Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды Л. С. Выготского на детерминацию индивидуального сознания человека

Л. С. Выготский внес существенный вклад в развитие советской и мировой психологической науки. Он был одним из тех, кто принимал участие в создании советской психологии на основе марксистско-ленинской философии. В трудах Л. С. Выготского нашли свое выражение результаты его теоретических и экспериментальных исследований — те резуль­таты, которые стали фундаментом целой научной школы в советской психологии.

Л. С. Выготский известен как исследователь проблем из многих областей психологической науки. Его перу принадле­жат работы по психологии искусства и методологии научной психологии, по обшей, социальной, возрастной и педагогичес­кой психологии, по дефектологии и истории психологии. Каж­дая из этих областей испытала на себе благотворное влияние его смелых оригинальных идей.

Особое значение для разработки проблем детской пси­хологии имеют те исследования Л. С. Выготского, в которых рассматриваются вопросы психического развития ребенка в процессе его обучения и воспитания. Основные положения

его системы были использованы нами выше при анализе проблем развивающего обучения. Здесь мы хотим рассмотреть взгляды Л. С. Выготского на детерминацию индивидуального сознания человека; данная проблема имеет большое значение для разработки вопросов как общей психологии, так и психологии развития детского сознания.

Хорошо известно, что Л. С. Выготский был создателем культурно-исторической теории психического развития человека, согласно которой источники и детерминанты этого развития лежат в исторически развивающейся культуре. «Культура,— писал Л. С. Выготский,- и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития».

В своем самом общем выражении эта теория соответствует «культурно-историческим» взглядам, сложившимся в гуманитарных науках XIX в. Вместе с тем в отличие от этих взглядов Л. С. Выготский ввел в свою теорию понятие коллективной (или, как он говорил, «общественной») деятельности человека, от которой уже производной является его индивидуальная деятельность. Коллективно-социальную или внешнюю деятельность людей Л. С. Выготский связывал с интерпсихическими процессами, а индивидуальную, или внутреннюю, деятельность человека — с интрапсихическими процессами. Переход от коллективно-социальной к индивидуальной деятельности является в сущности процессом интериоризацин2. Так. Л. С. Выготский писал: «Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности»3.

В процессе интериорнзации существенную роль играет знак как реальный носитель человеческой культуры, как средство культурной (или социальной) детерминации индивидуальной деятельности и индивидуального сознания. Л. С. Вы­готский специально выделял в психическом развитии ребенка стадии «внешнего» и «внутреннего» знака4. При этом знак, как он считал, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием»5. «... Знак,— писал Л. С. Выготский,-- находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и является, по существу, общественным органом или социальным средством»6. Кроме того, знак — это средство связи между людьми. «Всякий знак,— писал он далее,— если взять его реальное происхождение, есть средство связи, и мы могли бы сказать шире средство связи известных психических функций социального характера. Перенесенный на себя, он является тем же средством соединения функций в самом себе...»7.

Можно предположить, что для Л. С. Выготского детерминация индивидуального сознания имеет следующий вид: коллективная (социальная) деятельность в форме общения людей — культура — знаки — индивидуальная деятельность — индивиду­альное сознание. Изучение процессов становления индивидуального сознания связано с прослеживанием развития всех звеньев приведенной схемы, в частности с выявлением роли коллективной деятельности и ее коллективного субъекта в детерминации индивидуального сознания.

Следует отметить, что в некоторых современных философско-психологических работах специально обсуждаются существенные особенности именно такого понимания сущности процесса детерминации. Так. В. А. Лекторский пишет: «Индвидуальный субъект, его сознание и познание должны быть поняты, учитывая их включенность в различные системы коллективной практической и познавательной деятельности»8. И далее: «Коллективный субъект существует в известном смысле вне каждого отдельного индивидуального субъекта. Коллективный субъект выявляет себя и законы своего функционирования не столько через внутренние структуры сознания индивида, сколько через внешнюю предметно-практическую деятельность и коллектив-

В ы г о т с к и и Л. С. Собр. соч., т. 3, с. 145—146. См.: там же, с. 144—145.

3 Там же, с. 146—147.

4 См.: там же, т. 2, с. 109— 110

5 Там же, т. 1, с. 103—104.

6 Там же, т. 3, с. 146.

7 Там же, т. 1, с. 116.

8 Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1981, с. 281.

ную познавательную деятельность с системами объективированного знания»9.

Таким образом, изначальным и подлинным субъектом всех форм деятельности (особенно предметно-практической) является коллективный субъект; лишь включаясь во все многообразие коллективных форм деятельности, индивид приобретает форму субъективности, форму сознательной регуляции своей индивидуальной деятельности.

Чтобы понять позицию Л. С. Выготского в отношении внутренней связи знаков с действиями и деятельностью человека, необходимо обратиться к его трактовке значения знака. «Значение...— это внутренняя структура знаковой операции»10. Следовательно, человек выполняет со знаками определенные операции (или действия). Что же это за операции (действия)? Л. С. Выготский сформулировал следующий ответ на этот вопрос: «... Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями, иначе говоря, все то, что в поведении человека связано с употреблением искусственных средств мышления, с социальным развитием поведения, и в частности с употреблением знаков»".

Искусственные средства мышления или знаки позволяют человеку создавать мысленные модели объектов и действовать с ними, планируя при этом пути решения различных задач. Оперировать знаками — это выполнять действия пла­нирования при организации целостного поведения. Это действие, как отмечалось выше, является важнейшей составляющей человеческого сознания. При этом знаковое опосредствование процесса выполнения действия (или его планирование) осуществляется при знании (или понимании) человеком значения знака. А знать значение — это «знать единичное как всеобщее»12. Соотнесение единичного и всеобще­го человек производит благодаря ряду мыслительных действий; поэтому значение знака само может существовать только благодаря их сложной системе связей.

Таким образом, знак и его значение как основа человеческого сознания, согласно взглядам Л. С. Выготского, неразрывно связаны с действиями человека (а в широком плане — с его деятельностью).

Благодаря знакам и знаковому опосредствованию тех или иных операций эти операции объективируются. Это обстоятельство послужило одним из основных при разработке каузально-генетического (или формирующего) метода исследования, введенного Л. С. Выготским в психологию. Так, он писал: «Изучаем ли мы развитие запоминания у ребенка, давая ему внешние вспомогательные средства и наблюдая степень и характер опосредствованного овладения задачей; пользуемся ли мы этим приемом для изучения того, как ребенок организует свое активное внимание с помощью известных внешних средств;... везде мы идем по одному принципиальному пути, изучая не окончательный эффект операции, но специфические психические структуры операции... Наша методика с полным правом может быть названа объективирующей... Вынося наружу те вспомогательные операции, с помощью которых субъект овладевает той или иной задачей, наша методика делает их доступными для объективного изучения, иначе говоря, объективирует их» 3.

Современные представители школы Л. С. Выготского, осваивая его методологи­ческие установки и опираясь па достижения марксистско-ленинской философии при разработке проблем создания, стремятся исследовать вопросы развития инди­видуального сознания человека, обращая особое внимание на изучение вопросов интериоризации коллективной деятельности14 и роли знакового опосредствования15 в становлении индивидуальной деятельности и ее сознательной регуляции.

9 Там ж.е, с. 283.

10 Выготский Л. С. Собр. соч., т. 1, с. 160.

11 Там же, т. 3, с. 124.

12 Там же, т. 1, с. 164.

13 Там же. М., 1984, т. б, с. 78—79.

14 Некоторые работы, посвященные проблеме интериори­зации, указаны нами на с. 25, 154—155.

15 См.: Эльконин Б.Д. О способе опосредствования реше­ния задач «на соображение».—Вопросы психологии, 1981, № 1, с. 110—118.

 


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...