Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этюд одетой фигуры, стоящей с опорой на одну ногу. Одежда разноцветная и разнофактурная. (Контрастный фон / Фон, сближенный по тону с фигурой)

 

 

Направление подготовки: 072500 Дизайн

Профиль подготовки: Дизайн костюма

Промышленный дизайн

Квалификация (степень)

выпускника:бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет: Технологический

Кафедра: Технология и дизайн швейных изделий

 

Разработчик:

ассистент __________________ Михайлов Д.В.

(подпись)

 

 

Новосибирск - 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

 

ПСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: «ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ, СТОЯЩЕЙ С ОПОРОЙ НА ОДНУ НОГУ»…………………………6

 

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ ЭТЮДОВ………………….13

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ……………………15

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………..……………………………..16

 

ПРИЛОЖЕНИЕ….………………………………………………………….…….18

 


ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем начать разговор о последовательности выполнения задания, этюда одетой фигуры в технике масляной живописи, логично будет дать определение термину «живопись».

Живопись-вид изобразительного, художественные произведения, которого, создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Во все времена изображение фигуры человека являлось одной из сложнейших задач. Изображение фигуры человека связано с передачей различной пространственной среды. Поэтому на данном этапе учебно-творческой деятельности студентам бакалавриата требуется развивать как цветовое, так и тоновое восприятие. Они в свою очередь облегчат процесс различия цветотоновых нюансов, в том числе обусловленных удалённостью изображаемого объекта от рисующего. Развитость цветотонового восприятия напрямую связана с умением «видеть» и передавать изменение цвета в пространстве, сложные нюансные оттенки человеческого тела и среды, обусловленные как особенностями освещения, так и принадлежностью пространственным планам.

Цель данного методического указания, заключается в том, что бы познакомить студентов с последовательным ведением работы над длительным этюдом.

Во время работы студенты должны решить комплекс учебных задач художественно-профессионального и технологического характера:

- цветотоновой анализ постановки;

- выбор интересной оптимально-выразительной точки зрения на модель;

- компоновка изображения в заданном формате;

- анатомический и конструктивный анализ человеческого тела, умение читать анатомическую основу по внешней пластике форм;

- передача пластической характеристики и пропорций модели;

-моделировка сложной формы, обусловленная силой, характером освещения и влиянием окружающего пространства, моделирование объёма больших и малых форм (посредством выявления цветотоновых отношений);

- передача плановости фигуры;

- проработка мелкой пластики различных частей тела (кистей, стоп, частей лица и т.п.) в соответствии с планами изображения;

- организация колористической гармонии;

- грамотная передача цветотонового взаимодействия фигуры и фона;

- грамотное акцентирование и обобщение изображения;

- придание целостности и законченности произведению;

- придание схожести изображения посредством выделения характерных черт натуры;

- исполнение работы в технике масляной живописи с применением ранее изученных живописных приёмов;

- систематика работы в технике многослойной живописи, соблюдение поэтапности в работе (подготовительный рисунок, подмалёвок, прописка, обобщение), использование различных фактур красочной поверхности.

Для успешного формирования навыка изображения человеческой фигуры требуется чередование различных видов работ. В отношении процесса живописи необходимо выделить такие виды работ, как этюд длительный и кратковременный. Эти задания отличаются своими целями, задачами и методикой ведения живописного процесса. При этом, кратковременные этюды студенты делают самостоятельно, без участия преподавателя. Такие упражнения способствуют целостному видению цветовых отношений в натуре, а также передачи пространственности в работе.

 


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

«ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ, СТОЯЩЕЙ С ОПОРОЙ

НА ОДНУ НОГУ»

 

Методика работы над длительным живописным этюдом принципиально отличается от методики работы над краткосрочными этюдами. Длительность исполнения произведения предполагает выделение в работе ряда последовательных этапов.

Прежде чем приступить к работе, нужно рассмотреть модель, выбрав ме­сто, с которого четко лепится форма. Нельзя садиться слишком близко к по­становке — это сильно затруднит задачу целостного восприятия фигуры. Расстояние до модели должно быть не меньше, чем два ее роста.

Сначала делают небольшие эскизы, в которых находят наилучшее ком­позиционное решение и распределяют тональные и цветовые массы, наме­чая обобщенно освещенные места и тени на фигуре и их отношение к фону. Затем приступают к выполнению подготовительного рисунка на холсте. Для этой цели хорошо подойдёт жидко разведённая «Охра» или «Марс коричневый». В случаи возникновения ошибки, её можно исправить путём правильного рисунка, но уже более интенсивным тоном. Поэтому первоначально рисунок должен выполняться лёгкими движениями в виде наброска, без проработки мелких деталей, чтобы без ущерба для дальнейшей чистоты работы можно было подправить пропорции или композиционное размещение фигуры на холсте.

Компоновка на холсте проходит следующим образам, сверху и снизу оставляются совсем небольшие промежутки от краёв. Такая компоновка применяется в учебных заданиях, чтобы максимально увеличить область для лица, что в свою очередь облегчает мелкую прописку частей лица. Соотношение головы к фигуре, у среднестатистического человека равна 1:8, поэтому на холсте, который обычно берётся 50х70 см., для учебных заданий, если закомпоновать фигуру иначе, то область лица будет мелкой, и возникнет сложность при прописке мелких деталей.

Что касается левой и правой стороны, то необходимо руководствоваться тем, в какую сторону обращена натура. Перед лицевой частью оставляется больше места чем, перед боковой частью фигуры.

Согласно заданию, фигура стоит в «контрапосте», т.е. в положении стоя с опорой на одну ногу. Для правильного изображения фигуры в контрапосте, необходимо мысленно провести у натуры от ярёмной впадины отвес и проанализировать, на сколько он отходит или не отходит от пятки на которую опирается натура. Затем полученное наблюдение нужно изобразить на холсте, с помощью жидко разбавленной краски. Таким образом, натура не будет казаться падающей, т.к. линия центра тяжести будет приходить от яремной ямки к внутренней лодыжке ноги, несущей нагрузку.

В случаи, если стоящая фигура будет опираться на две ноги, то отвес пройдет через яремную ямку и лобковое сочленение к плоскости опоры.

Затем определяют пропорции и движение натуры, намечая направления основных частей тела, определяют, наклон плечевого пояса по отношению к тазовому и вспомогательной линией соеди­няют коленные чашечки. Решив обобщенно взаимосвязь частей фигуры в той же последовательности, что и в заданиях по рисунку, нужно уточнить характеристику и движение анатомической формы тела.

В одетой фигуре необходимо проследить ее анатомическое строение, тогда случайные складки не собьют рисунок. Пластика должна отвечать внутреннему строению фигуры, так как только тогда можно убедительно выразить движение натуры, ее положение в пространстве

В процессе построения рисунка одетой фигуры нужно обобщенно, лег­кими, линиями намечать под внешним покровом одежды формы обнаженной фигуры. Тонкие ткани лучше облегают фигуру, а направления их складок хорошо подчеркивают форму и ее движение.

После предварительного рисунка, можно приступать ко второму этапу работы. Второй этап работы над длительным этюдом называется «подмалевок», он заключается в том, чтобы задать первичные цветотоновые отношения: взаимодействие большой формы и пространства, отношения света и тени внутри формы, преимущественно контрастные взаимосвязи тонов, теплохолодности, иногда фактур. Писать подмалевок нужно без белил, жидко разбавленными красками, про­ложив теневые участки и определив освещенные места. Тут же необходимо взять верные цветовые отношения. Находя большие, тональные массы, нуж­но выявить общую силуэтность фигуры к фону. Как правило, в первых постановках теневые места натуры темнее фона, а освещенные несколько светлее. В живописи фигуры и фона нужно передать ощущение пространства. Если этого не достичь, то получится, что фон как бы «приклеен» к модели. Нельзя также допускать резкой границы теневой части с фоном, что затрудняет передачу объемной формы.

На стадии подмалевка работа должна идти интенсивно, основанная на чувственном восприятии натуры, важно прокрыть весь холст, не оставляя белый цвет грунта.

Следующий этап называется «прописка», он заключается в решении множество задач: уточнение цветотоновых отношений в работе, композиционных пластических связей, передача особенностей освещения, выявление объёмных, фактурных и материальных качеств объектов и предметов. Прописка может выполняться, в зависимости от манеры письма, различными способами: корпусным, фактурным или тонким, часто лессировочным письмом.

В работе над человеческой моделью на этом этапе идёт активная разработка полутонов, поиск рефлексивных взаимосвязей, более сложно прорабатываются цветовые и тоновые отношения, выявляющие характер и направленность освещения. Выявляются пространственные планы постановки. Тщательно моделируется большая форма и выявляется мелкая пластика. Необходимо обратить внимание на индивидуальную окраску кожного покрова модели и её изменение в связи с освещением и рефлексией окружающего пространства. Организуется колористическое единство изображение в соподчинении с общей тональностью работы. Выявляется схожесть с оригиналом и психологическая характеристика постановки.

После обобщенной прописки основных участков изображения переходят к лепке форм головы, торса, рук, Обобщенно прописывают нижнюю часть постановки, которая в комнатных условиях обычно несколько затемнена. Решая задачу выявления формы, нужно передавать и индивидуальную ха­рактеристику фигуры, ее движения. Нужно уметь грамотно передать фигуру в условиях определенного освещения. При этом нельзя писать мелкие формы лица и другие детали, не наметив большую форму. Неправильно начинать в этюде фигуры, например, у кистей рук сразу же выписывать отдельные пальцы. Кисть руки нужно наметить сначала обоб­щенно, угадав сочетания красок и основные светотеневые отношения, не на­рушая подготовительный рисунок. Те части фигуры, которые находятся ближе к нам и к свету, видны более контрастно, поэтому и изображать их лучше пастозно, корпусно. В то же время в теневых участках и в более удаленных местах постановки отношения мягче. Воздушная среда, в которой находится постановка, смягчает границы формы.

Весь процесс живописи нужно вести отношениями. Нельзя писать осве­щенную часть формы, не сравнивая ее по цвету с теневой частью и не согласуя с общим колористическим строем постановки. Среди многочисленных складок одежды нужно, прежде всего, изображать самые крупные, харак­терные. В освещенной части фигуры они могут быть выполнены очень конт­растно и объемно.

После того, как основные отношения определены, форма натуры вылеплена, композиционные центры (голова, руки) прописаны, необходимо приступить к завершающему этапу. Отходя от мольберта на несколько шагов необходимо постараться, обобщенно взглянуть на всю постановку «сразу», сравнив ее с изо­бражением на холсте. На завершающем этапе происходит обобщение. Что это такое? В процессе скрупулезной детализации лица, складок на стадии прописки, происходит раздробленность работы: тона, цвета, пространства. Чтобы работа не казалась плоской мозаикой, надо обледенить незначительные переходы в свету, погрузить натуру в единую среду, в которой действуют законы рассеивания света. Таким образом, рефлексы не должны быть яркими, а задний план не смотря на то что по заданию он контрастный, не должен выходить на передний план, он слегка приглушается, посредством введения в его холодноватого оттенка и смягчения переходов одной складки в другую.

Обобщение выполняется лессировкой, т.е. жидко разведёнными красками.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...