Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления

% Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действительности. А для того чтобы лучше организовывать и раз­вивать театрализованные представления всех видов и жанров, со­вершенно необходимо понять основные закономерности этого ро­да искусства, которые реально существуют, поскольку в течение тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура. В данном курсе рассматриваются основные, проблем­ные вопросы, относящиеся к самым существенным моментам дра­матургии театрализованных представлений.

Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий, по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматурги­ческими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Глав­ным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искус­ства.

Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно-художе­ственного представления, литературно-музыкальной композиции, тематического концерта или массового театрализованного празд-


нества, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже в конечном счете форму произведения.

Следовательно, конфликтность в сценарии театрализованного представления является тем всеобщим родовым признаком и ка­чеством, которое позволяет говорить именно о драматургии теат­рализованного представления как таковой. А тем особенным, что определяет сценарную драматургию, является форма проявления конфликта, обусловленная самой природой исторически сложив­шихся театрализованных представлений и народных театрализо­ванных празднеств.

Существенное противоречие действительности, воссозданное в сценарии"" театрализованного представления как относительно завершенное действие, имеет специфическое отражение в драме и называется драматическим конфликтом. Одним из существенней­ших моментов формы проявления конфликта в драме, как извест­но, является сюжет — как система событий, имеющих причинно-следственные связи. В сюжете и через сюжет драматурги в подав­ляющем большинстве случаев выявляют связи и противоречия между людьми и целыми социальными группами, многосто­ронне раскрывают изображаемые характеры и обстоятельства.

Сюжет в таком качестве в сценарии театрализованного пред­ставления почти не имеет места, но если и встречается (чаще всего в представлениях обозренческого характера или в отдель­ных номерах), то здесь он разряжен^трЗскован, специфичен. Опре­деление сюжета театрализованного представления, разработка его структуры — одна из важнейших и пока не решенных теорети­чески проблем.

Художественное воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств текучей и противоречивой действитель­ности осуществляется в сценарии театрализованного представ­ления главным образом с помощью не сюжета, а ряда других средств.

Публицистичность и документальность как специфические осо­бенности сценария театрализованного представления, необходи­мость для воплощения идейно-художественного замысла обра­щаться то к речи действующих лиц, то к лирическим высказыва­ниям, то к документальным материалам (письмам, дневникам, статьям и т. п.) выдвигают на передний план композицию. Ком­позиция становится одним из главных средств, с помощью кото­рого и главным образом через которое создается конфликтная ситуация — чаще всего как внутренняя контрастность тем, как определенное сочетание и построение эпизодов и номеров, создаю­щее органический сплав форм и художественно-выразительных средств, сплав отражающий в своем единстве важные, существен­ные моменты развивающейся действительности.

Если в драме композиция является моментом, определяющим структуру событий действенно развивающегося сюжета, моментом чрезвычайно важным, но обусловленным другими существенными


элементами формы, то в сценарии театрализованного представле­ния, в виду ослабления функции сюжета, композиция берет на се­бя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей. Именно поэто­му в процессе создания литературного сценария важнейшим мо­ментом творчества является монтаж материала, композиционное решение. Чтобы на основе тщательно подобранных и обработан­ных материалов создать нечто законченное и драматургически выстроенное, нужно найти, открыть именно то единственное по­строение, сочетание фактов, сцен, событий, документов и выска­зываний, которое знаменует собой появление нового, целостного произведения.

В. Н. Яхонтов, создавший актуальные и созвучные времени композиционные полотна, называл монтаж таких композиций «со­четанием элементов в целое», подчинением материала «своей идее». Эта «своя идея» является в сценарии именно той объеди­няющей силой, без которой не может быть композиции, монтажа.

Однако любая идея, какой бы цельной она ни была, сама по себе еще не драматична. Только на основе накопленного материа­ла и в процессе непрерывной работы над ним возникает тот чу­десный, необходимый творческий процесс, в результате которого абстракция в сознании пишущего сценарий как бы оживает, об­ретает плоть и кровь — и возникает новое, законченное произве­дение. «Я создал как бы новое произведение на свой голос, в полном соответствии с моим замыслом, я нашел драматургию своего жанра»1,— говорил В. Яхонтов в книге «Театр одного ак­тера».

,По образному выражению ирландского драматурга Сент Джон Эрвина, всякое законченное художественное произведение долж­но быть живым организмом, настолько живым, что, когда отреза­на любая часть его, все тело начинает кровоточить.

Как возникает эта живая сущность? Вдыхает ли создатель жизнь в свое творение благодаря напряжению собственных чувств?

Является ли жизненность этого творения скорее эмоциональ­ной, чем аналитической? Или творческий процесс и эмоционален, и глубоко рационален?.. Целый ряд вопросов, касающихся твор­ческого процесса, в известном смысле — методики создания сце­нария, оказывается непосредственно связанным с характером про­явления драматического конфликта именно через композицию — композицию как монтаж внешне разнородных, но имеющих глу­бокую внутреннюю связь элементов.

Таким образом, главным специфическим свойством сценария театрализованного представления является характер выявления конфликта через построение, через композицию. Но это качество присуще и драме как таковой, потому что и в драме, и в сцена­рии основой построения, объединяющим стержнем является жиз­ненная коллизия, отраженное в конфликте противоречие действи-

Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1958, с. 113.


тельности. Поэтому противопоставлять эти ясно различимые «осо­бенные» черты драмы,А сценария театрализованного представле­ния было бы неверным. По рабочей, но тем не менее точной тер­минологии Яхонтова, «сочетание элементов в целое» немыслимое без «своей идеи», которая и у драматурга, и у пишущего сцена­рий возникает в голове как итог многократного опыта, как отра­жение противоречий необходимо развивающейся действительно­сти. Смутные социальные взгляды, беспорядочный мыслительный процесс в любом творчестве не могут привести к организованной деятельности, к объективному изображению действительности. Только четкое представление о сути того, что хочет сказать автор, плодотворно.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...