Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ И НИКИТА ХРУЩЁВ

ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ И НИКИТА ХРУЩЁВ

 

Помню время, когда на Новодевичье свободно не пускали – из-за памятника Н.С. Хрущёву.

Но у меня там родственники похоронены.

Приходилось доказывать.

Этот маразм длился не долго.

Бывал там часто.

Любил поразмышлять над прахом Никиты.

Великий памятник!

Но ведь голова в нише была бронзовая.

На новых снимках она чёрная.

Такой я её не видел.

Колористически потерялось что-то существеннейшее.

Досадно!

Не принимаю!

Почему так сделали?

Автор знал об этом?

Владимир Тольц говорит: лак дал слабину – золотые потёки появились на белом мраморе.

Но разве это не бронза?

Почему был нужен лак?

Не нашёл ответа.

 

11.08.2016

 

 

СТЕНОГРАММА. МАНЕЖ. 1962

 

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Я хочу показать, что я делал и чем сейчас занимаюсь. (Показывает Н. С. Хрущеву свои работы).

Н. С. ХРУЩЕВ. Это ваша работа?

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Это моя работа на конструкцию и пространство.

Н. С. ХРУЩЕВ. Где вы медь берете? Кто вам дает медь? Я хочу привлечь к суду, как растратчика.

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Несколько лет назад медь у нас отпускалась в художественном фонде за наличный расчет. Кроме того, можно было собирать краны, тазы...

Н. С. ХРУЩЕВ. Надо расследовать.

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Я не уворовал, поэтому я в этом отношении чистый.

Н. С. ХРУЩЕВ. Что это выражает?

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Ничего не выражает, это — конструкция. Дело в том, что скульптор оперирует не только реализмом, он связан с архитектурой, поэтому он должен владеть архитектурным пространством.Сейчас мне хочется показать, чтобы вы поняли, что я думаю.

Н. С. ХРУЩЕВ. Советую, уезжайте за границу, может быть, вы будете капиталистом.

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Не хочу я никуда ехать. Эта работа сделана мною на заводе, где я работал в качестве литейщика. (Рассказывает процесс работы скульптора.) Это — атомный взрыв. Я не знаю, как можно показать страшность атомного взрыва. Если бы я тех вещей не делал, я бы не смог этого сделать.

Н. С. ХРУЩЕВ. Хорошо, что вы откровенно сказали. Я, например, считаю, что некоторые замыслы ваши неплохие, хорошие, поэтому вопрос будет зависеть от выражения этих замыслов, чтобы можно было судить и простым людям, что вы думаете и как вы думаете воплотить свои замыслы. Если этими словами говорить, так нет людей, желающих больше яркими формами показать нашу действительность, чем коммунисты. Весь вопрос, как это выразить. Если вот так, как вы выражаете в этом произведении, конечно, с этим мы не можем согласиться.

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Мне сказали, что не будет убийства, а будет откровенный разговор, Я считаю, я открыто выставил все. Я вижу, что вы не ругаетесь... (Веселое оживление.)

Н. С. ХРУЩЕВ. А вы думаете, что я только ругаюсь? Я в промежутках ругани кое-что делаю. (Веселое оживление.)

Н. С. ХРУЩЕВ. Я ассигновал на вас сегодня полдня. Вы интересный человек, вы на меня производите впечатление раздвоенного характера творческого: у вас и черт есть, и где-то есть и ангел. Вот сейчас идет борьба, кто из них победит. Я бы хотел, чтобы ангел победил. Если черт победит, тогда мы будем черта в вас душить.

Худ. НЕИЗВЕСТНЫЙ. Чтобы жить, нужно душить черта в себе, как раба. Я дружу с кибернетикой, мои основные друзья — это ученые. Я вам назову несколько: Ландау, Капица, которые бывают у меня и смотрят то, что я делаю. Я с ними очень часто разговариваю. Они считают, может быть, они не правы, что, например, предшественником научной истины иногда является искусство. Например, арки Кремля созданы были интуитивно, но оптимально, сопромат выяснил, что это оптимальная возможность, лучшая, какую можно... Н. С.

ХРУЩЕВ. Когда-то, когда Маяковский чудил, он одевал свою желтую кофту и ходил по Невскому. Я помню, когда я учился на рабфаке(13), как-то прибежали в комнату и сказали: голые идут. Каждый видел себя голым, но каждый хотел посмотреть на идущих по улице, потому что это необычно, это привлекало, а не потому, что это само по себе интересно. Другой раз бывает, что очень уродливо голым выглядит. (Веселое оживление.)Вы хотите прикрыться именами крупных ученых. Я расскажу анекдот народный на эту тему. Вы физиолога Павлова знаете и признаете за крупного ученого? Так вот рассказывают такой анекдот: идет он однажды по Невскому, проходит перед Казанским собором, снял шляпу и начал класть поклоны и крестит себя. А в это время улицу подметал дворник. Он увидел, перестал мести, оперся на метлу и говорит: советская власть, а сколько еще темных людей, отсталых. Правильный анекдот. В вопросах религии, освобождения от нее дворник стоял выше этого ученого. А он был рабом бога, поэтому он боялся бога, взятку давал. Что такое поклон, крест? Это — взятка богу. А вот дворник освобождался. Он величественно оперся на метлу и говорит: посмотрите, сколько лет советская власть, а он верит. Так что в вопросе оценки вы нас не придавите никакими авторитетами. Он физику, кибернетику знает, а в этом вопросе — не бог. До свидания, желаю, чтобы в вас победил ангел, а не черт. Это будет от вас зависеть(14). При уход

1962 г.

 

ИЗ ИНТЕРНЕТА

 

Входит Хрущев, спрашивает, кто тут главный. Кто-то выталкивает Элия Белютина, руководителя студии при московском горкоме (работы этой студии висят на стенах). Белютин начинает что-то объяснять. Ильичев, курировавший в ЦК искусство, говорит: "Никита Сергеевич, главный не этот, главный вот тот", указывает на Неизвестного. "Ты пидарас?", интересуется Хрущев. "Нет, говорит Неизвестный. Дайте мне девушку, и я сейчас докажу". Хрущеву это нравится, он начинает слушать Неизвестного. Тот защищает интеллигенцию, объясняет ему величие Пикассо. "В этом человеке есть дьявол и ангел, говорит Хрущев. Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем".

 

 

ИЗ ПЕРЕДАЧИ РАДИО «СВОБОДА». 2012. ВЕДЁТ ВЛАДИМИР ТОЛЬЦ

 

Владимир Тольц:И, обращаясь уже к привлекшему его внимание Эрнсту Неизвестному:

Из «Стенограммы…»:Если бы вы были бы Председателем Совета Министров, так вы, наверное, всех своих противников давно бы в котле сварили. Мы вас в котле варить не будем, но содействовать вам не будем.

Эрнст Неизвестный:Я извиняюсь, что задерживаю вас...

Никита Хрущев:Я ассигновал на вас сегодня полдня. Вы интересный человек, вы на меня производите впечатление раздвоенного характера творческого: у вас и черт есть, и где-то есть и ангел. Вот сейчас идет борьба, кто из них победит. Я бы хотел, чтобы ангел победил. Если черт победит, тогда мы будем черта в вас душить.

Эрнст Неизвестный:Чтобы жить, нужно душить черта в себе, как раба.
Я дружу с кибернетикой, мои основные друзья — это ученые. Я вам назову несколько: Ландау, Капица, которые бывают у меня и смотрят то, что я делаю. Я с ними очень часто разговариваю. Они считают, может быть, они не правы, что, например, предшественником научной истины иногда является искусство. Например, арки Кремля созданы были интуитивно, но оптимально, сопромат выяснил, что это оптимальная возможность, лучшая, какую можно...

Никита Хрущев:Когда-то, когда Маяковский чудил, он одевал свою желтую кофту и ходил по Невскому.
Я помню, когда я учился на рабфаке, как-то прибежали в комнату и сказали: голые идут. Каждый видел себя голым, но каждый хотел посмотреть на идущих по улице, потому что это необычно, это привлекало, а не потому, что это само по себе интересно. Другой раз бывает, что очень уродливо голым выглядит. (Веселое оживление.)
Вы хотите прикрыться именами крупных ученых. Я расскажу анекдот народный на эту тему. Вы физиолога Павлова знаете и признаете за крупного ученого? Так вот рассказывают такой анекдот: идет он однажды по Невскому, проходит перед Казанским собором, снял шляпу и начал класть поклоны и крестит себя. А в это время улицу подметал дворник. Он увидел, перестал мести, оперся на метлу и говорит: советская власть, а сколько еще темных людей, отсталых.
Правильный анекдот. В вопросах религии, освобождения от нее дворник стоял выше этого ученого. А он был рабом бога, поэтому он боялся бога, взятку давал. Что такое поклон, крест? Это — взятка богу. А вот дворник освобождался. Он величественно оперся на метлу и говорит: посмотрите, сколько лет советская власть, а он верит.
Так что в вопросе оценки вы нас не придавите никакими авторитетами. Он физику, кибернетику знает, а в этом вопросе — не бог.
До свидания, желаю, чтобы в вас победил ангел, а не черт. Это будет от вас зависеть.

Владимир Тольц:Здесь элегически можно было бы заметить, что в конечном итоге победил ангел. Ведь много лет спустя низвергнутый со всех своих постов Никита подружился с распекаемым им некогда Жутовским, и тот нарисовал его прекрасный портрет. А Неизвестный, как известно, стал автором хрущевского надгробья на Новодевичьем… Но жизнь жестче! И словесный автопортрет Хрущева, нарисованный им 1 декабря 1962 куда страшнее в сравнении с работой Жутовского. А «золотой» бюст Никиты на надгробии работы Неизвестного, покрытый тройным слоем секретного «космического» лака, раздобытого Сергеем Хрущевым, со временем утратил свой блеск, позеленел и украсил желто-зелеными потеками белый мрамор памятника…
В заключение еще один мой вопрос Юрию Герчуку.
- Юрий Яковлевич, мы оценили, что означает этот манежный погром 62 года для развития искусства в Советском Союзе изобразительного. А как он повлиял на судьбы художников, принимавших участие в этой выставке? Вообще, что означало это для художников?

Юрий Герчук:Вы знаете, на разных художников это, естественно, подействовало по-разному. Кто-то ушел, если не из искусства, то из официальной версии искусства. Например, очень активный, в частности, на молодежных выставках Борис Биргер замкнулся в своей мастерской, продолжал работать, писал групповые портреты интеллигенции и учил молодых художников, готовил смену, этим зарабатывал. Он оставался членом Союза, но в выставках не участвовал с тех пор, не пытался. Это один путь. Кто-то продолжал работать, с большей осторожностью, но все-таки выставлялся. Молодежные выставки, которые были, на мой взгляд, очень важны для развития новых тенденций в искусстве, прекратились надолго. Я не помню точно, когда была следующая, но был большой перерыв, до этого они были чуть ли не каждый год, кажется, каждый год. Белютинцы в большой степени замкнулись и у них была какая-то своя жизнь вокруг Белютина, в Абрамцево у них была какая-то мастерская, в которой они продолжали работать, но это тоже было вне официального искусства, с одной стороны, а с другой стороны, и вне тех скандальных выставок, которые возникали в это время. Была такая практика: устраивалась выставка в каком-нибудь клубе по договоренностью с директором. Художники авангардного типа устраивали свою выставку небольшую, в этом были как-то заинтересованы. Узнавало начальство, приезжала милиция, выставку мгновенно закрывали. Был какой-нибудь маленький скандальчик. Так работали многие.
Потом наступила пора квартирных выставок, которые были в 70 годы, сейчас точно хронологию не помню. То есть образовался подпольный круг художников, андеграунд московский. Это произошло именно после, он сформировался и закрепился именно после Манежа. Тоже были и там разные позиции, кто-то хотел в этом участвовать, кто-то не хотел, кто-то замкнулся. Стали торговать живописью с иностранцами, продавали картины дипломатам. На мой взгляд, это имело отрицательные последствия собственно для искусства, потому что вырабатывался такой стандарт картины, которую купит иностранец. И по-моему, это настоящую художественную практику многих художников сильно подпортило. Но это уже другое дело…

Владимир Тольц

 

 

***

КОГДА ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕРЕЕХАЛ В 1977 ГОДУ В США, ТО ОДНИМ ИЗ ЕГО БЛИЗКИХ ПРИЯТЕЛЕЙ СТАЛ ХУДОЖНИК ЭНДИ УОРХОЛ. «С УОРХОЛОМ Я ОЧЕНЬ ДРУЖИЛ. ЭТО ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ФРАЗА "ХРУЩЕВ — СРЕДНИЙ ПОЛИТИК ЭПОХИ ЭРНСТА НЕИЗВЕСТНОГО"», — ВСПОМИНАЛ СКУЛЬПТОР В ОДНОМ ИЗ ИНТЕРВЬЮ.

Денис КОРСАКОВ

Памятник Хрущеву

 

Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.

К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы — так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.

Известны примеры, когда исполнение надгробия поручали художнику, имевшему какую-то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции — мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.

Никита Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки — именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.

Хрущёв положил начало частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец .

Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30-летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.

Боевой офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.

Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председателя Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком — «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидарасы, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.

Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова.

Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва : единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.

В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.

Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.

Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью специальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещин.

Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить общую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

Проявив незаурядное упорство и настойчивость, Сергей Хрущев сумел отстоять проект Эрнста Неизвестного. Памятник был установлен на могиле в августе 1975 года. Он получил всеобщее признание, как выдающийся образец ритуального искусства.

 

«ЭРНСТ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ НА ЕГО МОГИЛЕ СТОЯЛ ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ»

o

ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ И НИКИТА ХРУЩЁВ

 

Помню время, когда на Новодевичье свободно не пускали – из-за памятника Н.С. Хрущёву.

Но у меня там родственники похоронены.

Приходилось доказывать.

Этот маразм длился не долго.

Бывал там часто.

Любил поразмышлять над прахом Никиты.

Великий памятник!

Но ведь голова в нише была бронзовая.

На новых снимках она чёрная.

Такой я её не видел.

Колористически потерялось что-то существеннейшее.

Досадно!

Не принимаю!

Почему так сделали?

Автор знал об этом?

Владимир Тольц говорит: лак дал слабину – золотые потёки появились на белом мраморе.

Но разве это не бронза?

Почему был нужен лак?

Не нашёл ответа.

 

11.08.2016

 

 

СТЕНОГРАММА. МАНЕЖ. 1962

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...