Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Мы живём на Урале»
- Принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка.
2. Принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс.
3. Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
4. Принцип индивидуализацииопирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
- Принцип позитивной социализации ребенкапредполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми.
- Принцип свободной самостоятельной деятельности детей,где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно.
- Принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Знакомство с народной культурой»
- Принцип целостности содержания образования предполагает, что представление дошкольника о социальном мире должно быть единым и целостным.
- Принцип смыслового отношения к мирупредполагает, что мировоззрение – не отстранённое «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоционально-смыслового.
- Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
- Принцип ориентировочной функции знаний, т.е. содержание дошкольного образования не есть некоторый набор информации, отобранной и систематизированной. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребёнка ориентировочной основы, которую он может использовать в различных видах своей игровой, познавательной и продуктивной деятельности.
- Принцип овладения культурой обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире (или образе мира) и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп.
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 5-го года жизни.
Возрастные особенности детей
Возрастная характеристика, контингента детей 5-го года жизни, воспитывающихся в образовательном учреждении
Образовате-льная область
| Возрастная характеристика развития детей 5-го года
| Особенности развития группы детей 5-го года жизни (средняя группа)
| Речевое развитие
| Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
| Развитие всех компонентов устной речи.
Дети проявляют инициативность, активность, доброжелательность в речевом общении, устанавливают контакты со сверстниками, умеют договариваться с другими детьми и объяснять друг другу свои притязания. Но дети затрудняются правильно и четко произносить свистящие согласные, четко произносить слова, используемые в повседневной жизни. Проявлять спонтанные словотворчество в играх со звуками и рифмами. Так же дети затрудняются пересказывать литературные произведения с опорой на рисунки.
| Познавательное развитие.
| Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
|
«Формирование целостной картины мира»
Дети могут проследить изменения в погоде, в жизни растений и животных. Умеют описать состояние погоды, знают классификацию предметов и представителей живой природы. Затрудняются в определении частей суток, путают времена года и составлении описательных рассказов о растениях и животных. Недостаточно развиты гендерные представления, знания о профессиях.
По ФЭМП:
Дети умеют считать до 5 и.т.д, различать геометрические фигуры и тела., образовывать разные количественные группы предметов. Слабо ориентируются в пространстве и в последовательности названий ближайших дней.
По конструктивной деятельности:
Дети затрудняются устанавливать место положения частей и деталей, анализировать объекты.
| Физическое развитие
| В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребёнка, неспособность завершить её по первому требованию, совершение действий, направленных на достижение отдалённого результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретённых ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определённые интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).
| Продолжать работу на формирование психофизических качеств у детей:
· быстрота;
· ловкость;
· скоростно-силовые качества;
· метание вдаль;
· координационные способности.
| Художественно-эстетическое развитие
| У ребёнка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребёнок становится активным участником творческой продуктивной деятельности. На пятом году жизни ребёнок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отражённые в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразным и т.д. у ребёнка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками.
| Дети умеют узнавать образы, эмоционально откликаться на образное содержание, выражать свое отношение к изображаемому, но затрудняются составлять новый световой фон, отбирать материалы, инструменты и способы изображения, создавать нарядные, яркие, обобщённые образы.
| Социально-личностное развитие
| Имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своём выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими детьми проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения.
| Дети владеют основными способами самообслуживания, могут применять усвоенные нормы, правила поведения и проявлять сопереживание, сочувствие. Некоторые дети не умеют контролировать свое поведение, выполнять определенные трудовые действия, доводить дело до конца.
| | | | | | 2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования
2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
|