Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И ныне ты к сынам, о, царь наш, возвратился,

И край полуночи восторгом озарился!

Склони на свой народ смиренья полный взгляд —

Все лица радостью, любовию блестят.

Внемли — повсюду весть отрадная несётся,

Повсюду гордый клик веселья раздаётся;

По стогнам шум, везде сияет торжество,

И ты среди толпы, России божество!..[731]

Радостное возвращение в души русских народов воплощённой мечты Пушкина о лучшей жизни и истинном знании, оставленном им на Дону вот уже около 180 лет назад — вот что пророчил наш незабвенный и любимый творец Русского духа — «России божество».

Смертный исход свой или противника Пушкин рассматривал как единственную развязку: "чем кровавее, тем лучше". Смертельно раненый в живот, собрал волю для ответного выстрела и сделал его еще удачнее, чем Дантес — в грудь противника. Закричал радостно: "Попал!" Хотя он и попал в бронежилет Дантеса, но главное — не запятнал свой уход убийством. И во многих предыдущих стычках тоже никого не убил, хотя стрелком слыл образцовым. Последующие события свидетельствовали кончину истинного православного, по существу святого человека.

В «Полтаве» стихотворец отразил себя в образе Мазепы, писавшем стихи, и тем самым воздвиг «памятник себе» в «Полтаве». Спустя века мы это увидели:

Прошло сто лет — и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей?

Их поколенье миновалось —

И с ним исчез кровавый след

Усилий, бедствий и побед.

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе[732].

«Руслан и Людмила» — былинное произведение о храбрых русских людях, приходящих в мир редко, но вовремя. Это наши русские богатыри:

Но вскоре вспомнил витязь мой,

Что добрый меч герою нужен

И даже панцирь; а герой

С последней битвы безоружен…[733]

***

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

Меж тем, на воздухе слабея

И силе русской изумясь,

Волшебник гордому Руслану

Коварно молвит: "слушай, князь!

Тебе вредить я перестану…"

***

Два дни колдун героя носит,

На третий он пощады просит:

"О, рыцарь, сжалься надо мной"…

"Смирись, покорствуй русской силе!

Неси меня к моей Людмиле".

***

Печальнойистины поэт,

Зачем ядолжен для потомства

Порок и злобу обнажать

И тайны козни вероломства

В правдивых песнях обличать?

***

Дружины конные славян

Помчались по следам героя,

Сразились... гибни, басурман!

Объемлет ужас печенегов;

Питомцы бурные набегов

Зовут рассеянных коней,

Противиться не смеют боле

И с диким воплем в пыльном поле

Бегут от киевских мечей,

Обречены на жертву аду;

Их сонмы[734] русский меч казнит[735].

В «Езерском» Александр Сергеевич показал, что во все времена бывают самоотверженные люди. Только не всегда они сражаются мечом. Есть и слово, есть голова и поступок. Во все времена есть место подвигу:

Нет, к тому же, перевода

Прямым героям; что они

Совсем не чудо в наши дни;

Иль я не этого прихода?

Иль разве меж моих друзей

Двух, трёх великих нет людей?[736]

Словами Пимена в «Борисе Годунове» бытописатель призывал видеть в духовных, словесных подвигах не меньшую силу, чем в кровавых:

Сей повестью плачевной заключу

Я летопись мою; с тех пор я мало

Вникал в дела мирские. Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю. В часы

Свободные от подвигов духовных

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Всё то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны

А мне пора, пора уж отдохнуть

И погасить лампаду[737]

Вот какие подвиги Александр Сергеевич видел вокруг себя, указывал на них, и их совершал:

· «Брат говорил мне о скором совершении Вашего Гомера. Это будет первый образцовый подвиг в нашем отечестве»[738].

· «Гнедич в тишине рабочей комнаты совершает свой подвиг; посмотрим, когда появится его Гомер»[739].

· «Я предпринял такой писательский подвиг, за который ты меня расцелуешь: романтическую трагедию[740]! — смотри, молчи же: об этом знают весьма немногие»[741].

· «Ныне, как некоторый мне подобный бытописатель, коего имени я не запомню, оконча свой трудный подвиг, кладу перо и с грустью иду в мой сад размышлять о том, что мною совершено. Кажется и мне, что, написав Историю Горюхина[742], я уже не нужен миру, что долг мой исполнен, и что пора мне опочить!»[743]

· «Он увидел, что новый образ жизни, ожидающий его, деятельность и постоянные занятия могут оживить его душу, утомлённую страстями, праздностью и тайным унынием. Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним влиять на судьбу великого народавозбудила в нём в первый раз благородное чувство честолюбия»[744].

· «Бывает на светевеликое и благородное зрелище: слава в борьбе с несчастием, неудача, переносимая с мужеством»[745].

· «У нас никто не в состоянье исследовать огромное создание Карамзина, — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в учёной комнате во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам. Дипломатические обращения Русской истории свидетельствуют обширную учёность Карамзина, приобретённую им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно окончен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению.

Он рассказывал со всею верностью историка, он везде ссылался на источники — чего же более требовать было от него? Повторяю, что История Государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека»[746].

«Карамзин есть первый наш историк и последний летописец[747]. Своим исследованием подлинности он принадлежит истории, простодушием и изречениями хронике. Исследование его состоит в учёном сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единого срока, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его неудовлетворителен, там недоставало ему источников: он их не заменял своевольными догадками»[748].

Жизнь русских творцов — изобретателей, писателей, художников, рабочих и крестьян, учителей и врачей, именно в наши неспокойные годы — в годы смуты и разрушения народного хозяйства и духа, в годы засилья невежества и чумы от корыстолюбцев — есть настоящий подвиг тружеников, который предвидел наш Пророк. Они сохранили по своим силам русский дух, средства, хозяйственные и умственные возможности:

Царица грозная, Чума

Теперь идёт на нас сама…

Что делать нам? и чем помочь?

Как от проказницы зимы,

Запрёмся также от Чумы!

Зажжём огни, нальём бокалы;

Утопим весело умы

И, заварив пиры да балы,

Восславим царствие Чумы.

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъярённом океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья —

Безсмертья, может быть, залог!

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...