Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И ныне ты к сынам, о, царь наш, возвратился,И край полуночи восторгом озарился! Склони на свой народ смиренья полный взгляд — Все лица радостью, любовию блестят. Внемли — повсюду весть отрадная несётся, Повсюду гордый клик веселья раздаётся; По стогнам шум, везде сияет торжество, И ты среди толпы, России божество!..[731] Радостное возвращение в души русских народов воплощённой мечты Пушкина о лучшей жизни и истинном знании, оставленном им на Дону вот уже около 180 лет назад — вот что пророчил наш незабвенный и любимый творец Русского духа — «России божество». Смертный исход свой или противника Пушкин рассматривал как единственную развязку: "чем кровавее, тем лучше". Смертельно раненый в живот, собрал волю для ответного выстрела и сделал его еще удачнее, чем Дантес — в грудь противника. Закричал радостно: "Попал!" Хотя он и попал в бронежилет Дантеса, но главное — не запятнал свой уход убийством. И во многих предыдущих стычках тоже никого не убил, хотя стрелком слыл образцовым. Последующие события свидетельствовали кончину истинного православного, по существу святого человека. В «Полтаве» стихотворец отразил себя в образе Мазепы, писавшем стихи, и тем самым воздвиг «памятник себе» в «Полтаве». Спустя века мы это увидели: Прошло сто лет — и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось — И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе[732]. «Руслан и Людмила» — былинное произведение о храбрых русских людях, приходящих в мир редко, но вовремя. Это наши русские богатыри: Но вскоре вспомнил витязь мой, Что добрый меч герою нужен И даже панцирь; а герой С последней битвы безоружен…[733] *** От напряженья костенея, Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой. Меж тем, на воздухе слабея И силе русской изумясь, Волшебник гордому Руслану Коварно молвит: "слушай, князь! Тебе вредить я перестану…" *** Два дни колдун героя носит, На третий он пощады просит: "О, рыцарь, сжалься надо мной"… "Смирись, покорствуй русской силе! Неси меня к моей Людмиле". *** Печальнойистины поэт, Зачем ядолжен для потомства Порок и злобу обнажать И тайны козни вероломства В правдивых песнях обличать? *** Дружины конные славян Помчались по следам героя, Сразились... гибни, басурман! Объемлет ужас печенегов; Питомцы бурные набегов Зовут рассеянных коней, Противиться не смеют боле И с диким воплем в пыльном поле Бегут от киевских мечей, Обречены на жертву аду; Их сонмы[734] русский меч казнит[735]. В «Езерском» Александр Сергеевич показал, что во все времена бывают самоотверженные люди. Только не всегда они сражаются мечом. Есть и слово, есть голова и поступок. Во все времена есть место подвигу: Нет, к тому же, перевода Прямым героям; что они Совсем не чудо в наши дни; Иль я не этого прихода? Иль разве меж моих друзей Двух, трёх великих нет людей?[736] Словами Пимена в «Борисе Годунове» бытописатель призывал видеть в духовных, словесных подвигах не меньшую силу, чем в кровавых: Сей повестью плачевной заключу Я летопись мою; с тех пор я мало Вникал в дела мирские. Брат Григорий, Ты грамотой свой разум просветил, Тебе свой труд передаю. В часы Свободные от подвигов духовных Описывай, не мудрствуя лукаво, Всё то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса, Пророчества и знаменья небесны — А мне пора, пора уж отдохнуть И погасить лампаду…[737] Вот какие подвиги Александр Сергеевич видел вокруг себя, указывал на них, и их совершал: · «Брат говорил мне о скором совершении Вашего Гомера. Это будет первый образцовый подвиг в нашем отечестве»[738]. · «Гнедич в тишине рабочей комнаты совершает свой подвиг; посмотрим, когда появится его Гомер»[739]. · «Я предпринял такой писательский подвиг, за который ты меня расцелуешь: романтическую трагедию[740]! — смотри, молчи же: об этом знают весьма немногие»[741]. · «Ныне, как некоторый мне подобный бытописатель, коего имени я не запомню, оконча свой трудный подвиг, кладу перо и с грустью иду в мой сад размышлять о том, что мною совершено. Кажется и мне, что, написав Историю Горюхина[742], я уже не нужен миру, что долг мой исполнен, и что пора мне опочить!»[743] · «Он увидел, что новый образ жизни, ожидающий его, деятельность и постоянные занятия могут оживить его душу, утомлённую страстями, праздностью и тайным унынием. Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним влиять на судьбу великого народавозбудила в нём в первый раз благородное чувство честолюбия»[744]. · «Бывает на светевеликое и благородное зрелище: слава в борьбе с несчастием, неудача, переносимая с мужеством»[745]. · «У нас никто не в состоянье исследовать огромное создание Карамзина, — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в учёной комнате во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам. Дипломатические обращения Русской истории свидетельствуют обширную учёность Карамзина, приобретённую им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно окончен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению. Он рассказывал со всею верностью историка, он везде ссылался на источники — чего же более требовать было от него? Повторяю, что История Государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека»[746]. «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец[747]. Своим исследованием подлинности он принадлежит истории, простодушием и изречениями хронике. Исследование его состоит в учёном сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единого срока, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его неудовлетворителен, там недоставало ему источников: он их не заменял своевольными догадками»[748]. Жизнь русских творцов — изобретателей, писателей, художников, рабочих и крестьян, учителей и врачей, именно в наши неспокойные годы — в годы смуты и разрушения народного хозяйства и духа, в годы засилья невежества и чумы от корыстолюбцев — есть настоящий подвиг тружеников, который предвидел наш Пророк. Они сохранили по своим силам русский дух, средства, хозяйственные и умственные возможности: Царица грозная, Чума Теперь идёт на нас сама… Что делать нам? и чем помочь? Как от проказницы зимы, Запрёмся также от Чумы! Зажжём огни, нальём бокалы; Утопим весело умы И, заварив пиры да балы, Восславим царствие Чумы. Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы. Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Безсмертья, может быть, залог! |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |