбу этого сегмента массовой культуры, С. Фрит пишет о царящем в научных кругах с 30-ых гг. 20 в. критическом восприятии текстов популярных песен из-за их банальности, слабости языкового, художественного и эмоционального аспектов, попытки авторов изобразить нереальный мир и обыденности пропагандируемых идеалов поп-культуры вообще [159, с. 213 – 214]. Действительно, в стилистическом плане тексты песенного дискурса можно описать как одновременно тяготеющие к поэтическому и бытовому дискурсу. Поясним данное положение. Несмотря на частую критику за банальность, схематичность и стандартность, тексты популярной песни, все же, наделены элементами художественной речи (применение риторических фигур, тропов, интертекстуальных ссылок). С другой стороны, нельзя не отметить тот факт, что из-за своей массовости и коммерческой направленности тексты популярных песен часто тяготеют к разговорному стилю, что выражается в использовании просторечной лексики, жаргонизмов, сленга, упрощенного синтаксиса и др. С этим частично связана и еще одна специфическая черта текстов песенного дискурса – диалогичность.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...