Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субханака, Аллахума ва бихамдика, ашхаду ля иляха илля Анта, астагфирука ва атубу илейхи.

 

ГЛАВА 2. Фатвы постоянного комитета учёных КСА о фото/видео изображениях живых существ


1. Фатвы постоянного комитета учёных КСА. (Ляджна ад-даима)

Вопрос: Некоторые говорят, что снимать фото и хранить их дома - харам, правда ли это? Поскольку в Северной Америке и Европе, например, мы слышим каждый день о пропавших детях и, трудно их искать без недавней фотографии, так не могли бы Вы объяснить мне, какие фотографии - харам, а какой вид - не харам, потому что мне нравится делать снимки моих детей только для памяти, и я держу их дома - совершаю ли я грех, пожалуйста, определите для меня, и приведите мне некоторый далил [свидетельство].

Ответ: Хвала Аллаху. Основным принципом создания изображений любого живого существа, будь то человек или любое животное, является то, что это - харам [haraam], являются ли картины трёхмерными или нарисованы на бумаге, ткани или стенах, и т.д., или это - фотографии (снятые камерой), из-за сообщений в сахих хадисах [saheeh ahaadeeth], которые констатируют, что это непозволительно, и угрожают болезненным мучением тому, кто делает это, и потому, что они могут привести к ширку (многобожию) в форме стояния перед ними с уважением, унижения перед ними, приближаясь к ним близко и их уважению в манере, которая приличествует только для Аллаха. Они также запрещены, потому что это - своего рода попытка соответствовать созданию Аллаха, и из-за искушения, свойственного некоторым из них, как изображения актрис и обнажённых женщин, и так называемых королев красоты.

Среди хадисов, утверждающих, что это - харам, и что это является большим грехом - хадис Ибн ‘Аббаса (пусть Аллах будет доволен им), который сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Любому, кто создаёт изображение в этом мире, будет сказано вдохнуть душу в него в День Воскрешения, и он никогда не будет способен сделать это.»» (Рассказано Аль Бухари и Муслимом).

Он [Ибн ‘Аббас (пусть Аллах будет доволен им)] также рассказывал,что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый создатель изображений будет в Огне, и каждое изображение, которое он сделал, будет создано, чтобы явиться к нему, и будет мучить его в Аду.» Ибн ‘Аббас сказал: «Если Вы должны делать это, то создавайте деревья и вещи, которые не имеют никакой души.» (Рассказано Аль Бухари и Муслимом). Общее значение хадисов таково, что абсолютно запрещено создавать изображения всего, что имеет душу. (Фатауа аль-Лажна аль-Даа’има [Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah], 1/456-457.)


Хукм фотографий и их хранения (Постоянного Комитета).


Вопрос: «У братьев возник спор по поводу фотографий и их хранения и этот вопрос до сих пор не решён. Так каков же хукм фотографий и их хранения?»

Ответ: «Фотографирование живых существ и хранение подобных фотографий не дозволено. Это один из больших грехов, так как существуют достоверные хадисы, в которых говорится об угрозах и жёстоких мучениях для тех, кто создаёт фотографии и хранит их. Фотографирование - это подражание Аллаху в создании живых существ. Оно может привести к ширку (многобожию), например, к почитанию фотографий выдающихся личностей и праведников. Фотографии красивых, полуобнажённых женщин, актеров и актрис могут привести к соблазну.Пусть Аллах дарует нам успех. Мир и милость Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам».(Абдуль Азиз ибн Абдуллах ибн Бааз, Абдуль Раззак Афифи, Абдуллах ибн Гадьян, Абдуллах ибн Ка’уд. Фетвы Постоянного Комитета, том 1 - Акыда - Убеждения - Изображения 1/662; №1978/3).

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 660):«Фотографирование одушевленных существ является запретным (харам), за исключением случаев необходимости, как например фотографии, сделанные для идентификации личности (например фото на паспорт) или создание фотографий преступников для того, что они способствовали их поимке в случае, если они совершили преступление и скрываются, а так же для любых других необходимых целей…». Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Сулейман ибн Мани’, ’АбдуЛлах ибн ’Абдур-Рахман ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи.

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 661):«Нет никаких сомнений, что создание фотографий живых существ является запретным, а так же одним из больших грехов. Тексты Сунны говорят о том, что за это предусмотрено тяжкое наказание. Это является уподоблением Аллаху в Творении. Более того, это путь, который ведёт к искушению и оправданию многобожия во многих случаях. Под этот грех подпадают все, кто создаёт фотографии, просит создать их, просит других об этом, и тот, кто является причиной для этого. Они все сотрудничают друг с другом в совершении зла. Аллах запрещает это, сказав в Коране: «не помогайте друг другу в грехе» 5:2».
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 662): «Создание фотографий живых существ, будь то люди или животные, а так же хранение этих фотографий является запретным. В основе это один из больших грехов, о котором приходят достоверные хадисы, повествующие о страшной угрозе и тяжёлых мучениях, которые постигнут фотографов и тех, кто хранит фотографии, потому, что фотосъёмка является уподоблением Аллаху в творении и может являться путем к многобожию, например возвеличивание изображённых на фото известных деятелей и/или праведников, или может являться искушением, как например фотографии красивых женщин, актёров, актрис и полуголых женщин».Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 663-665): «Основа в том, что создание изображений чего-либо, обладающего душой, как например человек или животное, является запретным, вне зависимости от того каким способом создано это изображение, будь то фотографическим путём, нарисованное на бумаге, ткани, стенах или любым другим способом, по следующим причинам:


1.Запрет на создание изображений подтверждается достоверными хадисами, в которых повествуется о том, что их создатель будет подвергнут суровому наказанию;
2. Зачастую эта деятельность является путём к многобожию через стояние перед этими изображениями, представление этих изображений, почитании изображённых существ в такой степени, которая позволительна только по отношению к Аллаху;
3.Это уподобление Аллаху в творении;
4. Некоторые из них, могут быть дверьми к смуте (фитне), как например фотографии актрис, обнажённых женщин и тех, кого называют «Королевами красоты» и так далее.

Некоторые хадисы указывают на запрет фотографирования и подтверждают то, что это является большим грехом, как например хадис, передаваемый в сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима от ибн ’Умара, в котором повествуется, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот, кто создает изображения, будет наказан в День Воскресения и ему будет сказано: «Вдохни душу в то, что ты создал!»».


А так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, Муслима от ’АбдуЛлаха ибн Мас’уда, в котором рассказывается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самым суровым наказаниям в День Воскресения подвергнутся те люди, которые создавали изображения!».


Так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, Муслима от абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором он рассказал, что слышал от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следующее:«Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Кто же может быть более несправедливым, чем тот, кто пытается сотворить нечто, подобное моим творениям? Пусть же они попробуют сотворить маленького муравья, зерно пшеницы или зерно ячменя!»».

Так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, Муслима от ’Айши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказала о том, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся из путешествия, она покрыла полку тонкой тканью, содержащей изображения. Не успев разглядеть эту простынь, выражение его лица изменилось, и он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, ’Айша! Самому тяжёлому мучению будут подвергнуты те, кто пытались подражать Аллаху в сотворении.»

И так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда от ибн ’Аббаса, который рассказал, что он слышал от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следующее:«Тому, кто создаёт изображения, будет приказано в День Воскресения вдохнуть в них душу, однако они не смогут этого сделать!».


А в другом риваяте, приводимом в сборниках хадисов Муслима и Ахмада, дополняется словами посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):«Каждый создатель изображений прибудет в Огне, каждое созданное ими изображение будет оживлено Аллахом, что бы мучить их в Аду».

И приводится у Ахмада, аль-Бухари и Муслима, что сказал ибн ’Аббас (да будет доволен им Аллах): «Если же вам приходится делать это, то создавайте изображения деревьев или того, что не является одушевлённым!».


И общий смысл этих хадисов указывает на запрещённость создания изображений существ, имеющих душу. Допускается создавать изображения лишь неодушевлённых существ, как деревья, моря, горы и тому подобное, о чём упомянул ибн ’Аббас и нет возражений от сахабов на данное мнение ибн ’Аббаса относительно хадиса: «Оживите, что вы создали» и слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Человеку будет велено вдохнуть душу в них, но он не будет способен на это». Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 666):«Согласно достоверным хадисам посланника (да благословит его Аллах и приветствует), запрещены изображения (в вопросе спрашивалось про фотографии - прим. пер.) живых существ, будь то люди или животные. Поэтому запрещено фотографироваться с той целью, чтобы отправить фотографию вашей семье или супруге».Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 667):«Запрещено создавать изображения живых существ используя камеры или другие фотографические устройства, или хранить изображения живых существ, за исключением случаев необходимости, как например фото на документы, удостоверяющие личность, или паспорт.


Что касается телевизоров, то запрет распространяется не на само устройство, а на цели, для которых оно используется. Если оно используется в запрещённых целях, как например показ эротических сцен и сцен с обнажёнными людьми, или показ ложных фактов и тому подобное - то это является запрещённым. Если же эти устройства используются для благих целей, как например показ роликов с чтением Корана, разъяснения Истины, одобрения дозволенного и порицания запрещённого и тому подобное - то это является допустимым.

 

Следует учитывать, что если телевидение используется для обеих целей или в основном для запрещённых целей, то это однозначно является запретным!» Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 668):
«Изображения живых существ являются запрещёнными, вне зависимости являются ли они трёхмерными, сфотографированными, нарисованными от руки или созданы скульптором, в связи с обобщёнными доказательствами на запрет «ат-тасвира» (изображения) как например слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приводимые в сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Ахмада, ан-Наса’и: «В День Воскресения великим мучениям будут подвергнуты аль-Мусаввирун (создающие изображения)!».


Кроме того, аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» передаёт хадис со слов Абу Джухайфа, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проклят ростовщик и тот, кто обращается к нему и прокляты аль-Мусаввирун (создающие изображения)!»». Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.

Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 669-670):

 

«Во-первых: Фотографирование - подпадает под запрещённый вид создания изображений и, как правило, это то же самое, что и создание портрета или рисование на холсте цветными красками или создание скульптур. Различие в названиях и инструментах создания изображений не влечёт за собой различие в положении данного вопроса. Кроме того, различие в сложности или лёгкости получения изображений не имеет никого значения. Напротив, если же рассмотреть положение самих изображений живых существ, то это запрещено вне зависимости от средств и усилий, ведущих к созданию изображения. Наличие моих фотографий, опубликованных в журналах «аль-Муджтама’» и «аль-И’тисам» с фатвой о положении поста, не является доказательством того, что я дозволяю фотографии, по той причине, что я не знал о них (опубликованных фотографиях - прим. Пер.);


Во-вторых: Дозволено покупать газеты и журналы с фотографиями живых существ, при условии, что они включают в себя важную новость или полезную научную информацию и цель их покупки будет идти на пользу. Кроме того, фотографии являются вторичными по отношению к основной опубликованной информации, новостям и так далее. Правило должно применяться к основной сути, а не к вторичной. Допустимо брать их в молельные дома при условии, что фотографии будут скрыты или как-то замазаны (затерты), для того что бы извлечь пользу из опубликованных статей.


В-третьих: Не дозволено устанавливать телевидение в молельные дома из-за запретного отвлечения, к которому это может привести, как например просмотр развратных сцен или сцен с ауратом дабы избежать фитны (смуты) и пагубных последствий». Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз.

 

1.1. Шейх ‘Абдуль-‘Ази́з ибн ‘Абдилля́х ибн Ба́з (да помилует его Аллах) (1330-1420 г.х./1909-1999)

1) Сказал шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах): «А то что вы видите изображения со мной это не является доказательством на то, что я разрешаю изображение и на моё довольство этим, Поистине я не знал, что меня сфотографировали». Фатава ляджна (Вопрос № 13; 1/460).

2) Сказал шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах): «Я запрещаю любому, кто передаёт от меня какое-то высказывание, ставить моё изображение, и я не прощаю его в этом, и не разрешаю ставить мои изображения. И всё что записано от меня - я запрещаю записавшему ставить моё изображение и я не доволен этим, потому что я убеждён об абсолютной запретности создания изображений.

 

Поэтому я говорю каждому кто передает от меня что-то в любом журнале или в любой газете - я не разрешаю ему ставить моё изображение, и не прощаю ему этого. Это то, что я говорю всем моим братьям и советую всем им, и доношу - что я не доволен чтобы кто-то ставил моё изображение к какой бы то не было статье, или фетве которая распространяется от меня». Источник: "Нур аля дарб", 1/437.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...