Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4.1. Психодиагностика в индивидуально-личностной и семейной психологической консультации.

Преимущества, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи, по сравнению с неформализованными методами, значительны. К этим преимуществам можно отнести:

- Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут и противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра.

- Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. Дополнительные возможности по высвобождению времени психолога на проведение тестирования и обработку результатов обеспечивает компьютерное тестирование.

- Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация как правило гораздо богаче и объективнее, чем, к примеру, записи психотерапевтической сессии. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом, если возникнет потребность в их повторном анализе или переосмыслении.

- Возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки, а то и сотни специально отобранных вопросов, тогда как при беседе психолог часто делает выводы на основе меньшей по количеству и более фрагментарной информации. Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

Тестовые методы предполагают использование тестов как относительно кратких стандартизованных испытаний, позволяющих дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Стандартизованное испытание подразумевает наличие стандарта процедуры проведения тестирования, обработки его результатов и их содержательной оценки, который задается разработчиком теста, а от пользователя требуется строгое его соблюдение. Только при соблюдении стандарта пользователь сможет "воспользоваться плодами труда" разработчика, т.е. оценить своего клиента с помощью тестовых норм и данных по содержательной интерпретации. Основными атрибуты качественного теста являются: стандартный тестовый материал, ключи для обработки, тестовые нормы, сведения об основных характеристиках теста - валидности и надежности, которые позволят пользователю оценить качество теста и его соответствие задачам исследования, а также основы интерпретации, пользуясь которыми можно "перевести" количественный показатель испытуемого в описание его психологических особенностей.

Примеры психодиагностических методик, используемых в практике психологической помощи

Необходимо описать сравнительно простых экспертных методик, которые могут быть использованы психологами-консультантами в их практической работе.

Проективная методика неоконченных предложений, восходящая к ассоциативному эксперименту Юнга, предполагает завершение испытуемым фраз, начало которых произносит психолог. Анализа результатов представляет собой выявление тем, проблем и конфликтов, значимых для испытуемого: как сознательных, так и неосознаваемых. Жесткой схемы анализа, "работающей" в любых ситуациях, нет, однако существуют общие принципы такого анализа.

а) Непосредственное извлечение информации возможно из "прямых" ответов, которые как правило касаются осознаваемых проблем. Например: "Моя специальность... дрянная" или "Работа... осточертела".

б) Многократное упоминание в ответах одних и тех же тем, в частности, если начала предложений с этой темой никак не связаны, свидетельствует о значимости этих тем. Обычно такие темы осознаваются хотя бы частично. Например, у одного и того же человека: "Боюсь... болезней", "Меня беспокоит... мое здоровье", "Скрываю... мои болезни". Иногда большинство ответов можно отнести к 2-3 значимым темам, которые имеет смысл как-то назвать и (или) охарактеризовать подробнее на основании содержания ответов. Например, следующий набор ответов связан с темой, которую можно назвать "Зависимость и невозможность перемен": "Моя специальность...какая моя специальность... хочется перемен"; "Боюсь... ситуации, в которой от меня ничего не зависит"; "Работа... работа, в которой хочется, чтобы от меня зависело многое"; "Бороться... нет, не хочется мне бороться"; "Мои планы... нет у меня никаких планов".

в) Противоречия отдельных ответов могут указывать на конфликт (скорее всего слабо осознаваемый или неосознаваемый). Например: "Больше всего я люблю... общаться", "Друзья... надоедают"

г) Длительные паузы, отказы от ответов, ответы типа "Нет", "Не знаю" и ответы - повторения начала фразы (например, "Моя голова... это моя голова") являются показателем значимости темы или проблемы, которая либо слабо осознается, либо является болезненной и эмоционально насыщенной.

Методика неоконченных предложений по сравнению с другими проективными методами достаточно проста по замыслу и открыта; идея проекции почти не замаскирована. Это является одновременно ее достоинством и недостатком. Недостаток заключается в том, что многие способны успешно защититься от вторжения в свой внутренний мир и давать малоинформативные социально одобряемые ответы или ответы-штампы. Например: "Скрываю... иногда что-нибудь"; "Друзья... хорошие"; "Мой вид... опрятный", "Мыслю... следовательно существую". Однако несмотря на это, часто ответы оказываются неожиданными для самого испытуемого и помогают ему осознать проблему или конфликт, которые раньше были для него неизвестны.

Следует учитывать, что при проведении методики можно столкнуться с выраженными эмоциональными реакциями, как правило неожиданными. Кроме того, даже у тех, кто дает сравнительно "закрытые", малоинформативные ответы выполнение методики часто сопровождается нарастанием тревоги, которая скорее всего имеет причиной частичное осознание болезненных тем и проблем.

Методика личностного дифференциала предназначена для изучения самооценки, а также межличностного восприятия и межличностных отношений. Испытуемому предлагается оценить себя или какого-то человека с помощью набора из 21 пары прилагательных. При анализе методики представляют интерес как отдельные оценки, так и три интегральных показателя, получивших название Оценка, Сила, Активность.

Данная методика занимает промежуточное положение между тестовыми и экспертными методами. По тщательности разработки, унификации процедуры проведения и обработки она напоминает тест, однако не может считаться полноценным тестом, потому что не имеет русскоязычных норм. По этой же причине более информативным является не однократное проведение методики, а сравнение нескольких вариантов: выполненных через определенный промежуток времени, с разными инструкциями или самооценка и оценка другим человеком. Так, могут использоваться варианты "Я реальный (в настоящем)", "Я идеальный", (сопоставление этих двух вариантов и его динамика особенно ценно в свете представлений клиент-центрированной психотерапии о том, что в процессе психотерапии, благодаря принятию и эмпатии психотерапевта, снижается расхождение между реальным и идеальным Я) "Я глазами окружающих (какого-то конкретного человека)", "Я в прошлом ", "Я в будущем " и т.п. При диагностике отношений родителей и детей можно предложить ребенку (подростку) оценить себя, а матери (отцу) оценить своего ребенка. Затем каждый из них пытается угадать ответы другого, после чего сравниваются все четыре варианта. При работе с супружескими парами целесообразны инструкции "Я", "Мой муж (жена)", "Я угадываю, как мой муж (жена) оценил меня", "Идеальный муж (жена)".

При сопоставлении нескольких вариантов выполнения методики сравниваются комплексные показатели Оценки, Силы, Активности, а также анализируются те отдельные характеристики, которые различаются по знаку в разных вариантах методики. Например, муж считает себя уступчивым, а жена считает его упрямым, или испытуемый считает себя ни открытым, ни замкнутым (оценка 0), а свой идеал - открытым.

Методика "Психологическая время" предназначена для структурированной самооценки жизненного пути и планов на будущее. Она предусматривает выполнение испытуемым всех или некоторых из нижеперечисленных заданий. В процессе их выполнения испытуемый дает необходимые с его точки зрения комментарии.

1. Записать самые важные для испытуемого события прошлой и будущей жизни и проставить дату каждого события. Подчеркивается, что в список включаются субъективно значимые события, важные именно для испытуемого.

2. Проставить субъективную оценку событий, оценив их от +5 до -5, в зависимости от того, были ли они для испытуемого позитивно или негативно значимыми.

3. Дать оценку взаимосвязи событий. Испытуемому предлагается взять последнее по времени событие прошлого и указать несколько событий из списка, которые послужили его причиной. Учитывается не только формальная, но и субъективная причинная связь событий. Затем такая же работа проделывается для всех событий прошлого от предпоследнего до второго, а затем для событий будущего. Связи отмечаются стрелками на списке событий или в таблице.

4. Выделение события, связанных с различными сферами (например, "семья", "работа, учеба, карьера", "внутренние изменения", "материально-бытовые изменения" и др.)

При анализе и обсуждении результатов имеет смысл обращать на следующие особенности выполнения методики.

1. Выраженные отклонения от типичных особенностей выполнения методики. Эти особенности таковы:

а) Количество событий прошлого больше, чем будущего, средняя "удаленность в прошлое" больше, чем "удаленность в будущее". Обратное может свидетельствовать о незрелости испытуемого, нереализованности его жизненных планов и целей.

б) Количество событий, оцененных как позитивные, превышает количество негативно оцененных событий, это наиболее характерно для событий будущего. Обратное может свидетельствовать о недовольстве собой и своей жизнью, возможно, о депрессии.

в) Количество указанных событий на единицу времени (например, за год) как в прошлом, так и в будущем возрастает при приближении к настоящему моменту. Нарушение этой закономерности для какого-то отрезка времени свидетельствует о значимости событий, происходивших в этот период, возможно, о наличии жизненного кризиса.

2. Принадлежность событий к различным сферам и их смена на протяжении жизни испытуемого.

3. Наиболее значимые события (учитывается оценка, количество связей), кризисные периоды (большое количество событий на протяжении относительно небольшого промежутка времени, оценка этих событий, смена сфер событий до и после предполагаемого кризиса).

4. Явные пропуски в цепи событий (например, обозначено окончание школы и начало работы, но пропущена учеба в институте, или обозначен брак и рождение одного ребенка, но пропущено рождение второго). В подобных случаях можно предположить действие вытеснения и негативную эмоциональную насыщенность пропущенных событий.

5.Ясность и реалистичность планов на будущее.

Данная методика представляет интерес для практики психологической помощи, т.к. помогает целостно представить историю жизни человека, важные изменения его судьбы, надежды на будущее. Она может стать инструментом для сбора важной информации на начальном этапе психотерапии, предоставляя возможность выйти за пределы текущей ситуации (поверхностного запроса), обратиться к проблемным областям. Методика также позволяет выявить одно или несколько событий в жизни, которые могут стать предметом осмысления ряда консультаций или даже фокусом психотерапевтической работы.

Использование психодиагностики в процессе психологической помощи

Основные задачи, которые может выполнять психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции, следующие.

1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальная в следующих ситуациях.

а) Определение необходимости психологической помощи. Использование психодиагностики для решения данной задачи наиболее важно, когда необходимо сравнительно быстро решить вопрос о целесообразности оказания психологической помощи данному клиенту, особенно, если надо отобрать тех, кто больше других нуждается в помощи из группы людей (безработные, соматически больные, при массовых психодиагностических обследованиях в школе, в организации, лица, пережившие природное бедствие и др.). В этом случае тестирование является эффективным инструментом отбора.

б) Определение формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений. Последнее наиболее важно для тех, кто не работает с тяжелыми формами патологии, когда необходима помощь психиатра или более опытного психотерапевта.

в) Оценка эффективности психологической помощи. Для решения данной задачи сопоставляются результаты выполнения клиентом тестов и методик в начале и в конце работы с ним. Положительная динамика сравниваемых показателей свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Для оценки уровня выраженности психологических проблем предпочтение должно отдаваться тестовым методам, прежде всего, методам оценки психического состояния (тревоги, депрессии и др.). Однако возможно и использование других классов методов, например:

- Методы оценки семейных проблем - в семейном консультировании

- Методы изучения самооценки - если предполагается коррекция самооценки.

- Методы оценки коммуникативных характеристик - если процесс психологической помощи направлен на обретение коммуникативных навыков.

2. Получение содержательной информации. При решении данной задачи особенно велико как разнообразие используемых методов (практически любые методы из "арсенала" психодиагностики, тестовые и экспертные), так и разнообразие информации, которая может быть получена. Выбор методов и способов применения результатов определяется квалификацией психолога в психодиагностике, его теоретической ориентацией, а также особенностями конкретного клиента и стоящими задачами. С помощью психодиагностики могут быть выявлены:

- Проблемы, имеющиеся у клиента, например, неудовлетворенность работой или озабоченность здоровьем. Используя психодиагностику, можно выявить значимые проблемы, о которых клиент не сообщает в беседе.

- Возможные причины выявленных проблем.

- Конфликты и противоречия, например, между неудовлетворенностью существующим положением и нежеланием что-либо менять.

- "Уязвимые места", т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей (даже если в настоящее время эти проблемы не выражены). Например, выраженная интровертированность может в ряде ситуаций стать серьезным препятствием для общения, а сниженная стрессоустойчивость - приводить к возникновению тревоги и дезорганизации деятельности даже при относительно небольшом стрессе.

- Ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним. Таким ресурсом может оказаться, например, благополучные семейные отношения и поддержка семьи, развитый интеллект или позитивная самооценка.

Необходимо отметить, что получение содержательной информации на основе психодиагностических методов является элементом целостной оценки клиента; это означает, что результаты психодиагностики как правило интерпретируются не изолированно, но вместе с другими данными о клиенте. При этом основной функцией психодиагностики становится выдвижение гипотез для клинициста, гипотез, которые как правило проверяются с помощью других (не связанных с психодиагностикой) данных и методов.

Используя конкретные психодиагностические методики, психолог примерно представляет, какого рода данные он хочет получить. Однако информативность каждого психодиагностического обследования оценить заранее затруднительно, потому что заранее неизвестно, какие именно результаты получатся у конкретного человека и к каким выводам они позволят придти. Особенно интересным при интерпретации результатов психодиагностики оказывается выявление и анализ противоречий - как противоречий между результатами различных психодиагностических методик, так и между данными психодиагностики и другой информацией о клиенте. Некоторые противоречия могут оказаться случайными или быть следствием невысокой надежности (неверной интерпретации) данных, однако чаще они отражают реальные проблемы и противоречия в жизни клиента, которые могут стать предметом обсуждения с ним.

Одно из наиболее часто встречающихся противоречий - между данными тест-опросников и самооценкой. Например, клиент считает себя открытым, активным, общительным и пр. по методике личностного дифференциала, однако по данным личностного теста оказывается интровертом.

3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации. Психодиагностика не отделена непреодолимой преградой от психотерапевтических техник. Точно также, как любые психотерапевтические вмешательства имеют диагностический аспект, психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи. Укажем некоторые из таких задач.

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах. В подобной ситуации выполнение психодиагнростической методики может стать способом структурировать процесс взаимодействия с клиентом. Экспертные методики, предполагающие такое взаимодействие, в подобной ситуации уместнее тестовых. В частности, для этого особенно хорошо подходят методики, посвященные самоописанию и оценке прошлого опыта.

б) Повышение доверия. Данную задачу удается выполнить, если при обсуждении результатов психодиагностического обследования клиент слышит то, что он расценивает как верное, интересное, важное для него и вместе с тем, неочевидное, такое, о чем, по представлению клиента, нельзя догадаться на основе предшествующего взаимодействия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий. Для этой задачи лучше всего подходят рисуночные проективные методы, в которых для неспециалистов связь рисунка и интерпретации малоочевидна, а также личностные опросники.

в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования. Во-первых, уже отвечая на многочисленные вопросы о самом себе, клиент как правило начинает более пристально и внимательно оценивать себя, задумываться о своих проблемах ("Как жаль, что в жизни никто не задает таких вопросов", - сказал однажды молодой человек, закончив отвечать на вопросы теста). Во-вторых, новая для клиента информация, получаемая на основе многих экспертных методик, настолько очевидна, что не нуждается или почти не нуждается в комментариях психолога. Иногда для самостоятельной интерпретации клиента достаточно задать наводящий вопрос или обратить его внимание на какой-то ответ или противоречие. И наконец, самую обширную информацию о себе клиент получает, когда ему сообщают о результатах исследования. Форма обсуждения результатов, полнота их изложения определяется конкретной ситуацией, однако если психодиагностика была проведена, то обратная связь клиенту должна быть предоставлена обязательно.

г) Создание и укрепление мотивации для психологической помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы. Наиболее актуально использование психодиагностики для создания мотивации в двух ситуациях. Первая из них возникает, когда клиент, частично осознавая свои проблемы, еще не пришел к решению о необходимости психологической помощи. В этом случае может возникнуть запрос на тестирование, психологически более приемлемый для клиента, который на самом деле является замаскированным запросом на оказание помощи. Обсуждение результатов психодиагностики и выявленных проблем может помочь клиенту принять решение об обращении к психологу-консультанту или психотерапевту.

Вторая ситуация возникает, когда клиент приходит не по своей инициативе (например, под давлением родственников, или школьник, направленный к школьному психологу учителем) и не предъявляет никаких проблем. В этом случае также имеет смысл выявить проблемы с помощью психодиагностического обследования и обсудить их с клиентом.

В диагностике семейных отношений предлагается использовать следующие методики:

Тест объектных отношений Г. Филлипсона и системный тест семьи (FAST) Т. Геринга и И. Виллера для исследования объектных отношений в родительской и супружеских семьях, измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи.

Семейный тест отношений И.М. Марковской.

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер.

«Совместный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного общения Е.Т. Соколовой.

Семейная генограмма Э.Г. Эйдемиллер и Н.В. Александровой.

Шкала семейной адаптации и сплоченности Э.Г. Эйдемиллер и М.Ю. Городновой.

Шкала семейного окружения и Семейная социограмма Э.Г. Эйдемиллер и И.М. Никольской.

Тест на сплоченность и гибкость семейной системы Д.Х. Олсона FACES III.

Методики оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтия.

Анкета оценки гармонизации семейных взаимоотношений и взаимной поддержки М.Я. Семаго.

Семейное психоаналитически ориентированное интервью А.Н. Харитонова для определения типа психологических проблем членов семьи, семейных отношений, исследования основных причин их образования и принятия решения о видах, методах оказания семейной психологической помощи в дальнейшей перспективе.

Психодиагностика беременности.

Анкета-опросник по группам факторов социально-психологической готовности к материнству Л.Б. Шнейдер и Н.Ю. Герасимовой.

Тест на определение типа психологического компонента гестационной доминанты И.В. Добрякова.

Проективный рисуночный тест «Я и мой ребёнок»;

Диагностика супружеских отношений.

Шкала любви и симпатии.

Тест на удовлетворенность браком.

Распределение ролей в семье.

Общение в семье.

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях.

Измерение установок в семейной паре Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской.

Методика диагностика супружеских отношений В.П. Левкович, О.Э. Зуськова.

Опросник «Конфликты» Г. Лёра.

Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.

«Маскулинность – фемининность» С. Бема.

«Мое письмо супруге» С.А. Белорусова в практике психологического консультирования.

Диагностика родительско-детских отношений.

«Фильм-тест Р. Жиля» для выявления особенностей поведения детей в разнообразных жизненных ситуациях, значимых для ребенка, его отношении с родственниками и другими людьми, его личностных свойств.

«Родители глазами подростка» (ADOR) (5 шкал).

Тест семейных отношений Е. Антони и Е. Бене и «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е.Бене для выявления отношения ребенка к ближайшим родственникам и к самому себе.

Измерение родительских установок и реакции (опросник PARI) (23 шкалы) для выявления характера родительской опеки, демократичности в отношениях с ребенком, авторитарности контроля и особенности супружеских отношений.

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.

Опросники «Взаимодействие родителя с ребенком» И.М. Марковской.

Опросник для изучения родительского взаимодействия матери и отчима Е.П. Арнаутовой.

Проективная графическая методика «Рисунок семьи» для выявления особенностей родительско-детских отношений.

Тест «Три дерева» Э. Клессманн для исследования внутрисемейных отношений ребенка, определения места ребенка в семье, его самоощущения в семейной системе, его значимые связи и уровень симбиотической привязанности ребенка к матери.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...