Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ ЭТЮДОВ

 

Методические особенности работы над кратковременным этюдом фигуры человека на прямую зависят от времени. Временные рамки определяют учебную задачу: за небольшой промежуток времени, обходясь оптимальным количеством средств выражения, наиболее выразительно передать живописно-пластические характеристики натуры. Однако необходимо передать не только общий пластический и цветовой характер постановки, но и дать характеристику индивидуальных черт модели.

Первостепенное значение в данном виде работ имеет умение видеть большую форму, силуэт, пятно. Начало работы наиболее чётко показывает, насколько учащийся научился работать отношениями, воспринимать пятно как потенциальную форму, обладающую набором определённых характеристик проявляющихся только в сопоставлении с окружением. Научиться мыслить отношениями, значит научиться сравнивать и соподчинять части целого, выстраивая структуру цветовых и тоновых взаимосвязей, светлотных градаций.

Кратковременный этюд, как вид работы, ориентирован на развитие целостного восприятия, выражающегося в умении жертвовать деталями ради сохранения выразительности большой формы, что предполагает некоторую обобщённость изображения. Однако, при этом, необходимо стремиться к тому, чтобы работа смотрелась завершённо, несмотря на отсутствие подробной моделировки формы. Для успешного выполнения подобного задания, необходимо ориентировать учащихся на выполнение определённых задач, отличных от задач длительного этюда.

В краткосрочном этюде важным представляется умение быстро «схватить» форму модели, её конструктивную сущность, увидеть цветовые и тоновые особенности.

Традиционно, работа состоит из трёх этапов: компоновка, построение, живописное изображение. Живопись выполняется в технике «алла-прима». Особенностью данного метода заключается в том, что живопись ведётся «по-сырому», часто в один слой. Работа создаётся в течение одного, максимум двух дней, пока краска на холсте не высохла. Поэтапность, в подобной технике письма, практически отсутствует. По рисунку, выполненному часто сразу кистью, прокладываются цветовые пятна, максимально приближенные по цветовым и тоновым, пластическим характеристикам к окончательному результату. Каждый элемент в изображении доводится сразу до желаемого состояния.

Характерными особенностями работ, выполненных в технике «алла-прима», являются некоторая эскизность, сочность, свежесть, выразительность цвета, возможность сочетания в работе множества фактур, быстрота в исполнении и, хорошая сохранность во времени.

Первостепенно важным является выбор точки зрения, с которой натура смотрится наиболее интересно. Следует выбрать такое место, чтобы фигура выглядела пластически выразительно, в динамическом повороте, сложном ракурсе, с интересным распределением светотени, в контрастном силуэтном решении, оптимально выявляющим характер формы и.т.п.

После композиционного решения и выполнения рисунка начинается работа цветом. В зависимости от выделенного на работу времени, стадия подмалёвка может и отсутствовать, при этом живопись ведётся сразу в полную силу цвета и тона, то есть в прямом цвете. Если же подмалёвок как этап присутствует, то после его выполнения, сразу же «по-сырому» выполняется следующая прописка, которая ведётся более «корпусно». Для выразительности выявления формы, пространства целесообразно использовать разность фактур. Очень удобным в данном случае представляется по тонкослойному, часто практически монохромному, сдержанному подмалёвку, оставляя тонко прописанные тени, более фактурно, используя динамику мазка, выявлять освещённые поверхности.

Необходимо понять, что вначале следует передать общий цветовой характер натуры, её движение, пропорции, тоновую взаимосвязь фигуры и пространства, уловить большие отношения, а затем уточнить всё увиденное.

 

 


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Студент допускается к сдаче экзамена при условии сдачи всех практических работ ПЗ и СРС с оценкой не менее min баллов за каждую. Максимальный балл за выполнение практической экзаменационной работы равен 40. Экзамен состоит из выполнения практического задания «Этюд одетой фигуры, стоящей с опорой на одну ногу».

 

Экзаменационная работа оценивается по пятибалльной шкале.

 

Задачи экзаменационной постановки Снижение оценки из-за отсутствия качества
- грамотно закомпоновать фигуру человека на изобразительной плоскости; - ритмически грамотно организовать пространство постановки; 1 балл
- грамотно определить пропорции фигуры человека, ее движение, характер; 1 балл
- разобрать большие тональные отношения в этюде; - разобрать большие цветовые отношения в этюде; - разобрать световой и цветовой контрасты; 1 балл
- создать на цветовую сложность, многоцветие; 1 балл
- создать образность и гармоничность натурной постановки. 1 балл

 

После выставления оценки по пятибалльной шкале, для определения суммарного рейтинга студента экзаменационная оценка переводится в баллы в соответствии с таблицей

 

неудовлетворительно 0 баллов
удовлетворительно 11..20 баллов
хорошо 21..30 баллов
отлично 31..40 баллов

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

Б-1. Бесчастнов, Н.П. Живопись: Учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков – М.: Владос, 2009. – 224с.

Б-2. Визер, В.В. Живописная грамота: основы искусства изображения / В. В. Визер. – СПб.: Питер, 2007. - 186 с.

Б-3. Визер, В.В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. – СПб.: Питер, 2007. - 191 с.

Б-4. Кравченко, К.А. Рабочая программа учебной дисциплины «Академическая живопись». Направление подготовки: 072500 Дизайн / К.А. Кравченко - Новосибирск, 2012.

Б-5. Ломов, С.П. Живопись. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / С.П. Ломов – М.: АГАР, 2008. – 232с.

Б-6. Штаничева, Н.С. Живопись: Учебное пособие для вузов / Н.С. Штаничева, В.И. Денисенко. – М.: Академический проект, 2009.- 271 с.

Б-7. Яковлева Н.К. Фигура человека. Основы техники изображения / Н.К. Яковлева - М.: Мир книги, 2012. – 96с.

Б-8. Яшухин, А.П. Живопись: Учебник / А.П. Яшухин, С.П. Ломов; Ред. Н.В. Миненкова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 2010. - 232с.

 

Дополнительная литература:

 

 

Б-10. Алехин, А. Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся / А.Д. Алехин – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.

Б-11. Баранчук И. Живопись от А до Я / И. Баранчук – М.: Сибирский цирюльник 2003.

Б-12. Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства / Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1977.

Б-13. Васильев, Ф.А. Образ и цвет / Ф.А. Васильев – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 28 с.

Б-14. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков – М.: Искусство, 1984. - 317с.

Б-15. Голубева, О. Л. Основы композиции: Учебное пособие для вузов / О. Л. Голубева – М.: Искусство, 2004. – 120 с.

Б-16. Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи / А.С. Зайцев – М.: Искусство, 1986. – 158с.

Б-17. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись : учеб. пособие / Ю.М. Кирцер. – М.: Академия, 2005. - 271 с.

Б-18. Раушенбах, Б.В. Пространственное построение в живописи / Б.В. Раушенбах – М.: Наука, 1999. – 342 с.

Б-19. Рисунок. Живопись. Композиция : хрестоматия : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / сост.: Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев – М.: Просвещение, 1989. - 208 с.

Б-20. Секачёва, А.В. Рисунок и живопись: Учебник для средних специальных учебных заведений. / А.В. Секачёва, А.М. Чуйкина – М.: Лёгкая промышленность, 1983.

Б-21. Соколова, Е. И. Фигура человека в живописи: Фигура в декоративном

окружении; Фигура - декоративное решение: Учебное пособие / Е.И. соколова – М.: МАИ, 1988.- 68 с.

Б-22. Техника живописи. Практические советы / Под ред. А. С. Чекалова – М.: Искра революции, 1960. - 97 с.

Б-23. Унковский, А.А. Живопись фигуры. Работа над этюдами головы и фигуры человека. Портрет: Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов / А.А. Унковский – М.: Просвящение 1968. - 66с.

Б-24. Унковский, А.А. Живопись: Вопросы колорита / А.А. Унковский – М., 2003.- 432 с.

Б-25. Шашков, Ю.П. Живопись и её средства: Учебное пособие для вузов / Ю.П. Шашков – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 128 с.

Б-26. Яшухин, А.П. Живопись / А.П. Яшухин А.П. – М., 2001.- 274 с.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...