Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМНЫЙ ЗАТВОР: ВИДЕНИЯ ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ

После того как учитель познакомил ученика с естественным состоянием ума, он дает ему практики тогал, темного затвора, созерцания неба, созерцания солнца. Практика тогал во многом связана с элементами.

В темном затворе проводят месяцы, практикуя в помещении или в пещере, куда не попадает ни малейший луч света. Принято считать, что недостаток физического света может вызвать депрессию и клаустрофобию. Существуют методы лечения депрессии, основанные на том, чтобы больной больше находился на ярком свете. Однако в темном затворе практик, пребывая в чистом светоносном присутствии, не начинает страдать клаустрофобией или депрессией, хотя и проводит длительное время в небольшой комнате при полной темноте. В Боне темный затвор обычно выполняют сорок девять дней, а иногда и дольше. На самом деле иногда возникает прямо противоположная трудность. Поскольку в темном затворе происходит очень много событий, практик может прийти в возбуждение, его мысли становятся бурными и неуправляемыми. Трегчо подразумевает обретение в пространстве устойчивого состояния, такого состояния, которое исключает клаустрофобию. А тогал — это проявление света. В небольшом физическом пространстве темного затвора есть много пространства и света — пространства основы бытия и просветленности ригпа. Как внешний свет спасает нас от депрессии, так внутренний свет нас защищает. Жизненная сила ума, сила ригпа придает телу жизнеспособность, которая идет изнутри, а не извне.

Каждый, практикует он или нет, может погрузиться в черную как смоль темноту и увидеть света. Если пробыть так достаточно долго, могут начаться галлюцинации. Это не тогал. Если человек не прошел должного обучения, не получил указующих наставлений и не способен пребывать в естественном состоянии, возникающие у него видения будут просто проекциями ума, обусловленными кармическими следами. Тогал невозможен без трегчо, и, если практик не пребывает в естественном состоянии, он не выполнил трегчо.

Это аналогично йогическим практикам сновидений и сна. Когда возникают обычные сновидения, это просто сны, сюжеты, создаваемые взаимодействием ума с кармическими следами и кармической праной. Но, когда сновидец пребывает в естественном состоянии, сновидения возникают как сны ясности, сны, всплывающие из глубин, лежащих под поверхностью личной кармы, и они часто содержат мудрость, выходящую за пределы личности отдельного человека. То же самое происходит и во сне без сновидений. Когда спит обычный человек, он впадает в бессознательное состояние. Когда спит практик, устойчиво пребывающий в состоянии природы ума, его тело и рассудочный ум спят, но сам он полностью един с ясным светом, он — само недвойственное ригпа.

В темном затворе, если практик пребывает в естественном состоянии, его элементы приходят в равновесие. В одной из практик, часто предписываемых для темного затвора, используют пять поз, по одной на каждый элемент, чтобы, открыв в теле те или иные каналы, тем самым воздействовать на течение праны. Мы считаем, что поза, сохраняя которую практик пребывает в ригпа, пробуждает энергии элементов, а особые разновидности взгляда (их тоже пять) служат вратами для энергий, благодаря которым энергии элементов могут проявляться внешне. Внутренние процессы, происходящие с энергиями элементов, отражаются внешне, в темном помещении, и эти отражения возвращаются к практику как видения и переживания.

В Шанг-Шунг ньенгью описываются пять стадий видений тогал. Этих стадий пять, потому что они связаны с элементами: от земли до пространства. По мере нашего продвижения по духовному пути внутренние перемены проявляются как всё более сильные переживания в нашей повседневной жизни. Взаимоотношения становятся более непринужденными, отрицательные эмоции теряют былую силу и т. д. В практиках тогал благотворные внутренние перемены, проистекающие от практики, тоже проявляются внешне, но в качестве видений. Во всех практиках тогал — в темном затворе, созерцании солнца, созерцании пространства — йогин старается соединиться с чистой сущностью элементов, пятью чистыми светами, а видения представляют собой знаки развития процесса. Не видения, а внутренние перемены важны в практике, но видения дают возможность следить за ее ходом.

Обычно видения начинаются с появления света и узоров из света. Этот свет цветной — часто преобладают два цвета, но цвета может и не быть. С каждым элементом, когда он начинает проявляться в своей более чистой форме, связаны особые очертания и цвета: желтые квадраты для земли, синие круги для воды, красные треугольники для огня, зеленые прямоугольники для воздуха и белые полукруги для пространства. Наконец появляются обрывки образов, обычно мимолетные и нечеткие. Со временем они становятся цельными и устойчивыми. Такая последовательность не случайна. По мере углубления практики главные каналы и чакры открываются, и кармические помехи и привычные склонности растворяются в природе ума. Затемнения, заслоняющие чистые элементы в кажущейся вещественности, очищаются, и видения соответственно становятся чище. Возникают видения божеств, богинь, мандал, священных слогов и символов.

В повседневной жизни, как и в темном затворе, наш отклик на то, что возникает в переживании, определяет, остаемся ли мы в состоянии заблуждения или движемся к постижению истины. Если мы придерживаемся двойственных взглядов движущегося ума, пять энергий элементов воспринимаются нами как вещественные. Если мы устойчивы в природе ума — то, что кажется вещественным, вновь растворяется в чистом свете. Один путь* ведет к оковам кармических склонностей, а другой — к свободе от зависимости. Если мы пребываем в двойственности, пять светов становятся пятью вредящими эмоциями. Если мы пребываем в естественном состоянии, пять светов становятся пятью мудростями. В темном затворе мы можем выяснить, где находимся с точки зрения практики, потому что уровень практики отражается в том, что проявляется, и в том, как мы относимся к тому, что проявляется.

На самом высшем уровне практики тогал элементы полностью уравновешены. Все переживание объединено с естественным состоянием. Хотя обычно мы ощущаем тело как нечто материальное, оно — тоже проявление света элементов. Если полностью слиться с пространством, нет ощущения, что тело отделено от области неделимого восприятия. Тело не то чтобы исчезает, но ощущается как тело из света. Именно так в конечном счете обретают радужное тело ('ja' lus). Как уже говорилось в этой книге, таков особый знак просветления в Дзогчене — происходящее во время смерти высвобождение элементов тела в их чистую форму: цветные света.

Обычно ощущение самого себя зависит от того, что нас окружает: от собственного тела, взаимоотношений, обстоятельств, мыслей и воспоминаний. Когда мы пребываем в природе ума, образы и мысли, представляющие нашу личность, растворяются в пустой сущности. Наше отношение к тому, что проявляется из этого пространства, определяет, попадаем мы в состояние заблуждения или освобождаемся в мудрость. Какое бы переживание ни явилось тому, кто не пребывает в естественном уме, — пусть это будут образы будд или чистых стран, — оно будет двойственным видением, коренящемся в заблуждении двойственного разделения на «я» и «других». Какое бы переживание ни явилось практику, устойчиво пребывающему в природе ума, оно будет видением тогал.

Глава пятая

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку мы практикуем Дхарму, нас учат размышлять о даре драгоценного человеческого тела. Мы родились там, где учат Дхарме, и в такое время, когда можно встретить учителя и получить передачу. Мы живем там, где есть гражданские свободы, позволяющие следовать духовному пути. У нас хорошие условия жизни и есть свободное время для практики.

Но чего нам часто недостает — так это осознания ценности даров, которые мы уже получили. Иногда, когда нас затронет несчастье, мы вспоминаем, как хороша была жизнь, но потом, снова войдя в обычную колею, мы это забываем. Нашему чувству благодарности и признательности мешают темные и вредоносные силы, вечная неудовлетворенность и постоянная стимуляция. Когда у других есть больше, чем у нас, мы завидуем, но, хотя живем в мире, где множество людей не имеют того, что есть у нас, часто не осознаём, как нам повезло.

В учениях часто главное внимание уделяется воззрению, медитации и поведению. Это значит, что наши взгляды определяют, что мы чувствуем и думаем. А то, как мы чувствуем и думаем, определяет то, как мы действуем. Если мы смотрим с двойственной точки зрения, то видим несовершенный мир и живем в этом несовершенном мире как мучающиеся несовершенные существа. Если же мы видим мир в его совершенстве, как он есть, то мы — будды, обитающие в чистой стране в окружении других будд. Пока мы не обретем чистое видение и не постигнем совершенство мира и существ в нем, для нас будет полезным принимать несовершенства мира как естественную часть жизни, как материал, с которым можно работать. Если мы отворачиваемся от какой-то стороны жизни, значит, мы отказываемся от части самих себя. Открываясь миру и принимая его как он есть, мы обретаем способность воспринимать глубокие измерения собственного существа. Полное принятие кладет конец надежде и страху, фантазиям о прошлом и будущем. Это значит жить только настоящим, тем, что есть на самом деле.

Благодаря тому, что меня воспитывали в монастыре высокообразованные и совершенные учителя, я смог посвятить свою жизнь изучению и практике Дхармы, а в последние пятнадцать лет и обучению других. Самостоятельно исследовав колесницы шаманизма, Сутры, Тантры и Дзогчена, я стал понимать, насколько глубоко связаны разные колесницы и практики, пусть даже они отличаются философскими подходами. Прямое переживание этой связи несет озарение и радость, а когда приходит ее полное понимание и осуществление, практика становится более сильной и гибкой. Мы знаем, когда выполнять те или иные практики. Мы можем нацеливать практики на преодоление слабости наших элементов и на увеличение их силы.

Один из способов понять эту связь — научиться понимать элементы. Наше тело существует как игра элементов. Мы действуем благодаря энергиям и силам элементов окружающего нас мира. Тонкие элементы мы воспринимаем как внутренние элементы и как свой ум. Время и пространство — все это игра элементов. Какими бы тонкими или грубыми ни представлялись энергии элементов, все они по своей сущности — пять чистых светов, священные основополагающие энергии всего сущего.

Какую бы я ни выполнял практику, к какому бы уровню она ни относилась, я осознаю, что стараюсь более глубоко объединиться с пятью чистыми светами. Иногда мне приходится работать с уравновешиванием элементов на грубом уровне, иногда — в измерении энергии, а иногда — на более тонких уровнях ума. Применяю ли я практику йидама или кандро, либо движение и дыхание, я всегда приближаюсь к основополагающему единству — цели духовного пути.

Я надеюсь, что в будущем работа с элементами сослужит добрую службу многим людям, принося им физическое, эмоциональное и духовное исцеление. Я собираюсь продолжить исследования, практику, изучение и работу с людьми. Со временем мои ученики вместе со мной создадут место, посвященное практике с элементами. Мы построим дома — по одному на каждый элемент, — и все они будут отличаться формой, цветом и материалом. В них мы расположим священные мандалы элементов, освященные божествами элементов. Мы надеемся, что люди смогут проводить там время, посвящая его восстановлению внутри себя связи с энергиями элементов и их развитию.

Я глубоко верю, что, если люди больше узнают об этих древних учениях и научатся правильно и в нужное время их применять, их жизнь станет лучше, они преодолеют болезни и препятствия, увеличат продолжительность своей жизни, укрепят здоровье, личную силу и удачу, разовьются духовно.

Знание пяти элементов дает нам возможность взаимодействовать с миром, каким бы он ни был. Знание элементов — это знание основы, благодаря которому мы можем понять все. Умение работать с элементами дает нам ключ к умению работать со всеми аспектами жизни, положительными и отрицательными.

Мое искреннее желание — чтобы все мы быстро постигли свою истинную природу. А пока этого не произошло, пусть во всех нас зародится сострадание и любовь ко всем существам. Да будем мы открыты для безграничной энергии и мудрости изначальных элементов, чья игра являет собой великую красоту — наш мир и нашу жизнь.

 

Находясь в больнице в Сиккиме, великий бонский лама Юнгдрунг Тендзин перед самой смертью сел, выпрямившись, в позу медитации и попросил, чтобы его тело не тревожили три дня. Затем он умер, проявив внешние признаки смерти (сердце остановилось, дыхание прекратилось), но оставался в позе медитации в течение тридцати трех часов. Спустя три дня отовсюду стали стекаться тибетцы-паломники, чтобы возложить шарфы на его тело.

 

ГЛОССАРИИ

бардо (bar do; санскр. антарабхава). «Промежуточное состояние». Любое переходное состояние бытия: жизнь, медитация, сон, смерть. Однако чаще имеется в виду промежуточное состояние между смертью и перерождением.

бодхичитта (санскр.; тиб. чангчуб сем: byang chub sems, сокращенно чанг сем: byang sems). Пробужденный ум. Часто означает сострадательный ум, помышляющий достичь просветления на благо других. В Дзогчене синоним исконной недвойственной осознанности (ригпа).

Бон (bon). Коренная духовная традиция Тибета, более ранняя, чем индийский буддизм. Хотя ученые придерживаются разных мнений относительно происхождения Бона, сама традиция говорит о существовании в ней непрерывной линии передачи, длящейся семнадцать тысяч лет. Подобно школам тибетского буддизма, в частности, школе ньингма, Бон отличает самобытная иконография, в нем есть богатая традиция шаманизма и особая линия передачи, восходящая не к Будде Шакьямуни, а к Будде Шенрабу Мивоче.

гонгтер (dgongs gter). Клад ума. В тибетской культуре есть традиция терма. Это священные предметы, тексты или учения, которые учителя прошлых веков сокрыли на благо людей грядущих времен, когда их предстоит найти. Тантрийских учителей, которые открывают терма, называют тертонами, открывателями кладов. Терма находят в материальных местах, таких как пещеры или кладбища, в элементах, таких как вода, дерево, земля или пространство; или же их получают в сновидениях, в видениях, а также находят непосредственно в глубоких уровнях сознания. Последний случай называется гонгтер — «клад ума».

джалу ('ja 'lus). «Радужное Тело». В Дзогчене обретение Радужного Тела является знаком полного свершения. Обретший свершение практик Дзогчена, уже не подверженный иллюзии кажущейся материальности и двойственности, противопоставляющей ум и материю, в момент смерти высвобождает энергию элементов, составляющих материальное тело. Само тело растворяется, остаются только волосы и ногти, а практик встречает смерть в полном сознании.

Дзогчен (rdzogs chen). «Великое совершенство», или «великая завершенность». Дзогчен считают высшим учением и практикуют как в Боне, так и в школе тибетского буддизма ньингма. Его основополагающий принцип состоит в том, что реальность, в том числе и человека, уже совершенна, что ничего не нужно преображать (как в Тантре) и ни от чего не нужно отказываться (как в Сутре), — нужно лишь распознать истинную природу всего. Основной метод Дзог-чена — «самоосвобождение»: позволять всему, что возникает в переживании, существовать как оно есть, не усложняя с помощью рассудочного ума, не питая ни привязанности, ни неприязни.

Дхарма(санскр.; тиб чо: chos). Очень широкий термин, имеющий много значений. В контексте данной книги Дхарма — это и духовное учение, которое восходит к Буддам, и сам духовный путь. Другое значение слова дхарма — бытие, а во множественном числе — «явления».

дхармакая(санскр.; тиб. чоку: chos sku). Считается, что Будда обладает тремя Телами (санскр. кая): это дхармакая, самбхо-гакая и нирманакая. Словом дхармакая, которое часто переводят как «Тело истины», обозначают абсолютную природу будды, присущую всем буддам и тождественную абсолютной природе всего, что существует, то есть пустоте. Дхармакая недвойственна, свободна от понятий и от всех качеств (см. также самбхогакая и нирманакая).

йиге(yi ge). Письменный язык, слово, слог, буква.

йид (yid; санскр. манас). Действующий ум, противоположность природы ума. Это один из многих тибетских терминов, обозначающих разные аспекты ума.

йидам (yi dam; санскр. <ишта->дэвата). Личное божество, или божество медитации, олицетворяющее аспект просветленного ума. Есть четыре категории йидамов: мирные, увеличивающие, могучие и гневные. Йидамы проявляются в таких образах, чтобы преодолеть те или иные вредоносные силы.

йогин(санскр. йоги; тиб. налчжорпа: rnal 'byor pa). Тот, кто практикует йогу медитации, такую как йога сновидений и йога сна.

йогини(тиб. налчжорма: rnal 'byor ma). Женщина, практикующая йогу медитации.

канал(санскр. нади; тиб. ца: rtsa). Каналы — это сосуды системы циркуляции энергии организма, по которым текут токи тонкой энергии, поддерживающие и питающие жизнь. Сами каналы принадлежат к энергетическому уровню, и в материальном измерении их увидеть нельзя. Однако с помощью практики или природной чувствительности человек может убедиться в их существовании на собственном опыте.

кандро (mkha' 'gro ma; санскр. дакини). Кандрома, тибетское слово, соответствующее санскритскому слову дакини, буквально означает «ходящая по небу». «Небо» — это пустота, а дакини перемещаются в этой пустоте, иначе говоря, совершают действия в полном постижении абсолютной реальности. Дакини может быть земной женщиной, постигшей собственную природу, или иным существом женского пола, или богиней, или непосредственным проявлением просветленного ума.

карма(тиб. лэ: las). Карма буквально означает «действие», но конкретно — закон причины и следствия. Любое действие, совершенное физически, словесно или мысленно, служит семенем, которое принесет плод своих последствий в будущем, когда сложатся благоприятные для этого условия. Благие действия имеют благие последствия, такие как счастье, а неблагие действия имеют неблагие последствия, такие как несчастья. Закон кармы означает не то, что в жизни все предопределено, а то, что обстоятельства порождаются прежними действиями.

кармические следы(санскр. васана; тиб. багчаг: bag chags). Каждое предпринятое человеком действие — физическое, словесное или мысленное, — если оно выполнено преднамеренно и пусть даже с малейшей долей неприязни или желания, оставляет след в потоке сознания этого человека. Накопление таких кармических следов обусловливает — положительно или отрицательно — каждый момент переживания.

кая (санскр.; тиб. ку: sku). У этого слова есть много значений. В контексте данной книги оно означает «тело» или «измерение переживания».

кунжи(kun gzhi; санскр. алая). В Боне кунжи представляет собой основу всего сущего, в том числе человека. Данное понятие не совпадает с похожим понятием школы йогачара (алаявиджнта), которое больше сходно с кунжи намше (см. ниже). Кунжи — это единство пустоты и ясности, полной открытости абсолютной реальности и непрерывного проявления внешнего видения и ригпа. Кунжи — это основа бытия.

кунжи намше (kun gzhi rnam shes; санскр. алаявиджняна). Кунжи намше — это сознание-основа, имеющееся у каждого человека. Это «вместилище», «хранилище», где хранятся кармические следы, из которых возникает будущее восприятие.

ла (bla). Душа. Основное человеческое достояние. Основа способности обладать положительными качествами.

лама (bla ma; санскр. гуру). Гуру буквально означает «тяжелый», нагруженный просветленными качествами (буддха гуна). Лама означает «нет выше». Так называют духовного учителя, который важен для ученика превыше всего. В тибетской традиции лама считается даже более важным, чем будда, потому что именно лама доносит до ученика живое учение. На абсолютном уровне лама — это принадлежащая самому человеку природа будды. На относительном уровне лама — личный учитель. Также слово лама принято употреблять как вежливую форму обращения к любому монаху или духовному учителю.

лока (тиб. джигтэн: jig rten). Буквально «мир» или «мировая система». Хотя обычно это слово используют для обозначения шести областей круговорота бытия, на самом деле лока означает более широкие мировые системы, одну из которых занимают шесть областей (см. шесть миров круговорота бытия).

лунг (rlung; санскр. ваю, прана). Лунг — это жизненная энергия ветра. Обычно на Западе ее называют одним из ее санскритских названий — прана. Слово лунг имеет широкий диапазон значений. В контексте этой книги оно обозначает жизненную энергию, которая питает жизнеспособность тела и сознания.

лхундруб (lhun grub). Спонтанное совершенство, или спонтанное присутствие. В Дзогчене означает нескончаемое самопроизвольное возникновение явлений.

маригпа (ma rig pa; санскр. авидъя). Неведение. Отсутствие знания истины, основы, кунжи. Часто выделяют две категории маригпа: неведение врожденное и обусловленное культурой.

нага (санскр.; тиб. лу: klu). Змееподобные духи, связанные с водой.

нгондро (sngon 'gro; санскр. пурвагама). Букв, «предшествующее». Обычно имеются в виду предварительные практики, которые различаются в зависимости от уровня учения.

нирвана (санскр.; тиб. нья нгэнлэ дэпа: mya ngan las 'das pa). Уход от всех страданий. В разных буддийских и бонских школах этот термин имеет свой оттенок смысла, но в целом он означает противоположность сансаре, зависимому бытию, подвластному печали и страданию.

нирманакая (санскр.; тиб. трулку: sprul sku). Нирманакая — это «явленное тело» дхармакаи. Обычно обозначает зримое, материальное проявление будды. Этим словом называют и все измерение материальных проявлений.

охранители (санскр. дхармапала; тиб. сунгма: srung ma или чо-кёнг: chos skyong). Охранители и охранительницы — существа, давшие обет защищать Дхарму и тех, кто практикует учение. Они могут быть как мирскими защитниками, так и гневными проявлениями просветленных существ. Те, кто практикует Тантру, обычно ублаготворяют охранителей, связанных с их линией передачи, и пользуются их помощью.

пова ('pho ba). Перенос сознания. Обычно имеется в виду практика намеренного переноса сознания из тела во время смерти.

прана (см. лунг).

ригпа (rig pa; санскр. видъя). Буквально «осознанность» или «знание». В учениях Дзогчена ригпа обозначает врожденную, изначально чистую недвойственную осознанность, истинную природу человека.

Ринпоче (rin po che). Буквально «драгоценный». Почетное наименование, широко используемое как обращение к воплощенному ламе.

рушен (ru shan). Разделение или различение. В этой книге имеются в виду предварительные практики Дзогчена, предназначенные для разделения в переживании -природы ума и обычного рассудочного ума.

самадхи (санскр.; тиб. тиннгедзин: ting nge 'dzin). Любое из множества различных состояний медитации.

самайя (санскр.; тиб. дамциг: dam tshig). Обет. Обычно обет, касающийся поведения и действий, который практикующий дает в связи с тантрийскими практиками. Есть общие обеты и особые обеты, связанные с конкретными практиками Тантры.

самбхогакая (санскр.; тиб. лонгку: longs sku). «Тело наслаждения» будды. Самбхогакая состоит только из света. Образы самбхогакаи часто визуализируют в практиках Тантры и Сутры. В Дзогчене чаще используют образ дхармакаи.

сансара (санскр.; тиб. корва: 'khor ba). Мир страдания, источник которого — омраченный, двойственный ум. Все в этом мире непостоянно, лишено собственного бытия. Все существа этого мира подвержены страданию. Сансара объединяет шесть миров круговорота бытия, но в более широком значении обозначает способ существования живых существ, которые страдают вследствие того, что ими владеют заблуждения, следствие неведения и двойственности. Когда какое-либо существо обретает полное освобождение от неведения, достигает нирваны, — сансара для него заканчивается.

сем (sems; санскр. читта). Один из множества тибетских терминов, обозначающих ум. Слово сем часто переводят как «рассудочный ум», подразумевая движущийся ум, а не природу ума.

сог (srog). Жизненная сила, жизнеспособность. Тесно связана с врожденной осознанностью, ригпа.

Сутра (санскр.; тиб. до: mdo). Сутры — тексты, содержащие учения, пришедшие непосредственно от исторического Будды. Учения Сутры опираются на путь отречения и составляют основу монашества.

Тантра (санскр.; тиб. гъю: rgyud). Тантры, как и Сутры, — учения будд, но многие тантры были открыты йогинами традиции терма (см. гонгтер). Тантры опираются на путь преображения и включают в себя такие практики, как работа с энергией тела, перенос сознания, йоги сновидений и сна и т. д. Некоторые разряды тантр, относящиеся к непостепенному пути преображения, могут содержать и учения Дзогчена.

Тапихрица (ta pi hri tsa). Хотя его считают исторической личностью, в иконографии он изображается как будда-дхарма-кая — обнаженным и без украшений, что символизирует абсолютную реальность. Он является одним из двух основных учителей традиции Дзогчена Шанг-Шунг ньенгъю.

тигле (thig le; санскр. бинду). Слово тигле в зависимости от контекста имеет разные значения. Хотя обычно его переводят как «капля» или «семя», в контексте йог сновидений и сна тигле обозначает сияющий световой шарик, символизирующий качество сознания и используемый для сосредоточения на нем в практике медитации.

тигле ньягчиг (thig le nyag cig). Единая сфера, символ бытия, свободного от краев или разграничений. Недвойственная природа реальности.

тогал (thod rgal). Одна из двух главных практик Дзогчена, уделяющая особое внимание объединению со всем, что возникает. В тогал используются практики темного затвора, а также созерцание солнца и неба.

трегчо (khregs chod). Одна из двух главных практик Дзогчена, уделяющая особое внимание отсечению всех отвлечений и омрачений ради пребывания в естественном состоянии.

три коренных яда (санскр. мулаклеша; тиб. цавэй нъонмонг сум: rtsa ba'i nyon mongs gsum). Неведение, гнев и алчность — три основополагающих омрачения, которые поддерживают продолжение жизни в мирах страдания.

трулкор ('khrul 'khor; санскр. янтра). Букв, «магическое колесо». Особые йогические практики. Практика поз тела, движений, дыхания и медитации, нацеленная на то, чтобы возвратить прану в центральный канал. Эта йога устраняет препятствия в теле, энергии и уме, способствует оздоровлению, ее конечная цель — использовать тело и энергии тела как опору для укрепления йогина в недвойственной осознанности — ригпа.

туммо (gtum mo; санскр. чандали). Йога внутреннего огня. В этой йоге используют позы тела, дыхание и визуализацию, чтобы возбудить в пупочной чакре внутренний огонь — огненную прану — и направить ее в вверх по центральному каналу к теменной чакре. Эта практика известна во всех тибетских школах. Занимает центральное место в Шести йогах Наропы и в других системах. В Боне ее часто сочетают с трулкор.

ца (см. канал).

цалунг (rtsa rlung). Йогические практики, в которых используются каналы (ца) и жизненные энергии (лунг). В эту широкую категорию входят многие практики во всех тибетских традициях Тантры.

це (tshe). Потенциальная продолжительность жизни человека.

чакра (санскр.; тиб. корло: khor lo). Буквально «колесо» или «круг». Чакра — санскритское слово, обозначающее энергетический центр. Чакра — это место, где сходится определенное число энергетических каналов (тиб. ца). В разных системах медитации используют разные чакры.

чод (gcod). Буквально «отсекать», «рассекать». Практика чод, иначе называемая «практическое использование страха» и «развитие щедрости», — это ритуальная практика, нацеленная на устранение привязанности к своему телу и эго путем сострадательного подношения другим существам всего того, из чего состоит человек. Для этого в практике есть пространное призывание различных классов с последующим воображаемым рассечением и преображением тела йогина в объекты подношения. В практике чод используется мелодичное пение, звуки дамару (ритуальный барабан), дильбу (ритуальный колокольчик) и ганглин (труба из кости). Обычно чод выполняют в местах, внушающих страх, например, в местах сожжения трупов, на кладбищах, на безлюдных горных перевалах.

Шанг-Шунг ньенгью(Zhang Zhung snyan rgyud). Один из наиболее важных циклов учений Дзогчена в Боне. Относится к разделу Упадеша.

Шенла Одкар(gshen lha 'od dkar). Это самбхогакая Шенраба Мивоче, будды, основавшего Бон.

Шенраб Мивоче(gshen rab mi bo che). Шенраб Мивоче — нир-манакая будды, основатель Бона. Традиция гласит, что он жил семнадцать тысяч лет тому назад. В литературном наследии Бона насчитывается пятнадцать томов жизнеописания Шенраба Мивоче.

шесть миров круговорота бытия(тиб. риг друг: rigs drug). Обычно их называют «шесть миров» или «шесть лок». В шести мирах обитают шесть классов существ: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и существа ада. Под мирами имеются в виду как конкретные места, где рождаются существа, так и области потенциально возможного опыта, эмпирического и эмоционального, которые определяют и ограничивают наше переживание даже в повседневной жизни.

шинэ(zhi gnas; санскр. шаматха). «Пребывание в покое», «спокойствие». Практика пребывания в покое использует сосредоточение на внешнем и внутреннем объекте, чтобы развить способность к сосредоточению и устойчивость ума. Пребывание в покое — основополагающая практика, основа для развития других, более глубоких практик медитации; она необходима как для йоги сновидений, так и для йоги сна.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Хотя текстов, посвященных элементам, много, при написании этой книги я использовал преимущественно следующие произведения:

Drung-mu gcod-chen. Издано в 1973 году Цултримом Таши и Тибетским монашеским центром Бона, Нью-Тобгьял, Химачал-Прадеш, Индия. Этот цикл учений создал Тонгьюнг Тучен (stong rgyung mthu chen), бонский учитель, живший в восьмом веке. Расцвет этого учения пришелся на тринадцатый век, когда его передавал учитель Сенсэ Лхадже (gsen gsas lha rje). Среди произведений этого цикла элементам посвящен текст 'Byung ba'i bcud len.

Sgron-ma drug [«Шесть светочей»] и 'Od-gsal sems-kyi me-long [«Зеркало светоносного ума»] — два текста из цикла бон-ских учений Шанг-Шунг нъенгъю. Эти тексты были изданы в 1968 году д-ром Локешем Чандрой и Лопоном Тендзин Нам-дагом в собрании, озаглавленном History and Doctrine of Bon-po Nispanna-Yoga. Издано Международной академией индийской культуры в Нью-Дели.

Gshen-rtsis las nag-rtsis skor [Астрология элементов], автор Gshen mkhas-grub tshul-khrims-rgyal-mtshan, и Nag-rtsis, автор Khyung-sprul 'jigs-med-nam-mkha'i-rdo-rje. Опубликован Тибетским монашеским центром Бона, Нью-Тобгьял, Химачал-Прадеш, в 1973 году.

Brda' sprod kun gyi snying po srid pa'i sgron me bzhugs ламы Кьюнг-трула Джигме Намкай Дордже. Опубликован Тибетским бонским фондом в 1966 году. Эта книга посвящена бонской грамматике. В ней представлено соотношение алфавита и звуков с элементами.

Rgyal-gshen mi-lus bsam-legs. The Three Basic Mother Tantras with Commentaries [Ma-gyud]. Опубликован Бонским монашеским центром, Доланджи, Химачал-Прадеш, в 1971 году.

Рекомендуемые книги на английском языке:

Очень полезная книга на английском языке — Namkhai Norbu Rinpoche. Drung, Deu and Bon: Narrations, Symbolic Languages and the Bon Tradition in Ancient Tibet. — Dharamsala, India: Library of Tibetan Works and Archives, 1995. [Русский перевод: Намкай Норбу Ринпоче. Друнг, Дэу и Бон: традиции преданий, языка символов и бон в Древнем Тибете. — Москва: Либрис, 1998.]

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...