Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые инструменты управления качеством

 

Новые инструменты управления качеством являются частью методологии решения проблем, рассматриваемой в теории TQM:

1) мозговая атака (штурм) (brainstorming);

2) диаграмма сродства (affinity diagram);

3) диаграмма (график) связей (interrelationship diagram);

4) древовидная диаграмма (tree diagram);

5) матричная диаграмма, таблица качества (matrix diagram or quality table);

6) стрелочная диаграмма (arrow diagram);

7) поточная диаграмма процесса (flow chart) и диаграмма процесса осуществления программы (process decision program chart – PDPC);

8) матрица приоритетов (анализ матричных данных) (matrix data analysis).

Наиболее успешно эти инструменты могут быть использованы в рамках групповой работы в командах, создаваемых в организациях для поиска и выработки решения проблем ка­чества. Инструменты управления качеством п. 1-4, 6, 8 изучаются студентами самостоятельно.

Матричная диаграмма (таблица качества) – инструмент выявления важности различных связей, выражает соответствие определенных факторов (и явлений) различным причинам их проявления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень (силу) зависимости этих факторов от причин их возникновения и/или от мер по их устранению (рис. 2.1).

Наибольшее распространение в практике получили матричные диаграммы (по своей компоновке) в виде L-карты, T-карты и X-карты (рис. 2.1).

А B
b1 b2 b3 b4 b5 b6 b7
a1       š   š
a2             
a3            
a4            
a5             
a6 š          
a)

 

c5           
c4   š       š
c3       š  
c2         
c1          
  b1 b2 b3 b4 b5 b6
a1          
a2         
a3   š        
a4         
a5           š
б)

a6       š    

 

  š     š c5 š        
        c4         
         c3         
š         c2       š
         c1        
d5 d4 d3 d2 d1   b1 b2 b3 b4 b5
        a1 š        
š        a2         
        š a3        
        a4       
в)

  š      a5         š

 

Рис. 2.1. Примеры различных форм матричных диаграмм:

а)L-карта; б)T-карта; в)X-карта [14]

 

Степень (сила) взаимосвязи в таблице качества обозначается с помощью условных знаков (в скобках указан весовой коэффициент):

∆ – слабая связь (1);

š – средняя связь (3);

– сильная связь (9).

Задача 2.1

Применив метод мозговой атаки, сформулируйте перечень компонентов (а1, … аn), (b1, … bk), определяющих причины возникновения опечаток при наборе текста (А) и меры борьбы (B) с этими причинами. Постройте матричную диаграмму и с ее помощью выявите наиболее эффективные меры борьбы с возникновением опечаток при наборе текста.

Поточная диаграмма процесса представляет собой графическое представление этапов процесса, позволяет выявлять возможности улучшения за счет сбора сведений о фактическом протекании процесса. Анализ связи различных этапов процесса позволяет выявить источники возникновения неблагоприятных ситуаций. Может применяться к любым процессам, начиная
с маркетинга и до обслуживания продукции у потребителя.

На рис. 2.2 приведены используемые с этой целью символы и пояснение к ним.

 
 

 

 


Рис. 2.2. Символы поточной диаграммы [14]

 

При использовании поточной диаграммы для описания существующего процесса желательно следовать таким рекомендациям:

→ идентифицируйте начало и конец процесса;

→ наблюдайте процесс целиком от начала до конца;

→ определите этапы процесса и очередность их выполнения;

→ постройте черновой вариант поточной диаграммы;

→ рассмотрите черновой вариант с сотрудниками, участвующими в осуществлении процесса;

→ улучшите поточную диаграмму на основе этого рассмотрения;

→ сверьте диаграмму с фактическими этапами процесса;

→ отметьте на получившейся поточной диаграмме название и местоположение процесса, дату составления диаграммы, сведения об участниках работы по составлению диаграммы и любую другую информацию, достойную внимания.

При разработке нового процесса порядок составления поточной диаграммы аналогичен рассмотренному выше. Однако члены команды по улучшению качества при проектировании нового процесса:

· вместо наблюдения существующего процесса должны мысленно представить себе все этапы будущего процесса (действия, решения, операции контроля, ведения записей и т. п.);

· после определения этапов и построения чернового варианта поточной диаграммы, должны рассмотреть этот черновой вариант с сотрудниками, которые предположительно будут участвовать в осуществлении процесса, а затем внести улучшения на основе этого рассмотрения.

 

Задача 2.2

Установка «под ключ» системы кондиционирования включает следующие этапы:

→ заключение контракта;

→ закупка материалов и комплектующих;

→ испытания и передача системы потребителю;

→ обращение потребителя;

→ организация производства;

→ отгрузка;

→ планирование закупок и производств;

→ поставка и монтаж;

→ проверка наличия системы на складе;

→ производство системы.

Задание:

1. Расположите перечисленные этапы в порядке их выполнения. Постройте поточную диаграмму процесса, используя общепринятые символы (рис. 2.2).

2. Дополните построенную диаграмму сведениями о документах, создаваемых на разных этапах осуществления процесса установки системы кондиционирования.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...