Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВАРИЙ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Несмотря на предпринимаемые меры в области промышленной безопасности (многие потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка IO-4), полностью исключить вероятность возникновения аварии практически невозможно.

В большинстве случаев аварии вызываются нарушением технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов низкой трудовой и технологической дисциплиной, несоблюдением норм безопасности, отсутствием должного надзора за состоянием оборудования. Одна из возможных причин аварий - стихийные бедствия.

Характерными особенностями этих аварий являются внезапность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных выбросом (разливом) АХОВ, быстрое распространение поражающих факторов, опасность массового поражения людей и животных, попавших в зону сражения, необходимость проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в короткие сроки.

Аварии на химически опасных объектах по типу возникновения делятся на производственные и транспортные, при которых нарушается герметичность емкостей и трубопроводов, содержащих АХОВ. Пo масштабам последствий химические аварии имеют свою специфическую классификацию:

-локальные - последствия которых ограничиваются одним цехом (агрегатом, сооружением) химически опасного объекта;

-местные - последствия которых ограничиваются производственной площадкой химически опасного объекта или его санитарно-защитной юной;

-общие - последствия которых распространяются за пределы санитарно-защитной зоны химически опасного объекта.

По сфере возникновения химические аварии классифицируются на:

1. аварии на хранилищах АХОВ;

2. аварии при ведении технологических процессов (возможные источники заражения — технологические емкости и реакционная аппаратура);

3. аварии при транспортировке АХОВ по трубопроводу или железнодорожными цистернами по территории объекта.

При обеззараживании очага пролива AXOВ водой к работе дополнительно привлекаются расчеты пожарных машин и используются пожарные гидранты.

При локализации очагов пролива с помощью пенных установок, после покрытия пеной поверхности разлива, команды обеззараживания производят перекачку АХОВ в резервные емкости или проводят их нейтрализацию растворами с помощью шлангов, погруженных под пену.

При заражении АХОВ техники и транспорта для их обеззараживания по указанию руководителя работ по ликвидации аварии и ее последствий развертываются станции обеззараживания техники на базе моечных отделений гаражей (автопарков) объекта.

Личный состав, участвующий в ликвидации последствий химической аварии, после завершения работ проходит санитарную обработку.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Обеспечение химической безопасности населения, как и персонала химически опасных объектов, осуществляется в основном проведением медико-санитарных, и организационно-технических мероприятий.

Медико-санитарные мероприятия

Санитарно-гигиеническое обеспечение населения при химически неблагоприятных авариях включает комплекс организационных мероприятий и надзорных функций, направленных на предупреждение, снижение и ликвидацию медико-санитарных и санитарно- эпидемиологических последствий химических аварий .

Эти мероприятия находят отражение в «типовых планах медико- санитарного обеспечения населения при химических авариях», разрабатываемых в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, на территории которых имеются ХОО, и на самих объектах и реализуемых этими органами и руководством XOO при возникновении химических аварий.

Типовой план медико-санитарного обеспечения населения при химических авариях должен содержать информацию, включающую:

-общую характеристику объекта;

-ситуационную план-схему производства;

-численность работающих (по сменам) и населения прилегающих районов;

-розу ветров и другие метеоданные (температурный режим, влажность воздуха);

-характеристику водного бассейна, систем водоснабжения и канализации;

-техническую классификацию аварийно опасных узлов на объекте;

-данные по объему и токсичности АХОВ (аварийную карточку химического вещества);

-условия распространения АХОВ;

-оценку вероятной степени и масштабов загрязнения;

-расчет ожидаемых санитарных потерь,

-данные о лечебно-профилактических учреждениях, возможных путях и пунктах эвакуации;

-перечень санитарных мероприятий по ликвидации последствий аварии;

-схему организации оказания медицинской помощи пораженным

Основными параметрами, определяющими степень опасности заражения окружающей среды и поражения людей, являются: масса, агрегатное состояние и токсичность выбрасываемых веществ, метеорологические условия, рельеф местности в районе аварии, плотность застройки и проживания, наличие мест массового пребывания людей и т.п.

Массовость поражения людей в очаге химической аварии определяется как абсолютной численностью пораженных, так и их удельным весом среди населения. Массовые случаи поражения условно разделяют по интенсивности поражения (случаев на 1 тыс. населения) следующим образом: низкая - до 20; средняя - 21-50; высокая - 51-100; очень высокая - свыше 100.

Для медико-санитарной ликвидации последствий химических аварий локального и территориального уровня все лечебно- профилактические мероприятия проводятся территориальной сетью здравоохранения. Для ликвидации последствий более крупных аварий привлекают силы и средства регионального и федерального уровня.

Участие и уровень вмешательства медицинских формирований при химических авариях, количество привлекаемых сил и средств определяются в каждом конкретном случае, исходя из сложившейся ситуации. При этом учитываются: наличие пораженных и степень тяжести их состояния; реальная угроза дополнительного поражения населения; поступление в окружающую среду токсичных идентифицированных и неидентифицированных веществ; последствия заражения биосферы; опасность для человека и среды его обитания.

Перечень проводимых санитарно-гигиенических мероприятий при химических авариях включает: меры по ограничению неблагоприятных воздействий АХОВ на население; идентификацию АХОВ; оценку степени заражения и масштабов аварии; разработку рекомендаций по безопасному ведению работ в зоне поражения; оценку эффективности работ по ликвидации последствий аварии.

Приоритетными санитарно-гигиеническими направлениями деятельности в районе химической аварии являются:

• санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения, которое осуществляется специализированными формированиями санэпидслужбы;

• проведение санитарно-химической разведки и определение степени опасности заражения окружающей среды (воздух, вода, почва, растительность и др.);

• разработка рекомендаций по защите пораженных, населения и спасателей в зоне аварии;

• оценка степени заражения кожных покровов, слизистых оболочек, одежды, обуви и других объектов; организация санитарно-пропускного режима и контроля за специальной обработкой пораженных и лиц, имеющих заражения;

• разработка рекомендаций по эвакуации пораженных и лиц, находящихся в зоне аварии, и по оптимальному проведению эвакуационных работ;

• оценка состояния здоровья населения, попавшего в зону химичес­кого заражения;

• разработка рекомендаций по режиму работы аварийно-спаса­тельных и специализированных формирований и санитарно-гигиенический контроль за их функционированием;

• разработка прогноза развития санитарно-эпидемиологической обстановки в районе аварии и определение характера, последовательности и объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с расчетом соответствующих сил и средств;

• оценка предлагаемых методов дегазации и гигиенический контроль за состоянием объектов окружающей среды после проведения дегазационных мероприятий;

• гигиеническая оценка пригодности и безопасности источников питьевого водоснабжения и продуктов питания;

• противоэпидемические мероприятия по предупреждению заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, а также выявлению, локализации и ликвидации эпидемических очагов;

• санитарный контроль за утилизацией зараженных отходов и захоронением погибших и умерших.

Непосредственно при возникновении химических аварий санитарно- гигиенические мероприятия проводятся по следующим основным направлениям:

• санитарно-эпидемиологический надзор за условиями окружающей среды на аварийном объекте и смежных с ним предприятиях;

• оценка состояния здоровья людей;

• проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.

Для анализа санитарно-эпидемиологической обстановки,создавшейся после химической аварии, целесообразно применять оперативное прогнозирование (методы математического расчета). Основой для этих расчетов являются материалы санитарного паспорта потенциальной аварийной опасности конкретного химического производства и паспорта безопасности административно-территориальных единиц. С учетом полученных расчетных данных могут быть оценены рациональность уже принятых в первые часы после аварии решений и многовариантность сценария ее развития.

Результатом гигиенической оценки аварийной ситуации в первые часы после аварии являются:

-определение зон опасности отравлений.

-разработка рекомендаций по применению средств защиты людей (индивидуальных и коллективных), разработка рекомендаций по дегазационным мероприятиям и объему эвакуации людей из зоны поражения.

Проводится информирование медицинского персонала, осуществляющего оказание медицинской помощи пораженным, об уровнях воздействия АХОВ с их токсикологической оценкой, предоставляются сведения об особенностях биологического действия токсиканта.

При аварии с неизвестным химическим веществом на первоначальном этапе производится опрос населения для сбора сведений о жалобах на самочувствие, наличие специфического запаха, раздражение верхних дыхательных путей и производится регистрация всех случаев «неизвестных» заболеваний, а также заболеваний (падежа) домашних животных, гибель рыб, поражение растительности и др.

После завершения предварительной гигиенической оценки аварийной ситуации и проведения ориентировочных санитарных прогнозов последствий химического заражения составляется оперативный перечень санитарно-гигиенических мероприятий, целью которых является санитарный надзор за состоянием окружающей среды, ликвидация последствий аварии и оценка здоровья людей.

В первоначальный период (этап гигиенической диагностики и анализа) уточняются границы химического заражения и проводится нанесение их на карту. Определяются расстояния до ближайших населенных пунктов и уточняется информация о количестве и составе проживающих. На основе этих данных, а также работ по индикации веществ органами и учреждениями санэпиднадзора определяются объемы санитарно-гигиенических мероприятий по ликвидации последствий химических аварий.

Особая роль в ряде мер защиты принадлежит так называемой медицинской защите, предусматривающей использование химиопротекторов и антидотов. Эти мероприятия должны осуществляться прежде всего работающими в очаге или вблизи него аварийно-спасательными или специализированными медицинскими бригадами. В рамках подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты следует проводить обучение специалистов и накапливать соответствующие средства защиты.

Прерогативой санитарно-гигиенических исследований при химических авариях являются оценка состояния здоровья людей и мониторинг химического заражения окружающей среды.

Для оценки возможных санитарных последствий химического заражения рекомендуется исследовать следующие объекты:

• воздушную среду;

• почву (поверхностные и глубокие слои);

• воду открытых водоемов;

• воду из подземных источников (колодцы, артезианские скважины);

• снеговой покров, лед;

• воздух жилых помещений, мест временного пребывания людей;

• смывы с поверхностей помещений, растений и т.п.

Почва является основной средой, в которой аккумулируются и длительно сохраняются опасные химические вещества. Как правило, наблюдается миграция химических веществ по профилю почвы в более глубокие слои с дальнейшим накоплением как химических веществ, так и продуктов их разложения в растениях. Как показывает опыт гигиенических наблюдений, даже в случае проведения дегазационных мероприятий, остаточное заражение некоторыми АХОВ поверхностных и глубоких слоев почвы и растительности может сохраняться до 4-5 лет.

Следует отметить, что значительная часть АХОВ рано или поздно попадает в водоисточники. Опасность и степень заражения ими зависят от вида водоисточник, химических свойств и агрегатного состояния веществ, их стойкости в воде и других условий. Как правило, наиболее вероятно заражение непроточных относительно небольших водоемов (пруды, озера, колодцы) и рек. Самыми опасными в смысле заражения являются АХОВ, хорошо растворимые в воде. Учитывая высокую опасность химического заражения воды, необходим гигиенический контроль за всеми поверхностными и подземными водоисточниками. Контроль качества воды необходимо проводить периодически до получения достоверных данных об отсутствии химического заражения.

Распространение заражений АХОВ в окружающей среде в зимний период может быть оценено по содержанию веществ в снеговом или ледяном покровах.

Заражение воды АХОВ приводит к попаданию их в корневую систему растений и к накоплению в зеленой массе, овощах и фруктах. Возможна и сорбция АХОВ из атмосферного воздуха в момент аварии. Гигиеническое заключение о содержании этих веществ в растениях, фруктах и овощах является основой для принятия решения об их использовании населением.

При обнаружении АХОВ в воде и в случае выхода из строя объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения принимаются экстренные меры по обеспечению доброкачественной питьевой водой (подвоз воды в автоцистернах, дегазация и обеззараживание воды). Продукты питания, хранящиеся в негерметичной упаковке, подлежат гигиенической экспертизе. При обнаружении в них АХОВ они подлежат обработке или уничтожению. При необходимости организуется специальная площадка для временного питания с соответствующим благоустройством, мойкой и дезинфекцией.

В случае эвакуации населения предусматриваются места для временного размещения эвакуированных из расчета 2,75 м2 на 1 чел. В палаточных городках минимальная норма площади должна быть не менее 2,0-2,5 м2 на 1 чел.

Организационно-технические мероприятия:

К основным организационно-техническим мероприятиям обеспечения химической безопасности населения относятся:

• определение задач и планирование мероприятий по обеспечению химической безопасности населения;

• формирование организационных основ обеспечения химической безопасности населения и ликвидации последствий химических аварий;

• оповещение населения;

• использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

• эвакуация населения;

• нормализация химической обстановки при ее ухудшении.

Определение задач и планирование мероприятий по обеспечению химической безопасности населения:

Целью планирования мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности населения, предупреждение возможных химических аварий и ликвидацию их последствий, являются:

проведение мероприятий по защите населения, проживающего вблизи ХОО, обеспечение подготовки и эффективного использования имеющихся сил и средств по предупреждению возможных химических аварий и ликвидации их последствий, выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в сроки, удовлетворяющие требованиям для выживания пострадавших.

Основные исходные данные для заблаговременного планирования:

• данные о размещении XOO на территории, их классификации по степени опасности, типе и количестве АХОВ, хранящихся и используемых при производстве или производимых на данном объекте, условиях их хранения, транспортировки, типе химической обстановки и ее особенностях, которая может возникнуть при аварии;

• данные об инфраструктуре территории, попадающей под воздействие последствий химической аварии, количестве проживающего на ней населения, обеспеченности населения средствами коллективной и индивидуальной защиты, наличии и возможности систем оповещения, степени готовности органов управления и населения к действиям при угрозе и возникновении химической опасности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...