Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверка правильности начисления износа, а также обоснованности его включения в себестоимость продукции или издержек обращения.

Для достоверного определения себестоимости продукции и финансовых результатов необходима четкая система финансового контроля за динамикой износа основных средств.

В условиях перехода к рыночной экономике начисленная сумма амортизации основных средств является основным источником финансирования капиталовложений в основные средства.

В ходе проверки необходимо установить:

- все ли объекты основных средств приняты в расчет для начисления износа;

- правильно ли производится начисление износа на вновь поступившие и выбывшие основные средства;

- определен ли метод начисления износа в учетной политике предприятия;

- правильно ли относятся суммы износа на издержки производства;

- правильно ли отражена сумма амортизации в регистрах бухгалтерского учета.

В начале ревизии рекомендуется проверить правильность начисления амортизации. При этом устанавливают, по всем ли объектам основных средств начисляется износ. Для этого балансовую стоимость основных средств, указанную в ведомости, сравнивают с данными Главной книги по счету 01.

При этом из этой стоимости вычитают стоимость основных средств, по которым износ не начисляется:

- библиотечные фонды;

- фонды, переданные на консервацию;

- фонды, остановленные на техническое перевооружение;

- фонды бюджетных организаций, включая научно-исследовательские и конструкторские организации;

- здания и сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства;

- многолетние насаждения, не достигшие плодоносящего возраста;

- продуктивный скот;

- экспонаты животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях;

- экспонаты, образцы, модели и другие наглядные пособия, находящиеся в кабинетах и лабораториях и используемые в научных целях.

Износ по непроизводственным ОФ, по объектам благоустройства и жилым зданиям учитывается на забалансовых счетах.

В ходе аудита следует проверить, нет ли фактов прекращения начисления амортизации по объектам основных средств во время их ремонта и простоя.

Затем приступают к проверке правильности применения избранного метода начисления амортизации.

Следует помнить, согласно Положения “О начислении амортизации основных средств и нематериальных активов”, утвержденное постановлением министетства Экономики, МинФина и другими Министерствами от 23.11.2001г. № 187/110/96/18, - предприятия могут выбрать любой метод начисления износа исходя из срока полезного использования основных средств: линейный, нелинейный, производительный.

В ходе контртольно-ревизионных процедур необходимо проверить законность и обоснованность установленного срока полезного использования основных средств.

Срок полезного использования ожидаемый или расчетный – это период эксплуатации основных средств, нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности.

Срок полезного использования определяется при его приобретении или строительстве и оформляется актом комиссией, которая формируется из числа специалистов организации.

При установлении срока полезного использования комиссия исходит из ожидаемого физического износа, зависящего от условий производства:

- режима эксплуатации, естественных условий, влияния окружающей среды, системы проведения ремонтов, морального износа в результате удешевления стоимости или повышения производительности вновь вводимых аналогичных объектов основных средств и нематериальных активов;

- утвержденных бизнес-планов или планов технологического обновления и реконструкции производства;

- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта основных средств (срока аренды).

Диапазоны срока полезного использования и производных от них линейных норм амортизации устанавливаются по группам амортизационных основных средств и нематериальных активов.

Ревизоры или аудиторы внимательно проверяют правильность отражения начисленной суммы износа на счетах бухгалтерского учета. Это производится по журналу-ордеру № 10 и производственным отчетам.

Нарушения, выявленные в ходе ревизии, отражаются в вспомогательной ведомости.

По всем фактам неправильного начисления амортизации необходимо определить излишне начисленные или недоначисленные амортизации, установить как это повлияло на стоимость продукции и финансовый результат, установить причины нарушений и виновных лиц; принять меры по недопущению нарушений в будущем.

Проверка операций по аренде основных средств у арендатора и арендодателя: законности и целесообразности аренды, правильности расчета стоимости аренды и разграничение затрат по их текущему и капитальному ремонту.

Подлежат проверке операции по передаче основных средств в аренду. Для этого изучают содержание договоров: на какой срок, размер арендной платы, условия проведения капитального и текущего ремонта и другие вопросы.

Различают аренду краткосрочную (до 1 года), среднесрочную (от 1 до 2 лет) и долгосрочную (от 3 до 5 лет).

При краткосрочной аренде основные средства не отражаются в балансе арендатора, а учитываются на забалансовом счете 001 “арендованные основные средства”.

Если основные средства учитываются у арендатора, то арендатор обязан начислять износ, который относится на издержки производства.

Внимательно ревизор или аудитор проверяет расчеты за арендованные объекты основных средств и отражение указанных сумм на счетах бухгалтерского учета.

В случае возникновения задолженности по арендной плате изучаются причины ее возникновения и меры, принимаемые арендодателем по ликвидации задолженности.

В случае приватизации основных средств после окончания срока аренды необходимо проверить оценку имущества, правильность применения индекса изменения стоимости основных средств.

Если имущество передано в аренду и сохраняется за арендодателем, оно продолжает учитываться у него на счете 01 или на счете 03 “Доходные вложения в МЦ”.

При использовании метода определения выручки по отгрузке составляются проводки:

1) если сдача имущества в аренду является основным видом деятельности:

- отражены затраты, связанные с предоставлением имущества за плату во временное пользование (аренду): 20 – 70, 76, 02, 23, 69, 26;

- в соответствии с условиями договора и документами списываются затраты, связанные с предоставлением имущества в аренду: 90/2 – 20;

- отражается признанная выручка от реализации: 62 – 90/1;

- начисляется НДС из выручки и все налоги: 90/2, 3, 4, 5 – 68;

- поступление денег на расчетный счет за аренду: 51 – 62;

- определение финансового результата: 90/9 – 99.

2) если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности:

- в соответствии с договором начисляется арендная плата: 90/9 – 99;

- начисляется НДС и отчисления из выручки: 91/3,4 – 68;

- начислена амортизация и списываются другие расходы: 91/2 – 02, 23,26, 70, 69;

- поступили деньги на расчетный счет: 51 – 62.

- определяется финансовый результат: 91/9 – 99.

При использовании метода по оплатесоставляются проводки:

1) если сдача имущества в аренду – основной вид деятельности:

- отражены затраты, связанные с предоставлением имущества за плату во временное пользование (аренду): 20 – 02, 23, 26, 70, 69;

- списываются затраты, связанные с предоставлением имущества в аренду: 45 – 20;

- по мере поступления денег на расчетный счет: 51 – 90/1;

- списываются затраты, относящиеся к выручке от реализации: 90/2 – 45;

- начисляется НДС и отчисления из выручки: 90/3, 4, 5 – 68;

- определение финансового результата: 90/9 – 99.

2) если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности (применяется счет 97 “Расходы будущих периодов”):

- в соответствии с условиями договора выставлен счет арендатору на списание затрат: 97 – 02, 23, 26, 70, 76;

- по мере поступления денег на расчетный счет: 51 – 91/1;

- списываются расходы, соответствующие полученным доходам: 91/2 – 97;

- начисляется НДС: 91/3, 4 – 68;

- определяется финансовый результат: 91/9 – 99.

У арендатора:

· на основании счета-фактуры арендная плата списывается на издержки производства и обращения: 20, 25, 26 – 60, 76;

· сумма НДС: 18/3 – 60, 70;

· при перечислении денег с расчетного счета уменьшается задолженность по арендной плате: 60,76 – 51;

· по мере оплаты на основании счета-фактуры принимается к вычету НДС: 68 – 18/3;

Если в соответствии с договором арендатор осуществил текущий ремонт основных средств, а арендодатель – капитальный ремонот:

У арендодателя:

§ отражаются расходы по капитальному ремонту, если сдача имущества в аренду является основным видом деятельности: 20 – 10, 7,-0, 69;

§ списываются расходы по капитальному ремонту, если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности: 92/2 или 96 – 10, 70, 69.

У арендатора: - расходы по текущему ремонту: 20, 25, 26, 44 – 10, 70, 69.

Затраты по капитальным вложениям передаются арендодателю по акту приема-передачи до окончания срока аренды за плату.

Составляются проводки:

- зачислена на расчетный счет выручка: 51 – 91/1;

- списываются затраты: 91/2 – 08;

- начисляется НДС и другое: 91/3, 4 – 68;

- ранее отраженный входной НДС принимается к зачету: 68 – 18/1;

- определяется финансовый результат: 91/9 – 99 (или наоборот).

Если капиталовложения передаются безвозмездно, то составляются проводки: 92/2 – 08; 68 – 18/1; 92/3 – 68; 92/9 – 99.

Если капитальные вложения идут в зачет арендной платы: 91/2 – 08. В уменьшение задолженности отражается сумма выручки: 76 – 91/1; 68 – 18/1;

91/2 – 68; 91/9 – 99.

При несогласии арендодателя принять на баланс капитальные вложения составляются следующие проводки: 01 – 08

- НДС на стоимость работ, выполненными собственными силами: 18/1 – 68;

- принимая НДС к зачету: 68 – 18/1;

- износ: 20, 25, 23 – 02.

По окончании срока аренды объект выбывает: 01/выб. – 01.

Расходы по ликвидации данного объекта: 91/2 – 23, 70, 69.

Списание по выбывшему объекту амортизации: 02 – 01/выб.

Оприходованы материалы, полученные от ликвидации: 10 – 91/1.

Определяется результат от ликвидации: 99 – 91/9; 91/9 – 99.

Начисление НДС по объекту: 91/3 – 68.

Бухгалтерский учет у арендодателя: За приобретение капитального вложения за плату составляются проводки: 08 -51, 60, 76. Сумма входного НДС: 18/1 – 50, 60, 76.

Капиталовложения в улучшение объекта аренды относятся на увеличение его стоимости: 01 – 08.

Капиталовложения в улучшение объекта получены безвозмездно: 08 – 92/1.

Проверка операций лизинга основных средств у лизингодателя и лизингополучателя: документальной обоснованности и правильности расчетов по передаче объекта лизинга, по начислению износа, лизинговым платежам и отражению их в учете.

При аудиторской проверке лизинговых операций следует руководствоваться следующими нормативными актами: ГК РБ (ст. 636 – 641); Положением о лизинге на территории РБ, утвержденным постановлением Совета Министров от 31.12.97г. № 1679; указом Президента РБ от 13.11.97г. № 587 “О лизинге”; инструкцией о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций; Положением о начислении амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства Экономики, МинФином от 23.11.2001г. № 187/110/96/18.

Аудит лизинговых операций заключается прежде всего в определении области наиболее эффективного использования капиталов, определении условий максимальной отдачи лизинговых сделок.

Эффективность лизинговых сделок у лизингополучателя определяется тем, что предприятие, используя лизинговые операции, получает возможность иметь необходимое оборудование для выпуска продукции при отсутствии на эти цели собственных средств.

Освобождение лизингополучателя от одноразовой оплаты стоимости технических средств делает лизинг предпочтительным перед обычными сделками купли-продажи.

Лизинговые сделки предоставляют возможность для лизингополучателя обновить производственный потенциал и расширить выпуск продукции.

Аудиторы изучают, какой вид лизинга используется на предприятии.

В РБ наиболее распространенными являются следующие виды лизинга:

- финансовый; - возвратный; - “мокрый”; - сублизинг.

- чистый; - оперативный; - раздельный;

Финансовый лизинг характеризуется тем, что для лизингодателя срок, на который имущество передается во временное пользование, совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации.

При финансовом лизинге страхование, текущее обслуживание и ремонт объекта производит лизингополучатель. В течение срока договора лизингодатель получает всю стоимость имущества и доход по лизинговой операции.

При оперативном лизингеимущество передается на короткий срок, значительно меньший, чем срок службы имущества. По истечении срока договора и выплаты лизинговых платежей за пользование имуществом оно подлежит возврату лизингодателю.

Возвратный лизинг (разновидность финансового лизинга) – вид лизинга, при котором собственник имущества передает право собственности будущему лизингодателю на условиях купли-продажи и одновременно вступает с ним в иные отношения в качестве пользователя этого имущества.

Чистый лизинг заключается в том, что техническое обслуживание оборудования полностью возлагается на лизингополучателя.

“Мокрый” лизинг – когда лизингополучатель наряду с техническим обслуживанием, ремонтом, страхованием оказывает услуги по эксплуатации лизингового имущества; им также производится подготовка персонала, маркетинг, реклама и другие услуги.

Раздельный лизинг – лизинг, частично финансированный лизингодателем. Используется при особо крупных и дорогостоящих сделках, которые осуществляются несколькими участниками.

Сублизинг – форма лизинговой деятельности, при которой лизингополучатель по договору сублизинга передает иным лизингополучателям в последующее пользование имущество, полученное ранее от лизингодателя и являющееся объектом лизинга.

Проверяющие внимательно изучают лизинговые договора. Проверяются не только правильность вида лизинга, но и изучается сам объект лизинга в натуре.

При этом следует учитывать, что объектом лизинга может быть любое имущество, относимое к основным средствам, к нематериальным активам. Однако, товары и средства в обороте, предназначенные для переработки, не могут быть объектом лизинга.

Аудитор должен проанализировать правильность учета лизинговых сделок. При этом он должен знать, что независимо от формы лизинга лизинговые объекты могут учитываться как у лизингополучателя, так и у лизингодателя в зависимости от условий договора.

Затем аудитор проверяет правильность начисления лизинговых платежей. Здесь необходимо различать платежи, покрывающие основной долг за объект лизинга, и лизинговую ставку.

Для лизингополучателя общая сумма лизингового платежа состоит из 2-х частей:

1) вознаграждение лизингодателю и оплата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором (лизинговая ставка), процент за кредит, страхование и т.д.

2) суммы, возмещающие полную или частичную стоимость лизингового имущества в зависимости от условий договора – относятся на издержки производства.

Необходимо учитывать, что если объект лизинга учитывается у лизингополучателя, то лизинговый платеж включается в затраты только в части лизинговой ставки, кроме стоимости имущества.

Также проверяющие проверяют правильность начисления износа по лизинговым объектам.

Если лизинговый объект находится на балансе у лизингодателя, износ по такому объекту начисляется на внереализационные расходы, то есть он не относится на себестоимость продукции, так как этот объект не используется для собственных целей.

У лизингополучателя начисленный износ относится на издержки производства, причем следует учитывать, что договор лизинга может предусматривать ускоренную и амортизацию лизингового имущества.

И, так как весь лизинговый платеж относится на себестоимость, износ начисляется в размерах, определенных лизинговым договором, и рассчитывается как разница между его первоначальной стоимостью и остаточной.

При проверке лизинговых операций аудитор обязан проверить объект лизинга в натуре, то есть провести инвентаризацию.

При истечении срока лизинга проверяется правильность передачи объекта лизинга в собственность или его возврат; и отражение лизинга на счетах бухгалтерского учета.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...