Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценовая и неценовая конкуренция. Виды конкуренций.

Конкуренция- борьба независимых друг от др. экон. субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами.


Ценовая конк-ция - основным средством завоевания рынка и достижения лучших условий сбыта является непосредственное использование цен. Широко исп-ся цен. дискриминация, при опр. усл-ях: продавец-монополист; наличие сильной марк-вой политики у фирмы; невозможность перепродажи товара у первоначального покупателя. Данный вид конкуренции особенно часто применяется в сфере услуг.

Виды:
- прямая цен. конк-ция - характеризуется широким оповещением о снижении цены;
- скрытая цен. конк-ция - характеризуется выпуском на рынок нового товара с улучшенными потребительскими свойствами при достаточно незначительном увеличении цены.

Неценовая конк-ция - один из методов конкур. борьбы, в осн. кот. лежит не цен. превосх-во над конк-тами, а достиж-е более выс. потребите. св-в предлаг. товаров (услуг).

В неценовой конк-ции видное место принадлежитбенч-маркетингу, где главным фактором конкур. привлекат-ти выступает кач-во товара. В нецен. конк-ции проявл-ся связь м/у кач-вом тов. и той прибылью, кот. получает фирма, сумевшая продвинуть дан. товар. Потр-ль согласен платить дороже за высококач., подходящий ему по своим св-вам тов., но есть некот. предел удорожания, за кот. круг пок-лей начинает сужаться, V продажи прояв­л. тенденцию к падению, а рост прибыли соотв. замедл-ся. Особое знач-е приобр-ют такие пар-ры прод., как экологичность, энергоемкость, эстетические пок-ли, безоп-ть.

В условиях жесткой борьбы между товаропроизв-лями часто исп-ся методы, связ. с наруш-ем норм и правил конк-ции, т.е. недобросовестная конкуренция.

Виды конкуренции:

1. Совершенная(или своб.): на рынке уч-ет множ-во независ. фирм, самост. принимающих реш-е, что произв-ть и в каком объеме; наблюдается на рынке чистой конк-ции. В реальных условиях соверш. конк-ции нет, поск. нет рынка чистой конк-ции, т.к. на реальных рынках и произв-ли, и торговцы воздействуют на цену, вступая, в том числе, в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации.

Условия:

а) объем производства отдельной фирмы незначителен и не оказывает существенного влияния на цену товара; б) товары однородны; в) покупатели хорошо информированы о ценах; г) продавцы независимы друг от друга; д) рынок не ограничен, т. е. возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем.

Соверш. конк-ция формир. рын. мех-м образования цен и самонастройки экон. системы.

2. Несовершенная:этот вид появился в связи с образ-ем монополий и хар-ся концентрацией капитала, возникн-ем разл. организац. форм предпр-ий, усиления контроля за природн., матер. и финанс. ресурсами, а также воздействие научно-технического процесса.

Подразделяютна монополистическую и олигополистическую.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает (подвиды):

чистую монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию.

Чистая (абсол.) монополия – это исключит. право пр-ва, принадлежащее одному лицу, группе лиц или гос-ву. Такая монополия сущ-ет, если одна фирма явл-ся единств. производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

Монополист. фирмы создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; ограничивают доступ к ист-кам сырья и энергорес-сам; исп-ют выс. ур. технологий; применяют более крупный капитал и т. д.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн.

Картель– это союз 2ух и > фирм одной отрасли пром-ти, где участники сохраняют свою собственность на средства производства и продукты производства, а созданные товары сами реализуют на рынке, определяя цену, долю рынка и устанавливая квоту.

Синдикат– это та же картель, только отличие в условиях реализации готовой продукции – для этого создается определенная контора.

Трест– это монополия, где собственность на средства производства и готовую продукцию совместная.

Концерн– это союз независимых предприятий разных отраслей промышленности, где финансовый контроль над всеми участниками осуществляет главная фирма.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В дан. сит. не треб. присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при соверш. конк-ции, достаточно и нескольких десятков. В усл-ях чист. конк-ции фирмы производят стандартизир. или однородную продукцию, при монополистич. - дифференцированную.

Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.

Следовательно фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.

Олигополия– это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли.

Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат.

Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...