Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Этикет в кругу мировой истории
Уважение к минувшему – вот черта, Отличающая образованность От дикости А.С. Пушкин Эпоха античности Разговор о ступенях развития и формирования этикета следует начать с эпохи античности – именно к этому периоду относится начало научения людей навыкам «красивого» поведения. Само красивое поведение в то время практически совпадало с добродетелями античного человека, его представлениями о нравственности и гражданственности. Основой этого поведения было сочетание совершенства телесного сложения и духовно-нравственного склада, красоты и силы, справедливости и целомудрия, мужества и разумности. У древних греков и римлян отсутствовало противопоставление внешнего и внутреннего, и поэтому формально поведенческие нормы еще не были сформированы, а лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Кроме того, важным считалось не внешнее оформление поступка, не его форма, а его смысл, содержание. Философ Фалес говорил: «Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим». Но в это же время формируется представление об обходительности, нравственном прообразе того, что мы называем манерами. Согласно концепции Аристотеля обходительность бывает трех видов: «Первый род — в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй — когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности — когда бывают гостеприимными застольниками».
Эпоха средневековья
Возникновение этикета, как сложившейся нормативной и достаточно формализованной системы, следует отнести к эпохе средневековья. Особенностью этого этапа культуры, повлекшего за собой значительные изменения в поведении людей, стало то, что культура того времени предполагала хорошую материальную основу жизни господствующего сословия, богатство и роскошь находящегося в праздности двора. Неслучайно сам термин «этикет», возникший в эту эпоху, при дворе французского короля Людовика ХIV, означал строго установленный порядок поведения при дворе монарха. Применение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило. Важно, что в то время этикет задавал не только стандарты и каноны поведения, но и стандарты всего образа жизни дворянства, что способствовало излишней формализации, усложненности и даже запутанности правил этикета. Эта формализация явилось одной из предпосылок появления первых руководств по правилам хорошего тона: П.Альфонсо «Дисциплина клерикалис» 1204г., Бальтасаре де Кастильоне «Придворный» 1517г., Жиованни Дела Каза «Галатео или книга хороших манер» 1558г. и т.д.
Эпоха Нового времени
XVII век, отмеченный первыми революциями европейского масштаба, открыл Новое время, которое продолжалось, сопровождаемое целой полосой буржуазных революций, вплоть до начала XX века. Своеобразие и проблемы эпохи не могли не отразиться на содержании и, особенно, на функционировании и развитии этикета, который чутко реагировал на все социо-культурные перемены. XVII столетие в европейской культуре принято считать веком строгого рационализма, который имел корни в экономической, технической и научной деятельности эпохи. В это время господствующей формой в общественном сознании становится научное познание. Своеобразная естественнонаучная точка зрения на область социальной и культурной жизни общества при всей своей ограниченности и прямолинейности все же позволяла приходить к любопытным и важным положениям. Так, идеи движения, бесконечных превращений и многоликости бытия, разрабатываемые в то время в физике, применительно к этикету привели к фактическому признанию недогматичности, изменчивости, подвижности заключенных в нем требований. Господствовавший в то время рационализм и естественнонаучный анализ действительности способствовали тому, что в самих знаниях был сделан акцент на их технологичность. Этикет в этой связи стал рассматриваться как особый инструментарий, позволяющий сдерживать человеческие чувства, неуместные в обществе. Так Р. Декарт считал одной из основных задач воспитания — научение человека тому, как сдерживать чувства и при минимальном расходе сил получать максимальный эффект. Английский философ Дж. Локк утверждал, что воспитанный человек в первую очередь должен обладать: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. «Научите джентльмена господствовать над своими наклонностями и подчинять свои влечения разуму. Если это достигнуто и благодаря постоянной практике вошло в привычку, то самая трудная часть задачи выполнена».
История этикета в России
Допетровская» эпоха В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе, в первой половине XVIII века. Но предшествовавшие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, были достаточно широко представлены в среде высших слоев России в XVI‑XVII вв. Убедительным примером этого служит «Домострой» — свод правил поведения, получивший свою законченную форму к середине XVI века. Этот кодекс поведения, представлял собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Домострой охватывал практически все стороны жизни помещиков и крестьян. В нем имелись указания по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле.
Россия времен реформ Петра 1
Уклад жизни российского дворянства начал быстро меняться в бурную эпоху Петра I, с которой и связаны основные моменты в формировании светского этикета в России. Поставив своей задачей европеизацию жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три основные цели: приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, принятым в Европе; слияние различных классов и их смешение с иностранцами; Как известно, последняя цель не была достигнута — русские дамы упорно выбирали своими кавалерами только соотечественников, зато две другие во многом реализовались. Реформы, проведенные Петром I, оказали значительное влияние на жизнь дворянства. Молодые люди — отпрыски вельмож, высших чиновников и офицеров — получили возможность обучаться в высших учебных заведениях, где они овладевали светскими приличиями, учились танцам, фехтованию, искусству красноречия, танцам. Обучение во многом базировалось на специальных руководствах, повествующих о том, как вести себя в обществе. Ведущее место среди них принадлежит книге «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Эта книга была впервые напечатана 4 февраля 1717 года и затем переиздавалась еще 3 раза. Она была предназначена для дворянского сословия и интересна тем, что нормы поведения, заимствованные из европейской жизни в ней были адаптированы к отечественной действительности: · «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо быть вежливым на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван». · «Младые отроки должны между собой всегда говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли: а особенно, когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги и служанки дознаться не могли и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать». Еще одна интересная особенность этой книги заключалась в том, что последние ее главы были посвящены девицам, которым надлежало иметь значительно больше добродетелей, нежели юношам: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и так далее. Особенно же ценилось у девиц умение краснеть, которое считалось признаком нравственной чистоты и смирения. Социальные и экономические реформы Петра I сыграли свою положительную роль в развитии культуры тем, что разрушили затворнический образ жизни, характерный для допетровской эпохи. Увеличился круг общения, и само общение, в том числе мужчин и женщин, стало более раскрепощенным. Этикет приобрел действительно светский характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Изменилось отношение к красоте, была признана ценность внешней красоты, и идея о том, что красота должна быть открытой, чтобы приносить радость и удовольствие. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |