Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать художественной самодеятельно­сти не только советом, но и конкретным репертуарным материа­лом) публикуется одна или даже несколько литературно-музы­кальных композиций, как правило, посвященных той или иной зна­менательной дате, общенародному юбилею или празднеству. Это свидетельствует о том, что литературно-музыкальная композиция — явление весьма распространенное и нужное. А вместе с тем на пути создания таких композиций имеется целый ряд преград, од­ной из которых справедливо считается драматургия.

Довольно широко распространено мнение, что литературно-музыкальная композиция — это некое театральное представление, созданное по произведениям литературы и музыки. А говоря об


истоках этого типа представлений, одни называют «Свержение самодержавия» (1919), другие — «Синюю блузу», в передовых статьях-ораториях которой впервые начали комбинироваться сти­хи, газетные отрывки и другие материалы, третьи утверждают, что отцом литературно-музыкальной композиции является народ­ный артист СССР Владимир Яхонтов, создавший в 1924 году ли­тературную композицию «На смерть Владимира Ильича Ленина».

Однако все эти утверждения не выдерживают строгого ана­лиза.

«Свержение самодержавия» было названо постановщиком Ви­ноградовым-Мамонтовым и участниками представления инсце­нировкой, и основана она была не на художественных текстах, а главным образом на живых воспоминаниях непосредственных участников революционных событий 1917 года. По сути это было первое художественно организованное и завершенное массовое те­атрализованное представление, лабораторно созданное и впервые разыгранное в Железном зале Народного дома в Петрограде, а затем начавшее свою большую жизнь на площадях и улицах го­родов молодой Советской Республики.

Что касается выступлений синеблузников, то они настолько своеобразны и связаны со своим временем, что представляют исто­рически сложившийся, рожденный эпохой тип (или разновид­ность) агитационно-художественного представления. Ставить в один ряд «Синюю блузу» и литературно-музыкальную компози­цию — значит рассматривать явления поверхностно, не улавливая главного, сущностного в них.

Да, В. Яхонтов как чтец и как автор своих композиций действи­тельно создал художественные произведения эстрадного искусства небывалого до тех пор вида. Описанный им самим в книге «Театр одного актера» процесс работы является во многом по­учительным и в чем-то универсальным. К опыту Яхонтова обра­щались и всегда будут обращаться желающие создавать сцена­рии театрализованных представлений. Это своего рода творческая лаборатория. Но отождествление литературных композиций боль­шого художника с получившим широкое распространение на са­модеятельной сцене особым видом театрализованного представле­ния неправомерно.

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на од­ного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а ча­сто в ней принимает участие и несколько художественных кол­лективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику в отличие от композиций В. Яхонтова.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложив­шийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода. А есть принципиальная разница между сложившимися в практике двух-трех последних десятилетий аги-


тационно-художественными представлениями, тематическим теат­рализованным концертом и литературно-музыкальной композици­ей. Различия эти весьма существенны — они связаны как с перво­источником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная — это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Часто возникает вопрос: а может ли использоваться в литературно-музыкальной компози­ции документальный местный материал? Самый убедительный от­вет на этот вопрос — что такой материал часто и, как правило, удачно используется в клубных постановках. Но при этом непре­менно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в та­кого вида представлениях не является лишь художественно-выра­зительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывает­ся частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а следовательно, и драматическим элементом по­следнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литератур­но-музыкальной композиции в частности композиционное постро­ение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творче­ского процесса.

Литмонтаж как часть «синеблузного» представления появился еще в 20-х годах. Чтобы оперативно откликаться на злободневные события, синеблузники комбинировали стихи, газетные отрывки и другие материалы, и эти фрагменты назывались литмонтажа­ми. Они получили широкое распространение в художественных коллективах страны.

Но и еще раньше, до появления термина литмонтаж, сущест­вовали приемы составления инсценировок из различных кусков художественной и публицистической прозы, из отрывков стихо­творений, очерков и т. п. В этих инсценировках, как и «синеблузых» литмонтажах, куски, как правило, складывались по смысловому принципу и располагались в порядке логической последователь­ности. И в большинстве случаев фрагменты воспринимались как отдельные части, достаточно искусственно связанные в нечто це­лое. Монтажный прием «стыка» служил в них лишь техническим средством соединения кусков.

Литмонтажи обязательно имели музыкальное сопровождение. Однако творческий монтаж элементов художественной литерату­ры и музыки в единое органическое целое еще не был доступен литмонтажу. Это явилось результатом определенной эволюции те­атрализованных представлений, результатом взаимодействия и синтеза искусств.


Как мы уже говорили, Владимир Яхонтов не создавал литера­турно-музыкальных композиций в качестве вида театрализованного представления (и не стремился к этому). Но, готовя для выступления на эстраде одну из первых своих программ, он обнаружил одну черту монтажа, важную и для любого театрализован­ного представления, а именно: при сближении, соединении разно­родного материала на стыках его создаются новые оттенки смыс­ла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

В дальнейшем Яхонтов сознательно сопоставляет различные отрывки прозы, стихов, пьес и публицистики таким образом, что­бы создать непрерывную цепь заострения текстов на всех стыках. То есть вслед за техническим пошел уже сознательный творче­ский монтаж. Целью монтажа было создание единого целого и подчинение всего материала определенной идее.

Так монтажный прием «стыка», служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (сти­хотворных и прозаических), стал художественным приемом, спо­собствующим более углубленному, порой философскому переос­мыслению текста.

Но, к сожалению, поверхностное упрощенное понимание мон­тажа как только технического приема составления композиции в практике самодеятельного искусства все еще преобладает. Такое поверхностное, дилетантское понимание приводило и приводит к тому, что «литературно-музыкальными композициями» часто на­зывают бескрылые компиляции, печатающиеся и ставящиеся на самодеятельных подмостках.

Подлинный «композитор литературных текстов» (как писали в одной статье о Владимире Яхонтове) сам был расстроен нетвор­ческим использованием своего приема:

«Я, как Христос, напитал шестью хлебами черт знает сколько халтурщиков. Этот ужас довлеет надо мной, но я за него не несу никакой ответственности... конечно, дело наживное, дело легкое: взять прозу, прибавить стихи и пошел, и пошел — чего проще. Но это ничего общего с искусством композиции не имеет. Искусство композиции подразумевает в известной степени метод мышления, а если его нет, это будет компиляция.

Литературная композиция — это есть сложный процесс, кото­рый делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю эту композицию. Здесь очень большую роль играет и вкус человека, и выбор материала, умение компоновать и прочее»1.

Эти выводы Яхонтова относятся не только к чисто литератур­ной композиции и к профессиональному искусству, но к любому театрализованному представлению и в первую очередь к лите­ратурно-музыкальной композиции.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художествен­ной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

1 Цит. по кн.: Катышева Д. Н. Литературный монтаж. М., 1973, с. 20.


Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Если на основе современной художественной практики и ее осмысления сформулировать определение литературно-музыкаль­ной композиции, то оно может выглядеть так. Литературно-му­зыкальная композиция — это один из видов современного театра­лизованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздейство­вать на ум и чувства зрителя.

Газета «Советская культура» в свое время писала о литера­турно-музыкальной композиции, созданной студентами Москов­ского государственного института культуры к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции — «Наша биография».

Это было незабываемое, волнующее представление, сочета­ющее в нераздельном единстве и пластику, и художественное чте­ние, и театральные эффекты, и фрагменты из музыки Моцарта, Шостаковича, Свиридова, Дзержинского, Щедрина... Одиннадцать ярких по режиссерским решениям и актерскому исполнению но­меров были спаяны в единое, монолитное, стремительно развива­ющееся действие. И, разумеется, эта захватывающая литературно-музыкальная композиция не могла бы появиться без лежащих в ее основе произведений Маяковского, Есенина, Евтушенко, Рож­дественского и других авторов.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...