Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 6. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Часть 1. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ И ЛИНЕЙНАЯ (СТАДИАЛЬНАЯ) СХЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Что такое типология культур, и для чего она необходима

До сих пор речь шла о культуре. Мы говорили о сущности культуры, определениях культуры. Но, как только мы выходим за рамки теоретической модели культуры, культуры как родового свойства человека, мы обнаруживаем, что в действительности существуют культуры – существовавшие в прошлом и существующие ныне похожие и непохожие друг на друга культурные миры. Как их группировать, в каком отношении они находятся друг к другу, возможно ли сродство и понимание между ними, могут ли они перенимать опыт друг друга, или их взаимодействие невозможно? Иными словами встает проблематипологизации культур. Необходимость типологизации культуры следует из сложности и многогранности самого понятия культуры и ее разнообразных феноменов. Типология (от греческого τιπός – отпечаток, образ, λόγός – слово, понятие, учение) – упорядочение, классификация, систематизация сложных объектов, связанных между собой сходством черт или генетически. Типология культуры позволяет разобраться среди множества явлений, относимых к культуре, обобщая их по тем или иным признакам, выделяя различные типы культур. «Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные (“типичные”) черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей»[177]. Конечно, любая типология представляет собой упрощение действительной исторической картины бытия культур, но эти упрощения могут служить стрелками, указывающими на важные моменты.

Существует много типологий культуры, каждая из них берет за основание тот или иной принцип типологизации, т. е. выделяет те или иные черты культуры, по которым проводится сравнение. Например, можно взять за основу тип хозяйства, тогда мы можем говорить о культурах охотников и собирателей, о культуре земледельцев, о культуре номадов, об индустриальной культуре. Можно внутри этих культур провести классификацию – культуры земледельцев можно разделить на великие речные культуры, связанные с ирригационным земледелием, и земледельческие культуры лесостепной зоны. Можно в качестве основания типологизации взять географический фактор, или место и роль религии, или отношение к новизне, или исторические периоды развития культуры. Мы получим различные типологии в зависимости от того, какие задачи ставим перед собой. Принципиальных ограничений тут, видимо, не существует, но все же не стоит доводить это множество типологий до дурной бесконечности. Типологизация – один из методов научного исследования, она способствует постижению сущности культуры в ее многообразных проявлениях, а еще она важна для решения задач, встающих перед обществом и человеком в сложном современном мире, где сосуществуют и тесно взаимодействуют различные культуры.

Миф о Вавилонской башне

То, что культуры отличаются друг от друга и «говорят на разных языках», было понятно уже в глубокой древности. Библейский миф о Вавилонской башне своеобразно фиксирует наличие этого культурного многообразия, ведь в нем речь идет и о начале цивилизации (строительство города и башни), и о «смешении языков»: «…вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать,… сойдем же и смешаем там язык их, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле…» (Быт. 11. 6-7). И древние греки и римляне осознавали свое отличие от других народов как различие языка, образованности, культуры. При этом, строго говоря, под цивилизацией и культурой они понимали только свою, все остальные – варвары, т. е. не владеющие этими языками образованности и культуры. Как только зарождается историческое мышление, возникает потребность в хронологии, периодизации своей истории и ее дистанцирования и связи с историей сопредельных народов и культур, для типологии культур. Накопление материала для типологии культур началось именно в рамках исторической науки. Историков древнего мира интересовали нравы и обычаи народов, их боги и храмы, войны, деяния царей. Геродот, рассказывая историю греко-персидских войн, сообщает и результаты своих наблюдений об образе жизни, нравах и обычаях народов, которые он наблюдал во время своих путешествий. Он разделил эти народы на эллинов и варваров – ассирийцев, египтян, мидян, фракийцев, персов.

Описание истории первоначально дается как смена событий, следующих друг за другом, или смена царств, или смена династий – в китайской хронологии, например. Сменяют друг друга царства, династии, а изменяется ли при этом жизнь людей, появляется ли что-то новое? В традиционной культуре изменения происходили очень медленно, часто незаметно для людей, порождая представление о вечно повторяющемся мире. Так рассуждает об этом автор книги Екклесиаста: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои…. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”, но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1. 4-10). И Гераклит говорит, что мир наш подобен колесу, «что вверх и вниз стремит судьба». Очевидно, уже в древности возникли два разных ощущения истории и культуры – вечного повторения, цикличности истории и ее поступательного движения. В другой книге Ветхого Завета – книге пророка Даниила – дается описание 4 царств как периодов всемирной (по тем временам) истории. В мрачном пророческом видении Даниила предстают 4 зверя как олицетворение 4 сменяющихся царств: Ассирии, Персии, Греции (Македонии), Рима. Однако главным содержанием пророчеств Даниила была не периодизация или типологизация культурной истории, а предсказание грядущего Царства Божия. И в пророчестве Иезекииля описывается грядущий Град, обращенный на все четыре стороны, нетленная красота которого символизируется драгоценными камнями. И вся средневековая картина исторических событий будет подчинена этой идее.

Смена человеческих поколений часто представлялась в пессимистических тонах. Греческий поэт Гесиод рассказывает легенду о смене веков так: первое поколение людей было создано богами из золота, и это был «золотой век». Следующие поколения жили хуже, и это был «серебряный век», затем наступает «бронзовый», и, наконец, современное поколение живет в «железном веке». Если учесть, что во времена Гесиода железо уже было вполне недорогим и доступным материалом, то понятно, что он не очень высоко ценил свое время, в котором «заботы тяжкие дают нам боги». Это сожаление об утраченном рае проходит через всю человеческую историю.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...