Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения внимания при обнаружении сигнала из шума

Одностороннее игнорирование и синдром Балинта наблюдаются относительно редко у больных с мозговыми поражениями. Наиболее частыми проявлениями этих поражений являются нарушения при обнаружении стимулов из шума, которые логично рассматривать как лежащие в основе различных типов нарушений внимания. Основой такого обнаружения может быть способность различать месторасположение сигнала с помощью цвета, ориентации, простых признаков формы, различий в текстуре. Типичный пример — это затруднения в обнаружении рисунка предмета на фоне текстуры (см. главу 2, раздел «Зрительная предметная агнозия»). Обнаружение объекта является относительно простой частью этой задачи, так как сигналы — это рисунки предмета, а шум — это текстура, которые отличаются в их основных составных частях, текстонов в шуме и контуров предметов, составленных из точек. Поэтому обнаружение предмета среди шума может производиться с использованием отличий в простых чертах основных компонентов, таких как текстоны и точки, так же как и линии ориентации (рис. 7.1.2). Обнаружение сигнала в таких картинках, в основном, сохраняется у больных с зрительной предметной агнозией, но очень заметно нарушается у больных со зрительными галлюцинациями (см. главу 2, раздел «Зрительная предметная агнозия»).

Рис. 7.1.2. Контуры предметов на фоне шума, сформированного текстурой. Верхние картинки, плотность черных квадратиков - р = 0,25; нижние картинки - р = 0,45. Объяснения в тексте

Роль дифференциации одиночных черт в обнаружении сигнала из шума может объяснить возникновение нарушений в этом тесте у больных с затылочными поражениями, по сравнению с незначительным числом ошибок в группах больных с теменной, височной и лобной локализацией поражений. В то же время, несмотря на легкое обнаружение, распознавание предметов становится затруднительным в тесте, так как фон текстуры может закрывать некоторые существенные черты контура предмета (см. главу 2, раздел «Зрительная предметная агнозия»).

Мы наблюдали значительные нарушения при обнаружении сигнала из шума у больных с острым алкогольным делирием. В таких случаях функциональные нарушения, вероятно, затрагивают затылочно-теменную область, учитывая локализацию анатомических поражений при синдроме Балинта, характеризуемого нарушениями смещения фокуса внимания.

Обнаружение и восприятие сигнала из шума особенно затруднено, когда основные компоненты сигнала и шума схожи друг с другом. Некоторые тесты направлены на исследование, обнаружение и восприятие сигнала, который принадлежит к той же категории, как и фоновый шум, и его более трудно обнаружить. В корректурной пробе, популярной в классической нейропсихологии, целью обнаружения и восприятия являются буквы, которые нужно найти и перечеркнуть в массе других букв, представляющих собой фоновый шум или дистрактор.

Субъект может читать без затруднений буквы алфавита и знает заранее букву — цель обнаружения. Тест позволяет оценить способность смещать фокус внимания от одной буквы к другой и обнаруживать букву — цель среди фонового шума, составленного из других букв. Выполнению теста может, вероятно, помочь то, что больной способен использовать некоторые простые черты формы, для того, чтобы различить основное месторасположение для дальнейшего распознавания буквы, то есть X нужно различить от других букв алфавита без необходимости узнавать эти буквы. Более сложный тип теста включает в себя цель, составленную из

Рис. 7.1.3. Тест вычеркивания цифр. Объяснения в тексте

комбинации букв, таких как АХ. Тест предоставляет возможность не только подсчитывать общее число ошибок, но также подсчитывать число ошибок или пропущенные буквы — цель на правой или левой стороне бумаги. Мы разработали «тест вычеркивания цифр», в котором используются цифры в качестве основного компонента. Этот тест выполняется более легко, так как субъекту нужно знать одну из десяти цифр вместо одной буквы из алфавита (32 буквы). Это делает тест удобным для оценивания больных с нарушениями познавательной способности. Он также полезен для тестирования неграмотных субъектов (рис. 7.1.3).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...