Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция внешней политики Российской Федерации.

(Утверждена Указом президента России 28 ию­ня 2000 г.]

I. Общие положения

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможнос­тей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и не­гативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284-рп, и в других документах.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России явля­ется защита интересов личности, общества и государства.

В рамках этого процесса главные усилия должны быть направ­лены на достижение следующих основных целей:

обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укреп­ление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наиболь­шей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строя­щегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и сво­бод человека;

формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению воз­никновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными страна­ми и межгосударственными объединениями в процессе решения за­дач, определяемых национальными приоритетами России, строитель­ство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и со­отечественников за рубежом;

содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

П. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации

Трансформация международных отношений, прекращение конфрон­тации и последовательное преодоление последствий «холодной вой­ны», продвижение российских реформ существенно расширили возмож­ности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта…

В то же время в международной сфере зарождаются новые вы­зовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тен­денция к созданию однополярной структуры мира при экономиче­ском и силовом доминировании США. При решении принципиаль­ных вопросов международной безопасности ставка делается на за­падные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, нацио­нальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в об­ход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подры­вает основы правопорядка.

Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость со­временного мира с разнообразием его интересов…

Интересы России непосредственно связаны и с другими тенден­циями, среди которых:

глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения че­ловеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризи­сов. Растет риск зависимости экономической системы и информаци­онного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

усиление роли международных институтов и механизмов в миро­вой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и дру­гие), вызванное объективным ростом взаимозависимости госу­дарств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России — полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования миро­вой финансово-экономической системы в современных условиях;

развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональ­ной и субрегиональной безопасности и миротворчества;

военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интег­рационные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобре­тает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.

Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Рос­сийской Федерации; что затрудняет успешное отстаивание ее внеш­неэкономических интересов,: сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом1.

Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного-места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государст­венности, консолидация гражданского общества и скорейший пере­ход к устойчивому экономическому росту…

III. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем…

1. Формирование нового мироустройства

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного ува­жения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сооб­щества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыт­кам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.

Усиление консолидирующей роли ООН в мире предполагает:

неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Без­опасности ООН;

рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, включая наращивание ее возможностей по предотвращению и урегу­лированию кризисов и конфликтов;

дальнейшее повышение эффективности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание междуна­родного мира и безопасности, придание этому органу большей пред­ставительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств. Реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Россия придает большое значение своему участию в группе вось­ми наиболее развитых индустриальных государств. Рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим про­блемам современности как одно из существенных средств отстаива­ния и продвижения своих внешнеполитических интересов, Россий­ская Федерация намерена наращивать взаимодействие с партнерами по этому форуму.

2. Укрепление международной безопасности

Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении страте­гической и региональной стабильности…

3. Международные экономические отношения

Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содей­ствие развитию национальной экономики, которое в условиях глоба­лизации немыслимо без широкого включения России в систему ми­рохозяйственных связей…

IV. Региональные приоритеты

Приоритетным направлением внешней политики России явля­ется обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Неза­висимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны...

Отношения с европейскими государствами — традиционное при­оритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальней­шем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении…

Российская Федерация готова к преодолению значительных труд­ностей последнего времени в отношениях с США, сохранению соз­дававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения между­народной обстановки и обеспечения глобальной стратегической ста­бильности…(27. С. 536-550)

4. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭС)Астана.10 октября 2000 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами... договорились о сле­дующем:

Статья 1. Учреждение международной организации

Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международ­ную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее — ЕврАзЭС или Сообщество).

ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суве­ренными и равноправными субъектами международного права.

Статья 2. Цели и задачи

ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных Соглашениях о Та­моженном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономиче­ской и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченны­ми в указанных документах этапами.

Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продол­жают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору…

Статья 12. Местонахождение органов

Местом нахождения Интеграционного Комитета является город Астана (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация).

Местом нахождения Межпарламентской Ассамблеи является го­род Санкт-Петербург (Российская Федерация)…

Статья 18. Срок действия и вступление в силу

Настоящий Договор заключается на неопределенный срок... (27. С. 550-554)

5. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничестваШанхай. 15 июня 2001 г.

Главы государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации. Республики Таджикистан и Республики Узбекистан,

торжественно объявляют о следующем:

1.Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджи­кистан и Республика Узбекистан создают Шанхайскую организа­цию сотрудничества.

2.Целями «Шанхайской организации сотрудничества» являются:
укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-техни­ческой, культурной, образовательной, энергетической, транспортной,
экологической и других областях; совместные усилия по поддержа­нию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рациональ­ного политического и экономического международного порядка…

8. Шанхайская организация сотрудничества придает приоритет­ное значение региональной безопасности и предпринимает все необ­ходимые усилия для ее обеспечения. Государства-участники будут осуществлять тесное взаимодействие в целях реализации Шанхай­ской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстре­мизмом, в том числе путем учреждения региональной антитеррори­стической структуры Шанхайской организации сотрудничества с месторасположением в г. Бишкеке.

Кроме этого, будут разработаны соответствующие многосторон­ние документы о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов пре­ступной деятельности… (27. С. 555-557)

6. Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭС)

Санкт-Петербург. 25 января 2006 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, являющиеся государствами - членами Евразийского экономического сообщества, с одной стороны, и Республика Узбекистан, с другой стороны ... договорились о сле­дующем:

Статья 1. Настоящим Протоколом Республика Узбекистан присоединяется к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и принимает на себя в полном объеме права и обязательства, вытекающие из него. (38. 2006. - № 6. С. 5-6)

 

Использованные источники

1. Август 1968 года. Обзор документов Архива внешней политики Российской Федерации / Международная жизнь. – 1992. - № 8/9. – С. 147-159.

2.Антология мировой политической мысли. В 5 т. т. II. Зарубежная политическая мысль. ХХ в. / Нац. обществ-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; Ред.-науч. совет: пред. совета Г. Ю. Семинин и др. – М.: Мысль, 1997. - 830 с.

3.Антология мировой политической мысли. В 5 т. т. V. Политические документы. / Нац. обществ-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; Ред.-науч. совет: пред. совета Г. Ю. Семигин и др. – М.: Мысль, 1997. - 765 с.

4.Арлазарова С.М., Казакова Н.И. Проблемы социалистического развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы (1944-1981). Практикум для студентов-заочников 4-го курса исторических факультетов педагогических институтов. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 1983. Вып. первый - 144 с.

5.Арлазарова С.М., Казакова Н.И. Проблемы социалистического развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы (1944-1981). Практикум для студентов-заочников 4-го курса исторических факультетов педагогических институтов. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 1983. Вып. второй - 161 с.

6.Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США, Великобритании. – М., 1989.

7.Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998). Хрестоматия в двух томах / Сост. Т.А.Шаклеина. Т.2. Документы. М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. –512 с.

8.Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. В 2 томах / Отв. ред. Г.П. Мурашко. Т. 1. 1944-1948 гг. – М. - Новосибирск, «Сибирский хронограф». 1998. – 985 с.

9.Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. В 2 томах / Отв. ред. Г.П. Мурашко. Т. 2. 1949-1953 гг. – М. - Новосибирск, «Сибирский хронограф». 1998. – 1004 с.

10.Деятельность Советской военной администрации в Германии по демилитаризации советской зоны оккупации Германии. 1945-1949. Сборник документов. - М.: Россия молодая, 2004. – 882 с.

11.Документы «комиссии Суслова». События в Польше в 1981 г. Из архива Президента РФ / Новая и новейшая история. 1994. - № 1. С. 84-105.

12.История США. Хрестоматия: пособие для вузов / Сост. Э.А.Иванян. – М.: Дрофа, 2005. – 399 с.

13.Италия: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988. – 391 с.

14.Колобов О.А., Корнилов А.А., Рыхтик М.И., Цхай И.В. Проблема войны и мира в ХХ веке. Хрестоматия. Том 1. – Нижний Новгород, Изд-во Нижегор. гос. ун-та им. Лобаче6вского, 1996. – 277 с.

15.Коминтерн против фашизма. Документы. М.: Наука, 1999. – 506 с.

16.Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. Проф. В.В. Маклаков – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК. - 1999. – 584 с.

17.Конституции зарубежных социалистических государств. М.: Госюриздат, 1956 . – 460 с.

18.Кочегарова Н.И., Кочегаров В.Ф. Всемирная история. Великобритания между двумя войнами, 1918-1940 гг. Практикум. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. – 112 с.

19.Кочегарова Н.И., Кочегаров В.Ф. Всемирная история. Соединенные Штаты Америки, 1918-1945 гг. Практикум. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. – 72 с.

20. Крымская конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США, Великобритании. – М., 1984.

21.НАТО. Справочник. Брюссель: Бюро информации и печати НАТО, 1995. – 368 с.

22.Новые документы по новейшей истории: Хрестоматия для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ред. и сост. Г.Н. Севостьянов. М.: Просвещение. – 350 с.

23.Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 2: Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. «Закат Европы». – 288 с.

24.Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 3: Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК. Становление постиндустриального общества. – 384 с.

25.СВАГ. Управление пропаганды (информации) и С.И. Тюльпанов. 1945-1949. Сборник документов М.: Россия молодая, 1994. – 255 с.

26.Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 / Под ред. А.Д.Богатурова. Том второй. Документы. 1918-1945. – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2024. - 358 с.

27.Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 / Под ред. А.Д.Богатурова. Том четвертый. Документы. 1945-2003. – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2004. - 598 с.

28.Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953. В 2-х тт. Документы / Т. 1. 1944-1948 гг. Отв. редактор – Т.В. Волокитина. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. –687 с.

29.Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953. В 2-х тт. Документы / Т. 2. 1949-1953 гг. Отв. редактор – Т.В. Волокитина. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 928 с.

30.Советско-венгерские отношения. 1948-1970 гг. Документы и материалы / М-во ин. дел СССР и м-во ин. дел ВНР. - М.: Политиздат, 1974. – 726 с.

31.Совещания Коминформа, 1947, 1948, 1949. Документы и материалы. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998.

32.Союзная контрольная власть. План для репараций и послевоенного уровня германской экономики в соответствии с решением Берлинской конференции. б. м. 1947.

33.СССР и германский вопрос. 1941-1949. Документы из Архива внешней политики России: В 3х тт. – Т. I: 22 июня 1941 г. - 8 мая 1945 г. / Сост. Г.П. Кынин и Й. Лауфер. – М.: Междунар. отношения. 1996. – 784 с.

34.СССР и германский вопрос. 1941-1949. Документы из Архива внешней политики России: В 3х тт. – Т. II: 9 мая 1945 г. – 3 октября 1946 г. / Сост. Г.П. Кынин и Й. Лауфер. – М.: Междунар. отношения. 2000. – 880 с.

35.Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. – М., 1984.

36.Хрестоматия по новейшей истории. В 3 томах. Документы и материалы. – М.: Издательство социально-экономической литературы, Под ред. Б.Г. Гафурова, Л.И. Зубока, И.М. Майского, А.С. Перевертайло, В.Г. Трухановского. 1960-1961. т.1 1917-1939 гг. - 927 с.. т.2 1939-1945 гг. – 765 с. т.3. (1961) 1945-1961 гг. – 775 с.

37.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т. 2. Современное государство и право / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М.: Норма, 2003.- 672 с.

38.Журнал «Бюллетень международных договоров»

39.Журнал «Дипломатический вестник»

40.Diedrch T. Der 17. Juni 1953 in DDR bewaffnete Gewalt gegen d. Volk. – Berlin, 1991.

41.http: // polska Ludowa. com / opozycia / dokumentacya / 21 – postulatow. htm

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...