Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции развития современного российского ТВ

Еще не так давно стенд-апы не были столь обязательны. В некоторых телекомпаниях даже действовали негласные правила, разрешавшие делать стенд-апы только ограниченному кругу избранных репортеров. Но сегодня практически, ни один оригинальный сюжет не обходится без стенд-апа, который стал не просто модным репортерским приемом, а непременной частью сюжета. Дело не в том, что стенд-ап потакает тщеславию медиатворца, дает шанс покрасоваться перед миллионами хорошеньких телезрительниц. Стенд-ап стал авторской доминантой сюжета.

Все, что сможет репортер вытащить из синхрона, все, что не сумеет проиллюстрировать кадрами съемки, все, что не хочет говорить за кадром, — все это можно поместить в стенд-ап.

Но самое главное, что стенд-ап приближает зрителя к месту событий на расстояние вытянутой руки. Репортер становится руками, глазами, ушами и даже ноздрями телеаудитории. В конечном счете, зритель поверит не словам героя, не истории, а комментарию репортера в кадре. Он поверит стенд-апу, потому что невольно поставит себя на место репортера. Репортер единственный участник сюжета, который устремляет долгий и внимательный взгляд прямо в глаза зрителю, устанавливая, таким образом, прямой психологический контакт.

Если синхрон требует максимальной объективности, то стенд-ап допускает максимальную субъективность, которую можно позволить себе в сюжете. Корреспондент в стенд-апе проявляется как личность, которая способна пропустить через себя событие. Поэтому репортер оказывается голеньким перед камерой, а все его достоинства и недостатки — человеческие, личностные, творческие — видны сразу и без прикрас. Стенд-ап разоблачает вас, выворачивает наизнанку, демонстрируя нутро человека.

Стенд-ап — это самая серьезная проверка, профессиональное испытание для репортера. Если человек способен справиться с самим собой в кадре, значит, он может делать новости.

Стенд-ап проверяет репортера на «рыхлость», как анатомический театр — студента-медика. Можешь анатомировать труп — будешь врачом. Хорошим или плохим, неизвестно, но врачом. Так же и репортер: показал в стендапе умение сдерживать язык и эмоции и при этом выглядеть живым человеком, значит, можешь работать в новостях.

 

 

Типы стенд-апов:

1. Стенд-ап в начале сюжета

Это не принято в большинстве телекомпаний за исключением случаев, когда:

- один и тот же репортер делает два сюжета, которые ставятся в выпуске подряд; в этом случае стенд-ап показывает, что человек уже в другом месте и речь идет о другом событии;

- сам ведущий новостей, «лицо канала», едет на съемку.

2. Стенд-ап в середине сюжета («мостик»)

Наиболее популярный тип стенд-апа:

- репортер связывает разные части сюжета;

- репортер дает информацию, для которой нет видеоряда;

- репортер работает в прямом эфире.

3. Стенд-ап в конце сюжета

Используется как концовка или как анонс продолжения темы.

Стенд-ап можно снять:

- стоя;

- сидя;

- в движении.

Подходить к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон. Всегда лучше делать стенд-ап на фоне чего-то статичного, чем на фоне людей, особенно если они делают что-то интересное.

Стенд-апы – особое внимание. Совершенству нет предела.

− автор идет в современном интерьере, пригибаясь, имитируя бо­язнь попадания снаряда, звукоряд дает полную картину этого.

− реальная съемка укреплений Севастополя, переход через про­жигание на фотографию – исполнено с помощью монтажного перехода.

− взгляд сквозь пространство с его сокращением оного с помо­щью приема панорамы-переброски.

− появление автора на поле в роли самодержца (исполнено с помощью актерской игры, никаких трюков с переодеванием, интерьер и одежда – современные, однако ясно, что Парфенов изображает имен­но императорскую стать. Эффект огромного пространства, протягивает руку – на ней медаль за защиту Севастополя, элемент неожиданности.

− автор идет по полю и как бы случайно натыкается на предметы, оставшиеся со времен сражений, подбирает хлам (артефакт). Выступает как историк, археолог, если хотите. Привязка к быту и условиям службы солдат.

− английские улицы с названиями из Крымской войны. Свобода движения, никаких рваных поворотов (как в «Российской империи» и «Намедни»). Не выпадает из кадра, что крайне сложно, сохраняет иллю­зию непрерывного движения.

− автор голыми руками (на пальцах) показывает штурм, и мы его реально видим.

Стенд-апы автора – тема для отдельного исследования. Они стали гораздо более изощренными, вычурными, огромное количество всяких придумок. Пример, Леонид Парфенов отождествляет себя с царем, ловя рыбу, как Александр III, то легкая мимоходность в общении с официантом, ав­тор пьет кофе и как бы невзначай говорит текст на камеру, бесподобная актерская игра, Парфенов в своих ролях органичен, но беспристрастен.

Он использует современные формулировки «бизнес-ланч», описывая события прошлого, что дает возможность зрителю прочувствовать эпоху как свой вчерашний день. Много спецэффектов, например, подрагива­ние камеры под взрыв (потом этот прием повторится в Войне в Крыму). В тексте очень много юмора, иронии, откровенного подшучивания. Текст выстроен так, что видим не Императора всея Руси (напр., Александр III), а человека (стенд-ап возле могил собачек). Еще одно нововведение Парфенова: стенд-апы с картой: все легко – можно пройтись по городам, можно попереставлять вагончики поезда. Много привязок к современ­ности. Как выразился сам Парфенов: «Главное, чтобы зритель понял, что это не про «нафталин», что история жива и актуальна!».[7]

В своем интервью Парфенов говорит о том, что он просто решает за­дачи. Если надо соединить в повествовании пункт А и пункт Б, то он работает «паровозом» – делает стенд-апы. А вообще документалистика и репортаж – это не разные жанры. «История как репортаж и актуальный репортаж – я не вижу никакой разницы. Репортаж – это тоже документа­листика. Человеку важно, что эта история ему интересна. Это как гово­рил Добродеев – все фактологическое телевидение!»[8]

Стенд-ап относится к вербальным приёмам. Исследователь в области коммуникации В. Конецкая утверждает: «Одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают «вторичный план» коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью»[9].

Если стенд-ап завершает репортаж, тогда в самом конце следует представление журналиста. Первыми на постсоветском экране представляться в кадре стали репортеры НТВ.

А. Вартанов подчеркивает, что у автора телерепортажа есть больше возможности высказаться не в словах, а в действии. Это явление современного телевидения исследователь называет action[10]. В стенд-апе в этом отношении большую роль играют паралингвистические средства - мимика, жесты, интонация (в том числе паузы), ритм и темп речи, логические ударения. Если использование паралингвистических средств органично совпадает с общей динамикой сюжета, эффект от сказанного и показанного в кадре многократно усиливается.

Также «играть» в стенд-апе может и правильный выбор места действия, и поведение журналиста в кадре.

В одном из сюжетов (речь идет о встрече президента России Владимира Путина с народом страны, материал от 28 октября 2006 года) Сергей Митрофанов провел аналогию этого события с игрой «Кто хочет стать миллионером», где есть подсказка - «Звонок другу». Стенд-ап записан с телефонной будкой на заднем плане. Текст журналиста: «Звонок президенту это как в известной телевизионной игре - если возникли сложности с ответом нужно обязательно позвонить другу. Но вот занято… И не важно каков будет ответ, правильный или нет, главное дозвониться и успеть задать вопрос. Для многих россиян общение с президентом стало своеобразной лотереей, ведь по-прежнему многие верят, что звонок в кремль может кардинально изменить их жизнь». Необычен стенд-ап Анны Нельсон, включенный в репортаж об особой методике, открытой российскими учеными, - психозондировании (23 апреля 2005 г). Автор выступает в репортаже как одна из испытуемых. В стенд-апе Анна Нельсон идет по шумной улице среди толпы людей. Смысл произнесенных в стенд-апе слов таков: психозондирование - уникальная методика, которая позволяет подобрать рецепт счастливой и спокойной жизни для каждого человека в зависимости от его индивидуальных, личностных особенностей. (Цитата: «Никому из прохожих не подойдет рецепт, который получила я»[11]). Таким образом, в рассмотренном примере автор играет на удачно выбранном месте действия.

Стенд-ап Александра Надсадного в репортаже о неравных браках (21 мая 2005 г) записывается на фоне церемонии регистрации. Репортер произносит свой текст подчеркнуто тихим голосом, чтобы отметить важность момента.

В программе «Неделя» журналисты появляются перед зрителями в стенд-апе в каждом репортаже. И каждый раз это не просто несколько сказанных на нейтральном фоне предложений, а своеобразная игра, основанная на слиянии вербальных и невербальных средств.

За последние годы стенд-апы в сюжетах различных новостных программ стали элементом, чуть ли не обязательным. И журналисты всей страны изобретают все новые и новые способы, как, появившись в кадре, не выглядеть инородным элементом. Получается, что, телевизионное начальство стремится к «персонализации» новостей. А получается «деперсонализация». Стенд-апы все как один похожи. [12]

Стенд-ап необходим там, где он неизбежен. В том смысле, что журналист в кадре может появиться с целью, сказать что-то, что не может остаться за кадром. Теоретики тележурналистики также допускают стенд-ап как свидетельство того, что репортер действительно находится на месте события. Более спорны положения о том, что стенд-ап может использоваться в качестве комментария, в качестве перехода между смысловыми частями сюжета.

Одна из недавних идей – ее высказывает Нина Зверева – о том, чтобы разделить стенд-ап и выступление в кадре. Первое – срежиссировано, четко выстроено, имеет внутреннюю драматургию, может состоять из нескольких кадров с разной крупностью. Второе – просто выступление журналиста перед камерой.[13]

 

Из тенденций последних лет такую форму как стенд-ап-сюжет. Сама по себе идея не нова, давно используется за рубежом, но для российского ТВ еще не стала нормой. Речь идет о такой форме, когда корреспондент начитывает весь текст сюжета на месте. Причем, часть этого текста он произносит в кадре, часть перекрывает картинкой. Возникает непрерывность, преемственность. Нет того разрыва по звуку, который часто можно слышать в сюжетах. Форма стенд-ап-сюжет используется в новостях ТРК «Петербург-5-й канал».

Еще одна любопытная форма стенд-апа – стенд-ап-интервью. Было замечено на НТВ и РЕН ТВ. Журналист начинает говорить, может даже что-то делать, ходить, а потом из монолога переходит к диалогу, а камера отъезжает, показывает собеседника. Они вместе говорят, причем вопросы не менее важны, чем ответы. Напомним, что речь идет именно о новостных сюжетах, для которых эта форма является новой.

 

В новостях Первого канала, правда, пока, к сожалению, только в международных новостях, стали использовать движущуюся камеру на стенд-апах. Журналист на месте события, он рассказывает, показывает, а камера панорамирует, периодически возвращаясь к репортеру. Раньше – да и сегодня, в подавляющем большинстве случаев, - видео перегонялась заблаговременно, и уже смонтированные куски накладывались на стенд-ап при прямом включении.[14] Эта новая форма придает внезапности, естественности. Хотя, конечно, может использоваться далеко не в каждом сюжете, по понятным причинам. Кстати, использование такого приема возможно не только при прямых включениях.

При том, что появляются новые формы, качество стенд-апов все же остается низкий. Из худших черт – неумение выбрать яркий фон, запись стенд-апов ради стенд-апов, неоправданное появление в кадре. Часть репортеров любит активно жестикулировать, что-то держать в руках, что-то делать руками, ходить в кадре, не отдавая себе отчета, откуда и куда они идут. Они чересчур громко говорят и напирают на слова – даже если репортаж из Третьяковки. Тенденция на бессодержательность и бессмысленность стенд-апов становится лидирующей на телевидении.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...