Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распоряжение Совета Министров СССР «О мерах по оздоровлению политической обстановки в ГДР»

2 июня 1953 г.

В результате проводимой неправильной политической линии в Германской Демократической Республике создалось весьма неблагополучное политичес­ки экономическое положение.

Среди широких масс населения, в том числе среди рабочих, крестьян и интеллигенции существует серьезное недовольство проводимыми в ГДР политичес­ки хозяйственными мероприятиями. Это находит наиболее явное выражение в массовом бегстве жителей ГДР в Западную Германию. Так, с января 1951 г. апрель 1953 г. бежало в Западную Германию 447 тыс. человек, в том числе только за четыре месяца 1953 года — свыше 120 тыс. человек. Значительную часть бежавших составляют трудовые элементы…

Главной причиной создавшегося положения нужно признать то, что, в соот­ветствии с решением второй конференции СЕПГ, одобренным Политбюро ЦК ВКП(б), неправильно был взят курс на ускоренное строительство социализма в Восточной Германии без наличия необходимых для этого реальных как внут­ренних, так и международных предпосылок. Проводимые в связи с этим со­циально-экономические мероприятия, как-то: форсирование развития тяже­лой промышленности, не обеспеченной к тому же сырьем, резкое ограниче­ние частной инициативы, задевающее интересы широкого круга некрупных собственников, как в городе, так и в деревне, и лишение продовольственных карточек всех частных предпринимателей и лиц свободной профессии, осо­бенно — поспешное создание сельскохозяйственных кооперативов при от­сутствии необходимой для этого почвы в деревне, привели к серьезным зат­руднениям в области снабжения населения промышленными и продоволь­ственными товарами, к резкому падению курса марки, к разорению большого количества мелких собственников-ремесленников, кустарей и др. и настрои­ли значительные слои населения против существующей власти…

Политическая и идеологическая работа, проводимая руководством СЕПГ, не отвечает задачам укрепления Германской Демократической Республики. В частности, были допущены серьезные ошибки в отношении духовенства, вы­разившиеся в недооценке влияния церкви среди широких масс населения и в грубом администрировании и репрессиях.

Следует признать также серьезной ошибкой недооценку политической ра­боты среди интеллигенции. Этим в известной мере объясняются имеющие место среди значительной части интеллигенции колебания, неустойчивость и даже враждебное отношение к существующему строю.

Все это создает серьезную угрозу политической устойчивости Германской Демократической Республики.

Для исправления создавшегося положения необходимо:

Признать неправильным в нынешних условиях курс на форсирование строительства социализма в ГДР, взятый СЕПГ и одобренный Политбюро ЦК ВКП(б) в решении от 8 июля 1952 года.

В целях оздоровления политической обстановки в ГДР и укрепления на­шей позиции как в самой Германии, так и в вопросе о Германии в международ­ном плане, а также обеспечения и расширения базы массового движения за создание единой демократической, миролюбивой независимой Германии ре­комендовать руководству СЕПГ и правительству ГДР проведение следующих мероприятий:

а) прекратить искусственное насаждение сельскохозяйственных производ­ственных кооперативов, не оправдавших себя на практике и вызывающих не­ довольство среди крестьянства…

б) укрепить существующие и по мере возможности создавать новые машинопрокатные станции как главный рычаг воздействия на деревню и как основ­ное средство помощи трудовому крестьянству в деле поднятия продуктивности сельского хозяйства.

Помимо помощи товариществам по совместной обработке земли машино­прокатные станции должны обслуживать и индивидуальные крестьянские хо­зяйства на арендных началах;

в) отказаться от политики ограничения и вытеснения среднего и мелкого частного капитала как от преждевременной меры. В целях оживления эконо­мической жизни республики признать целесообразным широкое привлече­ние частного капитала в различных отраслях мелкой и кустарной промышлен­ности, в сельском хозяйстве, а также а области торговли, не допуская при этом его концентрации в крупных размерах…

г) пересмотреть пятилетний план развития народного хозяйства ГДР в сто­рону сокращения чрезмерно напряженных темпов развития тяжелой промыш­ленности и резкого увеличения производства товаров массового потребле­ния, а также полного обеспечения населения продовольствием с тем, чтобы в ближайший период можно было ликвидировать карточную систему снабже­ния продовольственными товарами;

д) провести необходимые мероприятия по оздоровлению финансовой сис­темы и по сокращению административных и специальных расходов, а также по укреплению и повышению курса марки ГДР;

Обязать Верховного Комиссара СССР в Германии т. Семенова и Главнокомандующего советскими оккупационными войсками т. Гречко устранить име­ющиеся недостатки в осуществлении оккупационного режима советскими войсками. Принять меры к тому, чтобы пребывание советских оккупационных войск как можно меньше задевало непосредственные интересы гражданско­го населения, в частности, освободить все занятые советскими войсками по­мещения учебных заведений, больниц и культурных учреждений. (36. Т. 3. С. 121-123)

5.Протокол о прекращении взимания германских репараций и о других мерах по облегчению финансово-экономических обязательств Германской Демократической Республики, связанных с последствиями войныАвгуст 1953 г.

Правительства Советского Союза и Германской Демократи­ческой Республики обсудили и пришли к соглашению о прове­дении следующих мероприятий.

I. Советское Правительство, по соглашению с Правительством Польской Народной Республики (в отношении касающейся ее доли репараций), полностью прекращает с 1 января 1954 года взимание репараций с Германской Демократической Республи­ки как в форме товарных поставок, так и в любой другой фор­ме...

II. Советское Правительство безвозмездно передает с 1 января 1954 года в собственность Германской Демократической Рес­публики находящиеся в Германии 33 машиностроительных, хи­мических, металлургических и других предприятий, перешедших в собственность СССР в порядке уплаты репараций...

Вместе с тем Советское Правительство освобождает Гер­манскую Демократическую Республику от задолженности в сумме 430 млн. марок, образовавшейся в связи с уступкой в 1952 году Советским Правительством Правительству ГДР 66 советских промышленных предприятий в Германии. (4. С.53)

6. Отношения между Советским Союзом и ГДР. (Из заявления Советского правительства)

Март 1954 г.

Правительство Советского Союза неизменно руковод­ствуется стремлением содействовать урегулированию гер­манской проблемы в соответствии с интересами укрепления мира и обеспечения национального воссоединения Германии на демократических основах.

Этим целям должно служить проведение практических мер по сближению Восточной и Западной Германии, осуще­ствление свободных общегерманских выборов, заключение мирного договора с Германией.

Несмотря на усилия Советского Союза, на недавно со­стоявшемся Берлинском совещании Министров Иностранных Дел четырех держав не было предпринято каких-либо шагов для восстановления национального единства Германии и за­ключения Мирного Договора.

Ввиду такого положения и в результате переговоров, ко­торые Советское правительство провело с правительством Германской Демократической Республики, правительство СССР признает необходимым уже теперь, до объединения Германии и заключения Мирного Договора, предпринять дальнейшие шаги, идущие навстречу интересам германского народа, а именно:

1.Советский Союз устанавливает с Германской Демо­кратической Республикой такие же отношения, как и с дру­гими суверенными государствами.

Германская Демократическая Республика будет сво­бодно решать по собственному усмотрению свои внутренние и внешние дела, включая вопросы взаимоотношений с За­падной Германией.

2. За Советским Союзом остаются в Германской Демо­кратической Республике функции, связанные с обеспечением безопасности, вытекающие из обязательств, возложенных на СССР по соглашениям четырем держав.

Советское правительство приняло к сведению заявление правительства Германской Демократической Республики о том, что оно будет соблюдать обязательства, вытекающие для Германской Демократической Республики из Потсдамского соглашения о развитии Германии как демократического и миролюбивого государства, а также обязательства, связанные с временным пребыванием советских войск на территории ГДР.

3. Наблюдение за деятельностью государственных органов Германской Демократической Республики, осуществлявшееся до сих пор Верховным Комиссаром СССР в Германии, отменяется.

В соответствии с этим функции Верховного Комиссара СССР в Германии ограничиваются теми вопросами, которые связаны с указанным выше обеспечением безопасности и поддержанием соответствующих связей с представителями оккупационных властей США, Англии и Франции по вопро­сам общегерманского характера, вытекающим из согласо­ванных решений четырех держав о Германии.

Правительство СССР считает, что существование «Окку­пационного статута», установленного для Западной Германии Соединенными Штатами Америки, Англией и Францией, не только несовместимо с демократическими принципами и на­циональными правами германского народа, но в настоящих условиях, затрудняя сближение между Западной и Восточ­ной Германией, является одной из главных препон на пути национального воссоединения Германии. (36. Т.3. С. 253-254)

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...