Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения понятия стенд-ап (stand up)




Прежде чем рассматривать понятие стенд-ап (stand up), охарактеризуем особенности работы репортера. В 1960 году гениальный итальянский режиссер Федерико Феллини снял замечательный фильм «La dolce vita» («Сладкая жизнь») по собственному сценарию. Герой киноленты Папараццо — назойливый и бесцеремонный фотокорреспондент, охотящийся за кадрами из частной жизни знаменитостей. С тех пор этим именем называют горе-журналистов, стремящихся во что бы то ни стало завладеть скандальной информацией. Но речь пойдет не о них, ведь в заголовок статьи вынесено название фильма другого итальянского гения, Микеланджело Антониони, — «Профессия: репортер».В повседневной жизни давно стало привычным выражение «репортаж с места событий». Причем этим событием может стать политическое или спортивное мероприятие, криминальное происшествие, торжество (юбилей, день города и т.д.), явление природы.[1] И обо всем рассказывает именно репортер. Он первым видит, слышит и в общих чертах анализирует ситуацию, а затем уже повествует о ней читателю или зрителю, то есть сам становится частью случившегося. Профессия эта увлекательная, удивительная, сочетающая в себе и настоящее творчество, и рутинную организацию производства. Репортеры — особая каста корреспондентов, стоящая на передовых позициях информационного фронта. Данная специальность подойдет людям, которые работают по принципу «пришел, увидел, передал», тем, кто не склонен к терпеливому многочасовому копанию, изучению и «рассматриванию под микроскопом» определенной темы и нудному же ее «раскручиванию». Встречается и такой тип репортажа, как журналистское расследование, но им занимаются обычно несколько человек, а в кадре, естественно, один — репортер.

Гений русского репортажа Владимир Гиляровский, вообще серию интереснейших своих очерков посвятил трущобным людям. Без знания человеческой психологии даже определенной благосклонности к ним и сопереживания ничего бы не получилось. Необходимо также уметь (с помощью блокнота, диктофона, визитных карточек) запоминать имена, фамилии, даты, факты и должности. Переврать что-либо из перечисленного — значит расписаться в собственном непрофессионализме. И еще важно держать в голове всю последовательность события. Если в прессе значим особый нюх на новости, выразительный слог, четкость изложения случившегося и скоропись, то у телерепортажа есть свои особенности. Не зря же в Высшей национальной школе телевидения преподают актерское мастерство, технику речи, теорию и практику монтажа, режиссуру и многое другое, касающееся именно телевизионной специфики. Важна даже интонация, с которой вы говорите перед камерой. Тележурналисты имеют также ограничения по возрасту Среди корреспондентов много мужчин, однако, в последнее время и женщины с данным делом неплохо справляются. Безусловно, нужны обаяние, приятная внешность, отсутствие так называемых дефектов речи. Хотя, положа руку на сердце, телерепортеров старой гвардии — академиков трудно назвать идеальными в этом плане.



Есть и другие нюансы, например знание своего выигрышного ракурса и нужного тона голоса. К тому же камера имеет неприятное свойство увеличивать человека, а если журналист и сам немаленький, и вообще сложно сразу быстро, четко и решительно в не всегда комфортной обстановке рассказать о происходящем. Необходимо помнить название последней книги героя Чешского Сопротивления времен Второй мировой войны, писателя-коммуниста Юлиуса Фучика, которую он написал в тюрьме, ожидая смертной казни «Репортаж с петлей на шее».[2] Так вот, порой бывают ситуации, когда журналист чувствует себя почти так же. Подобных примеров можно привести немало. Как-то одна женщина-корреспондент получила по пейджеру сообщение с адресом и немедленно выехала на место. Позвонила в дверь, ей открыла незнакомая дама средних лет и сказала, что напрасно репортер побеспокоилась, здесь ничего не происходит. Но, интуитивно чувствуя подвох, журналистка потеснила хозяйку квартиры, вошла внутрь — и оказалась под дулом пулемета самых настоящих террористов. Пришлось ей стать одной из заложниц и вести репортаж прямо с места событий.

Безусловно, не теряться ни в какой ситуации, хорошо фотографировать (в основном, это важно для прессы). Естественно, компьютер, знание иностранного языка, диктофон — все пригодится.

Хорошо бы стенографией овладеть, как Чарльз Диккенс в пору своей работы парламентским репортером. Подобные таланты постоянно выручают журналистов. Или, допустим, ни под каким предлогом не желают беседовать, попросту выпроваживают за дверь. Цепляйтесь за соломинку — за нюансы. Например, один человек рассказывал, как ему принципиально ничего не хотели говорить, и тогда он заметил, что хозяин кабинета увлекается рыбалкой (понял это по удочке за шкафом, крючкам и леске на столе, а также характерной фотографии у речки). Он извинился и сказал, мол, ему то все равно, он на рыбалку спешит, а редактор новостей его точно убьет. Разговор завязался, а там и до нужной информации было недалеко.

Профессия репортера относится к тем, о которых говорят: «Как потопаешь — так и полопаешь» или «Волка ноги кормят».[3] Корреспондент должен быть легок на подъем, ведь за горячую информацию подчас хорошо платят. В принципе, жалованье полностью зависит от места работы и варьируется в среднем от 300 до 1000 долл. в месяц. Зарплата же в известных издательствах и на телеканалах для каждого репортера — коммерческая тайна и зависит от таланта, популярности и многого-многого другого. Но первоначально она все, же невелика — 400–500 долл. максимум. Однако не забывайте: существуют еще гонорары — официальная прибавка журналиста. У некоторых, особо трудолюбивых, корреспондентов она бывает больше самого оклада. В данной профессии карьерной лестницы как таковой нет. Можно всю жизнь проработать рядовым репортером, переходить из одного органа СМИ в другой или даже быть фрилансером. А можно, если имеете желание и потенциал, стать редактором, главным редактором, начальником отдела и т. д. Репортёр сегодня — это, прежде всего, циничный, неэмоциональный, высокопрофессиональный с точки зрения именно телевизионного мастерства человек. Человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события, не испугаться, если это какие-то чрезвычайные происшествия, выдержать какие-то жесткие ситуации, потому что очень часто репортерам активно начинают мешать в их работе. Он должен все это достойным образом переносить. Вот что такое репортёр сегодня. И, конечно, прежде всего, это автор, потому что репортер на Западе и в России это несколько разные вещи. В России под репортёром подразумевают, прежде всего, корреспондента, человека, который может осмыслить ситуацию. И, конечно, он должен быть беспристрастным.[4]

Говоря о Стенд-апе, прежде всего, отметим, что это слово пришло к нам из англ. яз. stand-up – стойка - прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета. Стенд-ап — это законченное, самостоятельное действие внутри репортажа, которое тесно связано с другими его час­­­тями. В стенд-апе репортер обращает­­­­­­­­ся к зрителям, а не беседует со своими героями. Стенд-ап — направленное сообщение теле­­­­­­­­­­­­­­­­­­­зрителям, крайне важное и довольно сложное при всей внешней простоте исполнения.

Стенд-ап служит для зрителя гарантией реальности и правдивости происходящего в эфире. Своеобразный виртуальный сертификат качества информации. Как стенд-ап превратился из «технического появления репортера в начале, середине или конце новости с показом себя на месте событий» в важнейшую составляющую сюжета, сегодня не скажет никто. Уже на советском телевидении стенд-апы были разрешены. Правда, они назывались просто «В/К», то есть «в кадре». Перенятое у западного телевидения красивое слово «стенд-ап» мгновенно прижилось в самом начале 1990-х годов. История появление понятия «стенд-ап» на телевидении можно отнести к первому появлению кино, то есть к истории кино, так как процесс появления «в кадре» людей и породило данное понятие.

В журналистике принято разделять понятия «появление в кадре» и собственно стенд-ап. Появление в кадре – это то, что сейчас наблюдаем на центральных каналах нашего ТВ. Когда в студии сидит ведущий и к разговору подключается корреспондент, который находится на месте событий. А стенд-ап - это когда, корреспондент сам включается в какое-то действие, событие. Он что-то делает, предлагает. Например, примеряет на себя спасательный жилет новой модификации, пробует экзотическое блюдо и рассказывает зрителю свои ощущения. Стенд-ап может быть классическим, а может - креативным, у последнего шанс остаться в зрительской памяти конечно выше. Были в практике и отважные, и смешные и рискованные съемки. Несколько таких работ были отмечены профессиональными наградами. Яркие стенд-апы, говорят о профессиональной зрелости телевизионщика. Здесь и умение подметить интересное, и навык достойно подать себя в кадре. Этому учатся ни один год.

Чтобы закрепить в сознании зрителя образ репортера-героя, журналисты часто используют прием стенд-ап: журналист в кадре не просто представляется и показывает, что находится на месте событий, а совершает какое-то значимое действие, важное для понимания происходящих событий. Хороший стенд-ап, по мнению специалистов по созданию новостей, всегда имеет законченную драматургию[5]. Это маленький спектакль, где журналист сначала «играет роль» участника событий, шокирует зрителя неожиданным поворотом темы и лишь, потом формулирует какую-то существенную информацию. Например, один из репортажей Михаила Дегтяря начинался с того, что в кадре показали футбольные ворота: «Журналист в роли вратаря. Вот он ждет мяч. Вот ловит его. Поймав, говорит: «Жизнь – это тоже игра, зачастую игра без правил. Но человек может сам устанавливать правила своей игры и быть в ней победителем». Это показано на крупном плане журналиста в спортивном костюме с мячом в руках. Затем он бросает мяч на поле, камера делает резкую уверенную панораму направо, и видим, как мяч отбивает молодой человек. А в следующем кадре становится видно, что у этого молодого человека только одна нога. Он на костылях, как все другие футболисты»[6]. Этот стенд-ап сразу настраивает зрителей на восприятие привычной формулы – мелодрамы, где герои-инвалиды будут бороться с обстоятельствами и отстаивать свое право на полноценную жизнь. Уже в самих формулировках, которые звучат из уст журналиста, заложена предполагаемая оценка истории: «жизнь – игра без правил», «можно самому установить правила игры и стать победителем». Действия журналиста во время стенд-апа тоже носят оценочный характер: зритель сначала видит его футбольным игроком – равным среди равных – и лишь потом узнает, что равные эти – инвалиды. В подтексте остается невысказанный тезис: инвалид не является человеком «второго сорта», с ним можно «играть на равных», «давать ему пас» и вместе с ним выигрывать. То есть, как и положено в мелодраме, несмотря на то что мир полон зла, он все же управляем, справедливость в нем торжествует.

Просмотр репортажей с места катастрофы (синтеза формулы приключения и истории о тайне), так же как и чтение «формульных романов», вызывает у зрителей интенсивное возбуждение и интерес, которые заставляют забыть о скуке и раздражении, часто сопровождающих спокойную организованную жизнь горожанина, и одновременно отвлекают от мыслей о реальных опасностях и проблемах. Суть эскапистского переживания, с точки зрения Дж. Кавелти, в том, что оно на время синтезирует эти две потребности и снимает напряжение, которое в современном обществе гораздо сильнее, чем было на более ранних этапах культурного и экономического развития общества. Особенно явно это противоречие дает о себе знать в экономически развитых странах: США и Западной Европе. В России, где жизнь трудно назвать спокойной и благоустроенной, «формульные новости» прижились во многом благодаря их способности отвлекать от насущных социально-экономических проблем. Кроме того, бедные слои населения, лишенные возможности путешествовать и развлекаться, благодаря этим репортажам имеют возможность сопоставить свою трудную, но не катастрофичную жизнь, с ситуацией, в которую попадают жертвы катастроф. Такое сравнение вызывает чувство удовлетворения: пусть у нас плохо, но у них-то еще хуже.

Так, благодаря использованию методов воздействия «формульных жанров», осуществляется управление обществом. Телевидение, с помощью новостей, различных шоу, сериалов, игр и других телевизионных программ уводит зрителей из действительности, предлагая им иную, телевизионную реальность, где, как в «формульных жанрах», справедливость всегда торжествует.

1.2. Особенности работы журналиста в кадре на современном ТВ

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12; просмотров: 170

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...