Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций на предприятияхВыявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности — такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций. Антикризисное государственное регулирование — это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. Основные направления государственного антикризисного регулирования: 1) совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий; 2) осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов для оздоровления этих предприятий; 3) принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей; 4) приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников; 5) создание института арбитражных и конкурсных управляющих. Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению(ФСДН). ФСДН выполняет следующие функции: 1) анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению; 2) проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий; 3) выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия. Государственное регулирование кризисных ситуаций на предприятиях осуществляется также посредством проведения региональной, инвестиционной, амортизационной, структурной, денежно-кредитной, финансово-бюджетной, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, социальной, экологической форм политики.
Классификация кризисов с позиции теории регуляции Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции. Главная мысль теории регуляции состоит в том, что происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, столкновениями между классами или социальными группами. С позиции теории регуляции кризисы классифицируются на следующие группы: 1) кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами; 2) циклический кризис — представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах; 3) структурный (большой) кризис — любой случай, когда экономическая и общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придает ей постоянный импульс, т.е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства системы в целом; 4) кризис системы регуляции — ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным; 5)кризис способа производства — характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм — форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса, блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики,
Понятие регулирования Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы, проще говоря, это частичное или временное решение конфликта. Некоторые признаки регулируемого выхода из кризиса: 1) поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста: преобразования в области отношений найма; определение форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия; выявление того, происходит ли заметное изменение образа жизни, нарушения или изменения в сфере материального потребления и какое влияние это может оказать на отношения найма и организацию производства; 2) поиск условий распространения инноваций; 3) определение различий между локальными и глобальными изменениями; 4) установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений. Здесь важно ответить на следующие вопросы: насколько состоятельными и эффективными окажутся преобразования в логическом и социально-политическом плане? Каким образом разрешаются постоянно повторяющиеся конфликты и возникающие неравновесия на микроэкономическом уровне? 5) организационно-структурные новшества. Речь идет об укреплении административного механизма. Население судит об эффективности политики по регулированию кризисных ситуаций, по тому, насколько ее последствия отражаются на их повседневной жизни. Методы регулирования экономики не одинаковы в разных странах мира, поскольку разные государства имеют разную историю, разные национальные модели организации хозяйства, разные традиции и культуру. Например, американская модель регулирования основана на поощрении предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель отличается определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого снижается себестоимость продукции и повышается ее конкурентоспособность на мировом рынке. Шведская модель основана на сокращении имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Германская модель наибольшее внимание уделяет мелким и средним предприятиям, а главной функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Во всех этих странах государство играет первостепенную роль в регулировании экономики.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |