Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театрализованные празднества французской буржуазной революции (1789-1794)

В первые же дни французской буржуазной революции подни­мается волна массовых празднеств, которые сопровождают все главные этапы развития революционной борьбы буржуазии и на­рода с остатками феодального строя.

Сначала процессии устраиваются в Версале по традиционно­му церемониалу старого режима. Накануне открытия Учредитель­ного собрания (4 мая 1789 г.) депутаты приглашались герольда­ми. По традиции они извещали о предстоящем событии на всех площадях и перекрестках, призывая принять участие в общей процессии, присутствовать при торжественной обедне и т. д.

Но уже 15 июля 1789 года депутаты третьего сословия откры­вают первый поистине всенародный праздник, совершая свой торжественный вход в Париж в сопровождении народа-победите­ля. Сдержанное поведение народа сменяется теперь приветствен­ными, ликующими криками, к которым присоединяются грохот барабанов и звуки музыки. Музыка (уже не церковная, а воен­ная) и барабанная дробь сливаются с грохотом пушечных выст­релов, сопровождающих церемонию торжественной присяги депу­татов. Так начинается новая эра празднеств.

27 декабря 1789 года победивший народ Франции празднует «День знамен» вновь сформированной Национальной гвардии.

14 июля 1790 года устраивается «Празднество Федерации», посвященное годовщине взятия Бастилии. На Марсовом поле бы­ли сооружены трибуны, триумфальные арки в античном стиле, че­рез Сену перекинули понтонный мост, а посредине поля был воз­двигнут «Алтарь Отечества» с широкими лестницами и античными барельефами, имевшими надписи: «Нация», «Отечество», «Закон», «Конституция». Перед «Алтарем Отечества», во время произнесе­ния присяги, войска потрясали оружием, знамена поднимались вверх, звучали трубы и барабаны, гремели пушки. Торжественное пение также сопровождалось планомерной пушечной стрельбой, «музыкой пушечных выстрелов», созданной революцией.

Это празднество, по свидетельству историков, особенно содей­ствовало сближению солдат с парижскими революционерами. Каждый полк послал на праздник своих делегатов, которые раз­несли потом, как говорили враги революции, «якобинскую зара­зу» по своим частям.


 


Значение «Празднества Федерации» в том, что Париж впер­вые созерцал себя в небывалом праздничном обличье, созданном революционным энтузиазмом представителей 83 департаментов, собравшихся на Марсовом поле.

За «Празднеством Федерации» следует ряд других дней, от­меченных гражданскими массовыми торжествами, в том числе и траурными. Таковы похороны Мирабо, день жертв Нанси, перене­сение праха Вольтера в Пантеон и др. На этих торжествах выра­батывается тип гражданских похорон, а перезахоронение Воль­тера превращается в триумфальную церемонию.

С 1793 года празднества революции носят ярко выраженный антирелигиозный характер. Так, в Париже отмечается «Праздник Разума», в честь которого собор Парижской богоматери был пе­реименован в Храм. Разума. В Храме Разума в присутствии чле­нов Конвента происходила церемония, целью которой являлось, по терминологии того времени, «принесение в жертву свободе всех последних предрассудков фанатизма». В соборе была установле­на театральная декорация, изображающая греческий храм, с над­писью «Философия», а на маленьком алтаре горел факел «Исти­ны». К алтарю сходились с двух сторон женщины в белых одеждах и преклонялись перед факелом. Свобода в образе жен­щины в белом одеянии и в красной шапочке также преклонялась перед алтарем, в то время как звучал «Гимн Свободе» компози­тора Франсуа Госсека и поэта Мари Шенье. «Празднества Разу­ма» происходили и в других городах Франции.

Объявление «Отечество в опасности!», необходимость защиты революционной Франции от внешних врагов и гражданская война внутри страны на время отвлекают население от празднеств. Но как только обозначилась победа революционных войск, тотчас же было устроено «Празднество торжества Революции» на Марсовом поле (30 декабря 1793 г.).

Знаменитый художник Жак Луи Давид оформил шествие во время этого празднества в виде четырнадцати колесниц, запол­ненных солдатами и ранеными, двигавшимися в сопровождении девушек, одетых в белые одежды, с пальмами в руках. Колесни­ца— аллегория Победы —замыкала собой шествие, в котором принимали участие все члены Конвента.

Но самым ярким и вместе с тем самым организованным тор­жеством явилось празднество «Высшего Существа» (8 июня 1793 г.). Море цветов покрывало Париж, все дома были завешаны зелеными ветвями, цветами и трехцветными лентами. В пять ча­сов утра барабанщики начали созывать население Парижа на празднество. После барабанщиков зазвонили колокола во всех церквах, а в восемь часов прогремела пушка — сигнал к началу шествия. Вся масса участников празднества располагалась вдоль аллеи сада Тюильри, а место, окружающее бассейн сада, было от­ведено для 2400 районных делегатов, которые образовали хор, разбившись на отдельные группы — матерей, стариков, юношей, девушек и детей.


Посредине бассейна стояла статуя Мудрости, воздвигнутая по рисунку Давида и временно закрытая покрывалом. После речи Робеспьера народ запел гимн Высшему Существу, и тысячи голо­сов, повинуясь знакам руководителей, стройно слились со звука­ми оркестра и хора. После сожжения покрывала среди пламени появилась белая статуя Мудрости, и Робеспьер произнес вторую часть своей речи.

За этим прологом последовала центральная часть праздника— шествие на Марсово поле и торжественный митинг-клятва. Под звуки барабанов все колонны двинулись из сада Тюильри кМар-сову полю. Посреди процессии, состоявшей из сорока восьми ко­лонн, шли члены Конвента, окружая красную колесницу, на кото­рой помещались предметы, необходимые «для питания тела и ду­ха»,— плуг со снопом ржи и типографский станок.

На Марсовом поле возвышалось громадное сооружение, на вершину которого взошли члены Конвента. Ниже расположились грандиозный оркестр из духовых инструментов и певческие хоры всех театров Франции. По бокам разместились 2400 человек об­щегородского хора, который был составлен из районных хоров: справа — мужчины, слева — женщины. Колонны мужчин и колон­ны женщин развернулись по всему полю, и таким образом все население Парижа образовало собой огромный хор. Этот хор, ру­ководимый с помощью световых и звуковых сигналов М. Госсе-ком, пропел гимн, в который были включены слова клятвы. Триж­ды повторялась клятва «Уничтожить тиранов», и трижды сотни тысяч голосов сливались воедино в ликующих звуках гимна, впервые за многие тысячи лет воспевающего Свободу, Равенство и Братство.

Такого гражданского подъема последующие празднества фран­цузской революции — после падения Робеспьера, в дни термидора и снижения революционной энергии — уже не достигают.

Празднества периода французской революции дали возмож­ность развернуться и революционному зодчеству народа, воздви­гавшему «Алтари Отечества» и триумфальные арки. Простота и четкая геометрическая правильность характеризуют эти сооруже­ния и общую композицию празднеств. Революционная музыка сопровождает все театрализованные торжества тех лет.

О том, какое значение театрализованным народным праздне­ствам придавали вожди революции, свидетельствует, например, следующее высказывание Дантона: «Весь народ должен праздно­вать славные дела, которые приносят честь нашей Революции... Я прошу Конвент посвятить Марсово поле национальным играм и распорядиться воздвигнуть на нем храм, в котором французы могли бы собираться в большом числе вместе. Такие собрания бу­дут питать священную любовь к свободе и усиливать мощь народ­ной энергии; именно такими установлениями мы победим весь мир»1.


Значение празднеств французской революции заключается в том, что они носили ярко выраженный демократический характер и объединяли народ в его горячем стремлении к новой жизни. Проводившиеся с подлинно революционным размахом, они поло­жили начало праздникам нового типа, где главным действующим лицом был народ, а содержанием —■ его борьба за счастливую жизнь.

Даже такое краткое описание театрализованных гражданских ритуалов и празднеств Великой французской революции свиде­тельствует, что в постановочном замысле организаторов лучших революционных представлений отразилось понимание сущности театра в широком смысле этого слова — театра, который справед­ливо принято называть высоким словом народный. Революция в этом театре запечатлена в главных своих чертах конгениально. Талантливо, умело организованные, вылившиеся в стройные вы­ступления и шествия, массовые действия (действования) искусно воссоздавали, моделировали революционную эпоху с ее пафосом борьбы за всеобщую справедливость.

В этих празднествах органично соединялись все виды искусств, а над созданием и организацией их вместе с революционным на­родом с энтузиазмом и вдохновением работали лучшие художни­ки, поэты и композиторы Франции.


 



Цит. по кн.: Роллан Р. Собр. соч. М., 1958, т. 14, с. 256.


 


Глава II.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...