Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50-60-х годов

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­совых празднеств и театрализованных представлений в нашей стране. В годы войны, особенно на фронтах, агитационно-пропа­гандистские функции выполняли главным образом профессио­нальные артисты театров и филармоний. Наибольшее распро­странение имели фронтовые концертные бригады.

Но это, конечно, не значит, что самодеятельность совсем свер­нула свою работу. Самодеятельные артисты выступали с концер­тами даже на временно оккупированной фашистами территории, стремясь поднять дух населения, помочь людям выстоять.

В последние годы войны и сразу же после нее самодеятель­ность снова начинает набирать силы и размах, создаются и от­дельные виды массовых театрализованных представлений. Этот размах достигает наибольших масштабов в середине 50-х годов. Непрерывный рост материального благосостояния советских лю­дей, сокращение рабочего дня, строительство новых стадионов, Дворцов спорта, открытых сценических площадок — все это яви­лось объективной предпосылкой к возобновлению и расширению массовых представлений и народных празднеств как одной из важнейших форм идейно-политической организации и самоорга­низации масс. Театрализованные празднества и представления выявляют общественную энергию советских трудящихся, дают вы­ход массовой тяге к творчеству, служат распространению коллек­тивного опыта в построении социализма, являясь формой общест­венных встреч, где можно отметить передовиков производства, науки, культуры. Эти празднества и представления являются и массовой школой политического воспитания, они дают возмож­ность выразить коллективное общественное мнение, заклеймить врагов социализма и высказать солидарность с прогрессивными силами зарубежных стран.

В середине 50-х годов появляется новый вид массового празд­нества — театрализованное спортивное представление. Так, в 1957 году, в честь 250-летия Ленинграда, на только что построен­ном стадионе им. С. М. Кирова был организован большой теат­рально-спортивный праздник. Автором сценария и главным ре­жиссером был народный артист СССР Г. А. Товстоногов.

С лета 1958 года на стадионе им. С. М. Кирова ежегодно про­водились большие эстрадные представления, получившие на пер­вых порах название «Встреча с любимыми героями кино, театра, эстрады».

Но самым грандиозным и самым ярким празднеством 50-х го­дов был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Моск­ве (август 1957 г.). За две недели фестиваля было проведено


 

 


семнадцать разнообразных массовых празднеств в разных местах столицы нашей Родины. Ежедневно проводилось от 350 до 400 концертных выступлений, встреч и спортивных состязаний, как во Дворцах культуры и клубах, так и на площадях и стадионах.

Открытие и закрытие фестиваля проходило на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках, праздник труда и сельской моло­дежи— на территории ВДНХ, праздники русского балета и цир­кового искусства —• на стадионе «Динамо», праздник песни и танца — в зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького, праздник девушек—-в Центральном театре Советской Армии, в парке и Доме культуры Советской .Армии, водный праздник — на Москве-реке и т. д.

Многонациональный состав участников фестиваля, разнород­ность традиций, большое количество исполнителей, представляю­щих как самодеятельное, так и профессиональное искусство всех континентов Земли, обусловили многожанровость представлений и празднеств, поиски выразительных и доходчивых форм вопло­щения.

В программу фестиваля были включены массовые гимнастиче­ские выступления в соответствии с традициями, восходящими к далеким временам: элементы спортивных состязаний были состав­ной частью и доисторических народных обрядовых празднеств, и древнегреческих массовых состязаний-представлений, и более поздних празднеств многих народов.

Организаторы фестивальных празднеств знали, что очень мно­гое в проведении всего мероприятия зависит от первого его дня, прежде всего от торжественного открытия форума. Открытие должно было создать праздничное настроение, атмосферу взаим­ного доброго отношения и дружбы и тем самым определить на­правленность следующих дней. И это, безусловно, удалось сде­лать.

Грандиозный митинг-манифестация молодежи на Манежной площади, в котором приняли участие около полумиллиона чело­век, явился кульминационным моментом Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Это произошло на десятый день фестива­ля, когда отмечалась двенадцатая годовщина трагедии Хиросимы. Митинг стал могучей демонстрацией мирных устремлений моло­дежи планеты, ее решимости предотвратить угрозу атомной вой­ны. Кульминационным моментом митинга-манифестации была ми­нута молчания, которой участники фестиваля по предложению девушки из Хиросимы Хисако Нагаты почтили память ее сооте­чественников, павших от взрыва атомной бомбы.

Заключительным аккордом Международного фестивая и зна­чительным событием в жизни столицы стал Большой московский карнавал. В этот день Москва оделась в карнавальный наряд. Задолго до официального открытия празднества из разных кон­цов города двинулись к Манежной площади колонны ярко деко­рированных автомашин. Под звуки фанфар и бой барабанов, под звон серебряных бубенцов глашатаи-зазывалы напоминали о при-


ближающемся торжестве, разбрасывали листовки с остроумными «Заповедями канавала».

На открытых грузовиках были установлены гигантские фигу­ры из папье-маше: Гулливер и лилипуты, вратарь с мячом, шах­матист, Дон Кихот на своем Россинанте, Конек-Горбунок, Жар-птица, Арлекин, Иванушка и многие другие литературные, ска­зочные, «спортивные» персонажи. По мере продвижения карна­вальных колонн по улицам города в них беспрерывно вливались все новые и новые группы участников карнавала.

На Манежной площади состоялось торжественное открытие Большого московского карнавала.

После выстрела «волшебной» карнавальной пушки на Манеж­ной площади по всей Москве чуть ли не до рассвета гремели ор­кестры. Песни и танцы сменялись массовыми играми, забавами, викторинами. На легких, специально для карнавала сооруженных эстрадах выступали столичные артисты, зарубежные гости, участ­ники художественной самодеятельности. Всем было весело, у всех было замечательное настроение —такое, какому и надлежит быть на карнавальном празднике1.

Веселым, жизнерадостным, близким по своему оформлению и духу к карнавалу был водный праздник на Москве-реке. Декори­рованные суда, плавучие эстрады с оркестрами, эстрадными и цирковыми группами, остроумными масками, большая карнаваль­ная процессия, иллюминация, музыка, песни, шутки — все это бы­ло составными элементами празднества на набережных и на реке.

Финалом всего фестивального празднества стали грандиозный фейерверк и исполнение «Прощальной фестивальной песни».

По инициативе советских и общественных организаций в кон­це 50-х — начале 60-х годов к юбилейным датам ряда городов были созданы массовые инсценировки, например инсценировка к 950-летию Ярославля (1960). Наиболее удачными в ней были эпи­зоды «Александр Невский» и «1905 год», исполнявшиеся рабочими «Красного Перекопа» (1-й Ткацкий комбинат) —деть­ми и внуками участников подлинных событий первой русской ре­волюции. Одним из удачнейших в инсценировке был эпизод, по­священный Великой Отечественной войне.

Важно отметить, что почти вся работа, связанная с подобны­
ми массовыми инсценировками, выполнялась на общественных на­
чалах, при повседневной деловой помощи, которую оказывали
постановщикам работники городских партийных, советских и об­
щественных организаций. <

В 60-х годах получил распространение и такой вид театрали­зованного представления, как Пролог. Он посвящался какому-ли­бо актуальному политическому событию, юбилею и состоял в по­казе историко-революционных эпизодов, прославлении трудовых


достижений, чествовании передовиков труда и т. д. Так, в Проло­ге, поставленном режиссером И. Рахлиным в Севастополе (1961), перед зрителями ожили картины легендарной обороны Севастопо­ля (1854—1855), возникли образы прославленных героев-адмира­лов Корнилова, Нахимова, матроса Кошки, хирурга Пирогова и других славных защитников Севастополя. Затем зрителям были показаны эпизоды героической защиты Севастополя во время Ве­ликой Отечественной войны: взятие Сапун-горы, уничтожение вражеских танков и другие эпизоды '.

В 1962 году праздникам искусств посвящались театрализован­ные Прологи, поставленные в Кишиневе и Краснодаре. Во Вла­димире темой Пролога была борьба за мир.

С начала 60-х годов в Кремлевском Дворце съездов регуляр­но организуются праздничные тематические театрализованные концерты. В 1961 году был организован грандиозный концерт-представление «Слава труду», показанный делегатам V Всемир­ного конгресса профсоюзов (режиссер—А. П. Конников). В 1962 го­ду состоялся торжественный концерт-представление участников художественной самодеятельности профсоюзов СССР для делега­тов Всемирного конгресса «За мир и всеобщее разоружение» (режиссер тот же).

Целый ряд таких тематических театрализованных концертов создают народный артист СССР И. М. Туманов, народный артист РСФСР Г. П. Анисимов и другие режиссеры.

Возобновление и успешное проведение на новом историческом
этапе целого ряда ставших традиционными и новых массовых
празднеств и театрализованных представлений, несомненно, обо­
гащало советских людей новым опытом общения и проведения
свободного времени, выполняло агитационно-пропагандистские
функции, способствовало формированию коммунистического миро­
воззрения, приобщало массы к высоким образцам культуры и ис­
кусства. ,

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...