Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторы: Кузьмин С.А., заведующий кафедрой ЗЧС, к.т.н., доцент

Юрченко Ю.Г., старший преподаватель кафедры ЗЧС

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях» БГА РФ 26 декабря 2002 г., протокол № 3.

 

 

Рецензент: Репин В.П., доцент кафедры ЗЧС, к.в.н., доцент.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

1. Лабораторная работа № 1.

Тема: «Исследование метеорологических условий на рабочих

местах» …….................................................................................4

 

2. Лабораторная работа № 2.

Тема: «Определение степени загазованности воздушной среды

в производственных помещениях» ……………………………9

 

3. Лабораторная работа № 3.

Тема: «Исследование сопротивления изоляции

электроустановок» …………………………………………….17

 

4. Лабораторная работа № 4.

Тема: «Исследование освещенности рабочих мест» ……………….23

 

5. Лабораторная работа № 5.

Тема: «Исследование производственного шума и методов борьбы

с ним» …………………………………………………………..31

 

6. Лабораторная работа № 6.

Тема: «Исследование производственных вибраций и методы

борьбы с ними»............................................................................44

 

7. Лабораторная работа № 7.

Тема: «Расследование несчастного случая на производстве» ……..55

 

Лабораторная работа № 1

Тема: «Исследование метеорологических условий на рабочих местах»

Краткое описание работы.

1.1. Целевая установка: изучить основные принципы нормирования микроклимата в производственных помещениях, исследовать параметры микроклимата на рабочем месте и дать им оценку методом эффективных температур.

1.2. Краткое теоретическое обоснование.

1.2.1. Под микроклиматом производственных помещений понимается климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температурой окружающей поверхности и барометрическим давлением.

Человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. Нормальное протекание физиологических процессов в организме возможно лишь тогда, когда выделяемое организмом тепло непрерывно отводится в окружающую среду за счет конвекции воздуха – qк, теплопроводности через одежду –qm , излучения –, испарения влаги с поверхности кои, выделяемой потовыми железами –qп нагрева выдыхаемого воздуха – qq:

Q = qк + qm + qи + qп + qq.

Соответствие между определенным количеством тепла, вырабатываемым организмом, и охлаждающей способностью среды характеризует её как комфортную. Комфортные метеоусловия производственных помещений обеспечивает хорошее самочувствие и оптимальные условия для более высокой производительности труда.

Если тепловое равновесие нарушено, например, теплоотдача меньше теплообразования, то в организме происходит накопление тепла – перегрев, сопровождаемый снижением скорости кровотока, нарушением водно-солевого обмена, вегетативными расстройствами. Длительная работа в условиях высоких температур может привести к тепловому удару. Пребывание в условиях низких температур вследствие повышенной теплоотдачи приводит к переохлаждению и даже обморожениям, может явиться причиной многих заболеваний.

1.2.2. Нормируемыми параметрами микроклимата в производственных помещениях, в том числе промысловых судов, являются температура, относительная влажность и скорость движения воздуха. Оптимальные и допустимые значения этих параметров установлены ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» (табл. 1.1) и Сан ПиН 2.8.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

В нормах учитываются:

 

Таблица 1.1

Оптимальные нормы микроклимата

в рабочей зоне производственных помещений

Период года   Категория работ   Температура, 0С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более
Холодный и переходный Легкая – I Средней тяжести – IIа Средней тяжести – IIб Тяжелая - III 20-23   18-20   17-19 16-18 60-40   60-40   60-40 60-40 0,2   0,2   0,2 0,2
Теплый период Легкая – I Средней тяжести – IIа Средней тяжести – IIб Тяжелая -III 22-75   21-23   20-22 18-21 60-40   60-40   60-40 60-40 0,2   0,3   0,4 0,5

1) Периоды года – теплый, с температурой +100С и выше; холодный и переходный, с температурой +100С.

2) Категории тяжести выполняемой работы, с учетом энергозатрат организма:

- легкие, при которых энергозатраты не превышают 172 дж/с;

- средней тяжести – энергозатраты находятся в пределах 172-293 дж/с;

- тяжелые, при которых энергозатраты превышают 293 дж/с.

3) Величина избытков явного тепла, выделяемого в помещении от оборудования, отопительных приборов, нагретых материалов и других источников, влияющих на температуру воздуха в помещении.

1.2.3. Защита работающих от неблагоприятных метеоусловий осуществляется как коллективными средствами, так и средствами индивидуальной защиты. Поддержание заданных параметров микроклимата постоянными осуществляется системой кондиционирования. На судах, где нет системы кондиционирования, предусматривается вентиляция и отопление.

Одним из способов нормализации микроклимата является тепловая изоляция оборудования и корпуса судна, уменьшающая теплопритоки в теплый период и теплопотери – в холодный.

Индивидуальные средства защиты: спецодежда, спецобувь, головные уборы и т.п. – защищают работающих от перегрева и переохлаждения, особенно при работе на открытых палубах, в охлажденных трюмах и морозильных камерах.

1.2..4. Тепловые ощущения человека определяются комплексным воздействием на него всех параметров микроклимата: температуры, влажности и скорости движения воздуха. Поэтому необходима величина, которая определяла бы тепловые ощущения человека и в то же время являлась функцией параметров микроклимата, характеризующих состояние среды. Для определения и качественного учета тепловых ощущений человека широкое распространение получил метод эффективных температур.

Было замечено, что благодаря способности организма к терморегуляции, всегда можно подобрать такие сочетания значений параметров микроклимата, которые будут равноценны тепловому ощущению при фактических значениях.

Отсюда под эффективной температурой (ЭТ) понимают температуру насыщенного (φ = 100 %) неподвижного воздуха (V = 0), обладающего такой же охлаждающей способностью, как и при данных значениях температуры и влажности. При этом фактическое значение скорости воздуха равно нулю.

Если действительное значение скорости воздуха не равно нулю, то для любого сочетания значений t, φ и V можно найти температуру, которая при неподвижном (V = 0) насыщенном (φ = 100 %) воздухе создает те же тепловые ощущения, т.е. будет обладать такой же охлаждающей способностью.

Эта температура называется эффективно-эквивалентной (ЭЭТ).

Значения ЭИ и ЭЭТ для разнообразных сочетаний t, φ и V можно определить по монограмме.

1.3. Материальное обеспечение

1.3.1. Для оценки метеорологических условий труда применяют следующие приборы: термометры – для измерения температуры; психрометры, гигрометры – для измерения относительной влажности; анемометры (чашечные, крыльчатые, индукционные) и кататермометры – для измерения скорости движения воздуха.

Лабораторная работа выполняется на стенде, состоящем из корпуса, чашечного анемометра МС-13, аспирационного психрометра МВ-4М с электропроводом и комнатного вентилятора. На стенде смонтирована панель переключателей и имеется стакан с водой и пипеткой. Психрометр и вентилятор питаются от сети напряжением 220В (рис.1.1).

1.3.2. Принцип работы психрометра основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха.

Психрометр аспирационный МВ-4М состоит из двух одинаковых ртутных термометров, закрепленных в термодержателе. Резервуары термометров помещены в трубки защиты, которые соединены аспирационной чашкой с воздухопроводной трубкой. На верхнем конце трубки укреплена аспирационная головка с вентилятором, который приводится во вращение заводным механизмом или электроприводом.

Резервуар одного из термометров (на стенде верхнего) обернут тканью, которая смачивается водой перед началом работы.

Вращением вентилятора в психрометре всасывается воздух. При обтекании воздуха вокруг резервуаров термометров сухой термометр будет показывать температуру этого потока, а показания смоченного термометра будут меньше, т.к. он будет охлаждаться вследствие испарения воды с поверхности ткани облегающей резервуар. Температура воздуха определяется по показаниям сухого термометра, а относительная влажность - по показаниям сухого и влажного термометров по психометрическому графику: по наклонным линиям графика отмечают показания сухого термометра, по горизонтальным -

 

Рис 1.1. Лабораторный стенд:

1 – анемометр МС-13; 2 – психрометр МВ-4М; 3 – термометр увлажненный;

4 – вентилятор; 5 – пипетка; 6 – стакан с водой; 7 – переключатели;

8 – арретир анемометра.

показания смоченного термометра. На пересечении этих линий с вертикальной получают значения относительной влажности, выраженное в процентах.

1.3.3. Анемометр ручной чашечный МС-13 предназначен для измерения скорости движения воздуха в пределах от 1 до 20 м/с.

Анемометр состоит из ветроприемника, представляющего собой четырехчашечную вертушку, посаженную на ось. На нижнем конце оси нарезан связанный с редуктором червяк, передающий движение трем стрелкам счетного механизма, циферблат которого имеет три шкалы: единиц, сотен и тысяч. Ветроприемник защищен крестовиной. Включение и выключение механизма производится арретиром. При повороте арретира против часовой стрелки ветроприемник соединяется со счетным механизмом.

Перед измерением скорости воздушного потока записывают показания по трем шкалам. Включают одновременно механизм анемометра арретиром и секундомер. По истечении 100с механизм и секундомер выключают и записывают показания по шкалам анемометра. Разность между конечными и начальными показаниями анемометра делят на время экспозиции (100с) и определяют число делений шкалы, приходящихся на 1с. Скорость ветра находят по графику. По вертикальной оси откладывают число делений шкалы в одну секунду и проводят горизонталь. Из точки пересечения с прямой графика опускают перпендикуляр и на горизонтальной оси находят искомую скорость воздушного потока в м/с.

2. Методические рекомендации.

2.1. Лабораторная работа выполняется группой курсантов 3-4 человека.

2.2. Работу следует выполнять в такой последовательности:

2.2.1. Ознакомиться с настоящими методическими указаниями, устройством стенда, устройством и правилами пользования приборами. Проверить подключение стенда к электропитанию.

2.2.2. Определить относительную влажность воздуха в помещении:

а) смочить пипеткой ткань на резервуаре верхнего термометра психрометра;

б) включить вентилятор психрометра;

в) через 4 мин. Снять показания обоих термометров и по психрометрическому графику определить относительную влажность.

2.2.3. Найти эффективную температуру (ЭТ): на вертикальных шкалах номограммы отложить значения показаний сухого и влажного термометров психрометра, соединить эти значения воображаемой прямой линией и в точке пересечения этой линии с линией скорости номограммы, равной нулю, найти эффективную температуру.

2.2.4. Определить эффективно-эквивалентную температуру:

а) привести в рабочее состояние психрометр (пункт 2.1.2., а), б), в));

б) включить комнатный вентилятор на стенде, измерить анемометром скорость воздушного потока;

в) отложив на шкалах номограммы показания сухого и влажного термометров психрометра и соединив их воображаемой прямой в точке пересечения этой прямой с линией скорости, равной скорости воздушного потока определить эффективно-эквивалентную температуру.

2.2.5. Полученные результаты занести в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

  Условие Показания термометров, 0 С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха,   ЭТ,   ЭЭТ,
  Сухого Влажного   м/с 0 С 0 С
Неподвижный воздух            
Подвижный воздух            

2.2.6. Пользуясь обозначенными на номограмме температурными зонами комфорта, сделать вывод о комфортности для данного периода года при неподвижном и подвижном воздухе.

2.2.7. Составить отчет по форме:

- целевая установка;

- краткие теоретические сведения;

- используемые приборы и оборудование;

- таблицы результатов;

- выводы.

 

 

Меры безопасности.

3.1. Оборудование стенда и приборы подключены к электросети напряжением 220 В. Это напряжение опасно. При обнаружении неисправности электрооборудования немедленно отключить питание и доложить преподавателю.

3.2. Соблюдайте осторожность при работе с психрометром. Термометры психрометра заполнены ртутью, которая чрезвычайно опасна для здоровья.

4. Контрольные вопросы.

1. Какое влияние оказывает микроклимат на состояние работающего?

2. Что следует понимать под эффективной (ЭТ) и эффективно-эквивалентной (ЭЭТ) температурой?

3. Какими приборами оценивается состояние параметров микроклимата, принцип действия?

4. Как измерить относительную влажность?

5. Как определить скорость движения воздуха?

Литература.

1. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В.Б. Белова. - М., 1999.

2. ГОСТ 12.1.005-88.

3. Сан ПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.

4. Шарапов В.И. Охрана труда на судах ФРП. – М.: Агропроимздат, 1989.

5. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2001.

6. Русак О.Н., Милаян К.Р., Занько И.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Изд. «Лань», 2002.

 

Лабораторная работа № 2

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...