Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неосознанный разум» автономной нервной системы

Еще одним аспектом «подсознания» является «ра­зум» (интеллект) нашей автономной нервной систе­мы. Этот «разум» поддерживает наши сердечные со­кращения, регулирует концентрацию нейротрансмиттеров, гормонов, биохимические процессы в нервной системе, управляет дыханием, внутренними органами пищеварения, эндокринной и иммунной системами и т. д. Этот «разум», очевидно, получает из внешней среды входную информацию, описываю­щую температуру, давление, концентрацию кислоро­да, запахи, гравитацию, равновесие (вестибулярная система) и т. д. Отвечая на такие «сообщения», он обрабатывает эту информацию в терминах своих внутренних потребностей и желаний. Затем он дей­ствует в соответствии с этой информацией, прояв­ляясь в нейрофизиологических реакциях и поведе­нии. Он делает это, не используя какую-либо символическую систему человека (язык, музыку, математику и т. д.).

Однако когда мы начинаем изучать механизмы, позволяющие нам войти в эту более «жестко смон­тированную» часть нервной системы и опыта чело­века, мы понимаем, что этот мир работает преимуще­ственно неосознанным образом. Или можно сказать, что им управляет наше «подсознание».

Теперь мы знаем, что стимулируя и активируя правое полушарие мозга для более яркого пережива­ния и ощущения образов, сценариев и метафор; мы «гипнотически» создаем такую внутренне сфокуси­рованную концентрацию, что она активирует процес­сы автономной нервной системы. Так мы можем управлять артериальным давлением, частотой сер­дечных сокращений, интенсивностью боли и т. д.

Как указывал Ноам Хомский в своем классичес­ком лингвистическом исследовании, разгромившем бихевиористскую модель Скиннера, мы также обла­даем «генетическим разумом». Мы не учим язык и не можем изучить его при помощи простых ассоциаций типа «стимул - реакция». Вместо этого мы имеем внутри себя некоторый генератор языка и некоторый механизм овладения языком, которые являются ча­стью нашего видового наследия. Это позволяет нам неосознанно создавать и понимать слова - даже те, которые мы никогда прежде не слышали.

Подсознание

Другой аспект неосознанной осведомленности ка­сается той информации, которая не достигает порогового уровня и, следовательно, предшествует осознанию. Сигнальное значение этой информации находится ниже уровня, который мы «ощущаем» осознанно. Роберт Дилтс описал эти аспекты в кни­ге «Истоки НЛП» (Dilts, 1983). Здесь речь идет о таких подсознательных элементах, как свет вне пре­делов видимого диапазона, звуки/вибрация вне слы­шимого диапазона и т. д.

Существование еще одного «разума» внутри на­шего разума, который может подслушивать (если можно так выразиться) информацию из внешней среды и который не появляется в осознании, позво­ляет найти второй «самый легкий путь» к неосозна­ваемой части психики, а именно обучение без учас­тия сознания. По-видимому, многое оказывается в неосознаваемой части «разума», минуя осознание. Мы собираем лакомые кусочки информации и не­большие побочные сведения. Такая информация по­ступает «неосознанно». Мы учимся, но не знаем, что учимся - если не говорить о том, чему мы учимся.

Какой именно вид информации поступает к нам таким образом? Мы полагаем, что такая информация структурирована как встроенные команды, сдвиги тональности, коннотации, внушения, предположе­ния, метауровневый фрейминг и т. д.

Такое «обучение», по-видимому, функционирует как побочный эффект того, что мы просто живем. То есть мы постоянно чему-то учимся, но не «знаем» (осознанно) об этом. Мы особенно ощущаем это в наших снах. Часто мы включаем в них звук текущей воды, будильника, человеческую речь, лай собаки и т. д. из внешнего мира, но продолжаем спать, сде­лав этот стимул частью сна. Однажды я (М. X.) бро­дил мыслями где-то далеко, раскачиваясь при этом в кресле, а когда внезапно «очнулся» от задумчивости, заметил, что неосознанно синхронизировал свои раскачивания с какой-то фоновой музыкой.

Идея перегрузки осознания подробно описана в литературе, посвященной НЛП. Некоторые люди приняли эту идею и использовали ее в своих тренин­гах. Они так рекламировали свой подход: «Мы пере­гружаем осознание, чтобы в перегруженном состоя­нии все просто проскальзывало прямо в подсознание, немедленно давая вам неосознанную компетент­ность».

Как нам кажется, в этой связи возникают некото­рые проблемы. Если перегрузка работает таким об­разом и так хорошо, то почему мы не организуем на­чальную, среднюю и высшую школы так, чтобы дети учились по 12 часов? Почему преподаватели не чи­тают им лекции по четыре часа без перерыва, перегружая их, чтобы все «просто проскальзывало» и они «получали это»? Почему мы этого не делаем? Рабо­тает ли перегрузка в вашем случае - становитесь ли вы вдруг «превосходной энергичной обучающейся машиной?»

Такого просто не бывает, не так ли? Допущение, лежащее в основе этой идеи, при внимательном ис­следовании не подтверждается. Обычно большая часть обучения происходит с участием сознания, ко­торое усваивает информацию, принимает ее к исполнению, применяет ее, связывает с имеющимися зна­ниями и т. д. В данном случае мы имеем недобросо­вестную рекламу, которая не очень хорошо служит НЛП.

Очевидно, что в результате «побочного эффекта» человек не получает большого количества данных, а также, что эти данные даже не являются наилучши­ми. Как много этих данных? И как мы затем обраба­тываем их полезным для себя способом?

Забытая информация

Мы называем подсознанием тот «разум» внутри нас, в котором мы храним все наши воспоминания и весь опыт. В 1950-х годах Пенфилд и другие иссле­дователи обнаружили, что электрическая стимуля­ция различных областей мозга вызывает автомати­ческое припоминание давно забытых переживаний. Эти «воспоминания» не просто содержат «данные» в чистой или абстрагированной форме, но, по-види­мому, являются повторным переживанием информа­ции. Тогда ученые сделали вывод, что все когда-либо пережитое нами где-то записывается и хранится.

Однако более поздние исследования поставили под сомнение этот квантор общности. Теоретики, в конечном счете, пришли к выводу, что записывается многое из пережитого, но не все. Мы не записываем в «памяти» то, на что мы не обратили внимание. Наше «незнание» такой информации не означает, что «она неосознанна». Это может означать, что мы не зако­дировали ее как важную для нас. Таким образом, если кто-то имеет «белое пятно» на своей линии вре­мени, это не обязательно означает, что он перенес какую-то травму. Он мог просто не закодировать ничего значимого в этот период. Или он мог потерять интерес к информации, и она ускользнула.

Кроме того, мы можем забыть информацию, и это происходит на самом деле. Мы можем забыть пред­шествующие знания, переживания, разговоры и т. д. Просто просмотрите старые доклады и конспекты, которые вы написали, когда учились в школе 20 или 30 лет назад. Или прочитайте журнальные статьи о повседневных разговорах, переживаниях и событиях пятилетней давности, и вы удивитесь, что многое даже не узнаете. Это стало не просто неосознанным, но неосознанным и недоступным.

Недавно я (М. X.) убедился в этом на собственном опыте, когда столкнулся со старыми записями, кото­рые сделал во время занятий по тригонометрии при углубленном изучении математики. Я не просто за­был, что делал такие записи, - я даже не смог вспом­нить их смысл. «Что же означает эта формула? Я не могу поверить, что когда-то знал это!»

Вытесненная информация

Хотя не Зигмунд Фрейд ввел понятие «подсозна­ние», он, определенно, популяризировал его. При этом он сделал его частью культуры XX века. Соот­ветственно, он говорил о предсознании, сознании и подсознании. Под последним он понимал ту часть «психики», которую мы подавляем и вытесняем. Он утверждал, что при использовании различных за­щитных механизмов мы создаем барьеры против осознания. Мы не хотим знать, что находится в на­шем подсознании. Мы боимся знания (эта структура функционирует как метасостояние). Так как наше «эго» (он называл это «принципом реальности») не может иметь дело с определенной информацией, оно сдерживает, вытесняет, отвергает, отбрасывает ее и т. д. Оно вырабатывает установку (программирует себя) против знания.

Фрейд смотрел на этот нездоровый аспект подсоз­нания как на место вытесненных отрицательных эмо­ций, необузданных и запретных сексуальных фанта­зий и глубоких генетически обусловленных побуж­дений или «инстинктов», вроде предположенного им «инстинкта смерти».

Талант Фрейда позволил ему разработать много­численные методы восстановления вытесненной не­осознаваемой информации.

1. Свободные ассоциации: лежите спокойно и просто обращайте внимание на то, что вторгается в ваше сознание, позвольте этому случиться, не выталки­вайте и не подавляйте это.

2. Запись и анализ снов: обратите внимание на обра­зы и представления, которые ваше подсознание предлагает вам в снах. Записывайте свои сны, за­тем отделите явное содержание снов от их скры­того содержания.

3. Обратите внимание на «оговорки по Фрейду». Улавливайте неосознанные ошибочные высказывания, которые часто указывают на неосознавае­мые мысли и осведомленность. Затем выясните, указывает ли это на какую-либо «программу» про­тив определенного знания.

Относительно этого аспекта подсознания Милтон Эриксон (Erickson, 1976) говорил: «Ваши пациенты являются таковыми из-за того, что они потеряли рап­порт со своим подсознанием». Это наводит на мысль, что истинное психическое здоровье подразумевает хо­роший баланс и раппорт между сознательной и нео­сознаваемой «частями» разума. То, что мы называем «неосознаваемыми частями», развивается из-за нару­шения гармонии между определенными частями ра­зума. Разум больше не функционирует как единое целое.

Метауровни осведомленности

Другой аспект разума, который становится неосо­знаваемым и затем показывает силу и природу под­сознания, связан с метауровнями осознания. Это от­носится к тем системам отсчета, которые мы кон­струируем по ходу жизни - тем фреймам, которые мы затем используем в качестве нашей метауровневой системы отсчета. Это включает такие субъектив­ные интеллектуально-эмоциональные явления, как убеждения, ценности, критерии, «правила», области знания, концепции и т. д.

Когда мы что-то изучаем, это не только становит­ся неосознаваемым, но часто начинает функциониро­вать на метауровне по отношению к повседневному осознанию исходного уровня. Такая информация ста­новится нашими метапрограммами, нашими метасостояниями, нашими метауровневыми областями зна­ния. Мы определенно можем перенести эти структу­ры значений (семантических) в сознание, но обычно они функционируют просто как системы отсчета, в которых мы живем и действуем, - как наша предпо­лагаемая реальность.

Таким образом, осознанная мысль включает не только осведомленность о чем-либо, но и осведомлен­ность более высокого уровня: осведомленность об осведомленности о чем-либо. Я могу управлять авто­мобилем с осведомленностью об улицах, людях, дорожных знаках и т. д., но пока я не буду иметь ос­ведомленность об этой осведомленности, мне будет казаться, что я управляю автомобилем неосознанно. Розенталь (Rosenthal, 1990) в своей книге «Почему вербально выраженные мысли осознанны?» пишет, что осознанное состояние от неосознанного отлича­ет простое свойство обладания «мыслью более высо­кого порядка о данном состоянии».

Паттерн НЛП для работы с подсознанием

Расширенный шестишаговый

1. Установите раппорт. Первый шаг касается уста­новления раппорта с неосознаваемой частью разу­ма. Когда человек объясняет проблему, присоединитесь к нему, отзеркальте его и подстройтесь к нему. Это позволяет нам установить раппорт с не­осознаваемой частью. Мы можем начать установ­ление коммуникации с этой частью с использова­ния таких неспецифических глаголов, как «об­щаться» и «подтверждать». Такие слова побудят неосознаваемую часть говорить, используя свою собственную репрезентативную систему. Когда эта часть начнет говорить, мы можем присоединить­ся к ее предикатам. Кроме того, важно помнить, что подсознание часто использует репрезентатив­ную систему, отличающуюся от репрезентативной системы, используемой сознанием. Когда клиент получает доступ к неосознаваемой части, обрати­те внимание на языковые признаки использова­ния им другой репрезентативной системы. Если это так, присоединитесь к репрезентативной сис­теме неосознаваемой части.

2. Определите коммуникативные сигналы. Затем, если проблема лежит вне сознательного контроля, нам нужно помочь клиенту установить осознан­ную коммуникацию со своей неосознаваемой час­тью. Если клиент мог или может сознательно кон­тролировать поведение, позвольте ему сделать это. Однако в большинстве случаев люди обращаются за помощью именно потому, что у них имеется внутренний конфликт между осознанными жела­ниями и неосознаваемыми формами поведения, которые они не могут контролировать. Часто под­сознание знает намного больше о потребностях че­ловека, чем сознание. Подсознание также часто знает о потребностях клиента больше, чем мы. По­этому мудрый психотерапевт будет интересовать­ся подсознанием.

Когда человек говорит: «Я хочу перестать наби­рать вес», - он дает знать, что пытался сознатель­но перестать переедать, но у него это не получи­лось. Сознательно он не использовал возможность выбора. Что мы должны сделать? Перейти сразу к источнику проблемы - к тому, как он составил свою карту реальности и сохранил ее в своем под­сознании. Чтобы обнаружить в неосознаваемой части позитивное намерение, являющееся причи­ной проблемы, мы должны поговорить с ней. Таким образом, коммуникация с этой частью позво­ляет нам обнаружить ее позитивное намерение для человека. Когда мы обнаружим его, мы можем помочь клиенту найти альтернативные формы по­ведения, которые будут намного эффективнее.

3. Получите доступ к неосознаваемой части при помощи вопросов/высказываний. Теперь мы можем формально установить коммуникацию с нео­сознаваемой частью. Исходя из предположения, что в определенном контексте все формы поведения ценны и полезны, мы допускаем, что эта часть пытается сделать нечто важное. Это помогает нам установить с ней коммуникацию.

«Я признаю, что у вас есть часть, вызывающая та­кое поведение, которое вам не нравится и которое вы больше не находите полезным» (так мы вводим человека в метасостояние). «Это поведение имеет определенную ценность или значимость для вас; вы долгое время поступали таким образом. Вы также можете начать верить в то, что оно делает нечто полезное для вас, даже если вы не знаете, в чем именно заключается эта польза... Также вы осознаете, что вам уже не нравятся получаемые ре­зультаты, и вы желаете, чтобы это поведение пре­кратило создавать вам проблемы. Сейчас я не знаю позитивных намерений неосознаваемой час­ти... Судя по вашим ответам, вы, вероятно, тоже. Но разве вы не хотели бы знать их? Поэтому да­вайте затронем эту вашу могущественную часть и посмотрим, расскажет ли она нам, что полезное она хотела сделать для вас. Когда мы установим с ней коммуникацию, мы должны обнаружить, что на протяжении, возможно, многих лет эта часть хотела сообщить вам. Мне интересно, что вы об этом думаете? Итак, сейчас мы можем предоста­вить ей такой шанс».

4. Сделайте клиента чувствительным к сигналам от его подсознания. Когда вы уходите внутрь себя и задаете вопрос неосознаваемой части себя, вы мо­жете обратить более пристальное внимание на внутренние ощущения, образы или звуки, которые будут присутствовать в ответе. Вы не должны ни­как влиять на ответы. Ваша неосознаваемая часть, генерирующая поведение, будет осуществлять коммуникацию так, как пожелает, а вы можете просто наблюдать... за тем, как она отвечает. Про­сто спросите эту часть: «Не захочет ли моя часть, ответственная за это поведение, пообщаться со мной и рассказать мне о своих позитивных намерениях?».

Мы можем держать эту часть отдельно от поведе­ния, если будем говорить о «части, которая генерирует данную форму поведения», а не о «(назва­ние формы поведения) части». При рефрейминге мы должны быть особенно внимательными, чтобы получить информацию о позитивных намерениях неосознаваемой части. Эти намерения будут отли­чаться от поведения, как «критика» (поведение) отличается от попыток «исправить положение», «подкорректировать что-то, что я считаю пробле­мой» (намерение). Следовательно, когда мы фор­мулируем высказывания и вопросы, мы должны позаботиться о том, чтобы говорить о неосознава­емой части и о поведении как о разных вещах.

Когда человек слышит наши слова и повторяет их внутри себя, мы должны очень внимательно сле­дить за сдвигами или изменениями его физиоло­гии. При этом мы осуществляем калибровку для того, чтобы видеть, можем ли мы обнаружить неосознаваемые реакции его автономной нервной системы. Мы часто будем наблюдать у человека из­менения при задавании вопроса. Мы получим ре­акции и невербальные сигналы человека даже до того, как он осознает их. При этом мы наблюдаем за изменениями дыхания, подергиваниями паль­цев, пожиманием плеч, изменением цвета лица и т. д. Все это является возможными сигналами от подсознания - внешними сигналами. Иногда клиент будет отмечать ощущение, голос или картину внутри себя, - рассматривайте это как сигнал от подсознания. Он отличается только тем, что является внутренним.

5. Определите сигналы «да/нет>. Когда мы полу­чим сигналы от подсознания, мы можем использовать их, чтобы задавать конкретные вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Если у вас есть внутренний сигнал, скажите: «Только для того, чтобы я ясно понимал тебя и мог лучше оце­нить твою цель, если это на самом деле означает "да", пожалуйста, сделай этот сигнал сильнее..., а если это на самом деле означает "нет", пожалуй­ста, ослабь его». Повторяйте это, пока не почув­ствуете, что вы уверены в этих сигналах. «Не уси­лит ли эта часть или внутреннее состояние, гене­рирующее данное поведение, этот сигнал "да", чтобы я знал, что ты на самом деле имеешь в виду "да"». «А яркость этого сигнала "нет", связанного с уменьшением яркости, ослабь еще сильнее, если я правильно понял это как твой сигнал "нет"». Мы задаем вопросы «да/нет» в указанном поряд­ке и обычно можем получить «ощущение "да"» или «ощущение "нет"». Наша внутренняя карти­на в случае «да» может стать ярче, ближе, насы­щенней и т. д. Наш внутренний голос в случае «нет» может звучать громче, быстрее или может иметь другой тон. Наши внутренние кинестети­ческие ощущения могут в случае «да» стать более теплыми или прохладными, а в случае «нет» – более напряженными.

Внешне мы можем заметить кивание головой в случае «да» или прекращение кивания в случае «нет». Иногда неосознаваемые ответы будут про­являться таким очевидным образом. Мы также можем заметить большее напряжение лицевых мышц в случае «нет» и их расслабление в случае «да».

6. Извинитесь перед неосознаваемой частью. Если ни вы, ни другой человек, по-видимому, не смог­ли обнаружить неосознаваемую реакцию, считайте, что эта часть не будет говорить с вами. Она от­казывается. Что это значит? Наверное, она чув­ствует себя оскорбленной и недооцененной.

«При погружении вглубь себя вы, возможно, начнете осознавать, что тот способ, при помощи которого вы годами разговаривали с этой частью себя, оскорблял ее, так что она не чувствовала себя правой или оцененной, и это было вызвано тем, что вы просто не знали, что она пыталась сделать тем или иным образом что-то ценное для вас... но теперь, когда вы начали понимать это вы можете извиниться перед ней так, чтобы она узнала, что теперь вы хотите помириться и подружиться с ней, потому что если вы и она не­объективно относитесь друг к другу, это только удерживает вас в состоянии тупика »

Сделав это, вернитесь назад к определению сигна­лов «да/нет».

7. Обнаружьте ее позитивные намерения. Опреде­лив сигналы «да/нет», пусть человек погрузится внутрь себя и задаст такой вопрос: «Позволишь ли ты мне сознательно знать, что ты пытаешься сде­лать для меня, что я смогу оценить как имеющее положительное значение?». Если ответом будет «да», путь неосознаваемая часть проинформиру­ет человека о своих позитивных намерениях. Если «нет», спросите человека: «Можете ли вы прямо сейчас продолжить и поверить в то, что ваша не­осознаваемая часть имеет некоторое позитивное намерение, даже если она сейчас не расскажет вам о нем?».

8. Получите доступ к креативной части. Получите доступ к той части, которая творит, обновляет, придумывает новые фантастические идеи, и осу­ществите ее якорение. Теперь попросите часть, управляющую нежелательным поведением, сооб­щить свои позитивные намерения этой креативной части, и каждый раз, когда креативная часть будет создавать новое поведение, которое будет работать хорошо или лучше, чем старое, пусть она передает вам сигнал «да».

9. Осуществите подстройку изменений к будущему.

Когда человек погрузится в себя, пусть он спросит свою неосознаваемую часть: «Не примешь ли ты на себя ответственность за использование одной из этих трех новых форм поведения в соответствую­щих контекстах?». Позвольте вашему подсознанию определить сигналы, которые будут запускать но­вые варианты выбора, и полностью ощутить про­стое и автоматическое обладание одним из этих новых вариантов, доступных в данном контексте.

10. Проведите экологическую проверку. Снова по­грузитесь внутрь себя и спросите: «Возражает ли какая-нибудь моя часть против обладания одним из трех этих новых вариантов вместо старого поведения?»

Так как же работает «гипноз»?

«Гипноз» работает на основе использования слов, которые побуждают разум человека «войти внутрь себя», чтобы наделить значением вашу речь. В осно­ве «гипноза» лежат гипнотические языковые паттер­ны. Это относится к тем словам и лингвистическим структурам, которые «гипнотизируют» людей и «вводят их в транс». Номинализации являются самым лучшим «трансовым» языком («отношение», «само­уважение», «удовольствие», «мотивация», «расслабление»)! Эти «глаголы, превращенные в существи­тельные», потеряли свои непосредственные объекты ссылки, неясно описывают процесс, и, в результате, для определения значения слова слушатель должен «войти внутрь себя» и произвести трансдеривацион­ный поиск референтного индекса.

Эти индуцирующие транс слова облегчают про­цесс гипнотизирования - пока человек не войдет в состояние «аптайм» и не осуществит метамоделирование слов. Индексирование таких слов при помощи вопросов метамодели по существу дегипнотизирует. Это происходит путем обращения вашего внимания вовне, «повышения» сознания («аптайм»), а не внутрь вас, «понижения» сознания («даунтайм»).

Когда я (М. X.) занимаюсь гипнозом с клиентами, я знаю, что прежде всего использую эти трансовые слова.

«Вы теперь можете удобно лечь, осознавая растущее понимание того, что собираетесь ис­пытать глубокое расслабление, которое позво­лит вам высвободить некоторый неиспользован­ный потенциал, так что вы сможете начать дей­ствовать в повседневной жизни намного более удачно, при этом ваша эффективность повысится таким образом, который ваше сознание и под­сознание найдут приятным и приемлемым».

Разве вам это не понравилось? Вы пережили эти слова, когда читали их? Или вы читали их аналити­чески? Проверьте это. Дайте себе шанс заметить, как ваш разум обрабатывает такие слова и «наделяет их смыслом». Как-никак, весь «гипноз» связан с тем, что мы обращаемся внутрь и получаем доступ к концептуальной осведомленности внутри нашей души. Он сдвигает нас снаружи внутрь. О'Коннор и Сей­мур (O'Connor & Seymour, 1990) так описали это владение гипнозом:

«Транс - это состояние, в котором вы имеете высокую мотивацию учиться у вашего подсозна­ния, сосредоточившись на своем внутреннем мире. Это не пассивное состояние; вы также не находитесь под чьим-либо влиянием. Это со­трудничество клиента и психотерапевта, при этом реакции клиента позволяют психотерапев­ту узнать, что делать дальше».

«Абстрактные слова по самой своей природе обладают сильным гипнотическим эффектом, так как для того, чтобы "наделить их смыслом", вы должны войти в свой внутренний мир значений (идей, убеждений, понимания и т. д.) и получить доступ к понятийным ссылкам или создать их, перемещаясь в свой внутренний мир абстракций (что вы можете с легкостью делать с открытыми глазами), вы развиваете свой внутренний фокус» (Hall, 1994).

«Креативное использование такой лингвисти­ческой неопределенности позволяет вам гово­рить гипнотическими языковыми паттернами. Чтобы стимулировать разум (свой или чужой) при помощи номинализаций, неспецифических существительных, глаголов и т. д, побудите реципиента использовать те высказывания, которые вызывают трансдеривационный поиск, и создать на основе собственных значений переживания, состояния, эмоции и т д., на которые указывают ваши слова. При этом лингвистическая неопре­деленность звучит чрезвычайно ясно. Это вызва­но тем, что слушатель "наделяет смыслом" ваши слова, погружаясь в себя и объединяя их вместе со своими знаниями и пониманием. Вот как работают гипнотические языковые паттерны» (Hall, 1994с).

Кроме номинализаций, гипнотически работает любое слово, которое вызывает абстрактную оценку чего-либо. В НЛП проводят различие между сенсор­ными и оценочными словами различие, которое указывает нам путь в страну гипнотического языка. Язык имеет отношение к тем «реальностям», кото­рые мы не можем видеть, слышать, чувствовать, обо­нять или попробовать. Оценочные реальности чьих-либо значений, убеждений и ценностей существуют в мире, расположенном не вне нервной системы че­ловека, а внутри нее. Они существуют как нейросемантические абстракции.

Поэтому каждый раз, когда мы сообщаем (себе или другим людям) оценочные значения, мы участвуем в гипнотическом процессе. Мы имеем дело с внутренними абстракциями. Чтобы «наделить их смыслом», другие люди должны принять внутренний фокус. Это объясняет то, почему мы, американцы, обычно не «галлюцинируем* конкретные существи­тельные, обозначающие людей, места и предметы. Мы «галлюцинируем» псевдосуществительные -номинализации и оценки. В нашем мире мы «видим» неуважение, невежественность, лень и оскорбления, мы «слышим» обвинения и безответственность, мы «чувствуем» себя униженными. Знаете ли вы поня­тия, суждения и представления, которые вы «галлю­цинируете»? В главе 10 мы перейдем к изучению языковых паттернов, вызывающих транс.

 

Вопросы для размышления

1. Что вы узнали в этой главе о гипнозе?

2. Каковы основные механизмы гипноза?

3. Назовите шесть трансовых состояний, испытыва­емых вами в повседневной жизни.

4. Какие характеристики гипнотического состояния делают его таким полезным средством при работе с сознанием?

5. Определите прием, который вы используете для доступа к расслабленному, внутренне сфокусиро­ванному состоянию.

 

Гипноз. Часть II

Милтон-модель

Специфические языковые паттерны искусной неопределенности

Что можно узнать из этой главы:

  • Значение и содержание Милтон-модели
  • Почему мы говорим, что Милтон-модель противоположна метамодели
  • Специфические языковые паттерны наведения транса
  • Навык использования искусно неопределенного языка

 

Милтон-модель

После разработки метамодели Бэндлер и Гриндер познакомились с Милтоном Эриксоном, всемирно известным гипнотерапевтом и основателем Амери­канского общества клинического гипноза. Гриндер отмечает, что модель Эриксона является наилучшей моделью из тех, которые он когда-либо использовал (O'Connor & Seymour, 1990). Эриксон разработал аб­солютно новый подход к психотерапии и коммуни­кации. Вскоре после изучения работы Эриксона Бэн­длер и Гриндер опубликовали книгу «Паттерны гип­нотических техник Милтона Эриксона. Том I» (Bandler & Grinder, 1975). Позднее, в соавторстве с Джудит Делозье, они опубликовали второй том этой книги (Bandler, Grinder, & DeLozier, 1977). Бэндлер и Гриндер узнали от Эриксона о значении транса и измененных состояний сознания для психотерапии.

Многие базовые пресуппозиции НЛП основаны на изучении работы Эриксона. Он уважал подсозна­ние клиента и считал, что все поведение имеет в сво­ей основе позитивные намерения, что люди соверша­ют наилучший выбор из доступных им вариантов и обладают ресурсами для того, чтобы осуществлять желаемые изменения и т. д. Мастерство Эриксона лежит в основе многих техник НЛП установления и поддержания раппорта (подстройки и ведения).

Используя метамодель, мы обращаемся к специ­фическим деталям для восстановления искаженной, обобщенной и опущенной информации, поэтому применение метамодели выводит нас из транса. При использовании Милтон-модели мы, наоборот, осуще­ствляем укрупнение для создания новых обобщений,

«Укрупняющие» вопросы» диссоциируют проблемное состояние и ресурсы более высоких уровней (метаресурсы). Источник лечения вы найдете «наверху».

В трансе

Общая информация - Укрупнение - Более общая картина

Вопросы:

«Это пример чего?»

«С какой целью...?»

«Каковы ваши намерения?»

«Что более важное вы получите, если будете обладать этим?»

Рис. 10.1. Укрупнение/разукрупнение

Метамодель

Вне транса

Специфика — Детали — Разукрупнение

Вопросы: «Каковы примеры этого?»

«Что именно?» Любой вопрос метамодели – другой формат опущений и искажений. Вместо получения конкрет­ной информации при использовании Милтон-модели мы поднимаемся к общей информации - к более общей картине. Милтон-модель - зеркальное отра­жение метамодели (рис. 10.1).

В этой модели вы найдете множество искажений, обобщений и опущений. В ней мы намеренно исполь­зуем язык так, чтобы дать клиенту возможность вос­полнить недостающие детали. Мы предоставляем клиенту открытый фрейм и небольшой контекст, чтобы его подсознание активировало внутренний поиск. Общие фразы побуждают человека во время этого по­иска входить в транс. Поэтому языковые паттерны Милтон-модели способствуют этому процессу.

Милтон-модель - это зеркальное отражение метамодели, поэтому мы вводим человека в транс, используя нарушения метамодели. Мы не задаем во­просы - вопросы побуждают сознание подниматься I (в состояние «аптайм»).

Высшая цель «Что важного в осуществлении Г?» «Что даст вам Г?» «Что вы получите в результате выполнения Г?» Пример. (Начните снизу и продвигайтесь вверх.) «Что более ресурсное состояние дает вам?» «Это означает, что я могу быть самим собой».
Намерение Г «Что важного в осуществлении В?» «Что даст вам В?» «Что вы получите в результате выполнения В?» «Что вам дает чувство меньшей нервозности?» «Оно позволяет мне быть более ресурсным».
Намерение В   «Что важного в осуществлении Б?» «Что даст вам Б?» «Что вы получите в результате выполнения Б?» «Что вы получаете, занимая свои руки каким-нибудь делом? «Я становлюсь менее нервозным».
Намерение Б     «Каково ваше положительное намерение в осуществлении А?»   «Каково ваше положительное намерение в курении?» «Я нахожу занятие для рук».
Поведение А «Что даст вам А?» «Что вы получаете в результате выполнения А?» Поведение — курение сигарет; результат — отказ от курения.

 

Ниже приведен пример творческого использования нарушений метамодели I для введения человека в состояние транса.

Милтон-модель - это зеркальное отражение метамодели, поэтому мы вводим человека в транс, используя нарушения метамодели.

Знаете?

Верно?

Разве вы не знаете?

Не правда ли?

Разве вы не можете?

«Я знаю (чтение мыслей), что вы начали полу­чать новые знания (номинализация) об огромном количестве важных для вас вопросов (неспецифи­ческое существительное). Учиться, по-настоящему учиться хорошо (утраченный перформатив)... Приобретая новые знания (пресуппозиция), вы уже начали изменяться (причинно-следственные отношения), и я не знаю, какие чувства у вас это вызывает... но вы можете изменяться. Тот факт, что вы уже начали изменяться таким изящным способом, означает, что лечение (комплексный эквивалент) началось. Вы, возможно, пережива­ете эти изменения (пресуппозиция) в том, как вы себя чувствуете или просто в том, как вы говорите с самими собой. Так как изменения (номинали­зация) начались, это означает, что все (квантор общности) другие требующие лечения области также могут начать изменяться (все предложе­ние - комплексный эквивалент). Вы можете из­мениться (модальный оператор возможности и неспецифический глагол) так, как требуется (мо­дальный оператор необходимости). Изменять­ся - более или менее правильное решение (утраченный перформатив, неполное срав­нение)»

В дополнение к этим категориям метамодели Милтон-модель предлагает и другие категории, список которых приводится ниже.

1. Краткие общие вопросы

Вы можете избежать сопротивления высказыва­нию, поместив в его конце вопрос, не так ли? Вопрос, добавленный в конец высказывания, приковывает к себе внимание, позволяя, таким образом, другой со­держащейся в высказывании информации перейти непосредственно в подсознание. «Хорошо, что я де­лаю это, не так ли?» Краткие общие вопросы «пере­носят» в подсознание внушение, содержащееся в пер­вой части высказывания.

Примеры:

«Не так ли?»

«Разве не так?»

2. Подстройка к текущему опыту

Действенным средством установления раппорта и наведения транса является подстройка к текущему опыту клиента при помощи высказываний, которые «согласуются» с этим опытом и «похожи» на него. Подстройка к текущему опыту ассоциирует челове­ка с внутренним фокусом.

«Вы можете чувствовать, что сидите в кресле или лежите... Читая этот материал, вы продолжа­ете вдыхать и выдыхать, сначала быстро и неглу­боко, а затем, дыша глубже, вы можете стать бо­лее расслабленными, не так ли? Звуки в комна­те и вне комнаты, слова на странице означают, что вы можете глубже и глубже погрузиться в транс».

Конечно, то, что вы обращаете внимание на звуки в комнате, не имеет никакого отношения к расслаб­лению, пока вы их не свяжете. Поэтому когда мы го­ворим с подсознанием, оно может сказать:

«Да, теперь, когда вы сказали это, я слышу звуки и могу дышать глубже и, конечно, это делает следу­ющее высказывание о вхождении в транс гораздо более правдоподобным».

Примеры:

Вы слышите мой голос.

Мы в этой группе.

Вам это понравится больше.

Вы замечаете каждое моргание своих глаз.

Сидя здесь, вы теперь можете слышать внешние звуки...

А также вы можете слышать внутренние звуки...

Вы можете ощутить, как вас заливает свет...

Продолжая вдыхать и выдыхать...

Вы можете почувствовать, что глубже и глубже погружаетесь в транс.

3. Двойные связи

«Вы можете войти в транс сейчас или десять ми­нут спустя; я не знаю, как вы поступите...» Если ваше подсознание приняло предположение, заключенное в этом высказывании, вы или уже вошли в транс, или сделаете это в ближайшее время. При двойных свя­зях в фразе содержится невысказанное предположе­ние. Родители, по-видимому, обладают естественным талантом использования двойных связей. «Джон, когда ты будешь делать домашнюю работу? До нача­ла этой телевизионной передачи или сразу после ее окончания?» «Теперь, когда вы вошли в транс, какую руку вы хотите поднять? «Вы хотите, чтобы подня­лась правая рука или левая?» Вопрос о том, какой руке будет соответствовать определенный образ (при визуальном сдавливании), является примером двой­ной связи.

Рис. 10.3. Двойная связь

 

Вопрос «Вы желаете, чтобы поднялась правая или левая рука?» предоставляет выбор того, какую руку поднимать, но в вопросе предполагается, что одна рука обязательно поднимется.

Примеры:

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...