В 17-ом веке возникло простое, но возвышенное пуританское пение "на высокой поэтической основе". Эта музыка была ознаменована новым направлением в христианстве, получившим название "Баптизма". В 1620 г. пуритане переселились из Голландии в Америку. Первой книгой,
изданной в 1640 г. в Америке был сборник псалмов. Песни пуританского хорала передавались из уст в уста. Постепенно эти песни превратились в народные. Во второй половило 17вска появились "певческие школы". Какими они были? Учитель пения странствовал верхом на лошади с камертоном и сборником пуританских гимнов в кармане. Регулярно I или 2 раза в неделю он проезжал со сборником пуританских гимнов в кармане через одни и те же селения, где обучал жаждущую молодежь искусству хорового пения. Такие школы сохранялись еще в начале 20-го века.
Полностью преобразовали протестантский гимн и псалом негры. За 1700-1800гг. уверовало более 5 млн. негров. Нигде в мире на протяжении столетий проповедь Евангелия не воспринималась с такой глубиной и эмоциональной страстью как среди негров. Они влачили нечеловеческое существование на плантациях Юга Америки. Баптизм принял характер массового народного движения. Одаренные негры, отталкиваясь от баптистских гимнов, создали свое музыкальное песенное направление - спиричуэле. Простая мелодия псалмов украшалась системой свободных подголосков и своеобразными ритмическими рисунками, характерными негритянской музыке. Сочетание этих подголосков с ритмом и новой гармонией придало псалмам совершенно своеобразный облик. Граница 19-20вв. была плодотворной почвой для создания новых и новых песнопений. До сих пор мы исполняем музыку и песни этого периода, переведенную на русский язык И. С. Прохановым, Г. И. Адамом, Фетлером.
Ч. Лесли; "Слушая ангельское пенье", "Чудный чертог", "Бог для нас защита", "Из долины смертной тени", "Построенный Христом Самим".
В. Брадбури (3 818-18683)- "По равнине океана", "Отец, Тобою утешаясь". П. П. Блисс (1858-1876). "В Слове Своем", "Пастырь добрый", "Брат, напомни", "Дай святость мне. Боже", "Течет ли жизнь". Сеется семя".
X . Пади ер (1834-1907). "Вот звучит небес простор", "Отец, услышь нас", "Буря, Господь, завывает".
Б. Клейн (1858-1911)."Господь- Пастырь мой", "Господь для нас прибежище".
Э. Щеве. Оратория "Смерть и воскресение Иисуса Христа", "К Тебе из сердца глубины".
Раздел VIII
Развитие христианского церковного пения на Руси
Еще до крещения Руси (988) церковь св. Илии в Киеве исповедала христианскую веру. Богослужения в ней сопровождались напевами Византийского восьмигласия, составленного Иоанном Дамаскиным.
Каким оно было? Византийское пение было связано с календарем, которого Русь не имела.
16
Новый Год начинался с 1-го сентября, а недели года исчислялись от пасхи до пасхи. Восемь недель, т. е. 2 месяца, составляли один столп, и для каждой недели Иоанном Дамаскиным были созданы гласы или напевы в объеме кварты или квинты. Они были малоподвижны без выраженного лада (мажора или минора).Эти напевы должны были выдержать конкуренцию с языческими гортанными возгласами, завываниями. На Руси этот экзамен был выдержан. Но на основе Византийского пения русские исполнители создавали новые песнопения, характерные для славян. Если в Византии эти гласы не изменялись вплоть до 12 века, то в России они совершенствовались. При церквах и монастырях создавались хоры и школы церковного пения. Так, например, в Десятинной церкви имелся хор и такая школа пения. Считается1 что в 14-16вв. сложилось русское восьмигла-сие, записанное крюками, называемыми также "знаменем" - знаменный распев. Такая запись смогла отобразить мелодию только приблизительно. И только после того, как в 17 веке Шайдуро-вым были введены определенные знаки, можно было приблизительно определить высоту звука. К 17 веку это пение достигло вершины своего искусства. Им в это время являлся" путевой" распев -простейшее многоголосие, в котором главный напев назывался "путь". Далее появляется стремление к более свободному пению, которое приводит к утверждению "демествепно] о" распева. Характерно, что Запад в 15,16вв. не имел такого впечатляющего пения, как русское церковное деме-ственное пение. А. В- Преображенский говорил: "Если знаменный распев представлял собой строгость и неизменность, то демественное пение - торжество и свободу. "Оно записывалось спец. де-мественным письмом.
В середине 16 века по настоянию Ивана Грозного московское духовенство начало устраивать школы" на учение грамоте и книжного письма и церковного пения псалтырного". Москва, Новгород, Киев, Тихвин и др. города стали центрами развития церковного пения, создавая свои местные напевы. В памятнике 17 века имеется запись: "А псалтирь распета в Великом Новгороде, некто инок именит Маркел, слыл Безбородый". Эта запись дает возможность нам установить, что М. Безбородый стал автором русской Псалтири, использующаяся для обучения композиторов и постановки голоса певцов. Иван Грозный также сочинял текст и музыку под псевдонимом Парфе-ний Уродливый. Известны две службы с надписями: "Творение царя Иоанна, деспота Российского", "Творение царево". Пение, в основном, было 3-голосным, а реже 4-голосным. Оно записывалось крюками в 2, 3 строки и получило название "строчного пения". Оно породило "партесное" пение.
В это время очень навредило церк. пению "хомония" - это, когда между согласными звуками вставляли несуществующие в речи гласные, например: "грехом" - "грехомо".
В 1652г. Никон был избран патриархом и вскоре принялся исправлять богослужебные книги, имевшие разночтения, он развернул такую бурную деятельность, что это не понравилось духовенству. Дело закончилось тем, что Никон был заточен в монастырь, но церковное пение выиграло.
Отечественные композиторы, внесшие вклад в церковную музыку С развитием пения и музыки на Руси стали появляться талантливые композиторы. В. П. Титов (1650-1710) Максим Березовский (1745-1777)
С. Дегтярев (1766-1813)-крепостной графа Шереметьева.
Д. Бортнянский (1751-1825). Песнопения Бортнянского исполняются очень часто в наших церквах: "Коль славен", дух. Концерты "Восхвалю имя Бога", "Сей день". Написал: 35 хоров, концертов для 4-х голосного хора, 10 концертов для двойного хора и 10 "Тебя, Бога, хвалим".
Н. И. Глинка (1804-1857) - по приказу царя исправлял церковное пение. В последние годы жизни при больших душевных переживаниях переложил на музыку стихотворение М. Ю. Лермонтова "В минуту жизни трудную". Также написал молитву "Боже сил, во дни смятенья", "Херувимскую", "Да направится молитва моя".
А. Ф. Львов (1798-1870) - "Услышь мольбу и вздох".
Г. Я. Ломакин (1812-1885) - руководил Шереметьевским хором после Дегтярева. Хор составлен с крепостных певцов-профессионалов. Хор высоко профессиональный. Известный критик В. В. Стасов слышал этот хор и писал: "Мы бывали не раз свидетелями, как этот хор выполнял с листа трудные и сложные сочинения".
П.И. Чайковский (1840-1893) - создал литургию св. Иоанна Златоуста, "Всенощное бдение", "Вечер, ""Свете тихий". Способствовал популяризации песнопений Бортнянского, дописав в его произведения партию Фортепиано
Мы исполняем: "Вот дремлет Гефсиманский сад", "О, как прискорбны ", "Верую", "Отче наш" и др. песнопения из литургии.
Библиография
1. История церкви, авторы Карев, Сомов,
2. Основы музыкального служения, автор Л.В. Глинская, изд. Е.Х.Б., Москва, 171 стр.
3. Энциклопедия музыкальная, автор Келдыш, изд. Москва 1976 г. II. Том 1100 стр.
|