Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я скоро весь умру, но тень мою любя,Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдёт, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь, и вашими слезами Упьюсь... и, может быть, утешен буду я Любовью; может быть, и Узница[400] моя, Уныла и бледна, стихам любви внимая...[401] С ранних лет Александр Сергеевич ощущал себя творцом: В младенчестве моём она меня любила И семиствольную цевницу[402] мне вручила. Она внимала мне с улыбкой — и слегка, По звонким скважинам пустого тростника, Уже наигрывал я слабыми перстами И гимны важные, внушённые богами, И песни мирные фригийских пастухов[403]. С утра до вечера в немой тени дубов Прилежно я внимал урокам девы тайной…[404] Между учёным и творцом простирается зелёный луг: перейдёт его учёный — станет мудрецом, перейдёт его стихотворец — станет пророком. Уже в 14 лет Александр Сергеевич осознавал себя не только творцом, но и жрецом, посвящённым в Законы Вечного Движения жизни, учёным законо-познавательных наук, посредником между Богом и народом. И потому в этом возрасте Александр Сергеевич сделал запись в дневнике: «1813. Лицей. Открытие»[405] и написал стихотворение «К Наталье», которое при его жизни не было напечатано. Почему? Да потому, что он в нём признавался в любви к науке в трёх лицах: Марго — как образу девы Марии (богини Мары)[406], покровительнице наук; Наталье — как выразительнице гармонии[407] жрицы Тальи, и Анне — как образу зеркального отражения в природе и стихах Пушкина — Ан-нА… Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось; Признаюсь и я влюблён!.. Я желал бы Филимоном[408] Под вечор, как всюду тень, Взяв Анюты нежну руку, Изъяснять любовну муку, Говорить: она моя! — Кто же ты, болтун влюблённый? — Взглянь на стены возвышённы, Где безмолвья вечный мрак; Взглянь на окны заграждённы, На лампады там зажжённы... Знай Наталья! — Я... монах[409]![410] Служение Аполлону-Фебу, истине стало для Пушкина главным, а звание стихотворца утрачивало ценность: Ты знаешь: удалён от ветреного света, Скучая суетным прозванием поэта, Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал Жужжанью дальнему упрёков и похвал[411]. *** Но долго ли меня лелеял Аполлон? Душе наскучили парнасские забавы; Не долго снились мне мечтанья муз и славы; И, строгим опытом невольно пробуждён, Уснув меж розами, на тернах я проснулся[412].
Пушкин ясно понимал мир, себя и своё предназначение: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим[413] На перепутье мне явился. Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход. И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей"[414]. Пророк — избранник Судьбы, понимавший её волю, смысл бытописаний, соединяющих по кругам прошедшее, настоящее и будущее. С помощью науки кругооборотов он изучал народы (прошлое Европы и Руси, управление людьми, науку и искусство) и себя. И писал так, что никто не мог проникнуть в тайну кольцевого кода его произведений. Александр Пушкин мог подражать поэзии других народов мира. Но для этого ему надо было изучить все языки мира, чтобы впитать в себя отдельные стороны каждого народа и видеть их разницу. К концу своей жизни он знал в совершенстве 24 языка, в том числе 10 славянских[415] и миллионолетнюю русскую руницу[416]. Поэтому историю нравов народов он изучал по их подлинникам, а не в переводах. Почему басни Крылова мы принимаем не как итальянские или французские, а как русские, хотя он переводил их также с 10 языков мира? Потому, что он не мог постичь суть народов, их принадлежность к мужскому или женскому нраву, общественной или частной эпохе, отражающих те или иные преобразования в стране в то время, когда были написаны стихи. А вот Александр владел всеми знаниями «обычаев, поверий и привычек»[417] иностранцев для проникновения в тайны всех народов мира и писать так, будто он сам из того же народа. Кстати, эта способность благодаря усиленному изучению языков и обычаев помогала ему и в его деятельности контрразведчика по выявлению враждебных сил в среде послов и своих же современников, служа в тайной Коллегии Министерства иностранных дел России. В 1831 году Пушкин писал Бенкендорфу: «Более соответствовало бы моим занятиям и склонностям просить дозволения заняться историческими изысканиями в наших Государственных хранилищах и библиотеках»[418]. Вскоре последовал Высочайший указ: «Государь император[419] высочайше повелеть соизволил: отставного коллежского секретаря[420] Александра Пушкина принять на службу тем же чином и определить его в государственную Коллегию Иностранных Дел»[421]. За ним последовал указ: «Государь император всемилостивейше соизволил пожаловать, состоящего в ведомстве Государственной Коллегии Иностранных Дел коллежского секретаря Пушкина, в титулярные советники»[422]. Для государства всегда полезно, чтобы знатные люди были достойными занимать ведущие места в нём. Но знатное происхождение без добродетели — ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками. «Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окружённый почти совсем не понимавшими его людьми, нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал нам на него. Этот исход был — народность,преклонение перед правдой народа русского. Не понимать русскому Пушкина, значит, не иметь права называться русским. Он понял Русский Народ и постиг его назначение в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто...»[423] Именно потому, что пророки приходят рано, когда народ находится ещё в младенчестве, они остаются непонятыми современниками. Будем же дерзкими и поймём, наконец, своего пророка, сказавшего почти два века назад:
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощённые бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды...[424] Александр Сергеевич осознавал тяжесть судьбы пророка, которому даются свобода мысли и одновременно телесное и чувственное притеснение и насилие. Восстань, восстань, пророк России, В позорны ризы облекись, Иди, и с вервием на вые К убийце гнусному явись[425].
Но творчество Пушкина будет жить столько, сколько будет жить сознание русского народа. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа[426]. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью Божию, о Муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |