Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система органов государственной власти в Российской Федерации

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

 

Законодательная власть в РФ осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ), который является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, обязательных к применению на всей территории РФ, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.

К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент, избираемый на основе всенародного голосования, является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В своей деятельности он работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский Совет и др. – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.

Администрация Президента – рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности Президента, реализации конституционных полномочий. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Правительство РФ включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Судебная власть. Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Бюрократия. Виды бюрократии в современных организациях

Бюрократия (буквально — господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. krátos — сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается:

  • в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации;
  • в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации;
  • в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления.

Б. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Б. является существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.

Признаки бюрократии по Веберу:

1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2. Вертикальная иерархия.

3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления.

4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами.

 

Виды бюрократии

1. Аппаратная (классическая) бюрократия (полностью соответству­ет модели Вебера) – работники управления мало используют профессиональные знания, поскольку их ос­новная обязанность — выполнение общих управленческих функций. Такому чиновнику, бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владе­ет навыками и знаниями общего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своей роли в организации.

Достоинства: стабиль­ность функционирования организации и работы органа ее управления. Четкое разделение труда, стандартизация и унификация всей деятель­ности снижают вероятность ошибок и, следовательно, в значительной степени сокращают время ролевого обучения работников управления. Формализация обеспечивает стабильность и слаженность работы, а централизация гарантирует надежность управления.

Недостатки: нет доста­точной мотивации и не полностью используются умственные способ­ности и психологические особенности работников; неэффективна в изменяющихся условиях и при воз­никновении нестандартных ситуаций, так как при этом принимает не­адекватные и несвоевременные управленческие решения.

2. Профессиональная бюрократия предполагает наличие у управляющих глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями. Основные характеристики деятельности таких бюрократов — высокая сте­пень специализации и высокая компетентность. Как правило, такие управляющие обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса. В результате професси­ональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей сте­пени формализована, у управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли. Рабочие места группируются по функциональному и иерархическому принципам, а принятие управленческих решений происходит цент­рализованно.

Достоинства: возможность решения неординарных задач, высокая мотивация работ­ников на достижение целей организации или группы, а не личных целей. Кроме того, при данной форме управления в значительной сте­пени ослабляется контроль за деятельностью со стороны высшего ру­ководства, что дает большую свободу для творчества в решении про­блем управления.
Недостатки: ее эффективность резко снижается в случаях, когда организация функционирует в неизменных условиях, основные компоненты организации не подвергаются посто­янному воздействию со стороны внешней среды. Подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организациях приобретает особое значение, так как уровень их профессионализма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления, так как от них требуются знания, необходимые для работы в условиях неопре­деленности, умение мобилизовать свои знания, умения и навыки в зависимости от ситуации. Кроме того, усложняются формы примене­ния власти, когда помимо власти принуждения и вознаграждения должны активно применяться власть эксперта и информационная власть.

3. Адхократия - возникла относительно недавно. Термин «адхократия» происходит от сочетания латинского слова ad hoc — специальный и греческого kratos — власть. Адхократия представляет собой «быстро из­меняющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессио­нальными знаниями, подобранными в соответствии с ситуацией» У управляющих такого рода отсутствует строгое разделение труда, четкая иерархия; отмечается минимальная формализация деятельности; наблюдается высокая степень вертикальной дифферен­циации адхократии, т.е. основные управленцы — это профессионалы в чрезвычайно узких областях; при этом организация, использующая эту форму управления, характеризуется, как правило, низкой степенью вертикальной дифференциации.
Адхократия предполагает быстрое реагирование на любые изме­нения во всех компонентах организации и внешней среде. Ее девиз — максимальные гибкость и адаптивность по отношению к изменяю­щейся ситуации.

Многие исследователи считают адхократию небюрократической формой управления организацией, однако это не так. Адхократия — все тот же аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции. Основное отличие адхократии от других бюрократических форм заключается в том, что эта форма управления имеет новые качественные отличия и лишена многих недостатков, присущих этой мо­дели, наиболее эффективна в современных условиях и имеет пер­спективное будущее.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...