Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ VIII. Прикладная политология

Политическая наука как академическая дисциплина давно уже перестала быть лишь областью теоретического знания, назначение которого состоит в объяснении сложных взаимосвязей, возникающих между политическими акторами (субъектами) — государством и различными социальными группами, классами, формальными и неформальными институтами (партиями, движениями, гражданскими инициативами) — по поводу власти.

В условиях вовлеченности в политику широких слоев населения и возрастающего многообразия социальных интересов важное значение приобретает прикладная политология. Она включает в себя систему приемов и средств познания политической реальности, обеспечивающих:

— эмпирическое толкование политических процессов и структур;

— разъяснение политическими акторами существа политической системы;

— раскрытие средств и способов воздействия государства на общество, социальные группы, личность в целях их интеграции и достижения согласия.

Иначе говоря, политология может не только объяснять поведение «политических игроков», но и влиять на него.

Критически рассматривая действия субъектов политики, политическая наука позволяет выразить их модели поведения, направленные либо на сохранение своего социального и физического окружения, либо его изменение путем борьбы за ресурсы.

Координация и регуляция субъектных и групповых потребностей участников политического воздействия достигается путем целенаправленного воздействия на поведение граждан со стороны органов власти, политических партий, которые стремятся донести до них выгодную для субъектов власти информацию в наиболее доступной форме и по наиболее эффективным каналам трансляции.

Каким же образом разнообразные устремления и ориентации индивидов согласовываются, обретают в политике форму разумной всеобщности? Это достигается благодаря политическому маркетингу, представляющему собой совокупность теорий и методов, посредством которых органы власти и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны населения.

Его назначение состоит в том, чтобы повлиять на поведение личности, трансформировать индивидуальные интересы и потребности путем их взаимного приспособления и выработки на основе консенсуса всеобщего интереса.

Тема 21. Политический маркетинг

Политика может уподобляться не только театру, на сцене которого субъекты политики играют различные по значимости роли: главные, второстепенные, эпизодические, но и рынку, где происходит особый обмен товарами и услугами, в качестве которых выступают конкретные политики и их программы.

Политический маркетинг как средство политической мобилизации

Рынок в политике и экономике: общее и особенное

Рыночный механизм взаимодействия может действовать не только в экономике, но и в политической сфере, где кандидаты на государственные должности, действующие публичные политики, лидеры и элиты нуждаются в поддержке своих действий со стороны социальных групп.

С этой целью они прибегают к политической мобилизации, то есть стремятся сформулировать позицию поддержки тех или иных политических целей со стороны большинства населения. Политическая мобилизация предполагает высокий уровень участия масс в политике, их идеологическое ангажирование, быстрое достижение намеченных целей. Для их реализации необходимы:

а) преобразование различных ожиданий, часто неосознанных, в конкретную программу, политический курс;

б) наличие политических идей, способных сформулировать мотивацию политического действия у значительных слоев населения;

в) координация и регуляция совместных политических действий;

г) наличие достаточных экономических, организационных и иных ресурсов;

д) авторитет политических лидеров.

В качестве одного из средств политической мобилизации выступает политический маркетинг. Однако прежде, чем переходить к анализу маркетинга в политике, рассмотрим назначение и функции такого универсального способа организации человеческой деятельности, как рынок.

Рынок является институтом свободного обмена, в котором индивиды стремятся реализовать свои собственные намерения. На рынке покупатель и продавец определяют, что из себя представляют их потребности и возможности, как они формируются во взаимодействии спроса и предложения.

пускается возможность выбора товаров и услуг, их одновременная комбинация. На политическом рынке выбор одного товара исключает возможность выбора другого.

Кроме того, выбор благ и услуг на экономическом рынке не связан с необходимостью примыкать к большинству, как это бывает в политике. В рамках экономического рынка степень индивидуальной свободы в принятии решений более высока, чем в процессе голосования.

Механизм принятия решений на коммерческом рынке характеризуется большей рациональностью, прагматизмом, а сами решения рассматриваются в контексте индивидуального поведения, поскольку за ними стоит персональная ответственность самого индивида. В политике индивид вынужден считаться с приоритетами общественного блага, иногда отказываться от личных побуждений в угоду коллективным, групповым.

Приемы и средства политической мобилизации населения должны учитывать выявленные особенности.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...