Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1: Ревизия и аудит в организации состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Тема 1: Ревизия и аудит в организации состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Задачи проверки в организации состояние бухгалтерского учета и отчетности, источники информации.

Проверка наличия должностных инструкций работников бухгалтерии, графика работы и представление в бухгалтерию первичных документов, приказа по учетной политике, ее соблюдение в течение года.

3. Проверка правильности оформления первичных документов. Применение типовых форм первичных документов, ведение аналитического и синтетического учета в соответствии с выбранной организационной формой и методами бухгалтерского учета. Система внутрихозяйственного учета и контроля. Условия механизации учетных работ.

Проверка полноты отражения всех хозяйственных операций и правильности отнесения доходов и расходов к отчетным периодам.

Проверка соответствия данных вступительного баланса данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий период.

Проверка состава и правильности заполнения бухгалтерской и статистической отчетности, взаимоувязка их показателей и своевременность их представления.

Проверка обеспечения сопоставимости показателей за отчетный период с показателями за соответствующий период года при изменении учетной политики, законодательных и иных актов. Проверка своевременности и правильности исправления ошибок в отчетности и наличия пояснений в пояснительной записке при корректировке отчетности.

Задачи проверки в организации состояние бухгалтерского учета и отчетности, источники информации.

Учет и контроль рассматривается как единые взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия, так как без учета нет контроля, а необходимость контроля вызывает потребность учета.

Поэтому получение своевременной объективной учетной информации о деятельности предприятия и его внутренних формированиях может быть обеспечено только в условиях рациональной организации бухгалтерского учета и внутрихозяйственного аудита.

Таким образом, при проверке бухгалтерского учета и достоверности отчетности перед аудитором или ревизором стоят следующие задачи:

1. Проверить правильность организации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с планом счетов и инструкцией по ее применению.

2. Проверить, укомплектован ли штат бухгалтерии квалифицированными специалистами, наличие инструкции по выполнению служебных обязанностей.

3. Проверить выполнены ли предложения и рекомендации по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности.

4. Обеспечивается ли главным бухгалтером и работниками бухгалтерии предварительный и текущий контроль за законностью совершения хозяйственных операций, правилам и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности.

5. Проверить своевременность составления и качества оформления первичных документов, наличие в них необходимых реквизитов, подписей лиц, ответственных в совершении операции.

6. Проверить правильность применения журналов-ордеров, типовых программ автоматизации бухгалтерского учета. Здесь обращается внимание на документальную обоснованность произведенных записей, наличия исправлений записей, итоговых данных в журнале-ордере, ведомостях, Главной книге и других регистрах.

7. Подписаны ли главным бухгалтером и исполнителем журналы-ордеры, ведомости и другие учетные регистры.

8. Соблюдаются ли текстовые бухгалтерские записи, предусмотренные планом счетов и инструкцией по его применению.

9. Проверяется взаимная согласность оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными Главной книги, баланса и других отчетных форм.

10. Подтверждается ли реальность учетных и отчетных данных по счетам, инвентаризационным описям, синтетическим ведомостям, протоколам инвентаризационной комиссии.

11. Обеспечивается ли своевременное и качественное составление оборотных ведомостей о движении материалов, товаров, готовой продукции, заработной платы.

12. Не допускается ли приписки и искажения отчетных данных, особенно по выполнению плана выпуска продукции, финансовым результатам и рентабельности.

13. Докладывает ли главный бухгалтер о результатах анализа квартальной и годовой отчетности руководителю предприятия для принятия мер по улучшению работы.

14. Проверить состояние хранения бухгалтерских документов, имеется ли специальное помещение для архива, составлены ли описи документов и определены ли работники, ответственные за их сохранность.

Тема 2: Ревизия и аудит денежных средств и денежных документов.

Задачи и источники информации по проверке кассовых операций и операций с денежными документами.

Методика проведения инвентаризации денежных средств в национальной и импортной валютах и денежных документов.

Проверка соблюдения условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов.

4. Проверка соблюдения правил ведения кассовых операций: законности и целесообразности ведения кассовых операций по движению денежных средств, правильности оформления первичных документов, ведения кассовой книги и учетных регистров, соблюдения лимита кассы.

Особенности проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте.

Проверка операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств: документальной обоснованности, своевременности, полноты и правильности отражения в учете; законности и целесообразности передачи и списания основных средств; полноты оприходывания драгоценных металлов, запчастей, узлов, лома при их ликвидации, установление причин списания недоамортизированных объектов.

Проверка операций по аренде основных средств у арендатора и арендодателя: законности и целесообразности аренды, правильности расчета стоимости аренды и разграничение затрат по их текущему и капитальному ремонту.

Проверка операций лизинга основных средств у лизингодателя и лизингополучателя: документальной обоснованности и правильности расчетов по передаче объекта лизинга, по начислению износа, лизинговым платежам и отражению их в учете.

Проверка операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств: документальной обоснованности, своевременности, полноты и правильности отражения в учете; законности и целесообразности передачи и списания основных средств; полноты оприходывания драгоценных металлов, запчастей, узлов, лома при их ликвидации, установление причин списания недоамортизированных объектов.

При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения, своевременность и правильность документального оформления, реальность их оценки.

Целесообразность строительства и приобретения определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования.

Полноту и своевременность их оприходывания определяют путем сопоставления даты оприходывания на счете 01 с датой, указанной в первичных документах.

Первичными документами на ввод основных средств являются: акт ввода в эксплуатацию, акт приема-передачи основных средств, акт перевода животных из группы в группу, акт приема многолетних насаждений и передача их в эксплуатацию.

Несвоевременное оприходывание основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансового результата.

Внимательно проверяются операции по оприходыванию безвозмездно полученных основных средств. При этом необходимо установить не нарушено ли Положение об порядке отчуждения государственными предприятиями зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства.

Безвозмездное поступление основных средств отражается в бухгалтерском учете на счетах: 08/4 – 98/2. По мере износа списывается не счет 92: 98/2 – 92/1.

Также необходимо проверить правильность оценки основных средств, поступивших на предприятие. Они оцениваются по первоначальной стоимости, включая затраты на их возведение или приобретение, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке и монтажу, и сумму налогов (НДС).

Первоначальная стоимость объектов не подлежит изменению за исключением случаев достройки, дооборудования в порядке капитальных вложений; в случаях переоценки основных средств.

Документальной проверке подлежат операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность договоров на выбытие основных средств, законность и целесообразность их выбытия, правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основным средств.

Правильность и своевременность оформления выбытия основных средств устанавливается проверкой данных первичных документов, аналитического и синтетического учета, законность их ликвидации по действующим нормативам и активам на выбытие.

Особенно внимательно проверяются операции по продаже и безвозмездной передаче основных средств.

В каждом конкретном случае необходимо проверить правильность оформления документов, законность и целесообразность выбытия, правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств.

Правильность и своевременность оформления документов на ликвидацию и выбытие основных средств устанавливается путем сверки документов (актов на выбытие) с данными в инвентарных карточках, и проверяются записи в бухгалтерском учете.

При списании основных средств вследствие аварии или других обстоятельств определяют были ли основания для списания основных средств. Списание основных средств производится на основании актов ли заключений Государственной инспекции.

В случае выбытия основных средств из-за аварии необходимо проверить не возвращали ли предприятию понесенные убытки виновные лица или организации.

Для обобщения информации о выбытии основных средств предназначен счет 91.

Документальной проверке подлежат также операции по списанию основных средств.

В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбытие основных средств, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств.

Изучаются акты на ликвидацию основных средств, отражены ли операции по приему материалов, запчастей, лома, узлов, а также проверяется полнота оприходывания драгоценных металлов.

Для этого проверяются акты на ликвидацию с техническими паспортами и документами по оприходыванию драгоценных металлов на склад.

Правильность и своевременность оформления документами выбытия основных средств устанавливается проверкой первичных документов аналитического и синтетического учета, а законность их ликвидации - по действующим нормативным актам на списание.

 

Проверка операций по аренде основных средств у арендатора и арендодателя: законности и целесообразности аренды, правильности расчета стоимости аренды и разграничение затрат по их текущему и капитальному ремонту.

Подлежат проверке операции по передаче основных средств в аренду. Для этого изучают содержание договоров: на какой срок, размер арендной платы, условия проведения капитального и текущего ремонта и другие вопросы.

Различают аренду краткосрочную (до 1 года), среднесрочную (от 1 до 2 лет) и долгосрочную (от 3 до 5 лет).

При краткосрочной аренде основные средства не отражаются в балансе арендатора, а учитываются на забалансовом счете 001 “арендованные основные средства”.

Если основные средства учитываются у арендатора, то арендатор обязан начислять износ, который относится на издержки производства.

Внимательно ревизор или аудитор проверяет расчеты за арендованные объекты основных средств и отражение указанных сумм на счетах бухгалтерского учета.

В случае возникновения задолженности по арендной плате изучаются причины ее возникновения и меры, принимаемые арендодателем по ликвидации задолженности.

В случае приватизации основных средств после окончания срока аренды необходимо проверить оценку имущества, правильность применения индекса изменения стоимости основных средств.

Если имущество передано в аренду и сохраняется за арендодателем, оно продолжает учитываться у него на счете 01 или на счете 03 “Доходные вложения в МЦ”.

При использовании метода определения выручки по отгрузке составляются проводки:

1) если сдача имущества в аренду является основным видом деятельности:

- отражены затраты, связанные с предоставлением имущества за плату во временное пользование (аренду): 20 – 70, 76, 02, 23, 69, 26;

- в соответствии с условиями договора и документами списываются затраты, связанные с предоставлением имущества в аренду: 90/2 – 20;

- отражается признанная выручка от реализации: 62 – 90/1;

- начисляется НДС из выручки и все налоги: 90/2, 3, 4, 5 – 68;

- поступление денег на расчетный счет за аренду: 51 – 62;

- определение финансового результата: 90/9 – 99.

2) если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности:

- в соответствии с договором начисляется арендная плата: 90/9 – 99;

- начисляется НДС и отчисления из выручки: 91/3,4 – 68;

- начислена амортизация и списываются другие расходы: 91/2 – 02, 23,26, 70, 69;

- поступили деньги на расчетный счет: 51 – 62.

- определяется финансовый результат: 91/9 – 99.

При использовании метода по оплатесоставляются проводки:

1) если сдача имущества в аренду – основной вид деятельности:

- отражены затраты, связанные с предоставлением имущества за плату во временное пользование (аренду): 20 – 02, 23, 26, 70, 69;

- списываются затраты, связанные с предоставлением имущества в аренду: 45 – 20;

- по мере поступления денег на расчетный счет: 51 – 90/1;

- списываются затраты, относящиеся к выручке от реализации: 90/2 – 45;

- начисляется НДС и отчисления из выручки: 90/3, 4, 5 – 68;

- определение финансового результата: 90/9 – 99.

2) если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности (применяется счет 97 “Расходы будущих периодов”):

- в соответствии с условиями договора выставлен счет арендатору на списание затрат: 97 – 02, 23, 26, 70, 76;

- по мере поступления денег на расчетный счет: 51 – 91/1;

- списываются расходы, соответствующие полученным доходам: 91/2 – 97;

- начисляется НДС: 91/3, 4 – 68;

- определяется финансовый результат: 91/9 – 99.

У арендатора:

· на основании счета-фактуры арендная плата списывается на издержки производства и обращения: 20, 25, 26 – 60, 76;

· сумма НДС: 18/3 – 60, 70;

· при перечислении денег с расчетного счета уменьшается задолженность по арендной плате: 60,76 – 51;

· по мере оплаты на основании счета-фактуры принимается к вычету НДС: 68 – 18/3;

Если в соответствии с договором арендатор осуществил текущий ремонт основных средств, а арендодатель – капитальный ремонот:

У арендодателя:

§ отражаются расходы по капитальному ремонту, если сдача имущества в аренду является основным видом деятельности: 20 – 10, 7,-0, 69;

§ списываются расходы по капитальному ремонту, если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности: 92/2 или 96 – 10, 70, 69.

У арендатора: - расходы по текущему ремонту: 20, 25, 26, 44 – 10, 70, 69.

Затраты по капитальным вложениям передаются арендодателю по акту приема-передачи до окончания срока аренды за плату.

Составляются проводки:

- зачислена на расчетный счет выручка: 51 – 91/1;

- списываются затраты: 91/2 – 08;

- начисляется НДС и другое: 91/3, 4 – 68;

- ранее отраженный входной НДС принимается к зачету: 68 – 18/1;

- определяется финансовый результат: 91/9 – 99 (или наоборот).

Если капиталовложения передаются безвозмездно, то составляются проводки: 92/2 – 08; 68 – 18/1; 92/3 – 68; 92/9 – 99.

Если капитальные вложения идут в зачет арендной платы: 91/2 – 08. В уменьшение задолженности отражается сумма выручки: 76 – 91/1; 68 – 18/1;

91/2 – 68; 91/9 – 99.

При несогласии арендодателя принять на баланс капитальные вложения составляются следующие проводки: 01 – 08

- НДС на стоимость работ, выполненными собственными силами: 18/1 – 68;

- принимая НДС к зачету: 68 – 18/1;

- износ: 20, 25, 23 – 02.

По окончании срока аренды объект выбывает: 01/выб. – 01.

Расходы по ликвидации данного объекта: 91/2 – 23, 70, 69.

Списание по выбывшему объекту амортизации: 02 – 01/выб.

Оприходованы материалы, полученные от ликвидации: 10 – 91/1.

Определяется результат от ликвидации: 99 – 91/9; 91/9 – 99.

Начисление НДС по объекту: 91/3 – 68.

Бухгалтерский учет у арендодателя: За приобретение капитального вложения за плату составляются проводки: 08 -51, 60, 76. Сумма входного НДС: 18/1 – 50, 60, 76.

Капиталовложения в улучшение объекта аренды относятся на увеличение его стоимости: 01 – 08.

Капиталовложения в улучшение объекта получены безвозмездно: 08 – 92/1.

Проверка операций лизинга основных средств у лизингодателя и лизингополучателя: документальной обоснованности и правильности расчетов по передаче объекта лизинга, по начислению износа, лизинговым платежам и отражению их в учете.

При аудиторской проверке лизинговых операций следует руководствоваться следующими нормативными актами: ГК РБ (ст. 636 – 641); Положением о лизинге на территории РБ, утвержденным постановлением Совета Министров от 31.12.97г. № 1679; указом Президента РБ от 13.11.97г. № 587 “О лизинге”; инструкцией о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций; Положением о начислении амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства Экономики, МинФином от 23.11.2001г. № 187/110/96/18.

Аудит лизинговых операций заключается прежде всего в определении области наиболее эффективного использования капиталов, определении условий максимальной отдачи лизинговых сделок.

Эффективность лизинговых сделок у лизингополучателя определяется тем, что предприятие, используя лизинговые операции, получает возможность иметь необходимое оборудование для выпуска продукции при отсутствии на эти цели собственных средств.

Освобождение лизингополучателя от одноразовой оплаты стоимости технических средств делает лизинг предпочтительным перед обычными сделками купли-продажи.

Лизинговые сделки предоставляют возможность для лизингополучателя обновить производственный потенциал и расширить выпуск продукции.

Аудиторы изучают, какой вид лизинга используется на предприятии.

В РБ наиболее распространенными являются следующие виды лизинга:

- финансовый; - возвратный; - “мокрый”; - сублизинг.

- чистый; - оперативный; - раздельный;

Финансовый лизинг характеризуется тем, что для лизингодателя срок, на который имущество передается во временное пользование, совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации.

При финансовом лизинге страхование, текущее обслуживание и ремонт объекта производит лизингополучатель. В течение срока договора лизингодатель получает всю стоимость имущества и доход по лизинговой операции.

При оперативном лизингеимущество передается на короткий срок, значительно меньший, чем срок службы имущества. По истечении срока договора и выплаты лизинговых платежей за пользование имуществом оно подлежит возврату лизингодателю.

Возвратный лизинг (разновидность финансового лизинга) – вид лизинга, при котором собственник имущества передает право собственности будущему лизингодателю на условиях купли-продажи и одновременно вступает с ним в иные отношения в качестве пользователя этого имущества.

Чистый лизинг заключается в том, что техническое обслуживание оборудования полностью возлагается на лизингополучателя.

“Мокрый” лизинг – когда лизингополучатель наряду с техническим обслуживанием, ремонтом, страхованием оказывает услуги по эксплуатации лизингового имущества; им также производится подготовка персонала, маркетинг, реклама и другие услуги.

Раздельный лизинг – лизинг, частично финансированный лизингодателем. Используется при особо крупных и дорогостоящих сделках, которые осуществляются несколькими участниками.

Сублизинг – форма лизинговой деятельности, при которой лизингополучатель по договору сублизинга передает иным лизингополучателям в последующее пользование имущество, полученное ранее от лизингодателя и являющееся объектом лизинга.

Проверяющие внимательно изучают лизинговые договора. Проверяются не только правильность вида лизинга, но и изучается сам объект лизинга в натуре.

При этом следует учитывать, что объектом лизинга может быть любое имущество, относимое к основным средствам, к нематериальным активам. Однако, товары и средства в обороте, предназначенные для переработки, не могут быть объектом лизинга.

Аудитор должен проанализировать правильность учета лизинговых сделок. При этом он должен знать, что независимо от формы лизинга лизинговые объекты могут учитываться как у лизингополучателя, так и у лизингодателя в зависимости от условий договора.

Затем аудитор проверяет правильность начисления лизинговых платежей. Здесь необходимо различать платежи, покрывающие основной долг за объект лизинга, и лизинговую ставку.

Для лизингополучателя общая сумма лизингового платежа состоит из 2-х частей:

1) вознаграждение лизингодателю и оплата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором (лизинговая ставка), процент за кредит, страхование и т.д.

2) суммы, возмещающие полную или частичную стоимость лизингового имущества в зависимости от условий договора – относятся на издержки производства.

Необходимо учитывать, что если объект лизинга учитывается у лизингополучателя, то лизинговый платеж включается в затраты только в части лизинговой ставки, кроме стоимости имущества.

Также проверяющие проверяют правильность начисления износа по лизинговым объектам.

Если лизинговый объект находится на балансе у лизингодателя, износ по такому объекту начисляется на внереализационные расходы, то есть он не относится на себестоимость продукции, так как этот объект не используется для собственных целей.

У лизингополучателя начисленный износ относится на издержки производства, причем следует учитывать, что договор лизинга может предусматривать ускоренную и амортизацию лизингового имущества.

И, так как весь лизинговый платеж относится на себестоимость, износ начисляется в размерах, определенных лизинговым договором, и рассчитывается как разница между его первоначальной стоимостью и остаточной.

При проверке лизинговых операций аудитор обязан проверить объект лизинга в натуре, то есть провести инвентаризацию.

При истечении срока лизинга проверяется правильность передачи объекта лизинга в собственность или его возврат; и отражение лизинга на счетах бухгалтерского учета.

Проверка правильности учета затрат по статьям и объектам калькуляции. Соблюдение принятых на предприятии методов распределения прямых и косвенных расходов по объектам калькуляции, учета и распределения расходов будущих периодов, резервов предстоящих платежей.

Проверка правильности учета и распределение расходов по управлению и обслуживанию производством на освоение нового производства, связанного с созданием и эксплуатацией оборудования, их распределением и списанием.

Проверка правильности учета затрат по статьям и объектам калькуляции. Соблюдение принятых на предприятии методов распределения прямых и косвенных расходов по объектам калькуляции, учета и распределения расходов будущих периодов, резервов предстоящих платежей.

 

При проверке правильности исчисления себестоимости и спи­сания калькуляционных разниц аудитор изучает калькуляцион­ные расчеты и ведомости на списание калькуляционных разниц между фактической и плановой себестоимостью продукции (ра­бот, услуг). При этом он обязан установить, не допущено ли сниже­ние себестоимости продукции отчетного года за счет увеличения себестоимости работ незавершенного производства и себестоимос­ти реализованной продукции за счет увеличения себестоимости переходящих запасов. Для этого аудитором проверяется реаль­ность и документальная обоснованность бухгалтерских записей за декабрь месяц по соответствующим счетам. Аудитору важно уста­новить правильность учета затрат по отдельным видам продукции, видам производств и работ. Так как время первичного потребления производственных ресурсов и время выпуска продукции не совпадает, необходимо проверит в каком периоде включена в себестоимость продукция, работы и услуги, произведенные на предприятии. Аудитором также внимательно изучаются затраты, подлежащим распределению. При этом проверяется правильность их распределения как по времени включения в затраты, так и по объектам калькуляции и учета. При проверке правильности исчисления себестоимости анализируются основные факторы, влияющие на экономию или перерасход средств по каждой статье затрат. Важным участком работы ревизора является проверка правильности исчисления калькуляционных разниц по всем видам продукции. На отклонение фактических затрат от плановых влияют (и не за висят от деятельности предприятия) такие факторы, как изменена цен на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на электрическую и тепловую энергию и грузовые перевозки, оптовых цен на товарную продукцию. Важнейшим фактором является снижение (увеличение) себестоимости продукции, определяемое суммарно, а затем уточняемое слагаемым (в разрезе калькуляционных статей и элементам затрат на производство, производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, прямых затрат на 1 рубль товарной продукции). До оценки уровня выполнения плана по себестоимости товарной продукции аудитор по данным проверки достоверности отчетных данных об объеме товарной продукции и затратах на ее производств должен убедиться, что приписок к объему продукции и нарушений правил отнесения на издержки производства определенных элементов затрат предприятие не допустило. В случае выявления нарушений следует в установленном порядке добиться внесения соответствующих изменений в отчетность и лишь после этого приступить оценке выполнения плана по предельному уровню затрат. Одновременно следует учесть, что на выполнение плана по себестоимости товарной продукции не должна влиять методика ценообразования продукции, и, в частности, надбавки к оптовым ценам. С этой целью в отчетности по себестоимости объем товарной продукции показываете по оптовым ценам без надбавок за высокое качество и без уменьшения оптовых цен на сумму скидок по продукции, подлежащей снятию с производства и другие.

Согласно принятой методике при оценке выполнения плана по себестоимости товарной продукции устанавливают следующие факторы, влияющие на изменение их уровня; изменение плановой структуры и ассортимента товарной продукции; снижение или повышения себестоимости товарной продукции; изменение цен на материальны ресурсы и тарифов на энергию и грузовые перевозки; изменение оптовых цен предприятия на товарную продукцию

Проверка правильности учета и распределение расходов по управлению и обслуживанию производством на освоение нового производства, связанного с созданием и эксплуатацией оборудования, их распределением и списанием.

По данным регистров аналитического учета РБП контролируется правильность включения в их состав затрат на освоение и подготовка производства.

Эти расходы должны возмещаться из единого фонда развития науки и техники и других централизованных источников.

Затраты связанные с частичным изменением конструкции изделий, модернизации отдельных узлов не относятся на РБП. Они подлежат списанию на издержки производства отчетного периода по мере их совершения.

Проверяя правильность ежемесячного списания затрат на освоение новых изделий со счета 97, на себестоимость ТП аудитор руководствуется сметными расчетами, а также отраслевыми инструментами о порядке и сроках включения этих расходов в себестоимость продукции.

При преступлении к проверке расходов по управлению ревизор обязан изучить учетную политику и принятый в ней порядок распределения расходов на себестоимость продукции.

Если в учетной политике предусмотрено отражение расходов по управлению по счету 26, то проверка проводится по экономическому элементу «Прочие расходы». Если в учетной политике выделены эти расходы, то ревизор приступает к проверке правильности отражения этих расходов в себестоимости продукции. Для этого проверяется счет 26 и отчет о прибылях и убытках, где выделены отдельной строкой расходы на управление.

Расходование средств на содержание аппарата управления контролируется по данным отчетности и постоянного учета затрат по счетам 26, 23, 29.

Проверка состояния аналитического учета по этим счетам, где затраты на содержание аппарата управления должны быть выделены в отдельные группы применительно к статьям сметы и показателям отчетности.

По данным кассовых и банковских расходных документов, авансовых отчетов подотчетных лиц нужно выяснить полностью ли отнесены в учете и отчетности расходов на содержание аппарата управления, в том числе необходимо проверить заработную плату на содержание цехов, отчисления от заработной платы, служебные командировки персонала управления, содержание охраны и др.

При проверке необходимо установить соответствие фактических затрат на оплату труда руководящих работников, ИТР и служащих утвержденному нормативу вышестоящей организацией.

 

Д60(76) К62

Учитывая, что по товарно-обменным операциям происходит реализация, ревизор должен проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета отражения товаро-обменных операций, полноту поступления и оприходования материальных ценностей, правильность отражения по учету выручки от реализации, проверить первичные документы.

Налогообложение по данным операциям производится в общеустановленном порядке по мере отражения сумм по счетам финансовых результатов.

Д – 08

К – 98

2) Списание на прибыль суммы начисленной амортизации по мере начисления износа по данному оборудованию

Д – 20 Д – 98

К – 02, К – 92/1.

Полученная арендная плата списывается на счет 92 по мере поступления платежей.

Д – 99

К – 84,

- на сумму убытка

Д – 84

К – 99.

Согласно законодательству прибыль, оставшаяся у предприятия после уплаты налогов, поступает в его полное распоряжение и оно само определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.

Согласно законодательству, если в учредительных документах это предусмотрено, предприятия могут создавать резервы и фонды.

Постановлением Совмина от 28.04.2000 № 605 установлено, что резервный фонд заработной платы создается организациями и индивидуальными предпринимателями. Он устанавливается в размере до 25 % от годового размера заработной платы. Конкретный размер фонда, его основания, порядок создания и использования определяется в коллективном договоре.

Формирование резервного фонда заработной платы и других аналогичных резервов за счет чистой прибыли отражается следующей записью:

Д – 84

К – 82.

Образованный фонд накопления в течение текущего года, если его создание предусмотрено учредительными документами, целесообразно отражать на отдельном субсчете к счету 84/1 “Фонд накопления образованный ”:

Д – 84

К – 84/1.

Использование фонда накопления отражается следующим образом:

Д – 84/1

К – 83.

Чистая прибыль, распределяемая по другим направлениям по решению учредителей (на пополнение собственных оборотных средств), отражается следующим образом:

Д – 84

Проверка полноты и правильности отражения в учете финансовых вложений по их видам и объектам инвентаризации, обоснованности списания разницы между полученной и номинальной стоимостью облигаций, акций и других видов ценных бумаг, правильности отражения в учете их выкупа и продажи

Проверка полноты и правильности отражения в учете финансовых вложений по их видам и объектам инвентаризации, обоснованности списания разницы между полученной и номинальной стоимостью облигаций, акций и других видов ценных бумаг, правильности отражения в учете их выкупа и продажи

В условиях становления рыночных отношений важным объектом учета являются финансовые вложения – инвестиции или вложения финансовых, основных, нематериальных или прочих активов в акции, облигации и другие ценные бумаги, в долю уставного капитала других предприятий, а также в дебиторскую задолженность в виде предоставления займов другим организациям.

Цель финансовых инвестиций – получение дохода и сохранение капитала от обесценивания, что в условиях инфляции имеет немаловажное значение.

Финансовые вложения позволяют предприятиям самим распоряжаться своими средствами, контролировать и регулировать свою хозяйственную деятельность, обеспечивать процесс расширенного производства, пополнения основных и оборотных средств, увеличивать объем капитального строительства, направлять значительную часть средств на благоустройство социальной сферы и удовлетворение нужд своих работников.

В процессе проверки нужно проверить порядок выпуска, хранения и учета акций, которые являются бланками строгой отчетности и хранятся наравне с денежными средствами. Анализируют записи на лицевых счетах владельцев акций, а также в журнале “Учет движения акций и выплаты по ним дивидендов”.

Суммы выданных или возращенных акций каждому акционеру должны подтверждаться приходными или расходными кассовыми ордерами. При проверке обращают внимание на аналитический учет ценных бумаг на счете 006 “Бланки строгой отчетности”, который должен вестись по их видам, местам хранения или материально ответственным лицам по купюрам. Акции, кроме того, учитываются по видам (простые и привилегированные), и категориям (именные и на предъявителя).

При проверке финансовых вложений нужно проверить:

1) правильность ведения учета по счету 58, который должен осуществляться по видам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о финансовых вложениях в объекты на территории Республики Беларусь и за рубежом;

2) правильность составлений бухгалтерских записей и соответствие записей в первичных документах по счету 58 с записями в журналах-ордерах и Главной книге;

3) правильность списания разниц между покупной и номинальной стоимостью ценных бумаг. Если покупная стоимость ценных бумаг отличается от номинальной стоимости, то эта разница подлежит списанию таки образом, чтобы к моменту погашения ценных бумаг оценка, в которой они учитываются на счете 58, соответствовала номинальной стоимости. Для этого проверяют записи по счету 59.

4) правильность отражения в учете выкупа и продажи ценных бумаг.

Акционерным считается общество, имеющее уставный капитал, разделенный на определенные части (акции) равной номинальной стоимости. Необходимо учитывать, что акционерное общество может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные зако

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...