Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные и муниципальные УП.

К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия); во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:

· наименование предприятия с указанием собственника (для казенного - с указанием на то, что оно является казенным) и место нахождения;

· порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;
· размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

Уставный фонд унитарного предприятия полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда – не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию. Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов. Унитарное предприятие может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.

Классификация организаций

 

Для проведения некоторых видов деятельности предприятие обязано получать у соответствующих государственных органов лицензию – официальный документ на основании которого разрешается осуществлять указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока и определяются условия осуществления этого вида деятельности.

Так, например, для хранения нефти, газа и продуктов их переработки требуется разрешение Министерства экономического развития и торговли РФ; утилизации, складирования, перемещения и размещения промышленных и иных отходов – Министерства природных ресурсов (Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования); реализации туристической деятельности на международном уровне – Министерства здравоохранения и социального развития (Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму).

Поскольку условия функционирования предприятия (ставки налогов, вид амортизации основных фондов, таможенные сборы и т.д.) зависят от характера и особенностей деятельности, то немаловажное значение имеет перечень направлений деятельности, зафиксированный в уставе предприятия.

Одновременно государство с целью регулирования важнейших макроэкономических пропорций может вводить те или иные льготы для предприятий приоритетных отраслей народного хозяйства и промышленности. Поэтому российскими и зарубежными стандартами при регистрации предприятия (юридического лица) предусмотрена фиксация соответствующего вида экономической деятельности. Для этого используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный с Международной стандартной отраслевой классификацией видов деятельности (МСОК).

МСОК имеет 17 секций, обозначенных заглавными буквами латинского алфавита. Одни секции состоят из единственного раздела (например, строительство и образование), другие – из нескольких. Всего в МСОК входит 159 групп, которые образуют 290 классов.

Разделы и группы представлены с учетом:

· характера производимых товаров и услуг (физического состава, стадии производства);

· назначения товаров и услуг;

· видов сырья, обработки и технологии производства.

Классы устанавливаются с учетом основной части продукции, производимой включенными в этот класс единицами.

Единицами наблюдения в МСОК являются объекты, по которым ведется сбор информации, однородные по экономической деятельности и по местоположению. Единицей вида деятельности может быть предприятие или часть предприятия (подразделение).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) совпадает по высшим иерархическим уровням с видами и числом групп, представленных в МСОК. В ОКДП входит 55 тыс. видов продукции и услуг по всем отраслям экономики.

Кодовые обозначения: четырехзначный цифровой десятичный код – для видов экономической деятельности; семизначный цифровой десятичный код – для группировок продукции и услуг.

Совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности, образует отрасль экономики. Каждая организация относится к той отрасли, которая соответствует основному виду деятельности. По перечню отраслей экономики группируются отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги.

Отрасль определяется как совокупность предприятий или подразделений предприятий, которые расположены в одном месте, заняты одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится основная часть добавленной стоимости. Предприятия, которые осуществляют несколько видов производственной деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям подразделяют на заведения. При невозможности выделения какого-либо подразделения в качестве заведения его деятельность учитывается вместе с основной деятельностью.

Любая классификация периодически пересматривается, что отражает процесс дифференциации в промышленности, то есть возникновение новых производств и видов деятельности, отмирание старых – постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Таблица 3

Пример классификации видов деятельности по ОКВЭД

Код Вид производства
Раздел Д Обрабатывающие производства
Подраздел ДК-29 Производство машин и оборудования
29.1. Производство механического оборудования
29.11 Производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей
29.11.1 Производство двигателей
29.11.2 Производство турбин
29.11.21 Производство паровых турбин
29.11.22 Производство гидравлических турбин и водяных колес
22.11.23 Производство газовых турбин

Таким образом, отрасль промышленности представляет собой совокупность промышленных предприятий, для которых характерно либо единство назначения производимой продукции, либо общность применяемых технологических процессов, либо однородность перерабатываемого сырья.

Для отнесения предприятия к той или иной отрасли не обязательно наличие всех приведенных признаков. В экономической практике обычно учитывается один, доминирующий признак.

В экономической теории и практике используются следующие основные признаки, положенные в основу классификации отраслей промышленности:

· функциональное назначение продукции;

· уровень монополизации производства;

· экономическое своеобразие.

На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Чистая (совершенная) конкуренция возникает при определенных условиях:

• наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке, однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

• доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;

• фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли;

• фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители (субституты). Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить 'экономический (например, исключительное право предприятия на какой-либо производственный ресурс, патент на изобретение или технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности).

Если в условиях совершенной конкуренции предприятие выбирает только объем производства, цена задается внешним образом и предприятие вынуждено приспосабливаться к ней, то в условиях монополии предприятие-монополист не только определяет собственный объем производства, но и устанавливает цену. Не следует, однако, преувеличивать и силу монопольной власти отдельного предприятия. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, появлением товаров-заменителей, импортом аналогичных товаров, а также межотраслевой «борьбой за рубль потребителя» – конкуренцией со стороны производителей различных благ, каждый из которых стремится увеличить долю своих товаров в потребительском бюджете.

Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение, поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т.п.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Легкость вступления не означает, однако, полного отсутствия каких-либо барьеров. Ими могут быть патенты, торговые марки и т.п., но в отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.

При значительной дифференциации производимой продукции трудно найти два предприятия, производящих совершенно аналогичный продукт или услугу. Границы отрасли нередко оказываются размытыми. Каждое предприятие проводит самостоятельную ценовую политику и осуществляет товарную стратегию, а с другой стороны, тайный сговор между ними и проведение единой рыночной политики затруднительны, как практически невозможны предсказание и учет действий всех участников монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.

Олигополия– рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3–4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть продукции выпускается 6–8 предприятиями.

Олигопольная ситуация обычно порождается наличием высоких барьеров для вступления в отрасль. Они могут быть связаны:

· с эффектом масштаба – экономически эффективным в ряде отраслей (например, в автомобильной промышленности) оказывается только крупномасштабное производство,

· патентной монополией (например, в наукоемких отраслях), монопольным контролем над редкими источниками сырья (например, в нефтедобыче),

· высокими расходами на рекламу (например, в производстве прохладительных напитков или шоу-бизнесе), другими естественно сложившимися или искусственно созданными барьерами.

Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость – число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

В условиях олигополии возможны два варианта поведения предприятия:

· некооперативное и

· кооперативное.

При некооперативном поведении каждое предприятие самостоятельно решает проблемы определения цены и объема производства, не оглядываясь на действия или возможную ответную реакцию со стороны других фирм отрасли. Такое поведение может быть характерно для «ведущей фирмы», которая осуществляет контроль более чем над половиной рынка, или для предприятия, начинающего ценовую войну. Ценовая война – постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

При кооперативном поведении предприятия-олигополисты учитывают и согласовывают рыночные стратегии и тактики. Одни фирмы пытаются предвидеть поведение соперников, другие предпочитают действовать сообща, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.п. Стремление предприятий к совместным действиям находит свое отражение в образовании картелей, негласных соглашениях или даже в простом следовании за ценовым лидером в отрасли. Если между участниками соглашения достигается твердая договоренность о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, то олигополия фактически превращается и чистую монополию.

Укажем также на некоторые другие формы несовершенной конкуренции, с которыми может столкнуться предприятие на различных рынках.

Самым «плохим» для потребителя случаем является рыночная ситуация, при которой монополия практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары монополия продает разным потребителям по разным ценам.

Цены могут различаться в зависимости от дохода потребителя, объема потребления, времени покупки и т.п., т.е. их различия никак не связаны с различием издержек (затрат на производство). Предприятия, использующие ценовую дискриминацию, обычно присваивают часть потребительского излишка.

Совершенно иная ситуация складывается для потребителя в условиях монопсониимонополии со стороны покупателя. Покупатель-монополист имеет возможность покупать предлагаемые экономические блага по наиболее низкой цене.

Особой ситуацией является двусторонняя монополия. Двусторонняя монополия – рыночная структура, при которой монополисту противостоит монополист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

 


Конкурентность рынка определяется следующими факторами:

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкурен­ция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

Модели рынка и их характерные признаки

В зависимости от содержания каждого признака и их сочета­ния формируются разные типы отраслевых рынков (разные мо­дели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Исходя из представленных характеристик можно дать опре­деления различных типов рыночных структур:

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками;

чистая монополия — тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыноч­ной власть отдельного продавца будет обусловлена особенно­стями организации рыночной структуры и зависима от следую­щих факторов:

• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложе­ние, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыноч­ную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникнове­ния рыночной власти у функционирующих в отрасли про­изводителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Заключение

Настоящая лекция имела целью ознакомить курсантов с дисциплиной «Экономика предприятия». А именно, с понятием, сущностью и экономическим функционированием предприятия в рыночной экономике, его внешней и внутренней средой.

Учитывая, что предприятие – это очень широкое понятие, была дана классификация предприятий по различным признакам. Особое внимание уделялось вопросам отраслевой классификации предприятий и по организационно-правовым формам.

Для лучшего усвоения каждый курсант одновременно с изучением материала лекции должен прочитать учебник "Экономика предприятия" под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтера, который является основой конспекта лекции. Содержание вопросов лекции соответствует основным темам, рассмотренным в учебнике.

Несмотря на то, что в экономике нашей страны происходят быстрые изменения, конспект может служить учебным пособием в течение ряда лет. Необходимые уточнения можно будет получить во время лекций, читаемых преподавателем в аудитории, или при непосредственном изучении нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия.

Преподаватель надеется, что, ознакомившись с данным курсом, курсанты смогли получить комплексное представление о предприятии как о единой экономической системе, научились разбираться в классификации предприятий. Приобретенные знания должны стать базой для изучения других экономических дисциплин.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Предпринимательская деятельность и собственность.

2. Предприятие: понятие, сущность, экономические основы функционирования.

3. Внешняя среда предприятия.

4. Организационно-правовые формы предприятий.

5. Классификация предприятий.

 

 

Разработал: зам.начальника кафедры

полковник вн.службы А.В.Мартышевская

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...