Музыка и пение
Пение в храме во времена Нового Завета не изменилось со времени Ветхого Завета. Псалмы пели не только левиты, но и весь народ Пел псалмы и Иисус с учениками: "И воспев, пошли на гору Елеонскую".
Павел и Сила, находясь в темнице, "воспевали" Бога. Слово Божье говорит: "Весел ли кто? Пусть поет псалмы (Иак.5:13). В христианских общинах пение занимало важное место. Центром воспевания стал Иисус Христос. Основой песнопения в общинах была музыка Иерусалимского храма - "кантиляция" со слов Священного Писания. Пел ведущий, ему отвечало собрание. Пели поочередно две половины собрания (Пс. 146:7).
Зародившееся христианство в ]-ом веке н.э. быстро распространилось по Римской империи. Начавшиеся гонения 2, 3-ем веках вынуждали христиан проводить свои богослужения в катакомбах, т.е. подземных галереях, вырытых в вулканических породах, которые тянулись на многие км. под Римом. И там богослужения сопровождались пением. На стенах галерей до настоящего времени сохранились тексты гимнов, изображение поющих. Пение одноголосно, по своему характеру восторженно, красиво в своей строгости.
1-ый Вселенский собор в Никее состоялся 325 году. На нем произошло слияние императора с христианской церковью. И из гонимой церковь стала государственной. Это послужило началом великого отступления церкви от истинного учения Христа. Богослужения становятся более напыщенными. Это отразилось и на муз. служении. Пение остается одноголосным, но украшается различными распевными вставками. Этому послужило проникновение нар. интонаций в музыку церкви
2-ой Вселенский собор в 38! году запретил небиблейское песнопение. По к радикальным изменениям в песнопении это не привело. Хотя и был принят закон, но христианство постепенно отходило в богослужениях от простоты, теряя жизненность и превращаясь в мертвое, напыщенное служение.
В 395 году Римская империя раскололась на две: Римскую (Западную) и Византийскую (Восточную). Во время разделения империи оставались действительными 3 церковных центра: Римский, АнтиохиЙский, Александрийский, которыми правили 3 патриарха. Пение в церквах преобладало пышным и возвышенным стилем.
Вдохновителем церковного пения того времени был блаженный Иероним. Он учил, что гимн - это песнь о величии Божием, псалом-песнь моральная, а кантика-песнь о Божием мироздании.
Другим гимнотворцем того времени был Ефрем Сирин, поэт, композитор и певец, живший в 306-373гт. Он создал песенную школу. Его псалмы переводились с сирийского языка на латынь и греческий, соответственно регионов (латынь для Запада, греческий - для Востока). Его песнопения исполнялись во многих церквах и исполняются до наших дней в православных церквах. Пение одноголосное, но обогащалось напевностью сирийских мелодий. Сам Кфрем Сирин страдал от проникновения в церковную музыку пышности и изысканности светской музыки, будучи глубоко верующим человеком.
Дух. музыка должна пополняться новыми звучаниями. Новые интонации, могущие передать чувство веры, упования, надежды, уверенности в спасении могут прийти и из народной музыки, обогащая церковную музыку.
К концу 4-го века появилось монашество. Начали устраивать праздники в честь святых. Как это отразилось на песнопении? В псалмах начали появляться вставки с описанием праздников, которые назывались "тропарями". Между тропарями и псалмом появились связки, называемые "ирмосами" Пение приняло такой вид: пропевался древнейший псалом Давида, затем - ирмос, устанавливающий новую метрику, а затем - тропарь праздника. Получалось сравнительно сложное одноголосное пение. Оно исполнялось огромными хорами до 600 человек.
Выдающийся певец и поэт того времени - гимнотворец, дьякон, еврей по национальности Роман Сладкопевец создал свыше 1000 гимнов, лирически-Философских поэм, популярных в монастырях и в церквах. Роман хорошо знал состояние простых верующих. Для своих духовных песнопений и гимнов он брал тексты из Священного Писания для того, чтобы облегчить понимание этих текстов простыми христианами.
Со времени 3 Вселенского собора появились песнопения, посвященные Деве Марии. Акафист Марии, известный до наших дней, создан патриархом Сергием. "Акафист" означает "не сажусь", что предусматривает исполнение стоя.
Раздел 11
Развитие церковного пения на Западе и Востоке Восток.
ВВизантия 6-7-го веков представляла собой объединение многих народностей с различными песенными традициями. В отдельных монастырях зарождалась своя музыка, свой стиль и напев.
Различали: греческий, сирийский, армянский, понтийский, эфиопский, славянский напевы. От древности Византийская церковь заимствовала молитвенное чтение нараспев и иудейское псалмо-дическое пение с расцвечивание концовок. Монастырское чтение - медленное, тягучее, спокойное -является простейшим видом пения того времени. В церквах 7-8 веков на греческом и сирийском языках распевались каноны (от греческого "мера"). Были в ходу неполные каноны. Полный канон имел 9 песен. В настоящее время слово "канон" обозначает сочинение, составленное из непрерывной имитации, т.е. повторения темы в разных голосах
Значительное место занял канон в творчестве Андрея Критского и Иоанна Дамаскина Иоанн Дамаскин - богослов, философ, поэт и композитор монастыря близ Иерусалима создал около 1000 церковных песнопений. Но главным его трудом является упорядочение литургии, воскресного богослужения и создания "октоиха" - сборника круга песнопений всего церковного года в соответствии с церковным календарем. Напевы строились согласно 8 гласов. Песнопения каждого гласа исполнялись в течение 1-ой недели, а весь цикл охватывал 8 недель, начиная с воскресенья после Пасхи, По истечении этого срока цикл песнопений повторялся- Гласы византийского пения перешли в русское православие, но были постепенно изменены русской певческой традицией.
Византийское пение этого времени имело влияние на пение Западной церкви, особенно через Базилианский монастырь, вблизи Рима. Православные церкви разных стран способствовали возвышению византийского церковного пения, но и сами обязаны византийскому центру в развитии пения. Запад.
Римско-католическая церковь оказалась духовным центром западного мира, объединяющим раздробленную Зап. Европу. Музыка западной церкви складывалась в крупнейших городах -Риме, Милане, Пуатье, Париже, Руане, городах Испании.
В 4-ом веке Западная и Восточная церкви пели псалмы Амвросия, епископа Миланского. До него музыка в церквах носила разнообразный речитативный характер. Он чувствовал острую необходимость создать новые псалмы с яркими образами, используя красочный язык. Он написал Миланской церкви ряд гимнов, излагая псалмы Давида в стихах. Его музыка была очень проста и близка к народной. Амвросий ввел в западное церковное пение антифонный способ исполнения, известный в Иерусалимском храме.
В это время напевы чаще всего передавались по слуху и сохранить чистоту их первозданности никто не стремился. Мелодии приобретали всевозможные наслоения в зависимости от традиций различных народов. Состав богослужений в церквах тоже оказался различным. В результате этого сложились 4 литургии: римская, миланская, галиканская, испанская. Литургией называется воскресное богослужение. У православных - это Обедня, у католиков - Месса В православной церкви над составом литургии трудился Василий Великий. В дальнейшем несколько изменил ее Иоанн Златоуст, построив ее из 3-х частей. Развитие литургии занимает значительное место в истории дух. музыки. До 17 века включительно песнопения православной обедни исполнялись одноголосно, т.е. знаменным распевом. В начале 18 века песнопения литургии ("Херувимская", "Ве-рую", "Милость мира", "Отче наш" с разделяющей их молитвой "Господи помилуй") составляли С. Пекальский, Н. Дилетский, В. Титов, А. Ведель, Д. Бортнянский. Позже полные литургии составили М. Глинка, П. И. Чайковский, А. Гречанинов, С. Рахманинов. А заупокойную мессу составил &. А. Архангельский. Упорядочением пений в католической церкви занялся папа Григорий I с помощью Римской певческой школы "Схола Канторум", бывшей тогда высшим академическим законодателем пения. Упорядочение состояло в отборе и переработке богослужебных напевов Рима и местных монастырей и церквей.
Знаменитое григорианское песнопение началось еще в 4-ом веке с пения "Аллилуйя!". Лучшие образцы этого песнопения сложились к концу 5-го века. Это был период непрерывных войн, разрушений, чумы, голода, катастроф, причем столь ужасных, что папа Григорий! усматривал в них знамение близящегося конца мира, предшествие страшного суда. Но характерно то, что григорианские хоралы дышат миром и верой в будущее. Запись велась невмами.
Григорий первым собрал песнопения в годичный круг ежедневного церковного пения на латинские библейские тексты для одноголосного мужского хора. Мелодия этих песнопений отличалась плавностью, постепенным ходом голосов. Мелодии этого хорала были записаны только в 9-ом веке невмами. "Невмами" назывался вид муз. письма, выполненный черточками, запятыми, точками над текстом. Несовершенство этого письма лишило записывающих возможности передать точно и характер хорала и красоту. Такая запись могла только напомнить уже знающему этот хорал все особенности характера и исполнения, но незнающему этот напев невозможно было прочесть этот текст. Такая запись не отражала ни интервалов, ни ритмики. Такая запись в православии называлась "крюками". В 10-13 вв. невменная запись заменилась нотацией, близкой к нашей. Напевы григорианского хорала составили католическую литургию, т.е. мессу. В нее входили 5 постоянных песнопений-молитв "Господи, помилуй", "Слава в вышних Богу", "Верую", "Свят Господь Саваоф", "Благословен грядущий", "Агнец Божий". Мессу пели и до появления григорианского хорала. На протяжении всех веков месса привлекала внимание всех композиторов. Вершиной непревзойденных произведений в этом жанре является Торжественная месса си-минор Иоганна Себастьяна Баха (1773).
Вывод: григорианский хорал упорядочил пение. Литургия во всех церквах стала строиться одинаково. Хорал считался установившимся навеки. Но хорал на протяжение веков постоянно изменялся, соответственно нац. и культурным традициям. Каждый талантливый композитор в свою "лепту" в изменение хорала, украшая его по-своему. Так, напр, последний слог слова "Аллилуйя" в конце псалмов начали распевать, все более украшая мелодию, изобретая различные обороты. Особо распевался слог "А"- Один монах-регент для лучшего запоминания певцами распева "Аллилуйя", на каждую ноту подставлял слог из текста. Такой метод стали использовать и другие регента. Таким образом, сильно пострадала строгость григорианского хорала.
Развитие английской церковной музыки.
Британия издревле очень музыкальна. Простая арфа была достоянием всей семьи, И на семейных праздниках ее передавали из РУК в руки, чтобы каждый мог что-либо спеть и сыграть. По закону страны, кредитор, отнимая имущество бедняков за долг, не мог забрать из дома только арфу,
В 10-ом веке англичане в григорианский хорал ввели второй голос, параллельный основному в терцию. Такое двухголосие называлось "гимелем". В это время многоголосие начинает появляться у скандинавов, франков, славян. Но, возможно, что англичане опередили другие народы. Еще в середине 9-го века появилось 2-х голосие, называемое " органным", а в следующем столетии пели многоголосное 3, 4 голоса). И именно англичане ввели в церковное пение орган.
Развитие испанской церковной музыки.
Испанская церковная музыка претерпела влияние многих завоевателей, но пение процветало, наполняясь интонациями своего народа. В 12 веке был издан знаменитый сборник "Кантичи Св. Марии", составляющий 401 дух. напев, значительно превосходящие по мелодике и богатству стихов все известные напевы Европы. В том веке появились церковные мистерии-муз, священные представления на библейские темы. Испанский композитор полифонист Кристобальди Моралес писал: "Если музыка делает что-либо кроме прославления Бога, она совершенно уклоняется от своей цели".
Раздел III
Музыка до Реформации
В 15-16 вв. церкви большинства стран были охвачены движением "освобождения" от "князей мира" - римской курии. В 14, 15 вв. последователями Христовых учеников стали английские крестьян е-лол арды - критики католического духовенства, сотнями сжигаемых на кострах. В Чехии появились гуситы, а в Швейцарии - анабаптисты. Они преподавали крещение по вере и равенство всех людей. В 1231 г. папа Григорий IX издал декрет о запрещении читать Библию лицами, не имеющими дух. сана. В 1382г. Библия была переведена на английский язык Джорджем Виклифом, доктором Богословия Оксфордского Университета. Его вера, труд оказали большое влияние на Яна Гуса, Мартина Лютера и др. реформаторов.
Ян Гус(1371-1415)- чешский реформатор. Поднял в Чехии борьбу за чистоту церкви. Преподавал в Университете богословие и музыку, был ректором Университета. С любовью развивал христианское пение, записывал и обрабатывал чешские напевы и сочинял дух. песни. Он считал, что дух. пение способствует совершенствовать дух. мир человека. За проповедь Рвангелия он был сожжен на костре как еретик.
Движение Гуса продолжил Ян Жижка. Под его руководством восставшие собирались в военные лагеря против немецкой инквизиции. Там складывались простые 1,2-х голосные песни христиан.
ВЫВОД: движение "гуситов "было предвестником Реформации в Европе Это была та искра, из которой вскоре возгорелось большое пламя в Европе.
Раздел V
Музыка реформации
Евангельское пение гуситов, анабаптистов достигло высокого уровня в Германии. Нем. церкви издавна любили общее пение и не считались с предписаниями григорианского хорала. Они пели "Аллилуйя" и "Верую" свей церковью. Эта традиция способствовала распространение ев. пения в годы Реформации. Вождями Реформации стали: в Германии - Мартин Лютер, в Швейцарии - Ульрих Цвингли, Иоганн Кальвин. Каждый шел своим путем в устройстве церкви. Разным был подход и к муз. служению. Лютер ввел в служение проповедь, которую подтверждало дух. песнопение с соответствующими текстами. В реф. церквах Лютер оставил мессу и ввел одноголосное пение. Проповедь, потом псалом на тему проповеди. Эти произведения постепенно образовали годичный круг реф. еван. песен. До наших дней лютеранский хорал остался основой пения лютеранской церкви. Лютер придавал огромное значение муз. служению, поэтому он требовал от каждого учителя-проповодника умение петь. Допускал проповедовать только муз. осведомленных проповедников. В Тюрингии полностью исключили ГРИГ, пение, полифонию и латынь. Песнопения
сочинялись невысокого художественного достоинства, они были просты, часто со случайным сочетанием музыки и текста. Положительным было то, что ведущим голосом вместо тенора стал сопрано. Пение стало простым, задушевным. Издается много сборников. Это были евангельские песни на народные и вновь сочиненные напевы.
Реформа Кальвина.
Она имела тоже огромное значение для церк. пения. Создана Кальвинистская псалтирь на франц. языке. Она не изменена и до наших дней. Ее напевы и теперь поются реформаторами Прибалтики, Закарпатья.
Вслед за реформаторами появились анабаптисты - верующие в Иисуса Христа, признающие крещение по вере, равенство людей перед Богом. Пение строилось по ев. и кальвинистскому образцу, внося свои оттенки. Особое направление внесла община Николая Цинцендорфа. Он был одаренным создателем песен. Благодаря ему, общины обогатились множеством песен о Спасителе, которые назывались" песнями Иисуса". Под влиянием этого направления находились и великие композиторы церкви: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Пение протестантов производило огромное впечатление на окружающий народ.
Реформа в Англии.
В результате реформации в Англии была создана англиканская церковь. Но церковное пение какое-то время не реформировалось. Остались церковные профессиональные хоры, где верхний голос поручался мальчикам, а остальные голоса были мужские. В 16-ом веке был издан первый сборник одноголосных гимнов на английском языке. Этим псалтырем пользуются и поныне.
Реформация в Англии проходила своеобразно: главой церкви оказался король. Верующие не могли примириться с этой несправедливостью. Появились разные евангельские течения под общим названием "пуритане". Пуритане делились на пресвитериан и конгрегациоиалистов. Пресвитериане считали всех крещенных во младенчестве членами церкви, а конгрегационалисты признавали крещение только по вере. Конгрегационалистекая церковь явилась истоком возникновения баптистской церкви. Она родилась в Англии и в Голландии в начале 17 века. Иной ветвью протестантского христианства оказался методизм. Он появился в 17-ом веке. Основателем был Джон Веслей. Его брат Чарльз написал около 6 тыс. гимнов. "Методизм родился в песнях" - бытует такое выражение.
Пуританское баптистское пение сохранило только основы старого церковного хорала и было новым евангельским пением. Вместе с лютеранскими и гугенотскими напевами эти песни несли весть Евангелия во всю Европу и в Россию. Основная книга псалмов была переведена на мно-
II
гие европейские языки. Проханов из этого сборника много перевел песен на русский язык. Тексты этих песен отличаются первоклассной поэзией.
Раздел VI
Музыка и пение
Пение в храме во времена Нового Завета не изменилось со времени Ветхого Завета. Псалмы пели не только левиты, но и весь народ Пел псалмы и Иисус с учениками: "И воспев, пошли на гору Елеонскую".
Павел и Сила, находясь в темнице, "воспевали" Бога. Слово Божье говорит: "Весел ли кто? Пусть поет псалмы (Иак.5:13). В христианских общинах пение занимало важное место. Центром воспевания стал Иисус Христос. Основой песнопения в общинах была музыка Иерусалимского храма - "кантиляция" со слов Священного Писания. Пел ведущий, ему отвечало собрание. Пели поочередно две половины собрания (Пс. 146:7).
Зародившееся христианство в ]-ом веке н.э. быстро распространилось по Римской империи. Начавшиеся гонения 2, 3-ем веках вынуждали христиан проводить свои богослужения в катакомбах, т.е. подземных галереях, вырытых в вулканических породах, которые тянулись на многие км. под Римом. И там богослужения сопровождались пением. На стенах галерей до настоящего времени сохранились тексты гимнов, изображение поющих. Пение одноголосно, по своему характеру восторженно, красиво в своей строгости.
1-ый Вселенский собор в Никее состоялся 325 году. На нем произошло слияние императора с христианской церковью. И из гонимой церковь стала государственной. Это послужило началом великого отступления церкви от истинного учения Христа. Богослужения становятся более напыщенными. Это отразилось и на муз. служении. Пение остается одноголосным, но украшается различными распевными вставками. Этому послужило проникновение нар. интонаций в музыку церкви
2-ой Вселенский собор в 38! году запретил небиблейское песнопение. По к радикальным изменениям в песнопении это не привело. Хотя и был принят закон, но христианство постепенно отходило в богослужениях от простоты, теряя жизненность и превращаясь в мертвое, напыщенное служение.
В 395 году Римская империя раскололась на две: Римскую (Западную) и Византийскую (Восточную). Во время разделения империи оставались действительными 3 церковных центра: Римский, АнтиохиЙский, Александрийский, которыми правили 3 патриарха. Пение в церквах преобладало пышным и возвышенным стилем.
Вдохновителем церковного пения того времени был блаженный Иероним. Он учил, что гимн - это песнь о величии Божием, псалом-песнь моральная, а кантика-песнь о Божием мироздании.
Другим гимнотворцем того времени был Ефрем Сирин, поэт, композитор и певец, живший в 306-373гт. Он создал песенную школу. Его псалмы переводились с сирийского языка на латынь и греческий, соответственно регионов (латынь для Запада, греческий - для Востока). Его песнопения исполнялись во многих церквах и исполняются до наших дней в православных церквах. Пение одноголосное, но обогащалось напевностью сирийских мелодий. Сам Кфрем Сирин страдал от проникновения в церковную музыку пышности и изысканности светской музыки, будучи глубоко верующим человеком.
Дух. музыка должна пополняться новыми звучаниями. Новые интонации, могущие передать чувство веры, упования, надежды, уверенности в спасении могут прийти и из народной музыки, обогащая церковную музыку.
К концу 4-го века появилось монашество. Начали устраивать праздники в честь святых. Как это отразилось на песнопении? В псалмах начали появляться вставки с описанием праздников, которые назывались "тропарями". Между тропарями и псалмом появились связки, называемые "ирмосами" Пение приняло такой вид: пропевался древнейший псалом Давида, затем - ирмос, устанавливающий новую метрику, а затем - тропарь праздника. Получалось сравнительно сложное одноголосное пение. Оно исполнялось огромными хорами до 600 человек.
Выдающийся певец и поэт того времени - гимнотворец, дьякон, еврей по национальности Роман Сладкопевец создал свыше 1000 гимнов, лирически-Философских поэм, популярных в монастырях и в церквах. Роман хорошо знал состояние простых верующих. Для своих духовных песнопений и гимнов он брал тексты из Священного Писания для того, чтобы облегчить понимание этих текстов простыми христианами.
Со времени 3 Вселенского собора появились песнопения, посвященные Деве Марии. Акафист Марии, известный до наших дней, создан патриархом Сергием. "Акафист" означает "не сажусь", что предусматривает исполнение стоя.
Раздел 11
Развитие церковного пения на Западе и Востоке Восток.
ВВизантия 6-7-го веков представляла собой объединение многих народностей с различными песенными традициями. В отдельных монастырях зарождалась своя музыка, свой стиль и напев.
Различали: греческий, сирийский, армянский, понтийский, эфиопский, славянский напевы. От древности Византийская церковь заимствовала молитвенное чтение нараспев и иудейское псалмо-дическое пение с расцвечивание концовок. Монастырское чтение - медленное, тягучее, спокойное -является простейшим видом пения того времени. В церквах 7-8 веков на греческом и сирийском языках распевались каноны (от греческого "мера"). Были в ходу неполные каноны. Полный канон имел 9 песен. В настоящее время слово "канон" обозначает сочинение, составленное из непрерывной имитации, т.е. повторения темы в разных голосах
Значительное место занял канон в творчестве Андрея Критского и Иоанна Дамаскина Иоанн Дамаскин - богослов, философ, поэт и композитор монастыря близ Иерусалима создал около 1000 церковных песнопений. Но главным его трудом является упорядочение литургии, воскресного богослужения и создания "октоиха" - сборника круга песнопений всего церковного года в соответствии с церковным календарем. Напевы строились согласно 8 гласов. Песнопения каждого гласа исполнялись в течение 1-ой недели, а весь цикл охватывал 8 недель, начиная с воскресенья после Пасхи, По истечении этого срока цикл песнопений повторялся- Гласы византийского пения перешли в русское православие, но были постепенно изменены русской певческой традицией.
Византийское пение этого времени имело влияние на пение Западной церкви, особенно через Базилианский монастырь, вблизи Рима. Православные церкви разных стран способствовали возвышению византийского церковного пения, но и сами обязаны византийскому центру в развитии пения. Запад.
Римско-католическая церковь оказалась духовным центром западного мира, объединяющим раздробленную Зап. Европу. Музыка западной церкви складывалась в крупнейших городах -Риме, Милане, Пуатье, Париже, Руане, городах Испании.
В 4-ом веке Западная и Восточная церкви пели псалмы Амвросия, епископа Миланского. До него музыка в церквах носила разнообразный речитативный характер. Он чувствовал острую необходимость создать новые псалмы с яркими образами, используя красочный язык. Он написал Миланской церкви ряд гимнов, излагая псалмы Давида в стихах. Его музыка была очень проста и близка к народной. Амвросий ввел в западное церковное пение антифонный способ исполнения, известный в Иерусалимском храме.
В это время напевы чаще всего передавались по слуху и сохранить чистоту их первозданности никто не стремился. Мелодии приобретали всевозможные наслоения в зависимости от традиций различных народов. Состав богослужений в церквах тоже оказался различным. В результате этого сложились 4 литургии: римская, миланская, галиканская, испанская. Литургией называется воскресное богослужение. У православных - это Обедня, у католиков - Месса В православной церкви над составом литургии трудился Василий Великий. В дальнейшем несколько изменил ее Иоанн Златоуст, построив ее из 3-х частей. Развитие литургии занимает значительное место в истории дух. музыки. До 17 века включительно песнопения православной обедни исполнялись одноголосно, т.е. знаменным распевом. В начале 18 века песнопения литургии ("Херувимская", "Ве-рую", "Милость мира", "Отче наш" с разделяющей их молитвой "Господи помилуй") составляли С. Пекальский, Н. Дилетский, В. Титов, А. Ведель, Д. Бортнянский. Позже полные литургии составили М. Глинка, П. И. Чайковский, А. Гречанинов, С. Рахманинов. А заупокойную мессу составил &. А. Архангельский. Упорядочением пений в католической церкви занялся папа Григорий I с помощью Римской певческой школы "Схола Канторум", бывшей тогда высшим академическим законодателем пения. Упорядочение состояло в отборе и переработке богослужебных напевов Рима и местных монастырей и церквей.
Знаменитое григорианское песнопение началось еще в 4-ом веке с пения "Аллилуйя!". Лучшие образцы этого песнопения сложились к концу 5-го века. Это был период непрерывных войн, разрушений, чумы, голода, катастроф, причем столь ужасных, что папа Григорий! усматривал в них знамение близящегося конца мира, предшествие страшного суда. Но характерно то, что григорианские хоралы дышат миром и верой в будущее. Запись велась невмами.
Григорий первым собрал песнопения в годичный круг ежедневного церковного пения на латинские библейские тексты для одноголосного мужского хора. Мелодия этих песнопений отличалась плавностью, постепенным ходом голосов. Мелодии этого хорала были записаны только в 9-ом веке невмами. "Невмами" назывался вид муз. письма, выполненный черточками, запятыми, точками над текстом. Несовершенство этого письма лишило записывающих возможности передать точно и характер хорала и красоту. Такая запись могла только напомнить уже знающему этот хорал все особенности характера и исполнения, но незнающему этот напев невозможно было прочесть этот текст. Такая запись не отражала ни интервалов, ни ритмики. Такая запись в православии называлась "крюками". В 10-13 вв. невменная запись заменилась нотацией, близкой к нашей. Напевы григорианского хорала составили католическую литургию, т.е. мессу. В нее входили 5 постоянных песнопений-молитв "Господи, помилуй", "Слава в вышних Богу", "Верую", "Свят Господь Саваоф", "Благословен грядущий", "Агнец Божий". Мессу пели и до появления григорианского хорала. На протяжении всех веков месса привлекала внимание всех композиторов. Вершиной непревзойденных произведений в этом жанре является Торжественная месса си-минор Иоганна Себастьяна Баха (1773).
Вывод: григорианский хорал упорядочил пение. Литургия во всех церквах стала строиться одинаково. Хорал считался установившимся навеки. Но хорал на протяжение веков постоянно изменялся, соответственно нац. и культурным традициям. Каждый талантливый композитор в свою "лепту" в изменение хорала, украшая его по-своему. Так, напр, последний слог слова "Аллилуйя" в конце псалмов начали распевать, все более украшая мелодию, изобретая различные обороты. Особо распевался слог "А"- Один монах-регент для лучшего запоминания певцами распева "Аллилуйя", на каждую ноту подставлял слог из текста. Такой метод стали использовать и другие регента. Таким образом, сильно пострадала строгость григорианского хорала.
Развитие английской церковной музыки.
Британия издревле очень музыкальна. Простая арфа была достоянием всей семьи, И на семейных праздниках ее передавали из РУК в руки, чтобы каждый мог что-либо спеть и сыграть. По закону страны, кредитор, отнимая имущество бедняков за долг, не мог забрать из дома только арфу,
В 10-ом веке англичане в григорианский хорал ввели второй голос, параллельный основному в терцию. Такое двухголосие называлось "гимелем". В это время многоголосие начинает появляться у скандинавов, франков, славян. Но, возможно, что англичане опередили другие народы. Еще в середине 9-го века появилось 2-х голосие, называемое " органным", а в следующем столетии пели многоголосное 3, 4 голоса). И именно англичане ввели в церковное пение орган.
Развитие испанской церковной музыки.
Испанская церковная музыка претерпела влияние многих завоевателей, но пение процветало, наполняясь интонациями своего народа. В 12 веке был издан знаменитый сборник "Кантичи Св. Марии", составляющий 401 дух. напев, значительно превосходящие по мелодике и богатству стихов все известные напевы Европы. В том веке появились церковные мистерии-муз, священные представления на библейские темы. Испанский композитор полифонист Кристобальди Моралес писал: "Если музыка делает что-либо кроме прославления Бога, она совершенно уклоняется от своей цели".
Раздел III
Музыка Средневековья на Западе
В средние века (10-13вв) Западная церковь была очень сильна. Она безраздельно владела душами и землями, а часто и имуществом граждан. Европа того времени была раздроблена, политическая власть очень слабая. Ей противостояла очень сильная Римская курия, имеющая в своем подчинении церкви и монастыри по всей Европе. Соответственно, вся музыкальная жизнь была сосредоточена в церквах и монастырях. Здесь трудились профессионалы-исполнители, теоретики, композиторы. Несмотря на это, народная музыка не была изолирована от церковной. И за счет проникновения этих двух музыкальных сфер, они обогащали ДРУГ друга.
В 12-м веке развилось пение в виде "мотета", когда самостоятельные голоса Сложно переплетались вокруг тенора, которому поручался григорианский напев. Но в 14-м веке эта своеобразная полифония была отменена папой Иоанном. Но мотеты продолжали свою жичнь, Они привлекали внимание композиторов, которые начали сочинять их из 2,3 разделов, отдавая верхние голоса мальчикам. В 17 веке мотеты сочинялись с инструментальным сопровождением.
В 16 веке французский поэт и композитор Гийом Машо написал первую четырехголосную мессу. До него разделы мессы велись одноголосно напевами григорианского хорала. Композитор сочинил более развитые мелодии, сочетая григ. пение с традициями странствующих народных певцов-труверов.
Церковная музыка в это время, главным образом, развивалась композиторами нидерландской школы. Используя народное творчество, эта школа обобщила достижения хорового многоголосия и ознаменовала расцвет классической хоровой полифонии. Были созданы законы полифонии: месс и мотетов, и утверждено равноправие всех 4-х голосов хора. Такие хоры предназначались для исполнения" акапелла". Философско-созерцательная музыка месс наполняла церкви красотой "звуков, напоминающую гармонию мироздания, отражала внутренний мир венца творения-человека. Величие готических средневековых соборов дополнялось просветленной вдохновенностью хоров с преобладанием высоких регистров и чистых красок хоров мальчиков и мужских фальцетов.
В 16 веке жил знаменитый франц. композитор Жоскен Депре. В его мессах слышится григорианский дух и красота ГЛУБОКИХ дух. чувств. Самостоятельность мелодий Депре и др. нидерландских композиторов привела к большому подчинению остальных голосов так, что в заключительных построениях возникла вертикаль-аккордовое созвучие. До этого голоса не регулировались между собой. Высокое мастерство Жоскена Депре ускорило возникновение гармонии, "Гармонией" называется учение о закономерном объединении ЗВУКОВ в созвучия (аккорды) и связи созвучий в муз. движении. На каждом звуке звукоряда в многоголосии строится созвучие. Их связи и соотношения изучает гармония. Музыкальное наследие композитора составляет 3 сборника месс, около 1000 мотетов и др. Знаменитый теоретик 16 века Г. Гларсин так отозвался о Ж. Депре; "Никто, кроме Жоскена, не выражал в мотетах с большей силой настроение верующей души. "Это объясняет значительное влияние Ж. Депре на музыку немецкой Реформации и огромную любовь Лютера к его музыке.
Раздел IV
Музыка до Реформации
В 15-16 вв. церкви большинства стран были охвачены движением "освобождения" от "князей мира" - римской курии. В 14, 15 вв. последователями Христовых учеников стали английские крестьян е-лол арды - критики католического духовенства, сотнями сжигаемых на кострах. В Чехии появились гуситы, а в Швейцарии - анабаптисты. Они преподавали крещение по вере и равенство всех людей. В 1231 г. папа Григорий IX издал декрет о запрещении читать Библию лицами, не имеющими дух. сана. В 1382г. Библия была переведена на английский язык Джорджем Виклифом, доктором Богословия Оксфордского Университета. Его вера, труд оказали большое влияние на Яна Гуса, Мартина Лютера и др. реформаторов.
Ян Гус(1371-1415)- чешский реформатор. Поднял в Чехии борьбу за чистоту церкви. Преподавал в Университете богословие и музыку, был ректором Университета. С любовью развивал христианское пение, записывал и обрабатывал чешские напевы и сочинял дух. песни. Он считал, что дух. пение способствует совершенствовать дух. мир человека. За проповедь Рвангелия он был сожжен на костре как еретик.
Движение Гуса продолжил Ян Жижка. Под его руководством восставшие собирались в военные лагеря против немецкой инквизиции. Там складывались простые 1,2-х голосные песни христиан.
ВЫВОД: движение "гуситов "было предвестником Реформации в Европе Это была та искра, из которой вскоре возгорелось большое пламя в Европе.
Раздел V
Музыка реформации
Евангельское пение гуситов, анабаптистов достигло высокого уровня в Германии. Нем. церкви издавна любили общее пение и не считались с предписаниями григорианского хорала. Они пели "Аллилуйя" и "Верую" свей церковью. Эта традиция способствовала распространение ев. пения в годы Реформации. Вождями Реформации стали: в Германии - Мартин Лютер, в Швейцарии - Ульрих Цвингли, Иоганн Кальвин. Каждый шел своим путем в устройстве церкви. Разным был подход и к муз. служению. Лютер ввел в служение проповедь, которую подтверждало дух. песнопение с соответствующими текстами. В реф. церквах Лютер оставил мессу и ввел одноголосное пение. Проповедь, потом псалом на тему проповеди. Эти произведения постепенно образовали годичный круг реф. еван. песен. До наших дней лютеранский хорал остался основой пения лютеранской церкви. Лютер придавал огромное значение муз. служению, поэтому он требовал от каждого учителя-проповодника умение петь. Допускал проповедовать только муз. осведомленных проповедников. В Тюрингии полностью исключили ГРИГ, пение, полифонию и латынь. Песнопения
сочинялись невысокого художественного достоинства, они были просты, часто со случайным сочетанием музыки и текста. Положительным было то, что ведущим голосом вместо тенора стал сопрано. Пение стало простым, задушевным. Издается много сборников. Это были евангельские песни на народные и вновь сочиненные напевы.
Реформа Кальвина.
Она имела тоже огромное значение для церк. пения. Создана Кальвинистская псалтирь на франц. языке. Она не изменена и до наших дней. Ее напевы и теперь поются реформаторами Прибалтики, Закарпатья.
Вслед за реформаторами появились анабаптисты - верующие в Иисуса Христа, признающие крещение по вере, равенство людей перед Богом. Пение строилось по ев. и кальвинистскому образцу, внося свои оттенки. Особое направление внесла община Николая Цинцендорфа. Он был одаренным создателем песен. Благодаря ему, общины обогатились множеством песен о Спасителе, которые назывались" песнями Иисуса". Под влиянием этого направления находились и великие композиторы церкви: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Пение протестантов производило огромное впечатление на окружающий народ.
Реформа в Англии.
В результате реформации в Англии была создана англиканская церковь. Но церковное пение какое-то время не реформировалось. Остались церковные профессиональные хоры, где верхний голос поручался мальчикам, а остальные голоса были мужские. В 16-ом веке был издан первый сборник одноголосных гимнов на английском языке. Этим псалтырем пользуются и поныне.
Реформация в Англии проходила своеобразно: главой церкви оказался король. Верующие не могли примириться с этой несправедливостью. Появились разные евангельские течения под общим названием "пуритане". Пуритане делились на пресвитериан и конгрегациоиалистов. Пресвитериане считали всех крещенных во младенчестве членами церкви, а конгрегационалисты признавали крещение только по вере. Конгрегационалистекая церковь явилась истоком возникновения баптистской церкви. Она родилась в Англии и в Голландии в начале 17 века. Иной ветвью протестантского христианства оказался методизм. Он появился в 17-ом веке. Основателем был Джон Веслей. Его брат Чарльз написал около 6 тыс. гимнов. "Методизм родился в песнях" - бытует такое выражение.
Пуританское баптистское пение сохранило только основы старого церковного хорала и было новым евангельским пением. Вместе с лютеранскими и гугенотскими напевами эти песни несли весть Евангелия во всю Европу и в Россию. Основная книга псалмов была переведена на мно-
II
гие европейские языки. Проханов из этого сборника много перевел песен на русский язык. Тексты этих песен отличаются первоклассной поэзией.
Раздел VI
|