Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познал и тихой труд, и жажду размышлений.

Владею днём моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум:

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне

Пою мои мечты, природу и любовь,

И дружбу верную, и милые предметы,

Пленявшие меня в младенческие леты,

В те дни, когда, ещё незнаемый никем,

Не зная ни забот, ни цели, ни систем[203],

Я пеньем оглашал приют забав и лени

И царскосельские хранительные сени[204]

Наука объясняет мир проникновением в сокрытое. Таким образом, путь к Богу — один: научное познание. В 1819 г., оказавшись в Михайловском, Александр написал два подобных стихотворения:

Я здесь, от суетных оков освобождённый,

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещённой,

Участьем отвечать застенчивой Мольбе

И не завидовать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы[205] веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине[206].

И другое:

Философ[207] ранний, ты бежишь

Пиров и наслаждений жизни,

На игры младости глядишь

С молчаньем хладным укоризны.

Ты милые забавы света

На грусть и скуку променял

И на лампаду[208] Эпиктета[209]

Златой Горациев[210] фиал.

Поверь, мой друг, она придёт,

Пора унылых сожалений,

Холодной истины забот

И безполезных размышлений.

Зевес, балуя смертных чад,

Всем возрастам даёт игрушки:

Над сединами не гремят

Безумства резвые гремушки.

Ах, младость не приходит вновь!

Зови же сладкое безделье

И легкокрылую любовь,

И легкокрылое похмелье!

До капли наслажденье пей,

Живи безпечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен.

Будь молод в юности твоей[211]!

Как подвижник сбрасывает груз старых правил и обычаев, чтобы установить новые, так и просветлённый человек сбрасывает груз суетных мыслей и чувств, чтобы понять новое знание.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво[212].

Нам легко понять Пушкина и следовать его примеру, потому, что Александр Сергеевич учит нас без насилия. Ведь свобода — это отсутствие притеснений, страданий. Выход за пределы благоприятных для человека областей обычно переносится тяжело, а длительное воздействие крайностей — разрушительно. «Крайность может довести до крайности»[213]. В духовной жизни также — крайности приносят страдания. Александр Сергеевич писал: «Человек, не повинующийся законам рассудка, и привыкший следовать внушениям страстей, часто заблуждаетсяи подвергает себя позднему раскаянию»[214].

Житьё тому, любезный друг,

Кто страстью глупою не болен,

Кому влюбиться недосуг,

Кто занят всем и всем доволен[215].

«Всем занят» — это значит, что занят исследованием множества неделимых живых и неживых сущностей-особей в вечном движении. Но такой безстрастный учёный с холодной головой непонятен обывателям и выглядит жалким:

Стократ блажен, кто предан вере,

Кто, хладный ум угомонив,

Покоится в сердечной неге…

Но жалок тот, кто всё предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чьё сердце опыт остудил

И забываться запретил[216]!

Пушкин отразил мысли Екклесиаста гл.1:18: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»:

В глубоком знанье жизни нет

Я проклял знаний ложный свет,

А слава... луч её случайный

Неуловим. Мирская честь

Безсмысленна, как сон...[217]

Это движение от чувств к размышлениям, от стеснительности к раскрепощённости, от свободы к смирению — есть явление естественных перемен и присуще в разной мере всем людям. Пушкин как человек творческий смог понять, осмыслить и выразить движение чувств и мыслей человека. Никому невозможно остановить движение от одной противоположности к другой, но вполне возможно избежать губительных крайностей, несоответствий:

Забудь, любезный мой Каверин,

Минутной резвости нескромные стихи[218].

Люблю я первый, будь уверен,

Твои гусарские грехи.

Прослыть апостолом[219] Зенонова ученья[220],

Быть может, хорошо — но ни тебе, ни мне.

Я знаю, что страстей волненья

И шалости, и заблужденья

Пристали наших дней блистательной весне.

Пускай умно, хотя неосторожно,

Дурачиться мы станем иногда —

Пока без лишнего стыда

Дурачиться нам будет можно…

Насытясь жизнию у юных дней в гостях,

Простимся навсегда с Веселием шумливым,

С Венерой пылкою, и с Вакхом прихотливым,

Вздохнём об них, как о друзьях,

И Старость удивим поклоном молчаливым…

И черни презирай ревнивое роптанье.

Она не ведает, что можно дружно жить

С стихами, с картами, с Платоном[221] и с бокалом,

Что резвых шалостей под лёгким покрывалом

И ум возвышенный и сердце можно скрыть[222].

С 1812 г. по 1829 г. Александр Сергеевич только и делал, что прикрывал свои умственные труды завесой: игрой в карты, застольями и пустой болтовнёй (в свободное от трудов время). Удивительно, но не своеволие, а именно подчинение своего поведения Вечному Движению (как говорят, «воле Божией») давали ему вольность и покой, ощущение счастья. Покой на душе (без суеты) вёл к счастью. Пушкин знал выражение из Ев. Иоан. 8:32: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». И потому для себя имел представление совершенства.

Словами самозванца Григория Отрепьева Пушкин намекал, что и его откровения в стихах — суть пророчества о судьбе Руси:

Я верую в пророчества пиитов.

Нет, не вотще в их пламенной груди

Кипит восторг: благословится подвиг,

Его ж они прославили заране!

Приблизься, друг. В моё воспоминанье

Прими сей дар. (Даёт ему перстень)[223]

Когда со мной свершится

Судьбы завет, когда корону[224] предков

Надену я; надеюсь вновь услышать

Твой сладкий глас, твой вдохновенный гимн[225].

Понять Пушкина — значит, почувствовать того, кто стоял за ним, кто вдохновлял Будду, Иисуса, Мухаммеда. И когда пророк говорил о своей ничтожности, он тем самым открывал возможность и нашему ничтожеству подняться к небесам. Иначе, зачем явление пророка? Неужели для того, чтобы сетовать о недосягаемости гениально-пророческого дара?

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспаривать налоги,

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура[226]

В журнальных[227] замыслах стесняет балагура.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...