Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественные паттерны социального благосостояния

 

 

В отличие от западных отечественные паттерны социального благосостояния складывались в формах общинной, коллективной организации жизнедеятельности.

Средневековая система организации была подчинена принципам выживания. Слабо развитая система хозяйствования, осложненная внешними политическими условиями, страх перед потерей национальной идентичности в условиях монголо-татарского ига, поиски государственного реформирования в XV— XVII вв., вносившие нестабильность в систему общественных отношений, определяли родовые модели благосостояния. Система кровнородственных отношений, где род принимает на себя функцию главной поддержки в кризисной ситуации, была характерной моделью отечественного благосостояния. В отличие от западной модели вассалитета «старшим» по отношению к нуждающемуся являлся род. Отечественный традиционализм нес в себе черты языческой обрядности и нормативности, дополненной канонами православного милосердия, что было присуще городской культуре средневековья.

Европеизация российской государственности в XVIII в., влияние ее на социальные институты, эволюция промышленного производства, урбанизация привносят государственные представления на сущность благосостояния. И если на предшествующем этапе наблюдался синтез языческого и православного миропонимания, то в новых условиях возникает православно-государственный подход, когда светские общинно-общественные представления определяют сущность благосостояния. Именно в этом состоит своеобразие, где государство инициирует общественную поддержку, законодательно ее контролирует, однако мотивация и потребности поддержки связываются с православными нормами жизнедеятельности. Буржуазное реформирование в XIX—XX вв. завершают тенденции общественно-государственных реформ в области благосостояния.

В советский период воплощаются в жизнь коллективные модели благосостояния. Коллективные доминанты равенства были основаны на общности труда и интересов, тем самым они отличаются от западных моделей индивидуализма. Представление о собственном историческом пути, формирование новых социокультурных принципов идентичности на основе классового подхода, абсолютизация общественной собственности на средства производства, коллективных норм образа жизни, принципов общественной пользы и коллективной взаимопомощи являлись основой идеологии социалистической «модели государственного благоденствия». В историческом плане, как и в западной цивилизации, это было реакцией на индустриализацию, урбанизацию и технический прогресс. Однако унификация общественной жизни, коммунистическая идеология, тоталитаризм привносят в данную модель элементы государственного распределения, где они выступают в качестве не только экономического, но и идеологического контроля над всеми сферами жизнедеятельности общества.

Применив методологические подходы Миллера, можно наглядно представить исторические паттерны отечественного благосостояния.

 

Таблица 16

 

Таблица 17

Общественные идеалы Патриархальная модель Общинная модель Коллективная модель
Единица общественной организации Род Община/общество Коллектив
Индивидуальный статус Долг Нищелюбие /необходимость Гражданство
Политическая организация Раннефеодальная монархия Монархия Советы
Основа модели обеспечения Традиционализм Христианство/ государственная потребность Общественная необходимость
Форма обеспечения Волюнтаристская Селективная Институционально-государственная
Знаковая форма Семья Община/общество Коллектив
Интерпретация свободы Долг Ответственность Равенство
Мотивация Кровнородственная связь Нужда/нищенство Соответствие принципам и нормам
Основы права Приписка Приобретение Универсализм

 

В 90-х гг. в связи с разрушением Советского Союза, образованием государства Российской Федерации, усложнением социально-экономической ситуации, кризисом политической системы формируются новые ориентиры социальной политики.

Согласно статье 7-й Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация — социальное государство. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление.

Важнейшим направлением современной социальной политики является планирование политики социального обслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальной работы.

Под социальным обслуживанием населения понимается деятельность соответствующих служб по социальной поддержке населения, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определены основные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Система социального обслуживания населения имеет следующие основные формы социальной интервенции:

• анализ и планирование политики социального обеспечения;

• программы поддержки доходов населения;

• программы учреждений социального обслуживания;

• административное управление и руководство социальным обслуживанием населения;

• социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения.

Анализ и планирование социального обеспечения относится к сфере социального законодательства и социальных услуг, предоставляемых государственными, общественными и благотворительными организациями. Планирование социальных акций осуществляется в рамках приоритетных задач. Согласно концепции социальной политики, к ним можно отнести: разработку и внедрение государственных стандартов обслуживания, устанавливающих объем и качество социальных услуг; организацию лицензирования деятельности социальных служб и их контроль; обеспечение реализации федеральных и региональных программ; развитие системы подготовки и переподготовки кадров для системы социального обслуживания.

Социальное планирование направлено на развитие учреждений социального обслуживания различных категорий населения, регулирования распределения ресурсов, формирование уровня благосостояния всех членов общества.

Программы поддержкидоходов населения связаны с социальными пособиями, компенсационными выплатами и стипендиями. Они направлены на обеспечение финансовой защищенности и поддержки нуждающихся в случае безработицы, инвалидности, социальной необеспеченности, выплат социального страхования, предоставления социальных выплат государственной финансовой помощи. В процессе реформирования социальной сферы был выявлен круг задач, решение которых должно обеспечить эффективность компенсационных выплат, к ним можно отнести: повышение обоснованности предоставляемых социальных выплат; определение степени участия федеральных органов, органов местного самоуправления в материальной поддержке нуждающихся граждан; усиление страховых принципов предоставления социальных выплат и др.

Эти положения имеют целью предоставление экономической защиты и поддержание уровня прожиточного минимума, перераспределение экономических ресурсов и оказание помощи нуждающимся, дополнение и компенсацию неравноценных вознаграждений, обусловленных рыночной экономикой.

Программы, учреждений социального обслуживания направлены на восстановление и поддержание социального функционирования в обществе отдельных групп граждан. Система социального обслуживания включает в себя государственные, муниципальные, негосударственные службы. Основные функции социальных служб связаны с социальной помощью, консультированием, социальной коррекцией и реабилитацией, социальным обслуживанием на дому и в стационарных учреждениях, предоставлением временного приюта нуждающимся. В соответствии с основными функциями социальные службы могут иметь различную деятельностную направленность:

• сервисные службы — предоставление нужной информации, консультирование клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации (центры социального обслуживания, комплексные центры социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.);

• терапевтические и реабилитационные службы — включающие социальную защиту и попечительство (геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.);

• службы социализации и развития — (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.).

Социальные службы предоставляют необходимые ресурсы, помогают людям избрать правильное поведение при решении их проблем, в том числе связанных с материальными трудностями и ценностными ориентациями. Одним из важнейших методов деятельности социальных служб является метод социального лечения, представляющий собой особый вид социальной работы с конкретным случаем. Он представляет собой оказание помощи посредством комбинации социальных служб исходя из случая клиента. Вспомогательные методы используются в групповой работе, где применяются подходы организационного и общественного развития.

Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения связано с организацией социальных служб, подготовкой специалистов различных уровней, разработкой программ, направленных на развитие эффективности социальных служб. Управленческая функция включает в себя обеспечение образовательных и обучающих программ в рамках курсов повышения квалификации, университетов, колледжей с целью подготовки персонала для работы в различных учреждениях социального обслуживания. Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения — это особый вид социальной деятельности, способствующей социальным изменениям, воздействующей на решение проблем нуждающихся в помощи граждан, корректирующей социальное законодательство и государственные программы поддержки нуждающихся.

Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения. Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения до определенного времени отождествлялась с работой социального обеспечения. Однако сводить социальную работу только к экономическим методам поддержки нуждающихся было бы неправомерно, поскольку это только один из спектров социальной деятельности. Поддержка соответствующего уровня прожиточного стандарта является одной из задач, в контексте социальной работы имеющей различные уровни инструментального оформления:

• развитие человеческих ресурсов;

• распределение и перераспределение социальных и экономических ресурсов и благ;

• предупреждение нищеты, уменьшение бедности, социальных бедствий;

• защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических и социальных рисков.

Помимо этого, социальная работа направлена на то, чтобы помочь людям оптимально функционировать в общественных связях в рамках своих институциональных и социальных ролей и статусов. Социальная работа должна способствовать актуализации потенциала человека, тогда как самоактуализация, проявляясь в социальной деятельности, активизирует развитие общественной жизни. Социальная работа должна объединять людей, быть посредником в отношениях между людьми, защищать различные группы населения и предупреждать девиантные формы поведения. Социальная работа должна быть направлена на поддержание социального порядка и институциональной структуры общества. В ее задачи входит:

• помогать социальным институтам;

• внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации;

• предотвращать и предупреждать социальные конфликты;

• управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Социальная работа как реализация социальной политики государства.

2. Западные концепции социальной политики.

3. Отечественные исторические паттерны социальной политики.

4. Идеология социального благосостояния в современных концепциях.

5. Проблемы личностных кризисов и решение их в практике социальной работы.

6. Социальная работа и текущая социальная политика в Российской Федерации.

7. Проблемы приоритетов в социальном обеспечении населения.

8. Социальные кризисы и стратегии социальной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш.Рамон. — М.,1997.

2. Жуков В.И. Реформы в России: 1985—1995 годы. — М., 1997.

3. ЛяшенкоА.И. Организация и управление социальной работой в России. — М.,1995.

4. Общая и прикладная политология / Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. — М., 1997.

5. Организация социального обслуживания населения / Сборник нормативных актов . — М., 1994.

6. Социальная работа (Вопросы и ответы). — М., 1997.

7. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.

8. Теория и методика социальной работы. — М.,1995. — Вып. 2.

9. Фирсов М.В. Антология социальной работы. — М., 1995. — Т. 3.

10. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения / Отв. ред. А.С.Сорвина. — М., 1997.

11. Энциклопедия социальной работы. — Барнаул,1993.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 См.: Harry Eckstein. Political Science and Public Policy. — N-Y., 1970.

2 Ibid. — P. 234.

3 WilenskyH. Comparative Social Policy. US, 1985.

4 Titmuss R. Social Policy: an Introduction. — London: George Alleir & Unwind, 1974.

5The State and Social Welfare. — London; N-Y., 1991.

6 Посмотреть по США в энциклопедии-

7 См.: Social Policy in Denmark. The Ministry of Social Affairs Copenhagen, 1993.

8 См.: Система социальной защиты в Федеративной Республике Германии. — М.,1993.

9 См.: Механизмы защиты социальной сферы. (На примере развитых стран Запада и Японии). — М., 1992; Япония: справочник. — М., 1992.

10 См.: Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, перспективы, тенденции. - М., 1998. — С. 199.

11 См.: Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год.

12 Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996— 2000 годов. — М.,1996

13 Beulah Compton, Introduction to Social Welfare-Social Work. — Homewood, IL: The Dorsey Press, 1980.

14 Williams F. Social Policy: a critical introduction. — London, 1994.

15 См.: Антюшина Н., Сильверстов С. От общего рынка— к социальной Европе //Человек и труд. — 1997. — №12. — С.24—25.

16 Анализ системы социального обеспечения в Великобритании, Германии, Франции. — М., 1992. — С. 5—6.

17 Spicker P. Principle of soctel welfare an introduction to thinking about the welfare state. — London, 1993. — P. 21.

18 Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 33.

19 См.: Бухарин Н.И. Избр. произведения. — М, 1990.

20 Сталин И.В. Вопросы ленинизма. — М., 1934.

21 См.: Милютин Н. Организация социальной взаимопомощи в деревне. — М., 1922; Ксенофонтов И.Н. Состояние и развитие социального обеспечения в РСФСР. — М., 1925; Дягтерев Ф. Право на социальное обеспечение. — М., 1936;

Вержбиловский П. В помощь низовому работнику социального обеспечения. — М., 1934.

22 См.: Социальное обеспечение и страхование в СССР. — М., 1964.

23 Программа КПСС. — М., 1977; Конституция (Основной Закон) СССР. — М, 1978.

24 Научный коммунизм: Учебное пособие. — М., 1988.

25 Williams F. Social Policy: a critical introduction. — London, 1994.

26 Торлопов В. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. - М., 1998. - № 5. - С. 10.

27 Колков В.В. Социальная работа за рубежом: Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997. — С.155.

28 Spicker P. Principle of social welfare an introduction to thinking about the welfare state. — London, 1993.

29 Титова Н.Е. История экономических учений. — М., 1997. — С. 158.

30 Profiles in international social work. NASW PRESS, 1992. — P. 182—184.


Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...