Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое, когнитивное и речевое развитие

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

• Что у новорожденных в определенном порядке сменяются уровни бодрствования?

• С какими инстинктами, необходимыми для выживания, и с какими примитивными рефлексами рождаются младенцы и какую роль они играют в диагностике общего статуса новорожденного?

• Что режим моторного развития изменяется согласно культуральному контексту?

• Что такое зрительно-направляемое доставание и почему оно важно?

• Что такое мелкая моторика и крупная моторика и как они развиваются?

• Что входит в понятие «неправильное питание» и насколько оно распространено в мире?

• Каковы преимущества и слабые стороны кормления грудью и искусственного вскармливания?

• С какими сенсорно-перцептивными способностями рождаются младенцы, а также методы их изучения?

• Как в период младенчества развивается визуальное и слуховое восприятие?

• Насколько чувства интегрированы при рождении?

• Что такое сенсомоторный период согласно терминологии Пиаже?

• Насколько хорошо младенцы могут имитировать действия других людей?

• Что такое постоянство объектов и как оно развивается?

• Что такое символическая репрезентация и как она развивается?

• Как младенцы развивают способность к категоризации?

• Как происходит развитие речи в младенчестве?

• Какие моменты развития речи универсальны для всех людей?

• Какую роль в развитии речи играют имитация, подкрепление и заложенные механизмы?

Это главные темы главы.

Новорожденные приходят в мир, в полной мере обладая способностью воспринимать окружающую среду и реагировать на нее. Младенцы могут видеть и слы-

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие 215

тать, обонять и осязать, чувствовать давление и боль. Они могут выбирать, на что смотреть. Они учатся, хотя их способности ограниченны. Для изменений, происходящих с человеком в течение первых 2 лет развития, характерны поразительная скорость и глубина по сравнению с изменениями в любой другой 2-летний период его жизни. За это время совершается удивительный переход от глубокого неведения об окружающих образах, звуках и запахах до обретения основ знаний о предметах и людях, языке и повседневных занятиях. Некоторые из этих изменений очевидны. Маленькие дети ползают, сидят, ходят и говорят. Другие изменения увидеть труднее; достаточно сложно узнать, что в точности видит, слышит и думает ребенок.

Новорожденные сообщают о своих потребностях криком, плачем или внимательным взглядом, но у них нет реальных представлений об окружающей среде, дне и ночи, себе и других людях, моем и чужом, мальчиках и девочках, матерях и отцах, сыновьях и дочерях. Но проходит менее 2 лет, и дети думают, удивляются, выражают свои мысли и чувства посредством языка. В то же время язык помогает им структурировать то, что они знают, понимают. Благодаря возможностям познания мира, которые дает язык, его можно считать мостом из младенчества в последующие периоды жизни, ключевым аспектом когнитивного развития.

В этой главе мы подробнее познакомимся с тем, что умеют делать новорожденные, остановимся на физическом, моторном и перцептивном развитии за первые 2 года жизни ребенка. Затем мы обратим наше внимание на когнитивное и речевое развитие.

Новорожденные

Первый месяц после рождения — особый этап в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время малыш должен привыкнуть к тому, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. В главе 4 мы уже говорили о том, что первый месяц жизни посвящен восстановлению после рождения и является временем перестройки основных функций организма ребенка, таких как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются жизненные ритмы и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции сигналов изменчивой внешней среды. В состоянии ли родившийся в срок ребенок справиться с этими задачами?

До 60-х годов XX века ученые считали, что новорожденные неспособны к организованному произвольному поведению. Нередко внутренний мир младенца характеризовался как «беспорядочная смесь расплывающихся образов и сливающихся в монотонный шум звуков». Именно так описывал состояние новорожденного Уильяме Джемс (1842-1910) (W.James, 1890/1950). В психологической литературе можно было прочесть, что у детей до годовалого возраста вообще не задействованы высшие мозговые центры, а новорожденные способны различать только свет и тень, но не воспринимают предметы или организованный фон. Поведение ребенка в первые недели жизни считалось практически полностью рефлекторным.

Проведенные позже эксперименты показали, насколько недооценивались возможности новорожденных. Сейчас мы знаем, что они способны к организован-

216 Часть II. Детство

ным, предсказуемым реакциям, к более сложной психической деятельности, чем было принято считать до недавнего времени. Младенцы уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Более того, они владеют и способами привлечения внимания взрослых к своим потребностям.

Ключ к новому пониманию психологии младенцев — в разработке более точных и нешаблонных методов наблюдения за их поведением. Проводившиеся ранее исследования часто ставили малыша в положение, которое лишало его возможности показать, на что он в действительности способен. Даже взрослый человек, если его положить на спину и туго спеленать, оставив для обозрения один белый потолок, вряд ли сможет в достаточной мере проявить свои перцептивные и двигательные способности. Но когда голенького младенца положат животом вниз на обнаженный живот матери, он продемонстрирует всю «обязательную программу» своего поведения. Осознание учеными такого, казалось бы, простого факта и использование новых методик исследования позволяют младенцам более полно проявить свои способности.

Уровни бодрствования младенца

Наблюдая за спящими новорожденными, можно заметить, что временами они лежат тихо и спокойно, а иногда неожиданно вздрагивают, их лица искажаются легкой судорогой или гримасой, хотя глаза остаются закрытыми. Пробудившись от сна, ребенок то ведет себя спокойно, то мечется в кроватке и плачет. В результате длительных наблюдений за младенцами Петер Вольф выделил шесть состояний поведения новорожденного, которые отражают и сегодняшний уровень представлений этой проблемы: активное бодрствование, крик (плач), спокойное бодрствование, полусон, ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон (табл. 5.1). Они обладают постоянной (типичной для них) длительностью и соответствуют предсказуемому ежедневному циклу.

Таблица 5.1 Классификация уровней бодрствования младенца

Активное бодрствование

Ребенок часто совершает разнообразные движения, в них принимает участие все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное.

Крик (плач)

Ребенок плачет и проявляет сильно выраженную неорганизованную моторную активность. Плач может принимать различные формы. Например, «голодный» плач, «гневный» плач, плач «боли» или «дискомфорта».

Спокойное бодрствование

Глаза открыты и блестят; взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет.

Полусон

Ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие 217

Ровный (глубокий) сон

Глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны.

Неровный (поверхностный) сон

Глаза ребенка закрыты, однако отмечаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается, потягивается и т. д. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Иногда заметны так называемые «быстрые движения глаз» (REM).

Уровень восприимчивости ребенка зависит от того состояния, в котором он сейчас находится. Младенцы в момент спокойного бодрствования легко возбуждаются, реагируют на звуковые и зрительные раздражители возросшей активностью. Дети, которые находятся в состоянии активного бодрствования или кричат, как правило, успокаиваются при стимуляции. Сначала новорожденные проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и неровного). По мере развития организма и «пробуждения» коры головного мозга происходит изменение соотношения сна и бодрствования. Так, в промежутке между 4-й и 8-й неделями у здорового ребенка продолжительность дневного сна сокращается, а ночного увеличивается. Удлиняются периоды спокойного и активного бодрствования, младенец становится более восприимчив к воздействию со стороны родителей, а также со стороны исследователей.

К огромному удовольствию отца и матери, других людей, ухаживающих за новорожденным, к 4 месяцам он обычно уже спит всю ночь. Постепенно ребенок входит в распорядок повседневной жизни не только ночью, но и днем.

Рефлексы

Исследователи давно определили, что младенцы приходят в мир, обладая биологически детерминированными моделями поведения, которые можно разделить на два типа: рефлексы выживания и примитивные рефлексы. Рефлексы выживания

Некоторые рефлексы новорожденного: слева - рефлекс «поиска груди»; в центре - рефлекс ходьбы; справа - сосательный рефлекс

 

218 Часть II. Детство

представляют собой поведенческие реакции (рефлексы), необходимые для адаптации и функционирования, особенно в течение первых недель жизни, прежде, чем управление берут на себя высшие мозговые центры (табл. 5.2). Например, дыхание является рефлекторным, хотя, по прошествии первых месяцев жизни, оно подчиняется и произвольному контролю. Кашель, чихание, отрыжка, икота, зевота имногие другие рефлекторные действия, не включенные в табл. 5.2, также даются ребенку с рождения и сохраняются всю жизнь. По контрасту, поиск и сосание, высокоадаптивные рефлексы, целью которых является нахождение соска и получение молока, сначала являются рефлексивными, но через несколько месяцев становятся полностью произвольными.

Таблица 5.2 Рефлексы новорожденного

Рефлексы выживания

Дыхание

Младенцы рефлекторно совершают вдохи для получения кислорода и выдыхают диоксид углерода. Дыхание постоянно является рефлекторным, так как не требует сознательных усилий, хотя после первых месяцев жизни появляется способность регуляции дыхания в определенном диапазоне с помощью волевых усилий.

Рефлекс «поиска груди»-

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ищет сосок. Этот рефлекс в норме исчезает после 3-го или 4^го месяца.

Сосательный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка (или другим образом стимулировать его), он начнет сосать, совершая ритмичные поступательные движения. В течение первых месяцев жизни рефлекс постепенно становится произвольным.

Зрачковый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. Это постоянный рефлекс.

Моргание

Младенцы моргают в ответ на быстрое движение объекта, на дуновение воздуха по направлению к их глазам. Это устойчивый рефлекс.

Примитивные рефлексы

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают или он пугается громкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад к телу. Этот рефлекс исчезает гго прошествии приблизительно 4 месяцев.

Хватательный рефлекс кисти

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает еще крепче. Исчезает примерно через 5 месяцев.

Хватательный рефлекс стопы

Если слегка нажать рукой на верхнюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. Этот рефлекс похож на хватательный рефлекс кисти, но исчезает только через 9 месяцев.

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие 219

Рефлекс Бабинского

При поглаживании поверхности подошвы ступни ребенка от пятки к пальцам наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и разведение в стороны остальных. Рефлекс исчезает через 6 месяцев.

Рефлекс шага (ходьбы)

Когда ребенка держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. Рефлекс исчезает через 2-3 месяца.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить скоординированные плавательные движения, если поместить его в воду животом вниз. Рефлекс исчезает приблизительно через 6 месяцев.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные, что напоминает позу фехтовальщика. Рефлекс исчезает примерно через 4 месяца.

Источник: адаптировано из Taft, Cohen, 1967.

Примитивные рефлексы не обладают явно выраженной ценностью для выживания и, видимо, не связаны с моторным развитием (Bartlett, 1997), но они могли иметь большое значение в один из моментов нашей эволюции. Например, рефлекс Моро — это реакция испуга у новорожденного. Когда младенцы боятся громкого звука или того, что их уронят, они сначала раздвигают в стороны обе руки с протянутыми пальцами, будто пытаются кого-то или что-то схватить. Затем руки постепенно возвращаются в исходное положение. Таким образом, рефлекс Моро мог способствовать выживанию в отдаленном прошлом: в случае падения новорожденный, схватившийся за волосы матери, имел шансы выжить. С рефлексом Моро связан хватательный рефлекс. Так, малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, например вокруг пальца взрослого человека или карандаша, если прикоснуться им к его ладони. Некоторые дети хватаются так крепко, что их целую минуту можно держать на весу (Taft, Cohen, 1967). Примитивные рефлексы в норме исчезают в течение первых нескольких месяцев жизни и поэтому имеют диагностическую ценность: если они не пропадают в должное время, это может оказаться сигналом наличия у ребенка проблем неврологического характера.

Обследование новорожденных

В большинстве родильных домов младенцы в течение первых дней своей жизни находятся под пристальным наблюдением, включающим неврологические исследования и оценку поведения. Во многих клиниках используется Шкала оценки поведения новорожденных Т. Бэрри Брэзелтона (BNBAS; впервые опубликована в 1973, современная версия в 1995), кроме того, ее применяли во многих научных работах (Nugent, Brazelton, 2000). Она включает 28 измерений, которые можно объединить в 7 более общих групп поведенческих проявлений. Эти семь групп характеристик, или подшкал, представлены в табл. 5.3. К ним относятся: привыкание, ориентировочная реакция, мышечный тонуси двигательная активность, Динамика состояний, регулирование состояний, вегетативная устойчивость

220 Часть II. Детство

и рефлексы (представленные в табл. 5.2). Шкала Брэзелтона включает обычные неврологические тесты, но ее основное назначение — оценка поведенческих возможностей и социальной отзывчивости новорожденного.

Младенцы различаются по своей реакции на новые, неприятные или продолжительные стимулы. Одни дети сравнительно легко обнаруживают изменения в окружающей обстановке, направляют на них свое внимание и быстро привыкают (приспосабливаются) к ним. Другие могут быть либо менее чувствительны, либо более восприимчивы или даже раздражительны; в этих случаях объем и устойчивость их внимания (и, соответственно, приспособляемость) снижаются. Оценка возможностей и способов реагирования новорожденного по шкале Брэзелтона позволяет делать ранние прогнозы относительно развития личности и социального развития ребенка. Родители, дети которых проходят обследование с применением шкалы Брэзелтона, становятся более внимательными к способностям и индивидуальным особенностям своих малышей (Parke, Tinsley, 1987). В частности, отец и мать «сложного» ребенка могут пройти специальную подготовку, где они получат консультацию, что им следует ожидать, как лучше налаживать взаимодействие с их малышом в течение первых месяцев жизни (Nugent, Brazelton, 2000).

Таблица 5.3 Подшкалы шкалы оценки поведения новорожденного Брэзелтона

Привыкание

Как быстро ребенок реагирует на свет, звук колокольчика и погремушки, укол булавки и затем привыкает к ним?

Ориентировочная реакция

Как быстро ребенок успокаивается и поворачивается в направлении света, звука колокольчика, голоса или лица взрослого?

Мышечный тонус и двигательная активность

Насколько сильна и устойчива двигательная активность ребенка?

Динамика состояний

Насколько быстро и легко ребенок переходит от сна к бодрствованию? К крику (плачу)?

Регулировка состояний

Как ребенок успокаивается? Легко ли его успокоить?

Вегетативная устойчивость

Реагирует ли ребенок на стимулы дрожью или внезапным вздрагиванием?

Рефлексы

Адекватно ли новорожденный демонстрирует рефлексы выживания и примитивные рефлекторные реакции?

Источник: адаптировано из Nugent, Brazelton, 2000.

Научение и привыкание

Известно немало фактов, свидетельствующих о способности новорожденных к научению. Они успокаиваются, слыша привычные звуки, песни, колыбельные. Еще одно свидетельство научения — умение младенцев воспроизводить на основе

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие 221

подражания мимические маски. Новые, усовершенствованные методы наблюдения предоставили в наше распоряжение множество ценных данных об их способности овладения достаточно сложными поведенческими реакциями.

В первых исследованиях выработки условных реакций у новорожденных (Ра-pousek, 1961) их приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика, подкрепляя каждый успех малыша бутылочкой с молоком. То же вознаграждение ожидало ребенка, если на звук звонка он поворачивал голову вправо. Затем задача была усложнена: сигнальное значение колокольчика и звонка изменилось на противоположное. Младенцы быстро научались поворачивать голову в соответствии с новыми правилами игры. Также проводились эксперименты, в которых младенцев приучали к тому, что включался свет при повороте ими головы влево. Через некоторое время происходил любопытный факт, дающий возможность глубоко понять процесс хабитуации (привыкания) у младенцев. Когда игра наскучивала младенцам, они теряли к ней интерес. Его можно было возродить, изменяя условия на противоположные. Однако и это занятие вскоре наскучивало малышам.

Напомним, что хабитуация — это форма научения, подразумевающая знакомство с неким стимулом и последующее прекращение реагирования на него по мере привыкания. Младенцам необходимо привыкнуть к стимулу, не несущему смысла, например к легкому прикосновению к их одежде, или к любым повторяющимся звукам в окружающей среде (домашние звуки и звуки, доносящиеся извне), чтобы игнорировать его. Кроме того, феномен хабитуации положил начало важной исследовательской технике. Применяя метод привыкания,исследователи приучают ребенка к некоему стимулу для изучения его перцептивных возможностей. Например, реакцией новорожденного на начало предъявления умеренно громкого звукового тона будет учащение сердцебиения, изменение дыхания, а иногда — плач (крик) или общее повышение активности. Однако, по мере продолжения предъявления тона, он привыкает к нему и перестает реагировать. Тогда частота тона немного меняется. Если следует реакция младенца, очевидно, что он воспринял это изменение. Метод привыкания продолжает повсеместно использоваться для изучения способностей младенцев (см., например, Bornstein, Arterberry, 1999).

Поскольку сосание достаточно рано становится произвольным, эта способность широко использовалась в экспериментах в процессе изучения научения

Контрольные вопросы к теме

«Новорожденные»

• Мир для новорожденного - беспорядочная смесь расплывающихся образов и сливающихся в монотонный шум звуков.

• Шкала оценки поведения новорожденных Т. Бэрри Брэзелтона оценивает как рефлексы выживания, так и примитивные рефлексы.

• Младенцы способны к выработке условного рефлекса и научению вскоре после рождения.

• Метод привыкания используется для изучения перцептивных способностей ребенка.

Вопрос для размышленияПочему важно знать о различных уровнях бодрствования младенца?

222 Часть II. Детство

и зрительных предпочтений в период младенчества. Например, в ставшем классическим исследовании Джером Брунер и его коллеги (Kalnins, Bruner, 1973) пытались определить, могут ли новорожденные управлять сосанием при установлении связи между ним и не пищевым подкреплением. Пустышки младенцев были подсоединены к проекторам. Когда ребенок сосал, изображение на экране, расплывчатое в начале, становилось четким, а когда он переставал сосать, вновь делалось размытым. Исследователи обнаружили, что младенцы, которым было всего 3 недели от роду, быстро научились держать изображение в фокусе и хорошо приспосабливались, если условия эксперимента менялись на противоположные, т. е. когда для фокусировки изображения необходимо было прекратить сосательные движения. Этот метод, который сейчас иногда называют процедурой высокоамплитудного сосания,как и метод привыкания, является популярным инструментом исследования в течение многих лет (см., например, Floccia, Christophe & Bartoncini, 1997).

Физическое и моторное развитие

Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия. Дети научаются распознавать лица, привыкают к пище и установленному распорядку дня. Они исследуют цветы, насекомых, игрушки, свое тело. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, окружающих их. Эти открытия не только увлекательны, но и полезны, так как играют решающую роль в развитии младенца.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...