Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции развития работы журналиста в кадре на отечественном телевидении.

Становление отечественного телевидения началось в 30-х годах прошлого века. Но с момента своего формирования и вплоть до начала перестройки, Центральное телевидение находилось под бдительным присмотром правительственного аппарата. Выход в прямой эфир имели лишь политические обозреватели, на верхних этажах партийной власти получавшие указание о том, какое «мнение» надо сегодня донести до народа. Из передач прочих журналистов вычеркивались и вырезались все признаки какой-либо оригинальности мысли. Для этого существовала целая иерархия редакторов, т. е. журналистов не пишущих, но вычеркивающих. Фигура редактора была основной (хотя и не видимой зрителями) в телевизионной журналистике. Ниже автором приводится часть интервью с журналистом и бывшим ведущим программы «Человек и закон» Александром Карповым. (прим. Автора полную версию интервью см. в приложении 1)

Александр Карпов: Тогда журналистские должности были: младший редактор, редактор и старший редактор, комментатор, обозреватель и полит обозреватель – это самая высокая была степень. Да и тогда список людей, которым можно было появляться в кадре – утверждался специально.

- То есть был такой момент, что так просто корреспондент не мог записать себя?!

Не то что записать, вот за кадром можно было говорить, читать текст, задавать вопросы, а появляться «фэйсом» в кадре можно было ограниченному кругу людей! Специальный список был, что бы коммунистическая принадлежность, морально чистые и устойчивые!

- До какого года этот запрет продержался?

Ну, где-то, наверное, до начала перестройки. До конца 80-х.

- А сами когда в кадр впервые попали, помните?

Да, но мне в начале было разрешено только затылком.

- Со спины?

Да, со спины. Задавать вопросы - это было позволено.

- То есть ещё и определённый ракурс утверждался? И что бы попасть в кадр, нужно было выяснить, лицом ты можешь или только со спины!?

Да. Ну, ещё рука в кадре и вопросы мои, никто их не переозвучивал и мой закадровый текст.

- И сколько пришлось отработать, что бы получить разрешение со спины сниматься?

Со спины это сразу давали. И титр давали, мой затылок торчит, пол уха а титр идёт корреспондент Александр Карпов! Помню, был один зам. Главного редактора по пропаганде, Дмитрий Николаевич Лукашин. Его прислали на телевидение из ЦУМа. Он в ЦУМе был секретарём парткома, а потом по партийной линии его перевели зам. Главного редактора. У него была редакторская функция такая - надзорная! И он заметил, что у меня волосы ниспадают на воротник рубашки. Он это категорически запретил, ведь бородатость, излишняя лохматость – это всё преследовалось! Стрижечка аккуратная, бороды никакой. Не смотря, что Карл Маркс и Владимир Ильич Ленин были бородатые! Почему то им разрешалось, а корреспондентам нет.

- Это была привилегия!

Так он мне вырезал пол передачи, потому что у меня волосы ниспадали на воротник рубашки. Пришлось тогда выкручиваться, перемонтировать всё, выводить вопросы за кадр, переозвучивать их.

- То есть строгая цензура была даже только на внешний вид?

Конечно. Причём непременно нужен был пиджак.

- Костюм?

Да, костюм и желательно с галстуком. Даже смешно, стоишь в поле с грязным механизатором, допустим. Он какой есть, там с гаечным ключом и ты там солидный весь, в пиджаке и галстуке задаёшь ему вопросы о свекле.

- И в жару и в холод? А кстати если брать климат, вот по сезону, зимний и летний вид одежды так же утверждался?

Ну, как в дублёнке нельзя было.

- Дублёнка это считалось что…?!

Это считалось признаком состоятельных людей, и потом не надо было раздражать народ, большинство людей, не ходило в дублёнках.

- А девушкам? Или девушек не так много было?

Нет, девушки были, но по тем же собственно параметрам.

- Ну, летнее платье разрешалось?

Но закрыто что бы всё, волосы с плеч. Тоже очень строго было. Спортивно-комсомольский такой стиль.

- Ослушавшимся, какое наказание грозило?

Ну, как из кадра могли убрать, вырезать или запретить появление вообще.

Говоря о становлении отечественного телевидения и в частности о работе в кадре, нельзя не отметить Ираклия Луарсабовича Андроникова.

То, что Андроников делал в кадре, можно назвать настоящей магией ума и таланта. Его передачи долго потом обсуждали зрители - он никого не оставлял равнодушным. И эта великая магия Ираклия Андроникова сохранилась до сих пор.

 

Лайф: И когда Шаляпин закрыл рот, и спросил: - Ты что не нагляделся ещё чтоль!? А чего так выпучился? Не бойся, не проглочу. А теперь все идите отсюда. Работать не даёте дьяволы! Через 5 минут на сцену идти. Ступайте к чертушки! – И все толпясь вышли. И я тоже выскочил, притулился в кулисе. Видел как мимо меня в шелках и в порче, в золотой диадеме на вороных кудрях, закинув вороной ассирийский клин, в золотых браслетах на голых руках, шумно дыша, быстро прошёл Шаляпин. Как полетел в зал первый раскаленный Шаляпинский крик. Слушал, смотрел и не мог отделаться от представления об этом огромном поющем раструбе. Особенно когда Шаляпин брал высокие ноты, и язык дрожал у него во рту.

 

Ни смены планов, ни грима, только черно-белый экран и человек в кадре. Многие не сразу обнаруживали, что сидят как ребенок с открытым ртом перед телевизором, и не могут от него оторваться уже целый час. И кажется, как несправедливо его ругали артисты за огрехи в лицедействе, а ученые - за легкомыслие в науке.

 

Он знал наизусть целые симфонии, но не знал, например, как выступать со своими "устными рассказами" о Пушкине или Шаляпине перед первоклассниками. Но в любой аудитории неизменно оказывался своим.

Журналиста Генриха Боровика, которому доверял сокращать свои рассказы, Андроников просил: "Сокращайте главное, а детали оставьте". Не это парадокс - главное действительно оказывалось в деталях.*

Лайф: Надо нам расходиться, но я всё таки перед этим хотел сказать о том, чем отличается устный рассказ от рассказа написанного. Ну, прежде всего тем, что в устном рассказе работает не только текст, но и мимика, жесты, движения. Голос со всем богатством его живых интонаций. Тем что мы видим рассказчика самого. Видим его газа, чувствуем его живое отношение к предмету рассказа. Особенно оживает повествование устное, когда рассказчик начинает изображать своих героев, передаёт их произношение, их манеры, повадки. Их отношение и состояние. Ведь простое слово – здравствуйте – можно произнести на 1000 разных ладов.

И самому Андроникову это удавалось как нельзя лучше. Он с лёгкостью перевоплощался из одного образа в другой и обратно, точно копируя интонацию, голос и жесты своих персонажей.

Ираклий Луарсабович Андроников - личность, поистине уникальная.

Писатель, литературовед, он умел превратить литературные изыскания в захватывающую, интригующую историю. Его выступления на телевидении пользовались невероятным успехом. Непревзойденный мастер устного рассказа, Андроников живописал портреты знаменитых писателей, артистов, с которыми ему доводилось встречаться, столь яркими красками, что, казалось, состоялось ваше личное знакомство с ними. Дар рассказчика в сочетании с глубоким литературно-историческим анализом жизни и творчества русских писателей-классиков придавали его литературным программам неповторимое обаяние.

__________________

*http://www.1tv.ru/news/culture/32839

 

7-го июня 1954 года Ираклий Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом рассказов «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы: «Загадка Н. Ф. И.», «Страницы большого искусства», «Портреты неизвестных», «Слово Андроникова». А 11-го июня 1990 года писателя, чтица и телеведущего не стало. Он ушёл из жизни в возрасте восьмидесяти одного года.

 

На современном Российском телевидении, несмотря на обилие программ и каналов, настоящих мастеров работы в кадре не так много. Большинство сегодняшних журналистов появляются на экране либо, как говориться «для галочки», т.к. это является требованием редакции, либо предстают взору зрителей, ради самолюбования. Примеров таких стенда-пов «ни о чём» великое множество.

Вот один из них. Сюжет Даны Борисовой, в эфире утренней программы на канале НТВ.

Дана Борисова в кадре: «Сегодня я приехала в гости к своей дорогой и любимой подружке телеведущей Лере Кудрявцевой! Что бы получить ответ

на вопрос, который волнует сегодня всех. Правда ли что она и Сергей Лазарев, вскоре станут молодыми родителями».

На заднем фоне, за спиной корреспондента, в этот момент работают люди. Кто-то протирает плиту, другие расставляют посуду. Но среди множества народа нет той самой, главной героини, о ком собственно и идёт речь в стенда-пе. Даже само место съёмок никак не привязано к теме сюжета. По окружающей обстановке становится понятно, что это съёмочная студия одного из кулинарных шоу.

Сама Кудрявцева появляется лишь в первом закадре. После которого, Дана Борисова переходит к разговору с героиней.

Борисова и Кудрявцева в кадре:

Борисова «Дорогая, ну мне с тобой надо серьёзно поговорить! Ты только не нервничай! Ты не нервничай, тебе это вредно в таком положении. Пойдём, пойдём. Присядем. Вкусно покушали Лер, дорогая садись вон туда. Слушай, ну я заметила, что аппетит у тебя хороший».

Кудрявцева «Хороший! Аппетит у меня всегда хороший!»

Борисова «Выглядишь ты тоже хорошо, свежо ».

Кудрявцева «Приехала, да. Была на природе, недельку дышала свежим воздухом. Ходила по горам пила Нарзанчик».

Борисова «Не обижайся, но меня очень беспокоит, что ты много куришь».

Кудрявцева «Да… (смеется) Курю со школьной скамьи и ничего поделать с этим не могу. Дан у меня, что цвет лица стал это…»

Борисова «Да, нет! Ты знаешь дело в том, что ни цвет лица стал портиться, а в том, что просто всех одолевает сейчас эта информация, что вы с Серёжей ждёте ребёнка! Давай колись подруга!»

Кудрявцева «Какая прелесть! Давай сначала ты мне как подруга расскажи, вся пресса нас одолевает другой информацией, что беременная ты!».

Борисова «Короче беременные мы обе. Но мы вам сейчас честно расскажем, я не беременна. Я сейчас похудела, уже…»

Кудрявцева «Я то тоже не беременна!»

Борисова «Ну, вот реально, мы сейчас две персоны шоу-бизнеса, которых все считают беременными. Я опровергаю категорически эту информацию!»

Кудрявцева «Дана, потому что знаешь, что нам надо с тобой делать – есть и худеть!».

Конечно, рассматривать этот сюжет всерьёз, с практической точки, не стоит. Сам образ, воплощаемый Даной Борисовой на экране, изначально не предполагает серьёзного отношения. Видимо поэтому именно ей доверили вести рубрику подобного, развлекательного формата, не несущего никакой смысловой нагрузки. Другое дело, когда подобные ошибки совершают корреспонденты информационных программ.

Ниже автором приводится часть интервью с журналистом и бывшим ведущим программы «Человек и закон» Александром Карповым. (прим. Автора полную версию интервью см. в приложении 1)

Корреспондент: - Следите за сегодняшним телеэфиром, могли бы кого-то отметить из корреспондентов или авторских программ ведущих?

Но мне кажется это Соловьёв конечно.

Корр: - Это что «К барьеру» вёл?

Да. Мне кажется это человек с потрясающей реакцией, эрудицией, подготовленностью. И само заряженностью на какой-то конфликт. Т.е. он высекает конфликтную эту искру, для того что бы драматургию провести в повествовании. В процессе самой передачи. Ну, ещё можно сказать, что Александр Гордон владеет этой техникой. Вот они двое.

Корр: - Вообще вот с распадом Советского Союза и приходом новой волны, некого послабления своего рода, когда уже не требуется утверждения что бы работать в кадре, что-то новое действительно хорошее или наоборот плохое, пришло в целом. Чего больше стало на нашем современном телевидении?

Ну, остроты больше стало. Но иногда, в общем-то конечно не цензуры. То есть, когда у человека нет просто внутренней цензуры. По отношению к тому, что он делает. Знаете, вот этот шлейф вседозволенности и такой псевдо демократичности, он как-то сильно и глубоко опьянил нас. И оно продолжается опьянение «всеразрешённости» что ли, человек перестает себя контролировать. И много вот смотрю сейчас девочки, но им сказать нечего. И что же это, ради того что бы пройти, показать себя? Оправдание только бывает, если это гламурная передача, и красивая девушка. Это может быть и оправдано, а раз это какой-то экономический выпуск, девочка которой лет 20, пытается рассуждать, причём не владея пластикой совершенно. Все руками действуют, знаете как это сейчас, как Итальянцы они чувствуют, что им не хватает, чего то в кадре, и они как Итальянцы начинают чего-то показывать руками. Причём это совершенно никчёмно.

Корр: - Метусить так скажем.

Да. Поэтому мельтешня возникает, рукомахание такое, как на Итальянском или восточном базаре. Хотя много симпатичных, остроумных ребят. Но порой им не хватает глубины, осознания, оправдано ли твоё появление в кадре в данном случае. Не отвлекает ли это зрителя, не задерживает ли это повествование. Нужно ли это!

Далее автор работы приводит детальный анализ ошибок и приёмов наиболее часто встречающихся при записи стенд-апов и работе журналиста в кадре. В качестве примеров использованы стенда-пы и прямые включения как Российских так и зарубежных корреспондентов. В период с 2005 по 2010 годы.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...