Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Мы живём на Урале»

  1. Принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, кли­матических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка.

2. Принцип культуросообразности предусматривает необходи­мость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс.

3. Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и ме­тодов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.

4. Принцип индивидуализацииопирается на то, что позиция ребенка, входяще­го в мир и осваивающего его как новое для себя простран­ство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрос­лым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть про­должателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Осво­бождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельно­сти. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

  1. Принцип позитивной социализации ребенкапредполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми.
  2. Принцип свободной самостоятельной деятельности детей,где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно.
  3. Принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Знакомство с народной культурой»

  1. Принцип целостности содержания образования предполагает, что представление дошкольника о социальном мире должно быть единым и целостным.
  2. Принцип смыслового отношения к мирупредполагает, что мировоззрение – не отстранённое «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоционально-смыслового.
  3. Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  4. Принцип ориентировочной функции знаний, т.е. содержание дошкольного образования не есть некоторый набор информации, отобранной и систематизированной. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребёнка ориентировочной основы, которую он может использовать в различных видах своей игровой, познавательной и продуктивной деятельности.
  5. Принцип овладения культурой обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире (или образе мира) и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп.

 

 

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 5-го года жизни.

Возрастные особенности детей

Возрастная характеристика, контингента детей 5-го года жизни, воспитывающихся в образовательном учреждении

Образовате-льная область Возрастная характеристика развития детей 5-го года Особенности развития группы детей 5-го года жизни (средняя группа)
Речевое развитие   Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие всех компонентов устной речи. Дети проявляют инициативность, активность, доброжелательность в речевом общении, устанавливают контакты со сверстниками, умеют договариваться с другими детьми и объяснять друг другу свои притязания. Но дети затрудняются правильно и четко произносить свистящие согласные, четко произносить слова, используемые в повседневной жизни. Проявлять спонтанные словотворчество в играх со звуками и рифмами. Так же дети затрудняются пересказывать литературные произведения с опорой на рисунки.  
Познавательное развитие. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.   «Формирование целостной картины мира» Дети могут проследить изменения в погоде, в жизни растений и животных. Умеют описать состояние погоды, знают классификацию предметов и представителей живой природы. Затрудняются в определении частей суток, путают времена года и составлении описательных рассказов о растениях и животных. Недостаточно развиты гендерные представления, знания о профессиях. По ФЭМП: Дети умеют считать до 5 и.т.д, различать геометрические фигуры и тела., образовывать разные количественные группы предметов. Слабо ориентируются в пространстве и в последовательности названий ближайших дней. По конструктивной деятельности: Дети затрудняются устанавливать место положения частей и деталей, анализировать объекты.
Физическое развитие В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребёнка, неспособность завершить её по первому требованию, совершение действий, направленных на достижение отдалённого результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретённых ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определённые интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Продолжать работу на формирование психофизических качеств у детей: · быстрота; · ловкость; · скоростно-силовые качества; · метание вдаль; · координационные способности.  
Художественно-эстетическое развитие У ребёнка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребёнок становится активным участником творческой продуктивной деятельности. На пятом году жизни ребёнок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отражённые в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразным и т.д. у ребёнка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками. Дети умеют узнавать образы, эмоционально откликаться на образное содержание, выражать свое отношение к изображаемому, но затрудняются составлять новый световой фон, отбирать материалы, инструменты и способы изображения, создавать нарядные, яркие, обобщённые образы.
Социально-личностное развитие Имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своём выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими детьми проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. Дети владеют основными способами самообслуживания, могут применять усвоенные нормы, правила поведения и проявлять сопереживание, сочувствие. Некоторые дети не умеют контролировать свое поведение, выполнять определенные трудовые действия, доводить дело до конца.
         

2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

 

2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...