Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития местного самоуправления в сфере реализации ФЗ - № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Фз-2003г

1.Кардинально изменяет принципы территориальной организации МСУ- все МО подразделяются на три типа : поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Каждый тип наделяется своим имуществом, бюджетом. Образуются два уровня МО.

2.Каждый тип МО наделяется определенным перечнем вопросов местного значения и полномочиями по их выполнению. Перечень вопросов закрытый, может быть изменен только законом.

3.Государственные полномочия могут быть переданы органам МСУ только законом.

4. Предусмотрено в обязательном порядке наличие не только представительного органа МСУ, но и администрации, главы МО, контрольного органа. Глава МО может формироваться из числа депутатов, совмещая с председателем представительного органа МСУ, выбираться на всеобщих выборах при совмещении с должностью главы местной администрации, может по контракту.

5. установлены нормы при формировании органов МСУ, вводится обязательность публичных слушаний.

Это позволяет более организованно осуществлять развитие МСУ в РФ. Недостаток - нерешенность финансового обеспечения функций МСУ (10-20% собственные доходы, остальные сверху и расписаны.)

 

В Федеральном законе 2003 г. одной из центральных глав является гл.2, посвященная территориальной организации местного самоуправления.

В первую очередь определены границы муниципальных образований, которые должны устанавливаться и изменяться в соответствии с определенными требованиями.

В новом Федеральном законе выделена глава «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления». Эта глава включает 12 статей.

К числу основных форм закон относит:

- местный референдум

- муниципальные выборы.

Нормативное регулирование местного самоуправления в Российской Федерации в современных условиях нуждается в совершенствовании, законодательство всех уровней: федерального, субъектов РФ, местного далеко от идеального. Ряд важнейших актов, закрепляющих организационные, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления еще не принят, многие действующие акты не согласуются между собой, имеют место все виды дефектов права: пробелы, коллизии, излишнее нормативное дублирование и пр. Поэтому вопрос о том, нужно ли вносить изменения в действующие акты, разрабатывать и принимать новые, остается актуальным.

Анализ российского опыта местного самоуправления последних лет свидетельствует о том, что есть несколько общих для всех муниципалитетов проблем. Они возникают вследствие нехватки квалифицированных кадров для работы в органах местного самоуправления, в муниципальных предприятиях и учреждениях. Между органами власти разных уровней полномочия и необходимые для их исполнения материальные и финансовые ресурсы распределяются не всегда рационально.

· переход на поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления. Местное самоуправление имеет главной целью «непосредственное обеспечение жизнедеятельности местного населения», оно тесно связано с местом проживания людей. Кроме того, включение межселенных территорий в состав муниципального образования не обеспечило в должной мере экономической самостоятельности местного самоуправления;

· существенно сокращены вопросы местного значения, которые при некоторой корректировке действительно способны отразить сущность и назначение местного самоуправления. Например, если по ныне действующему закону муниципалитеты обязаны развивать физическую культуру и спорт, то в проекте справедливо «оставлены» полномочия только для «обеспечения условий для развития массовой физической культуры»;

· четко показан механизм передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

· предусмотрено большее количество форм прямого волеизъявления населения при осуществлении местного самоуправления. Многие из названных в законе форм широко известны в науке или достаточно хорошо зарекомендовали себя в муниципальной практике;

· требование государственной регистрации символики муниципальных образований, которое следует расценивать не как элемент бюрократии, а, прежде всего, как средство защиты прав муниципальных образований и один из эффективных способов пополнения местных бюджетов;

· определены модели местного самоуправления – типичные формы взаимосвязи и распределения полномочий между органами местного самоуправления в отдельном муниципальном образовании. При этом верно предлагается запретить совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и руководителя местной администрации главой муниципального образования и др.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает коренные преобразования территориальных, организационных основ местного самоуправления, существенное изменение компетенции, затрагивает бюджетную и налоговую сферы, и даже права граждан на местное самоуправление. В условиях нестабильности Российской экономики, начала процесса разграничения государственной собственности на землю и изменения земельного законодательства, в процессе реформирования жилищного и коммунального хозяйства, существенного социального расслоения общества кардинальная реформа организации власти на местном уровне без полноценного и продуманного, грамотного правового обеспечения чревата катастрофическими последствиями, угрозой национальной безопасности России.

Закон вводит двухуровневую систему местного самоуправления: нижний уровень составляют городские и сельские населённые пункты, а верхний — городские округа и муниципальные районы. Предусматривается также категория городских округов, совмещающих в больших городах функции самоуправления обоих уровней. Детально прописан порядок установления и изменения границ муниципальных образований, их объединения и раздела (статьи 11-13). Территория, не включённая в границы населённого пункта, именуется «межселенной территорией», которая может включаться или не включаться в состав муниципального образования более высокого уровня (здесь законопроект содержит противоречие). Если она включается в муниципальный район, то на такой территории он выполняет обязанности органов самоуправления обоих уровней (часть 2 статьи 15).

Предлагаемая законом система финансирования местного самоуправления не сможет работать, если не будут внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Хотя закон предусматривает комплексную систему выравнивания финансовых возможностей различных округов и населённых пунктов (субсидии, предоставляемые им федеральной властью и субъектами РФ), механизм бюджетных отношений между самими уровнями местного самоуправления остаётся неясным.

Новый закон создаст органы местного самоуправления, которые, видимо, сумеют вполне эффективно выполнять команды федеральной власти и субъектов РФ. В законопроект включено множество норм о надзоре над местным самоуправлением со стороны органов государственной власти, особенно если местному самоуправлению временно передаются полномочия федеральной власти или властей субъекта РФ.

Совершенствование нормативной базы местного самоуправления в федеральном законодательстве необходимо, но не следует полезное дело превращать в традиционные для последних лет «реформы ради реформ». Нужно все же исходить из признания того, что местное самоуправление - это деятельность населения для самостоятельного и под свою ответственность обеспечения своей жизнедеятельности и инициатива всех преобразований должна исходить от него, местного населения. Удел федеральных органов власти - улавливать эти веяния при помощи обобщения положительного опыта, тщательно обсуждать их с субъектами Российской Федерации и только при их однозначном одобрении корректировать главный закон об общих принципах организации местного самоуправления.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...