Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линейная модель развития культуры: христианская философия истории, концепции общественных формаций, эволюционизм и неоэволюционизм

Мы неоднократно упоминали линейную модель развития культуры в плане критики ее сторонниками циклической, вообще нелинейной схемы истории и культуры. Пора рассмотреть ее подробнее, понять аргументы ее сторонников, выявить ее слабые места и эвристический потенциал.

Прежде всего, следует отметить, что линейная схема представлена в разных вариантах, начиная от схемы истории у Августина Блаженного.Аврелий Августин(354-430) – епископ Гиппонский, философ, проповедник, богослов, политик, один из Отцов Церкви, родоначальник христианской философии истории. В своем главном сочинении «О граде Божьем» он делает попытку охватить всемирно-исторический процесс как осуществление Божественного замысла.Линейный исторический процесс есть одновременно моральный прогресс – движение от грехопадения первого человека к обретению людьми благодати и нравственного совершенства. Всю человеческую историю он делит на 7 периодов – по аналогии с 7 днями творения: первая эпоха – от Адама до Всемирного потопа, вторая – от Ноя до Авраама, третья – от Авраама до Давида, четвертая – от Давида до вавилонского пленения, пятая – от вавилонского пленения до Рождества Христова, шестая – от Рождества Христова до Страшного суда. Это будет концом человеческой истории, далее начнется седьмая эпоха, когда время сольется с вечностью. В этом историческом процессе создаются два града – Град земной – светское государство, царство зла и Град Божий – христианская Церковь.

В немецкой классической философии ярким представителем линейной концепции истории был Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), философ, создатель системы «абсолютного идеализма». Исторический процесс представлял как самораскрытие мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы. Выделил несколько стадий этого движения: восточные деспотии, где свободен один – монарх, греко-римский мир, где свободны некоторые – граждане, германский мир, пришедший с христианством, где свободны все. Эта схема действительна для всех народов, но на определенных этапах, считал Гегель, на авансцену истории выходят те или иные народы, в среде которых великие личности, вроде Александра Великого или Наполеона воплощают дух своей эпохи.

Иные мотивы движения истории в рамках линейной схемы обнаружили К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895), разрабатывавшие метод исторического материализма. В основе истории они видели поступательное развитие производительных сил общества. Этим производительным силам соответствуют определенные производственные отношения, образующие базис общества. Над ними надстраиваются все остальные – политические, юридические. Они приобретают характер устойчивых социальных институтов, когда неуклонно развивающиеся производительные силы общества начинают тормозиться застывшими формами производственных отношений, происходит революционная смена последних. Таким образом происходила смена общественно-исторических формаций. Первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формация – ступени развития человечества как прогрессивного, революционного процесса.

Появление эволюционных идей в науке 2-ой половины XVIII–XIX веков – в космологии, геологии, биологии – оказало большое влияние на развитие наук о человеке, обществе, культуре. Одним из первых идеи эволюционизма в историческую науку привнес Адольф Бастиан (1826–1905). В работе «Человек в истории» он писал о единстве человеческой психики и выводил из этого единство человеческой культуры. Для эволюционизма характерно это подчеркивание единства мировой культуры. Джон Мак-Леннан (1827–1881) свою работу «Первобытный брак» посвятил описанию форм брака в ранних культурах на материале разных этносов и тоже обнаружил значительное сходство различных культур в этой области. Огюст Конт (1832–1917) в качестве основы культуры выделял формы религиозных верований, в соответствии с чем определил следующие периоды в поступательном развитии культуры: фетишизм, характерный для охотничьего хозяйства, политеизм, возникший в культурах скотоводов и монотеизм, отличающий земледельческие культуры.

Безусловно, огромно значение работ Льюиса Генри Моргана (1818–1881), который выводил три ступени развития человеческой культуры: дикость, варварство, цивилизацию. Дикость он определял как время от возникновения человека до перехода к земледелию и скотоводству. Границей дикости и варварства служит изобретение гончарного круга. Варварство – эпоха от изобретения гончарного круга до появления письменности. Определяющей чертой цивилизации Морган называл наличие письменности.

Большую известность получила работа Эдуарда Беннета Тайлора (1832–1917) «Первобытная культура». Он также придерживался идеи прогрессивного поступательного развития культуры. Различия в образе жизни и культурных традициях разных народов он объяснял тем, что они находятся на разных ступенях эволюционного ряда. Все культуры должны пройти эти ступени развития, при этом в качестве своего рода эталона, образца подразумевалась европейская культура.

В начале XX века наивный эволюционизм утратил свои позиции в науке и уступил место сравнительно-историческим исследованиям культур, функционализму, структурно-функциональному анализу и структурной антропологии. Общим для них было обращение к исследованию конкретных обществ, выявлению различий между ними. Культуры понимались как уникальные и неповторимые, обладающие своими стилями культурной активности и некими универсальными паттернами (стандартизированными образцами). На основе кросс-культурных исследований 600 отдельных культур группой этнологов во главе с Дж. Мердоком была выработана «универсальна культурная модель». Наиболее известна типология культур, предложенная Дж. Флейблманом. Она включает 7 типов культур: «1) допервобытный, 2) первобытный, 3) военный, 4) религиозный, 5) цивилизационный, 6) научный, 7) постнаучный[219]. Это идеальные типы, реальные культуры представляют собой сочетание этих типов.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...